Передача сжатого воздуха от компрессора до ЗР и ТЦ производится по трубопроводам (воздухопроводам), которые делятся на магистрали и отводы. Магистрали это воздухопроводы, проходящие вдоль состава (локомотива), оканчивающиеся концевыми кранами с соединительными рукавами. Для этого применяются трубы диам 1,25 дюйма (34,3мм) с трубной цилиндрической резьбой. Они подразделяются на:
-Питательную (ПМ) – от компрессора до КМ. (голубая)
-Тормозную (ТМ) – от КМ до хвоста поезда. (красная)
-Вспомогательного тормоза (МВТ) – от КМ №254 до ТЦ. (желтая)
ТМ состоит из трубы, концевых кранов, разобщительных кранов, стоп- кранов, соединительных рукавов, подвесок, тройника, муфт.
Соединительные рукава
Служат для сообщения воздухопроводов в одну общую магистраль. Они подразделяются на разъемные (Р1, 369А и типоразмер Р15, Р16, Р17), у которых головки саморасцепляются при разъединении вагонов и неразъемные (Р2, Р3) с резьбовым соединением, для соединения с ТЦ, ВР.
Рукав состоит из резиновой трубки, в которую запрессованы наконечник и головка. На расстоянии 8-12мм от края ставят хомуты с зазором губок 7-16мм. В головки ставят кольца. Для соединения рукавов их надо поднять вверх и опустить. При сборке рукава испытывают на герметичность воздухом 6-7кгс/см2, и прочность водой 10-12кгс/см2. На годный рукав на хомут вешается бирка – клеймо АКП и дата ремонта (число, месяц, год). Срок службы рукавов 6 лет, а 369А соединения – 3 года.
Концевой кран №190. Предназначен для перекрытия ТМ и ПМ. (на вагонах под углом 30 град.). Состоит из корпуса, клапана с отражателем, 2х резиновых колец, экцентрика, ручки. Для перекрытия крана ручку поворачивают вверх до упора, при этом палец перемещает клапан, проходит за осевую линию на 4 град. и блокирует его.
|
25. Тормозные цилиндры их назначение и классификация. Отличие в устройстве тормозных цилиндров 188Б, 501Б, 502Б, 519Б. Действие тормозных цилиндров при торможении и отпуске. Заполнение справки ВУ-45- задача.
Стандартный ТЦ усл. № 188Б устанавливается на четырехосных грузовых вагонах, полувагонах, цистернах, платформах. Тормозной цилиндр состоит из литого чугунного корпуса 14, передней крышки 8 с удлиненной горловиной и задней крышки 15, уплотненной резиновым кольцом. Задняя крышка крепится к корпусу большим количеством болтов, чем передняя, так как испытывает усилие сжатого воздуха до 4 тс, в то время, как передняя крышка нагружена только отпускной пружиной 5, имеющей предварительную затяжку 150 - 160 кгс. На поршне 4 установлены резиновая манжета 1 и войлочное смазочное кольцо 2, удерживаемое в проточке поршня распорной пластинчатой пружиной 3. С поршнем жестко связана (посредством пальца 6) полая труба, являющаяся штоком 7. В горловине передней крышки расположены атмосферные каналы (Ат), в которых установлены сетчатые фильтры 9. Резиновая шайба 10, надетая на трубу штока, защищает внутреннюю полость ТЦ от пыли. В торец штока вставлена головка 13, в проточку которой входят винты 11, крепящие упорное кольцо 12 к штоку. Это упорное кольцо предназначено для снятия передней крышки в сборе с поршнем и отпускной пружиной. На задней крышке имеются шпильки для крепления кронштейна мертвой точки и два резьбовых гнезда: одно для присоединения трубопровода для подвода сжатого воздуха, другое, заглушённое пробкой 16, - для установки манометра. | |
Тормозные цилиндры усл.№ 519Б имеют такое же конструктивное исполнение, что и ТЦ усл.№ 188Б. но больший внутренний диаметр корпуса - 16 дюймов вместо 14, и устанавливаются на шести- и восьмиосных вагонах. | |
Тормозной цилиндр усл.№ 502Б имеет самоустанавливающийся шток 7, шарнирно связанный с поршнем 4, и помещенный в направляющую трубу 17. Головка 13 штока закреплена не на трубе, как у ТЦ усл.№ 188Б, а на штоке 7. Зазор между штоком и стенками трубы позволяет головке 13 при торможении двигаться по дуге. Тормозные цилиндры с самоустанавливающимся штоком применяются на локомотивах. | |
Тормозной цилиндр усл. № 501Биспользуют на пассажирских вагонах и на головных и прицепных вагонах электропоездов ЭР2 и ЭР9. Они имеют на задней крышке фланец для крепления воздухораспределителя. Тормозной цилиндр усл. № 501Б по устройству аналогичен тормозному цилиндру усл. № 188Б. |
|
26. Безрезьбовые соединения. Концевой кран №4314Б, трёхходовой кран №4325Б, тройник №4375-01. Ключ динамометрический Р-0127 для закрепления безрезьбового соединения. Клапан золотниковый 4316. Манометр 4316.10. Съёмник Р-042. Заполнение справки ВУ-45- задача.
27. Виды опробования тормозов: полное и сокращенное, когда они производятся. Порядок производства полного опробования тормозов, проверка плотности тормозной магистрали в пассажирских и грузовых поездах Обеспечение поездов тормозами. Порядок расчета тормозов в поездах. Заполнение справки ВУ-45- задача.
Полное производится:
- на станциях формирования перед отправлением поезда;
- после смены локомотива;
- при вызове вспомогательного локомотива под поезд при неисправностях на первой станции где имеется ПТО выполняют полную пробу;
- на станциях, разделяющих смежные гарантийные участки следования грузовых поездов, при техническом обслуживании состава без смены локомотива;
- на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где остановка поезда предусмотрена графиком движения;
- перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производится с десятиминутной выдержкой в заторможенном состоянии.
Сокращенное выполняется в следующих случаях:
|
- После прицепки локомотива к составу, если предварительно на станции было выполнено полное опробование тормозов от компрессорной установки или локомотива;
- После смен локомотивных бригад, когда локомотив от поезда не отцеплялся;
- После всякого разъединения рукавов в составе, перекрытия кранов, прицепке и отцепке вагонов;
- В грузовых поездах после стоянки более 30 минут;
- В грузовых поездах после самопроизвольного срабатывания автотормозов на стоянке, при изменении плотности более чем на 20% от указанной в справке ВУ-45;
- В пассажирских поездах после стоянки более 20 минут и падения давления в Г.Р. ниже 5,5 ат.
Осмотрщик | Машинист |
ПРОДУВКА. Открыть концевой кран хвостового вагона на 8-10сек. Сработали тормоза | |
ü Зарядка тормозной сети 0,5-0,7 кгс/см2 и по истечению не менее 2 минут протянуть скор. ленту ü Ступень торможения на 0,5-0,6 ü Сообщил результаты осмотрщику ü Отпуск (более 100 осей по сигналу хвостового о/в) | |
ЗАМЕР ВРЕМЕНИ ОТПУСКА двух хвостовых вагонов (при более 100 осей) – не более 75 сек (в зимнее время увел. в 1,5 раза) | |
Полная зарядка магистрали Давление 5,0-5,2 кгс/см2 | |
ПРОВЕРКА ПЛОТНОСТИ | ü Достижение макс давления в главных резервуарах ü Отключился компрессор ü Ждет снижения давления на 0,4-0,5 кгс/см2 ü ЗАМЕР ВРЕМЕНИ СНИЖЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ на 0,5 кгс/см2 при 2 положении ручки крана машиниста (при УКПМ – плотность по показаниям прибора) |
ЗАМЕР ЗАРЯДНОГО ДАВЛЕНИЯ В МАГИСТРАЛИ ХВОСТОВОГО ВАГОНА До 300 осей не менее 4,5 кгс/см2 Более 300 осей не менее 4,0 кгс/см2 | |
Полная зарядка тормозной сети. Снизить давление на 0,6-0,7 кгс/см2 Перевод ручки машиниста 2-5-4 положение | |
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ И ДЕЙСТВИЯ ТОРМОЗОВ ПО ВСЕМУ ПОЕЗДУ по выходу штока через 2 мин | |
Проверить плотность при 4 положении ручки крана машиниста (должно быть не более 10% в сторону уменьшения) | |
ПРОВЕРКА ОТПУСКА у всех вагонов по уходу штока ТЦ и отходу тормозных колодок от колес | |
ЗАПОЛНЕНИЕ СПРАВКИ ВУ-45 |
28. Справка формы ВУ-45, когда выдается и порядок ее заполнения. Дополнительные данные, заносимые в справку ВУ-45. Сокращенное опробование тормозов, в каких случаях производится и порядок его проведения. Заполнение справки ВУ-45- задача.
После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без автоматической регистрации параметров или локомотива, составляется под копирку в двух экземплярах справка формы ВУ - 45: подлинник справки, написанный авторучкой, вручается машинисту, а копия остается в книжке справок о тормозах и хранится в течение семи суток у должностного лица, производившего полное опробование тормозов (копии справок ВУ - 45 можно хранить в ПТО на специальном стеллаже с раздельными ячейками по сменам). Начальники или мастера ПТО должны ежедневно проверять ячейки и ликвидировать копии справок, хранящиеся более семи суток.
Если производится смена локомотивных бригад без отцепки локомотива от состава поезда, то сменяющаяся локомотивная бригада обязана передать имеющуюся у них справку о тормозах принимающей локомотивной бригаде. В этом случае осмотрщик-автоматчик выполняет сокращенное опробование тормозов с отметкой и указанием времени на оборотной стороне справки ВУ-45. При каждом сокращенном опробовании автотормозов делается отметка в справке ВУ-45. включая отметку о произошедшем изменении длины состава с указанием номера хвостового вагона.
Данные, вносимые в справку ВУ-45:
1 Штемпель станции, где производилось полное опробование тормозов:
2 Время вручения справки машинисту (сверять с часами на локомотиве) и номер вагона, у которого встречаются осмотрщики вагонов при опробовании тормозов;
3 Дата, месяц, год вручения;
4 Серия и номер локомотива, который подан под поезд;
5 Присвоенный номер поезду (последняя цифра четная - четное направление, нечетная - нечетного направления);
6 Вес поезда (грузового - без учета веса локомотива);
7 Указывать количество вагонов и осей поезда (т.к. в составе поезда могут быть 8-ми. 6-ти, 4-х - осные и другие вагоны);
8 Требуемое нажатие тормозных колодок. Расчет производит осмотрщик-автоматчик (вес поезда умножается на наименьшее тормозное нажатие на 100 тонн веса, которое составляет 33 тс для грузового груженого, 55 тс - для порожнего поезда и делится на 100);
29. Опробование электропневматических тормозов. Неисправности, выявляемые при проведении опробования тормозов. Соблюдение регламента переговоров при проведении сокращённого опробования тормозов. Заполнение справки ВУ-45- задача.
Проверка действия электропневматических тормозов. Осмотрщик хвостовой группы после получения сообщения от осмотрщика головной группы о готовности произвести проверку даёт команду машинисту локомотива произвести торможение электропневматических тормозов. Осмотрщик головной группы вагонов должен сообщить о начале торможения осмотрщику хвостовой группы. Машинисту локомотива после того как загорится сигнальная лампа «О» необходимо подать один короткий сигнал и перевести ручку крана машиниста в положение VЭ до получения давления в тормозных цилиндрах локомотива 0,1-0,15 МПа (1,0-1,5 кгс/см2), перевести ручку крана машиниста в IV положение. При тормозном положении ручки крана машиниста на световом сигнализаторе или пульте машиниста должна загореться лампа «Т» и напряжение источники питания должно быть не ниже 40 В, а при переводе ручки крана в положение перекрыша эта лампа должна погаснуть и загореться лампа «П». Осмотрщики вагонов обязаны проверить действие электропневматических тормозов во всём поезде и убедиться в их нормальной работе. После проверки тормозов на срабатывание дать команду машинисту на отпуск. При получении команды на отпуск машинист локомотива должен дать два коротких сигнала и включить тумблер цепи питания электропневматических тормозов, оставив ручку крана машиниста в положении перекрыша, включить тумблер цепи питания тормозов через 15 секунд после произведённого отпуска. Осмотрщики вагонов обязаны проверить все вагоны поезда на произведённый отпуск и сообщить о результатах проверки машинисту локомотива. Машинист локомотива после получения сообщения от осмотрщиков вагонов о проверки тормозов обязан перевести ручку крана машиниста в поездное положение, зарядить тормозную сеть поезда и выключить источник питания электропневматических тормозов.
30. Порядок осмотра, ремонта и испытаний тормозов в грузовых поездах. Проведение опробования тормозов с помощью устройства зарядки и опробования тормозов (УЗОТ). Причины, вызывающие заклинивание колесных пар, меры по предупреждению заклинивания. Заполнение справки ВУ-45- задача.
1.1 Проверка целостности тормозной сети состава и свободного прохождения сжатого воздуха по ней. После подготовки состава к полному опробованию от стационарной установки оператор установки должен зарядить тормозную сеть состава сверхзарядным давлением, завышение давление в тормозной магистрали на 0,03 МПа (0,3 кгс/см2). После завершения процесса зарядки сверхзарядным давлением тормозной сети состава осмотрщик вагонов хвостовой группы должен открыть концевой кран последнего вагона и по истечению 8-10 секунд закрыть его, убедившись в свободном прохождении сжатого воздуха. После закрытия концевого крана последнего вагона производиться зарядка тормозной сети состава с завышением зарядного давления на 0,03 МПа (0,3 кгс/см2).
1.2 Проверка тормозов состава на самопроизвольное срабатывание. После завершения зарядки состава завышенным давлением производиться ликвидация сверхзарядного давления темпом мягкости до зарядного, осмотрщики вагонов должны проконтролировать тормоза, тормоза не должны сработать.
1.3 Проверка зарядного давления в тормозной магистрали хвостового вагона. После окончания проверки состава на самопроизвольное срабатывание осмотрщик хвостовой группы должен произвести замер зарядного давления в магистрали хвостового вагона, после замера сообщить оператору установки давление в тормозной магистрали хвостового вагона.
1.4 Проверка плотности тормозной сети состава. Проверка на плотность производиться после стабилизации давления в тормозной сети состава, оператор стационарной установки должен проконтролировать проверку плотности состава. Если плотность тормозной сети ниже нормы, то осмотрщики должны устранить утечки в тормозной сети. Операция проводиться до тех пор, пока плотность не будет соответствовать норме.
1.5 Проверка тормозов состава на торможение. После проверки на плотность тормозной сети производиться проверка тормозов состава на торможение. Оператор установки должен произвести ступень торможения, понизить давление в тормозной сети на 0,06 МПа (0,6 кгс/см2) с последующим поддержанием установившегося давления (перекрыша с питанием). По истечению 2 минут осмотрщики вагонов головной и хвостовой группы должны проверить действие тормозов по всему составу, проверить выход штоков тормозных цилиндров и прижатие колодок к поверхности катания колёс, замерить величину выхода штока тормозного цилиндра хвостового вагона. Так же осмотрщики вагонов должны выявить самопроизвольно отпустившие или не сработавшие на торможение воздухораспределители, подсчитать количество ручных тормозов и вагонов с композиционными колодками и нанести меловые пометки на вагоны с выявленными неисправностями. Оператор установки должен замерить плотность тормозной сети состава, которая не должна отличаться от плотности при отпущенных тормозах более чем на 10% в сторону уменьшения.
1.6 Проверка тормозов состава на отпуск. После проверки тормозов на торможение оператор установки должен произвести отпуск тормозов темпом отпуска. Осмотрщики хвостовой и головной группы обязаны проверить отпуск тормозов у всех вагонов состава по уходу штоков тормозного цилиндра и отходу тормозных колодок от поверхности катания колёс, замерить время отпуска у двух (пяти) последних вагонов в хвосте состава. От установки УЗОТ-Р отпуск и торможение производят необходимое количество раз, в зависимости от числа вагонов в составе, из расчёта прохождения одним осмотрщиком 8-9 вагонов за 2 минуты. После устранения выявленных неисправностей действие тормозов необходимо вновь проверить.
1.7 Проверка тормозов состава на замедленный отпуск. После окончания проверки зарядного давления в хвостовом вагоне оператор установки должен произвести проверку состава на замедленный отпуск, оператор должен понизить давление в тормозной магистрали состава до 0,28 МПа (2,8 кгс/см2). После произведённого торможения сделать выдержку 2 минуты и произвести отпуск повысив давление в магистрали до 0,38-0,4 МПа (4,0-3,8 кгс/см2). Осмотрщики вагонов обязаны после произведённого отпуска проверить все вагоны на отпуск тормозов по уходу штоков тормозных цилиндров и отходу тормозных колодок от поверхности катания колёс.