Упражнения для работы в аудитории




1. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексико-фразеологических норм современного русского литературного языка. Предложите варианты правки предложений.

1. После войны надо было возводить разрушенное хозяйство. 2. Необходимо предоставить дипломную работу в срок. 3. Первый дебют молодого актера был удачным, успешным и привлек внимание публики. 4. Книги этого писателя пользуются интересом у читателя. 5. Скоропостижный отъезд свидетеля насторожил судей. 6. Джон Ло покупал акции по дешевым ценам, продавал же по высоким. 7. В музее дети впервые соприкасаются с шедеврами мирового искусства. 8. Обобщая вклад ученого в развитие экономической науки, следует отметить следующие моменты. 9. Именно классовые отношения покоятся в основе процессов распределения доходов. 10. Импресарио, организовывавший выступления Шнира, отказывается от него. 11. Студенты и преподаватели часто отвлекались на хозяйственные работы, что способствовало ослаблению методической работы со студентами. 12. Население городов Самарской области активно пополнялось выходцами из сельской местности, что привело к резкому росту доли городского населения.

2. Определите род существительных, согласуйте с ними прилагательные и запишите получившиеся словосочетания.

Авеню, алоэ, бандероль, бра, вуаль, голосишко, горе-студент, грот-мачта, жюри, забияка, каноэ, карасище, кафе, колибри, комроты, кофе, крупье, лебедь, мозоль, мужичонка, нюня, пол-арены, ползала, полздания, поммастера, пресс-атташе, ракета-носитель, салями, стоп-кран, студень, тюль, чудо-остров, урок-лекция, шоу, эмбарго, эскимо.

3. Определите род имен существительных.

АЭС, БТИ, Госдума, ГЭС, ИМЛИ, МВД, МИД, Минздрав, ООН, РФ, СГУ, спецназ, ТАСС, ФСБ; Баку, Иваново, Мехико, Миссисипи, Нагасаки, Онтарио, По, Тбилиси, Хельсинки, Хонсю, Эри.

4. Образуйте от указанных существительных

а) формы именительного падежа мн.ч.: бухгалтер, ветер, вымпел, доктор, знамя, инспектор, клапан, корректор, небо, повар, полотенце, профессор, сторож, теленок, чудо;

б) формы родительного падежа мн.ч.: баклажан, вишня, гранат, мандарин, помидор, слива, яблоня; грабли, заморозки, зеркальце, кухня, метла, платье, поместье, простыня, сабля, сапог, серьга, слива, спальня, сумерки, туфля, ясли.

5. Исправьте предложения; объясните ошибки в употреблении форм числа имен существительных.

1. Партизаны иногда попадали в окружения, но смело вырывались из них. 2. Нужно воспитывать у молодежи правильные отношения к явлениям действительности. 3. Учителя проводят систематический обмен опытами своей работы. 4. На уборке использовались и трактора, и комбайны. 5. Родина высоко ценит подвиги своих сыновей. 6. В представлениях героев Чернышевского все было по-другому. 7. Опытные шофера уверенно вели машины.

6. Найдите ошибки в употреблении именных форм и исправьте их.

1. Ученик был способный к математике. 2. Подобный ответ бессмысленен. 3. У мальчика появились и более худшие привычки. 4. Младший сын ловчее старшего. 5. Комната низкая для такой мебели. 6. Самый крупнейший город в мире – Мехико. 7. Платье мне большое. 8. Партия была отложена в более лучшем положении для белых. 9. Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

7. Поставьте числительные (количественно-именные сочетания) в нужную форму.

1. Самые быстрые бегуны развивают скорость от 36 до 43 километров в час. 2. Прибыл поезд с 287 экскурсантами. 3. Высота останкинской башни с антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам. 4. Год приблизительно равен 365 и ¼ суток. 5. Оказалось, что 88,9% работников поддерживают идею обновления производства. 6. Библиотека ежегодно пополняется 300-400 книгами. 7. Вес третьего советского искусственного спутника Земли был равен 1327 килограммам. 8. Из 1109 объектов было введено в строй только 749. 9. В работе кружка участвуют около (полтора десятка) студентов.

8. Найдите, объясните и исправьте морфологические ошибки.

1. Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. 2. Сзади его шла нагруженная вещами телега. 3. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением. 4. Больной попросил сестру налить себе воды. 5. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого. 6. Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервничать. 7. Много песен спето участницами, но ни одна из них нам не понравилась. 8. Сосед с его собакой возвратился домой.

9. Выделите глаголы, которые (в прямом значении) не имеют формы 2 лица ед. числа повелительного наклонения, и объясните причины ее отсутствия. От остальных глаголов образуйте указанную форму. Если возможны ее варианты, объясните различия между ними.

Беречь, бороться, булькать, выглянуть, выкроить, вынести, дать, закрыться, замереть, зеленеть, искать, капать, кроить, лить, махать, меркнуть, мяукать, напоить, начать, отвлечься, отметиться, очистить, ощущать, переложить, плясать, портить, постричься, разлетаться, создавать, смеркаться, таять, толкаться, трепать, трескаться, хныкать.

10. Найдите ошибки в употреблении форм глагола и исправьте их.

1. Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. 2. Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. 3. Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. 4. Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. 5. Где вы слыхали об этом? 6. Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. 7. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды. 8. Не махай так сильно руками. 9. Цветок без воды сохнул в вазе.

11. Найдите и объясните ошибки в образовании и употреблении причастий (А) и деепричастий (Б). Исправьте предложения.

А. 1. Колыхающийся на ветру тростник издавал приятные звуки. 2. Задание, выполняяю­щееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Тепло печки приятно грело озябнувшие руки. 4. Внизу собрались люди, жаждающие зрелищ. 5. Участников программы, выдержащих испытания, ожидают призы. 6. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен обратиться в деканат. 7. Студенты, напишущие работу плохо, должны будут ее переделать. 8. Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, очень сложна. 9. Прилипнувшие волосы лезли в глаза 10. Горький – писатель, с детства проникнувшийся сочувствием к своему народу. 11. Музеев, смогущих купить эту картину, не так уж много. 12. Существовали две главные проблемы, тормозящие развитие России: крепостное право и самодержавие.

Б. 1. Наскоро одевшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 2. Мы внимательно читаем специализированные журналы, беря на заметку всё новое, интересное. 3. Проведя анализ данного анкетирования, было решено опробовать активные методы обучения. 4. Явившись вовремя, участники соревнований будут разделены на несколько команд. 5. От науки требуются такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе. 6. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.

Синтаксические нормы

1. Составьте словосочетания, поставив существительные в нужную форму.

Упрекать (бездеятельность), ругать (беспечность), удивляться (результаты), гордиться (успехи), радоваться (победа), тормозить (развитие), препятствовать (движение), добраться (лес), достичь (берега), бояться (неудача), робеть (старшие коллеги), намекать (премия), подчеркнуть (недостатки), информировать (работа), провозгласить (новые цели), обратить внимание (недостатки), уделить внимание (кадры), опираться (опыт), базироваться (достижения науки), отзыв (книга), рецензия (диссертация), свойственный (молодежь), характерный (студенты), различать (добро, зло), отличать (правда, вымысел).

2. Найдите и исправьте синтаксические ошибки.

1. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 2. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России. 3. Ответ по заявлению был получен немедленно. 4. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 5. Посевы производились согласно указаний агронома. 6. Всякий непредубежденный человек видит преимущество предлагаемого метода над ранее существовавшим. 7. Мы наблюдали за солнечным затмением. 8. Необходимо своевременно обеспечить школам достаточное количество учебников. 9. Успокойтесь, выпейте воду. 10. Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков. 11. Среди других произведений, опубликованных в журнале, эта повесть отличается глубиной психологического анализа. 12. О том, каких успехов добился факультет, видно из отчета декана. 13. Наш участковый врач вежлива к людям, отзывчива. 14. Среди психологов широко распространена точка зрения о том, что творческий процесс невозможно описать в виде программ и алгоритмов.

3. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство произведений Куприна заканчива...тся трагически. 2. Администрацией школы принима…тся ряд мер, направленных на поднятие дисциплины. 3. Установлен... три новых всероссийских рекорда. 4. Три вуза переименован… 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал... 6. Много детей болн... был... гриппом. 7. Девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 9. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз? 10. Несколько столичных фабрик шь…т костюмы для олимпийцев. 11. В шествии принимал… участие около тридцати тысяч человек. 12. В конкурсе участвовал… 31 студент. 13. Мать с дочерью был… одет… очень нарядно. 14. Мать с детьми уехал… в деревню. 15. Правление клуба, в том числе председатель и его заместитель, много сделал… для развертывания культурно-массовой работы.

4. Найдите ошибки в построении рядов однородных членов. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины. 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 3. Работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана. 4. Хорошо сдали экзамены как выпускники, а также первокурсники. 5. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. 6. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов. 7. Наша методика позволяет не только научиться плавать в кратчайшие сроки, но и способствует улучшению физической подготовленности. 8. Это декоративное, лекарственное, дубильное и ядовитое растение.

5. Объясните ошибки в построении предложений с обособленными членами. Исправьте их.

1. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. 2. Прочитанная лекция для учеников вызвала у них большой интерес. 3. Получив данные эксперимента, на их основе были сделаны выводы. 6. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 7. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя появляется творческое обновление, развитие и совершенствование. 8. Обращаясь к подчиненным, шефу никогда не приходило в голову, что перед ним такой же человек, со своими горестями и радостями, проблемами и обидами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: