Потребность в компетенции




Способствует совершенствованию различных поведенческих актов. Удовлетворение этой потребности создает основу в овладении навыками. Ярко выражена у молодняка, который имеет небольшой жизненный опыт. В процессе игры, например, оттачиваются охотничьи навыки, социальные взаимоотношения.

Так же ярко выражена эта потребность у детей. Достигнув успеха в определенном виде деятельности они быстро теряют к нему интерес и переключаются на другой вид деятельности. Это объясняется стремлением освоить максимальное количество навыков, что в дальнейшем будет способствовать более легкой адаптации к условиям среды.

Потребность преодоления

Рефлекс свободы по Павлову. Возникает при наличие препятствия. Стимулом является препятствие, подкреплением – свобода. Наиболее ярко выражена у диких животных. Для домашних животных не столь актуальна. Но тем не менее человек постоянно сталкивается с ее проявлениями при различных взаимодействиях с домашними животными (приучение щенков к ошейнику, лошадей к седлу, в процессе взятия крови у КРС потребность в свободе проявляется уже на стадии фиксации животного).

Две или несколько потребностей могут взаимодействовать друг с другом, усиливая или подавляя одна другую. Так, например, собака в состоянии сильной усталости не соблазнится не только предложением погулять или поиграть, но может отказаться даже от еды.

Вместе с тем, собака, сидевшая весь день дома, стремится выйти на прогулку не только ради удовлетворения физиологических выделительных и двигательных потребностей, но и для удовлетворения потребности в информации, игре, общении с хозяином. Усиливая друг друга, эти потребности приводят к очень ярко выраженным поведенческим проявлениям.

Значение потребностей заключаются в том, что они формируют мотивации, которые стимулируют деятельность организма. Потребность перерастает в мотивацию когда внутренних механизмов поддержания констант становится недостаточно, т.е. когда потребность достигает порогового уровня. Состояние внешней среды может повышать или понижать это предельное значение. В отличие от потребности, индивидуум не в состоянии игнорировать мотивации.

Мотивация (побуждение к действию) – субъективно окрашенное состояние, возникающее на основе активации мозговых структур, побуждающее высших животных и человека совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей. Таким образом, мотивация формируется доминирующей потребностью организма.

Биохимические сдвиги во внутренней среде организма и действие внешних стимулов трансформируются через центральные хеморецепторы в процесс возбуждения, который активирует специальные мотивационные центры гипоталамуса (пищевой, питьевой, мотивации страха). Отсюда мотивационное возбуждение распространяется градуально, в зависимости от выраженности исходной потребности, на лимбические и ретикулярные образования вплоть до коры больших полушарий и приводит к целенаправленному поисковому поведению. Мотивационное возбуждение способствует извлечению из мозга энграмм памяти, изменяет эндокринный статус организма, повышает дискриминационную способность анализаторов, активирует эмоциональные структуры мозга, что приводит к субъективному ощущению соответствующих потребностей.

С позиции теории функциональной системы П.К. Анохина мотивационное возбуждение включается в формирование поведенческого акта уже на стадии афферентного синтеза и участвует в последующих стадиях – принятия решения и формирования акцептора результата действия. Оно играет ведущую, пейсмекерную, роль в целостной деятельности организма.

Состояние организма при мотивациях характеризуется рядом общих черт:

- повышается тонус симпато-адреналовой системы;

- наблюдается активация сенсорных систем;

- наблюдается возрастание поисковой активности;

- происходит воспоминание предыдущего опыта;

- возникают эмоции, мобилизующие ресурсы организма.

Мотивационное возбуждение, побуждающее организм к целенаправленному поведению, является устойчивым и длительно сохраняется, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. Посторонние раздражители усиливают его, при этом другие виды деятельности подавляются мотивационным возбуждением, так как оно обладает всеми свойствами доминанты. Измерить силу мотивационного возбуждения непосредственно не представляется возможным, поэтому используют косвенные методы. Мотивация может возникнуть вследствие длительного лишения животного пищи или воды, а сила мотивационного возбуждения будет зависеть от продолжительности периода депривации. Биологическая потребность в питательных веществах перерастает в мотивационное возбуждение с участием нервных и гуморальных механизмов при снижении концентрации глюкозы в крови моногастричных животных ниже 80 мг%, а потребность в воде – в том случае, когда животное теряет за счет воды более 5% живой массы. Участки гипоталамической области, специфические по метаболическим процессам, рассматриваются как мотивациогенные центры, например, пищевой и питьевой.

Животные реагируют замиранием на новые, потенциально опасные стимулы. Эта реакция имеет неоспоримую адаптивную значимость, так как неподвижность уменьшает возможность акустического или зрительного обнаружения животного хищниками. Неподвижность можно рассматривать как симптом страха, а продолжительность замирания как его интенсивность. Эмоциональные состояния, вызванные страхом, сопровождаются различными вегетативными явлениями: ускорением сердечного ритма, расширением зрачков, высоким уровнем дефекации и т.д. Животных считают высокоэмоциональными, если они усиленно испражняются и мало передвигаются. У грызунов одним из поведенческих маркеров эмоционального состояния так же является груминг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: