Выделяют организационные, управленческие, социальные, коммуникационные, технологические структуры. Виды структур.
Организационная | Совокупность подразделений |
Управленческая | Совокупность органов управления |
Социальная | Совокупность работников, объединенных с учетом пола, возраста, профессии, образования, взаимных симпатий и антипатий |
Коммуникационная | Совокупность каналов, по которым осуществляется взаимодействие членов организации, обмен информацией |
Технологическая | Совокупность оборудования, материальных и энергетических потоков. |
6. Классическая (административная) школа в управлении. Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним, Линдалл Урвик и др. Классическая школа: -разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией);-создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);-предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;-рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль;-считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер);-сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;-сформулировала общие функции управления. Принципы управления Анри Файоля: -Разделение труда. -Полномочия и ответственность. -Дисциплина. -Единоначалие. -Единство направления.-Подчиненность личных интересов общим. -Вознаграждение персонала. -Централизация. -Скалярная цепь. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена-Порядок. -Справедливость. -Стабильность рабочего места для персонала. -Инициатива. -Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.
|
7. Школа человеческих отношений. Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо, Питер Друкер, А. Маслоу, Мэри Фоллетт и др.Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др.Школа человеческих отношений:-определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;-обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности; -объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями;-вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями. Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди: 1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Имей бесконечное терпение. 2. Справедливость к подчиненным. 3. Будь вежлив, не демонстрируй раздражение. 4. Краткость. 5. Не делай замечания подчиненным в присутствие третьего лица. 6. Благодарность за хорошую работу.
|
8. Поведенческие учения. Модели этого направления строятся с учетом возможностей человека, который рассматривается не только как оператор, выполняющий некоторую работу, но и как личность, обладающая определенными социальными интересами. Зарождение поведенческого направления связано с тем, что в 30-х годах крупное машинное производство обусловило максимально интенсивное использование физических возможностей работника, а это вошло в противоречие с потребностями личности. Поведенческое направление представлено тремя основными школами:1)неоклассическая школа (Дж. Хикс, Дж. Робинсон),2)школа человеческих отношений (Г. Мюнстерберг, М.П. Фоллет, Э. Мэйо),3)школа поведенческих наук (Д. МакГрегор, Р. Лицерт, А. Маслоу). Они изучали:-различные аспекты социального взаимодействия, мотивации;-характер власти и авторитета;-роль организационной структуры (организационное поведение человека); -коммуникации в организации; -лидерство;-качества трудовой жизни человека и др. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет улучшения качества человеческих ресурсов. Человек рассматривается как главная ценность организации (в основе которой профессиональные и личностные характеристики). Поведенческая теория сосредоточила внимание на человеческих отношениях, участии в управлении, лидерстве, мотивации и тем самым удалила организаторскую мысль от исследования факторов, непосредственно связанных с деятельностью организации. Такими факторами являются переменные окружающей среды, материальные и технологические ресурсы. Управление по целям способствует созданию указанного баланса. Поведенческая теория не смогла дать ясные и убедительные представления о переменных организационного поведения, вызвав появление новых подходов к изучению организации.
|
9. Система управления организацией. Сама по себе система управления является совокупностью подсистем, элементов, коммуникации систем и подсистем, а так же процессов, которые обеспечивают необходимое, качественное функционирование организации. Созданная в организации система управления, должна быть взаимосвязана и согласована с системой производства организации. Компоненты системы управления организацией:Первая подсистема — это методология управления (задачи, цели, принципы управления, совокупность законов, функций, методов, средств, школ управления). Вторая подсистема — процесс управления, который является одной из основных составляющих управленческой деятельности (разработка и реализация управленческих решений, формирование системы коммуникаций, создание системы информационного обеспечения управления). Третья подсистема — структура управления. Структура управления — система связей между объектами и субъектами управления организации, которые нашли свою реализацию в частных организационных формах. Объединяет в себе различные схемы организационных отношений, функциональные, организационные структуры, систему повышения квалификации персонала. Четвертая подсистема — техника управления (не только организационную, компьютерную технику, но и сети связи, офисную мебель (столы, стулья, шкафы), систему документооборота).Система управления организацией состоит из основных элементов:метод (способ воздействия); задача (проблема, следующая из цели);цель (желаемое, необходимое, возможное);закон (отношения между явлениями);коммуникации (процесс взаимодействия или противодействия с помощью передачи информации);решение;система документооборота;функция;принцип. При решении задач в организации возникает набор функций, которые необходимо выполнить. Функции анализируются, группируются, а после этого появляется организационная структура организации.
10. Функция управления — планирование. Планирование – стадия процесса управления, на кот. определяются цели д-ти, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Принципы планирования: -принцип единства, т.е. должно иметь системый характер, строится на принципах координации и интеграции.-принцип участия, т.е. член орг-ии должен стать участником плановой д-ти.-принцип непрерывности, т.е. планы должны переходить на смену друг др.-принцип гибкости, т.е. планы должны менять свою направленность в связи с обстоятельствами.-принцип точности, т.е. планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в кот. позволяют внутр. и внеш. условия. Классификация: По содержанию плановых решений выделяют: -стратегическое планирование(ориентировано на поиск новых возможностей развития организации во внеш. среде), - тактическое планирование(нацелено на создание предпосылок и условий ранее выявленных возможностей внеш и внут среды), - оперативное планирование(нацелена на повышение использования возможностей организации, выполнение плана). По срокам планирования: краткосрочная(до 1года),среднесрочная(от 1-5), долгосрочная(более 5лет). Сроки опред-ся: уровнем нестабильности среды, привычность среды, темп изменения внеш среды, предсказуемость будущего. По глубине планирования:глобальное, контурное, детальное. По степени охвата: общее (охватывающее все аспекты проблемы), частичное(охватывающее только определенные области и параметры). По предмету планирования: целевое, планирование ср-в, программное планирование, планирование действий. По возможности внесения: жесткие и гибкие. В общем, в процессе планирования можно выделить:процесс целеполагания (определение системы целей);процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием. Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная от общих целей организации и заканчивая целями отдельных ее подразделений. В результате получается дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования. Процесс планирования включает в себя след. этапы:1)Выработка миссии орг-ции,2)выработка локальных целей орг-ции,3)анализ неш и внут среды орган-ции,4)поиск альтернативных вариантов решения проблем,5)прогнозирование,6) оценка альтернатив и выбор альтернативы,7) принятие реш, постановка планового задания, 8)разработка плана,9) выполнение плана,10) контроль выполнения плана.