В данной части выпускной квалификационной работы проведен анализ имиджевой оценки главы региона. Для выполнения практической части дипломной работы было выбрано два вида исследований: мониторинг и контент-анализ, с помощью которых были определены характеристики имиджа главы региона.
Первый вид исследования, который был взят за основу - мониторинг. Мониторинг - (англ. monitoring от лат. monitor - предостерегающий) непрерывное, длительное наблюдение за состоянием среды (явлений, процессов и т.д.). Сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их (явлений, процессов) действительном положении, тенденциях их развития, соответствия желаемому результату или исходному положению. Мониторинг в связях с общественностью - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации о сфере паблик рилейшнз, ее элементах. Мониторинг СО должен ориентировать на информационное обеспечение ПР - деятельности, раскрывать состояние базисного и технологического субъектов паблик рилейшнз, способствовать прогнозу их развития. Мониторинг может быть динамическим, когда изучаемый объект рассматривается в развитии. Конкурентный предполагает обследования противоположных систем. Сравнительный мониторинг осуществляется при сопоставлении одних результатов с другими, объектов более высокого уровня. Комплексный - экспертиза проводится по нескольким основаниям. Применительно к связям с общественностью мониторинг может быть информационным, при котором происходит структуризация, накопление и распространение информации. Фоновый мониторинг предназначен для выявления новых проблем и рисков в связях с общественностью. Проблемный - выявление причин и закономерностей развития паблик рилейшнз.
|
Исследования в области связей с общественностью требуют сбалансированного применения многих исследовательских методов. Перечисленные методы исследования универсальны и могут быть использованы во всех научных сферах, в том числе в СО. Обоснование понятий, определений, анализ различных сторон изучаемого предмета, вычленение его составных частей и соединение их в единое целое являются необходимыми условиями выполнения научного исследования [6, с. 52].
Средства массовой информации(СМИ) являются основным транслятором имиджформирующей информации, в связи с этим, для определения имиджевых оценок губернатора В.В. Якушева, в данной дипломной работе были использованы мониторинг и контент-анализ публикаций в рамках проекта «Губернаторские чтения».
Для проведения исследований были выбраны одни из самых рейтинговых печатных и электронных СМИ, по итогам исследований компании «Медиология» (приложение 1). Основным фактором, формирующим рейтинг, является индекс цитируемости (ИЦ) - показатель, учитывающий количество ссылок на источник информации в других СМИ и влиятельность источника, опубликовавшего ссылку.
«Индекс цитируемости рассчитывается на базе математико-лингвистического анализа текстов 11 000 открытых источников. Во избежание самоцитирования из анализа исключены ссылки на издания, объединенные единым брендом и редакцией. Также не учитываются показатели посещаемости, тиража или аудитории. Под ссылками подразумеваются упоминания источника в контексте всех возможных словосочетаний: «в газете … опубликовано интервью», «по сообщению…», «как передали…», «по материалам…» и т.п., а также гиперссылки в интернет-изданиях» [34].
|
За основу были взяты публикации в следующих изданиях:
. «Тюменские известия»
. «Тюменская область сегодня»
. «Тюменский курьер»
. «Тюменская правда»
. «Тюменская линия»
. «Vsluh.ru»
. «Tumix.ru»
. «72.ru»
Для исследования имиджевых характеристик губернатора в рамках «Губернаторских чтений», были рассмотрены публикации, содержащие информацию непосредственно относящуюся к данному проекту.
Принцип подбора публикаций для исследований:
. Статья должна содержать информацию, непосредственно касающуюся проекта «Губернаторские чтения».
. В публикации должно быть упоминание о главе региона В.В. Якушеве.
. Текст должен содержать не только цитаты из речи губернатора, но и «мнение журналиста».
Отобрав статьи, подходящие по всем вышеперечисленным критериям, мы перешли на следующую ступень исследования: изучение оценочной характеристики, относительно деятельности главы региона в рамках проекта «Губернаторские чтения». Из общего количества публикаций (приложение 2) были выделены статьи с положительной и нейтральной оценкой.
Проведя мониторинг СМИ, было отмечено отсутствие отрицательной оценочной информации, это указывает на исключительное формирование положительного имиджа, на что СМИ, как транслятор, реагирует в первую очередь.
Проект «Губернаторские чтения» наибольшее освещение, среди выбранных СМИ, получил в публикациях информационного агентства «Тюменские известия». А по итогам рейтинга, представленного на сайте «Медиалогия» (приложение 1) агентство «Тюменские известия» является самым цитируемым издательством Тюменской области, что является положительным фактом в формировании имиджа главы региона В.В. Якушева.
|
Табл.1 Оценка имиджа главы региона
Оценочная характеристика | ||
Наименование СМИ | «положительная» | «нейтральная» |
1. «Тюменские известия» | ||
2. «Тюменская область сегодня» | ||
3. «Тюменский курьер» | ||
4. «Тюменская правда» | ||
5. «Тюменская линия» | ||
6. «Vsluh.ru» | ||
7. «Tumix.ru» | ||
8. «72.ru» | ||
Общее количество публикаций |
Подводя итоги мониторинга публикаций в СМИ (табл. 1), можно сделать вывод, что количество положительных оценок превышает количество нейтральных. Данный факт указывает на то, что СМИ, в рамках данного проекта, оценивают имидж главы региона, как положительный.
Рис. 1 Оценка имиджа губернатора В.В. Якушева
Анализируя рис. 1, можно сделать выводы, что СМИ практически в равном соотношении транслируют положительную и нейтральную оценочную информацию, относительно имиджа главы региона в рамках проекта «Губернаторские чтения». Ярким примером положительной оценки является цитата из статьи С.М. Моор, напечатанной в газете «Тюменский курьер» (приложение 3): «если мы думаем, что наша страна самая лучшая, то она самая лучшая, если мы думаем, что тюменская земля самая прекрасная, она самая прекрасная! А наш губернатор не только так думает, но и хочет сделать наш край процветающим, а мы, граждане, по идее, должны ему в этом помогать. «Губернаторские чтения» это уникальная возможность сверить свои ориентиры в научном и социальном пространстве, определить: правильно ли движется твой корабль, не сбился ли твой компас?».
Проведя анализ СМИ, было выявлено, что наибольшее количество статей, содержащих положительную оценочную информацию, опубликовано в парламентской газете «Тюменские известия» и в тюменской интернет-газете «Вслух.ru» (рис. 2).
Рис. 2 Соотношение публикаций в СМИ, содержащих положительную оценочную информацию
Далее мы рассмотрим размещение публикаций с нейтральной оценочной информацией. В данном случае, под «нейтральной», следует понимать информацию, содержащую лишь факты и не вносящую эмоциональную оценку в текст. Например, на сайте «Вслух.ru», в опубликованной статье, под названием «Губернаторские чтения»: стратегию нужно реализовывать», написано следующее: «Губернаторские чтения» касаются очень широкого круга тем: экономики, политики, культуры, но есть одна тема, которая возникает неизменно, - наше будущее, сообщил губернатор Тюменской области Владимир Якушев, открывая сегодня очередные «Губернаторские чтения». То есть в тексте статьи изложена конкретная информация, факт выступления губернатора.
Рис. 3 Соотношение публикаций в СМИ, содержащих нейтральную оценочную информацию
На рис. 3 изображено соотношение публикаций в СМИ, содержащих нейтральную оценочную информацию. По данным мониторинга, большее количество статей, содержащих нейтральную оценку, опубликовано в парламентской газете «Тюменские известия» и в издании «Тюменская область сегодня».
Проведенное исследование, в виде мониторинга, позволяет сделать вывод, что имидж главы региона В.В. Якушева, в рамках проекта «Губернаторские чтения» положителен. Многие журналисты в своих статьях отмечают инициативность губернатора, его участие и патронатство, рассматриваемого нами проекта.
В следующей части для исследования был использован метод контент-анализа, который является одним из наиболее распространенных научных инструментов прикладного изучения текстовой информации. Суть этой методики заключается в систематическом выделении и фиксации определенных единиц содержания текста, квантификации полученных данных и последующей интерпретации результатов с целью оценки и прогнозирования действий политических акторов. Выделяют две основные формы применения методики: направленный и ненаправленный контент-анализ.
Количественный (частотный) контент включает стандартизированные процедуры подсчета выделенных категорий. Во всех его инвариантах он заключается в установлении определенных ключевых слов (понятий) и подсчете частоты их употребления в массе отобранных текстовых материалов. Качественный контент-анализ нацелен на углубленное содержательное изучение текстового материала, в том числе, с точки зрения контекста, в котором представлены выделенные категории. Он наиболее эффективен в случаях, когда необходимо определение целей субъекта политической деятельности, выраженных в явной или латентной форме [6, с. 53].
В данной выпускной квалификационной работе использован количественный (частотный) контент-анализ, для выявления имиджевых характеристик главы региона В.В. Якушева. Проведя анализ публикаций в СМИ, было выявлено частое употребление слов «инициативность», «патронаж» и однокоренных им слов.
Инициатива - (франц. initiative - от лат. initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях[60]. Учитывая определение, можно заявить, что применение данного понятия относительно главы региона, влияет положительно на формирование имиджа. Так же, рассмотрим понятие патронаж, которое в переводе с французского («patronage») означает покровительство, попечительство. Данный термин часто употребляется в статьях, применительно к проекту «Губернаторские чтения». Например, в статье Белоусовой В., опубликованной в газете «Тюменская область сегодня»: «Напомним, что «Губернаторские чтения» - проект главы региона Владимира Якушева. Под его патронажем в Тюменской области проходит серия публичных лекций ведущих представителей отечественного экспертного сообщества - экономистов, социологов, политологов. Выступления посвящены различным аспектам российской модернизации, в том числе применительно к региональной специфике».
В практической части было подсчитано количество употребления слова «инициатива» в публикациях СМИ. Результаты представлены в таблице 2.
Табл. 2 Употребление понятия «инициатива» в публикациях СМИ
СМИ | количество статей | количество употреблений |
«Тюменские известия» | ||
«Тюменская область сегодня» | ||
«Vsluh.ru» | ||
«Тюменский курьер» | ||
«72.ru» | ||
Общее количество |
Обратимся к табл. 1, в которой указано общее количество публикаций, отобранных для анализа - пятьдесят девять статей, с упоминанием В.В. Якушева в рамках проекта «Губернаторские чтения». Пятнадцать статей (табл. 2), авторы которых, употребляют в своем тексте понятие «инициатива» или однокоренные слова. Так как слово имеет положительную смысловую нагрузку и эмоциональный фон, то можно сделать вывод, что глава региона является инициативным, деятельным, развивающимся политиком. Если брать во внимание вывод первой части данной главы, о том, что темы для каждого чтения подбираются индивидуально и являются актуальными для каждого момента времени, и сопоставить с инициативностью губернатора, то складывается положительный имидж умного, развивающегося, интересующегося, амбициозного губернатора, готового расти и вести за собой общественность.
Табл. 3 Употребление понятия «патронаж» в публикациях СМИ
СМИ | количество статей | количество употреблений |
«Тюменская область сегодня» | ||
«Тюменский курьер» | ||
«Тюменская линия» | ||
«Vsluh.ru» | ||
Общее количество |
Далее, проанализировав и просчитав количество употребления понятия «патронаж», можно отметить, что из пятидесяти девяти публикаций, в четырнадцати из них содержится данное слово. Понятие «патронаж» используют в рамках проекта «Губернаторские чтения», объясняя что В.В. Якушев участвует в каждом чтении, поддерживает их и ищет новые способы совершенствования проходящих дискуссий. Если проследить развитие, опираясь на первую часть данной главы, можно сказать, что у губернатора, получается, достигать поставленных целей. Так же важным моментом является то, что губернатор может не только проявить инициативу по созданию проекта, но и реализовывать его и совершенствоваться ежегодно.
Таким образом, в данной части выпускной квалификационной работы было проведено два вида исследования: мониторинг и количественный контент-анализ. В процессе исследования были изучены имиджевые оценки губернатора в печатных и электронных СМИ, в рамках «Губернаторских чтений». По итогам мониторинга было выявлено, что выбранные нами для анализа, публикации носят положительный или нейтральный характер, что говорит о позитивном влиянии проекта на имидж главы региона В.В. Якушева.
Сделав контент-анализ, были выбраны основные характеристики, присваиваемые губернатору: инициатива и патронаж проекта. Первая характеристика раскрывает губернатора, как деятельную, развивающуюся, интересующуюся личность, готовую расти «над собой» и вести за собой общественность Тюменского региона. Патронатство, попечительство проекта «Губернаторские чтения» говорит о том, что глава региона не только выдвигает идеи, но и сам, реализовывает проект, поддерживает его развитие и становление в Тюменской области и РФ. Данный факт говорит об умении губернатора, ставить цели и достигать их. А это важнейший показатель для общественности, потому что человек, умеющий отлично реализовывать свои идеи, может так же отлично управлять регионом.
Заключение
Тема формирования имиджа политического деятеля является актуальной в наше время. В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен имидж политического лидера, его специфика и технологии формирования. В профессиональной деятельности очень важно уметь управлять своим имиджем, потому что это первый аспект, на который обращает внимание общественность. Особенно важна работа с имиджем в политической сфере. От того, как будет восприниматься портрет главы региона, на прямую зависит отношение людей ко всей системе в целом, т.к. губернатор является представителем власти в глазах общественности. Очень важно умело и профессионально создать имидж политику, чтобы его фигура не вызывала негативный резонанс. Это и стало причиной выбора темы для выпускной квалификационной работы: «Губернаторские чтения» как имиджформирующее мероприятие главы региона на примере деятельности В.В. Якушева.
В соответствии с поставленной целью и задачами работы, было сделано следующее:
1) изучено понятие «персональный имидж», технологии и инструменты его формирования;
) рассмотрена специфика формирования имиджа политического лидера, каналы коммуникации;
) рассмотрен проект «Губернаторские чтения», как знаковое событие в жизни региона, его развитие и резонанс;
) анализ имиджевой оценки главы региона, в рамках проекта «Губернаторские чтения», с помощью мониторинга и контент-анализа.
Анализ научной литературы и результаты исследования позволили сделать вывод, что формирование имиджа политического лидера требует особого подхода и использование инструментариев и технологий, выделенных в первой главе. В практической части выпускной квалификационной работы были применены методы анализа: мониторинг и контент-анализ, которые доказали положительное влияние проекта «Губернаторские чтения» на имидж главы региона В.В. Якушева. В этом помогают удостовериться рассмотренные во второй главе публикации с положительной оценкой, и выявленные ключевые слова («инициатива», «патронаж»), используемые в статьях, позиционирующие губернатора как активную, развивающуюся, амбициозную личность.
Результаты дипломного исследования могут быть применены в работе ПР-специалистов, имиджмейкеров, спичрайтеров, политологов.
Литература
1. Борисов В.А., Быков И.А., Гончаров В.Э., Гусев К.А., Шуршиков А.Б. Связи с общественностью в политике: Учебное пособие/ СПбГУТ. - СПб, 2000. - 87 с.
2. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов / К.П. Боришполец. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 230 с.
3. Володарская Е.А. Имидж науки как социально-психологический феномен. Монография. - М.: ИИЕТ РАН им. С.И. Вавилова, 2006. 140 с.
4. Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе - 2001 - 148 с.
5. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретико-методологический анализ [Автореферат].: Москва, 2005,
. Герасимова, Г.И. Методология и методы исследования в связях с общественностью [Текст]: учебное пособие / Г.И. Герасимова; под ред. П.С. Медведева. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. - 104 с.
. Связи с общественностью: теория, практика, коммуникационные технологии: Учеб. пособие. для студентов вузов / Под ред. В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 138 с
8. Егорова-Гантман Е.В. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков/ Под редакцией доктора политических наук Е.В. Егоровой-Гантман. - 90 с.
9. Егорова - Гантман Е.В. Как делать имидж политика/ Под редакцией доктора политических наук Е.В. Егоровой-Гантман и И.Е. Минтусова. - 67 с.
10. Жировских О.А. Имидж и его составляющие, - Мн.: Веды, - 2007. - 654 с.
11. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью.- СПБ.: Питер, 2011. - 384 с.
12. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов / В.Ф. Кузнецов. - 3-е изд., испр. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 302 с.
13. Политическая имиджелогия (коллективная монография)/ Под общ. науч. ред. Л.Г. Лаптева, Е.А. Петровой - М.: РИЦ АИМ, 2006. - 276 с.
14. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью. Часть I. Основы PR: Учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2006. - 156 с.
15. Ольшанский Д.В. Политический ПР - СПб: «Питер», 2003. - 544 с. - ИП (серия «Маркетинг для профессионалов»)
16. Имидж. Энциклопедический словарь/ [Авт., сост. - А.Ю. Панасюк]. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.: ил. - (Библиотека энциклопедических словарей).
17. ПанасюкА.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007 - 266 с.
18. Е. Петрова. Имидж политика: работа имиджмейкеров или состояние электората? // Журнал «Корпоративная имиджелогия» - 2008. - №01 (02).
19. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия. М.: Рефл - бук, К.: Ваклер - 2000. - 768 с.
20. Почепцов, Г.Г. Профессия: имиджмейкер. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. -256 с.
21. Почепцов, Г.Г. Имидж и выборы. Имидж политика, партии, президента. - Киев: Изд-во АЛЕФ - Украина, 1997. - 140 с.
. Соловьев А.И. Политические коммуникации /Учеб. пособие для студентов вузов / [Петрунин Ю.Ю. и др.]; под ред. А.И. Соловьева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 332 с.
23. Татаринова Г.Н. Введение в специальность «Связи с общественностью»: Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-вo ОмГТУ, 2000. - 45 с.
24. Политическаясоциология: Учебник для вузов /Под ред. чл. - корр. РАН Ж.Т. Тощенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 495с
25. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. - СПб.: Алетейя, 2001. - 429 с.
26. Черепанова, В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2002. - 187 с.
27. Чумиков, А.Н. Актуальные связи с общестенностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учебно-практическое пособие/А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: Высшее образование, Юрайт - Издат, 2009. - 721 с. - (Прогрессивный учебник).
28. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. Теория и практика (учебник) - Дело АНХ, 2010. - 604 с.
29. Современная политическая коммуникация: Учебное пособие / Отв. Ред. А.П. Чудинов / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 292 с.
30. Чудинов А.П. Современная политическая коммуникация: Учебное пособие / Отв. ред. А.П. Чудинов. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - 292 с.
31. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер - Изд-во Феникс, 2008, - 528 с.
32. Ульяновский А. Корпоративный имидж: Технологии формирования для максимального роста бизнеса/ Издательство: Эксмо, 2008 г., - 400 с.
. Информационно-аналитическая система «Медиалогия». Режим доступа: https://www.mlg.ru/
. Петрова Е.А. Омский опыт брендинга территорий:
на пути к новому имиджу России // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org
. «Губернаторские чтения» // Журнал Полития. Режим доступа: https://www.politeia.ru
. Профессиональный PR-портал «Советник». Режим доступа: https://www.sovetnik.ru/
. Бодалев А.А. Имидж - это серьезно // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org/art/bod_1.html
. Петрова Е.А. Имидж и судьба человека // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org/art/petrova_sudba.htm
. Профессиональный научно-популярный журнал PR-Диалог // Режим доступа: https://www.pr-dialog.ru/
. Петрова Е.А. Имиджелогия: проблемное поле и направление исследования // Академия имиджа. Режим доступа: https://academim.org/art/pet_1.html
. Яндекс/словари. Режим доступа: https://slovari.yandex.ru/