Часть. НА ОКРАИНЕ ЖИЗНИ?




Часть. ДИВАН. ХАЛАТ. ЗАХАР. Истоки обломовского типа

Выберите один из вопросов в каждом блоке и ответьте на него письменно в формате развёрнутого ответа на вопрос. Рассуждая, опирайтесь на текст.

Блок 1.
Базовый уровень:
«Ну, брат, ты ещё больше Обломов, нежели я сам» - так автор воспроизводит мысли Обломова о своём слуге Захаре. Как вы понимаете это высказывание? (2-3 предложения)

Продвинутый уровень: Каковы, на ваш взгляд, были предпосылки для того, чтобы имя Обломов стало нарицательным, а в культуре закрепилось понятие обломовщина? Что оно означает? (5-7 предложений)

Блок 2.
Базовый уровень:
На основании следующей цитаты « Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремление куда-то вдаль…» и своего знания текста сделайте вывод о том, можно ли назвать Обломова гуманистом. Свой ответ начните с определения понятия гуманизм/ст. (5-6 предложений)

Продвинутый уровень: Можно ли на основании следующей цитаты: «Он не какой-нибудь мелкий исполнитель чужой, готовой мысли; он сам творец и сам исполнитель своих идей» говорить о том, что Обломов жил насыщенной духовной жизнью? (обратите внимание на различие между понятиями духовный и душевный; вспомните, что в литературе есть разные типы героев: деятель, созерцатель, идеолог и т.д. – придумайте слово-характеристику для обломовского типа героя) (7-8 предложений)

 

Комментирование цитат.

Заполните пропуски подходящими по смыслу словами, словосочетаниями, фразами, чтобы в итоге получились осмысленные высказывания, демонстрирующие межтекстовые связи «Обломова» и предшествующих ему произведений.

1) И.А. Гончаров говорит о своём герое так: «Тогда ещё он был молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; ещё он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя…», затрагивая, таким образом, тему _________________________________ и обнаруживая связи с поэмой ____________________________________________.

2) Общие черты Обломова и таких героев, как ____________, ____________ можно обнаружить в следующем фрагменте: «В первые годы пребывания в Петербурге, в его ранние, молодые годы, покойные черты лица его оживлялись чаще, глаза подолгу сияли огнем жизни, из них лились лучи света, надежды, силы. Он волновался, как и все, надеялся, радовался пустякам и от пустяков же страдал. Но это все было давно, еще в ту нежную пору, когда человек во всяком другом человеке предполагает искреннего друга и влюбляется почти во всякую женщину и всякой готов предложить руку и сердце, что иным даже и удается совершить, часто к великому прискорбию потом на всю остальную жизнь».

3) Одна ёмкая характеристика Обломова: «Душа его была ещё чиста и девственна; она, может быть, ждала своей любви, своей поры, своей патетической страсти, а потом, с годами, кажется, перестала ждать и отчаялась», - отсылает сразу к нескольким образам-предшественникам. С одной стороны, ____________________ - юный наивный поэт-романтик, искренне верящий в свои идеалы, «живая душа», «горящее сердце» (эту же аналогию продолжает юношенское увлечение Обломова поэзией: «Зато поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него настал счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желания блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слез. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности»); с другой стороны, __________________ или __________________ - оба уставшие от напрасных ожиданий и растратившие потенциал своей души раньше срока. Наконец, ____________________________, в котором душа огрубела и потерялась со временем, и только воспоминания о детстве проливают свет на то, как из радостного, открытого миру ребёнка в циничного взрослого.

4) Явные аналогии с эпизодом из __________________ (в гостях у помещика ________________) прослеживаются в описании бытовых деталей жизни Обломова: «Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него явится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и если принесут скоро, он примется за нее, у него начнет формироваться идея о предмете; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая. Охлаждение овладевало им еще быстрее, нежели увлечение: он уже никогда не возвращался к покинутой книге».

 

Выводы:

Обломова и Онегина объединяет……, но….

Обломова и Печорина объединяет……, но….

Обломова и Чичикова объединяет……, но….

Обломова и Манилова объединяет……, но….

Обломова и …………объединяет, но….

 

* Задание на отдельную оценку: В чём принципиальная разница вопросов, которыми задаются два героя:

«"Отчего же это я такой? - почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право?"

Поискав бесполезно враждебного начала, мешающего ему жить как следует, как живут «другие», он вздохнул, закрыл глаза, и чрез несколько минут дремота опять начала понемногу оковывать его чувства.

- И я бы тоже... хотел... - говорил он, мигая с трудом, - что-нибудь такое... Разве природа уж так обидела меня... Да нет, слава богу... жаловаться нельзя...

За этим послышался примирительный вздох. Он переходил от волнения к нормальному своему состоянию, спокойствию и апатии». (И.А.Гончаров «Обломов»)

 

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший свет жизни». (М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

 

 

Части. ЛЮБОВЬ

1. Пользуясь электронной версией текста, запустите автопоиск по ключевым словам мечта, цель, любовь, счастье. Обращайте внимание на то, кто и в каком контексте их произносит, какой смысл в них вкладывается, какие определения, характеристики получают эти понятия в речи героя.

На основании полученных цитат сделайте выводы о том:

- в чём Обломов видит цель жизни;

- что значит для Обломова любовь (какое место в его жизни она занимает);

- о чём мечтает Обломов;

- как связаны четыре этих понятия в сознании Обломова.

 

2. Почему, если «…в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца», он не смог стать счастливым в любви? (развёрнутый ответ до 10 предложений)

 

часть. НА ОКРАИНЕ ЖИЗНИ?

Найдите в тексте описание семейной жизни Штольца и Ольги, Обломова и Агафьи. Заполните таблицу цитатами:

  Ольга и Штольц Агафьи и Обломов
Место жительства      
Интерьеры и атрибуты    
Слова, характеризующие настроение, эмоциональное состояние, атмосферу (списком через запятую)    
Семейное счастье (оцените пару по шкале от разочарования до представления героев об идеальном браке)    

Сделайте выводы о том, кто из героев счастлив в финале и почему:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: