по дисциплине: «Международные стандарты учета и финансовой отчетности»




 

 

Выполнил: ст. гр. БС 09-2

Трубицына. К. С

Проверил: Ялина

 

Чита 2012

 

Содержание

1. Стандарты бухгалтерского баланса

Список используемых источников

 

 

Баланс (франц. – букв. весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой либо деятельности.

Обобщение означает переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков, свойств, отношений, тенденций развития, влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий.

Балансовое обобщение информации широко применяется в учете, анализе финансово-хозяйственной деятельности, для обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, ориентации организаций в рыночной экономике.

Бухгалтерский баланс — одна из трёх основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале.

Целью финансовой отчетности является предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом положении и деятельности предприятия для принятия решений.

Финансовая отчетность состоит из: баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний к отчетам.

Пользуясь П(С)БУ 1, руководство предприятия должно решить следующие вопросы:

1. подлежит ли информация раскрытию в финансовой отчетности;

2. где именно она должна быть приведена – в финансовых отчетах или в примечаниях к ним, и если в финансовых отчетах, то в каких именно.

Статья приводится в финансовой отчетности, если отвечает следующим критериям:

1. существует вероятность поступления или выбытия будущих экономических выгод, связанных с этой статьей;

2. оценка статьи может быть достоверно определена.

Изменение круга пользователей отчетности изменило и требования к качеству информации, которая должна в ней представляться.

П(С)БУ 1 устанавливает четыре качественные характеристики финансовой отчетности:

1. доходчивость – однозначное толкование ее пользователями при условии, что они имеют достаточные знания и заинтересованы в восприятии этой информации; (именно наличие необходимых реквизитов, позволяющих идентифицировать предприятие, отчетный период, единицу измерения и т.п., и примечаний к финансовым отчетам делают финансовую отчетность более понятной пользователям)

2. достоверность – отсутствие ошибок и искажений, которые способны повлиять на решение пользователей отчетности; (здесь подразумеваются не ошибки, связанные с нарушением налогового законодательства, а именно, те, которые возникают в процессе принятия решения об оценке и отражении статей в финансовых отчетах на основании требований П(С)БУ. Избежать таких ошибок помогает аудитор. Правила их исправления приведены в П(С)БУ)

3. сопоставление – обеспечение возможности пользователям сравнивать финансовые отчеты предприятия за различные периоды и финансовые отчеты различных предприятий; (предпосылкой сопоставления является наведение соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее изменениях в примечаниях к финансовой отчетности)

4. уместность – наличие информации влияет на принятие решений пользователями, предоставляет возможность своевременно оценить прошедшие, настоящие и будущие события, подтвердить и скорректировать их оценки, сделанные в прошлом. (Структура финансовых отчетов и примечаний учитывает использование информации для ретроспективного и перспективного анализа деятельности предприятия. Например, разделение статей баланса на оборотные (текущие) и необоротные (долгосрочные) предусматривает их использование для расчета показателей ликвидности и платежеспособности. Дополнительная информация, необходимая для таких расчетов, предоставляется в примечаниях к соответствующим статьям баланса)

Баланс – одна из форм финансовой отчетности, целью составления которой является предоставление пользователям полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии предприятия на определенную дату. Это статистическая таблица, единственная из всех форм финансовой отчетности, которая составляется на определенную дату, а не за период.

Содержание и форма баланса, а также общие требования к признанию и раскрытию его статей определяются П(С)БУ 2 “Баланс”. Баланс предоставляет информацию об имеющихся у предприятия ресурсах и принятых им обязательствах. Финансовое состояние предприятия характеризуется структурой и качеством его активов, собственного капитала и обязательств, а также платежеспособностью на дату баланса.

Элементами баланса, непосредственно связанными с определением финансового состояния предприятия и изменений в нем являются:

1) активы;

2) обязательства;

3) собственный капитал.

Актив баланса представляет собой классификацию средств предприятия по составу и размещению; статьи расположены по принципу возрастания ликвидности и деления на необоротные и оборотные; состоит из трех разделов:

1. Необоротные активы (содержится информация о нематериальных активах, основных средствах, долгосрочных финансовых инвестициях, долгосрочной дебиторской задолженности и прочих необоротных активах).

2. Оборотные активы (отображены данные про денежные средства, и их эквиваленты, товароматериальные ценности, дебиторская задолженность. Именно увеличив оборотность этих активов, предприятие может увеличить прибыль в данном периоде).

3. Расходы будущих периодов (раскрывается информация о затратах, которые планируются в будущем).

Количество статей в разделах и их содержание, оценка и требования относительно их раскрытия в балансе установлены П(С)БУ 2 “Баланс” и соответствующими стандартами. Особое внимание следует обратить на отражение в балансе финансовых инвестиций, которые теперь разбиваются на учитываемые по методу участия в капитале и прочие, а также на дебиторскую задолженность за продукцию, товары, работы, услуги, которые подлежат учету в балансе по чистой реализационной стоимости, которая определяется по разности между первоначальной стоимостью и резервом сомнительных долгов.

Пассив баланса представляет собой классификацию источников образования средств предприятия с точки зрения принадлежности предприятию, то есть отражает состав собственного капитала и обязательств. Он состоит из пяти разделов:

1. Собственный капитал;

2. Обеспечения последующих расходов и платежей;

3. Долгосрочные обязательства;

4. Текущие обязательства;

5. Доходы будущих периодов.

Первый раздел – собственный капитал – представляет собой остаточную часть в активах предприятия после вычитания всех обязательств; частями собственного капитала являются уставный капитал, паевой капитал, дополнительный вложенный капитал, прочий дополнительный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, а также отражается сумма неоплаченного капитала и изъятого капитала.

Уставный капитал – зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, которые являются взносом собственников (участников) в капитал предприятия, с учетом осуществляемых в установленном порядке его изменений. Он отражает собственные источники формирования активов и собственность акционерного общества как юридического лица, а также отражает коллективную собственность акционеров.

Второй раздел пассива баланса “Обеспечения предстоящих расходов и платежей” представляет собой начисленные в отчетном периоде будущие расходы и платежи, величина которых на дату составления баланса может быть определена только путем предварительных (экспертных) оценок.

Третий раздел пассива баланса “Долгосрочные обязательства” – представляет собой сумму всех обязательств, которые не являются текущими обязательствами, то есть со сроком погашения свыше 12 месяцев с даты баланса. Он включает в себя следующие статьи: долгосрочные кредиты банков, другие долгосрочные финансовые обязательства, отсроченные налоговые обязательства, другие долгосрочные обязательства.

Четвертый раздел пассива баланса “Текущие обязательства” - это задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев после ее возникновения. Она представлена такими статьями, как, краткосрочные кредиты банков, текущая задолженность по долгосрочным обязательствам, векселя выданные, кредиторская задолженность за товары, работы, услуги и кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом, по заработной плате.

Пятый раздел пассива баланса “Доходы будущих периодов” включает суммы доходов, полученных в течение текущего или предыдущих отчетных периодов, которые будут признаны в последующих отчетных периодах (например, начисленный доход по процентам по полученному долгосрочному беспроцентному векселю). Доходы будущих периодов формируют прибыль будущего отчетного периода, в котором будут понесены соответствующие этим доходам расходы. Такие доходы на момент их получения являются незаработанными, так как обязательства поставить товары и предоставить услуги не выполнены полностью и не понесены в полной мере соответствующие затраты, поэтому они не могут быть отнесены к доходам текущего отчетного периода и рассматриваются как доходы будущих периодов.

Вторым отчетом, входящим в состав финансовой отчетности, является Отчет о финансовых результатах. Требования к его форме и содержанию установлены П(С)БУ 3 “Отчет о финансовых результатах”.

Этот отчет представляет собой отчет о доходах, расходах и финансовых результатах деятельности предприятия. Доходы, затраты, прибыли и убытки в отчете о финансовых результатах подразделяются по видам деятельности, функциям (раздел I) и элементам операционных расходов (раздел II).

 

Виды бухгалтерских балансов:

Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления.

1. По способу формирования:

Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

 

2. По периодичности:

Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения.

Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени[18].

Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчётного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году.

Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой формой обычного отчёта, хотя большинство стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объёме.

Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства.

Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращения деятельности как юридического лица.

3. По степени готовности:

Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества компании.

Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени.

4. По уровню консолидации:

Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании.

Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний. Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.

 

Составление бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс имеет форму двусторонней таблицы. Каждая строка таблицы (балансовый счёт) представляет собой наименование объекта бухгалтерского учёта и его стоимость на момент составления баланса. Основными составляющими бухгалтерского баланса являются активы (левая сторона таблицы), обязательства и капитал (правая сторона таблицы). В экономической литературе даётся следующие определения этих понятий:

1. активы — это хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов её хозяйственной деятельности и которые могут принести ей экономические выгоды в будущем.

2. обязательства — существующая на отчётную дату задолженность организации, которая образовалась вследствие осуществления её хозяйственной деятельности и расчёты по которой могут привести к оттоку активов.

3. капитал — вложения собственников и прибыль, накопленная за всё время деятельности организации.

 

Бухгалтерский баланс как форма финансовой отчётности составляется, как правило, на отчётную дату (конец календарного месяца, квартала, года). Однако важно понимать, что методологически бухгалтерский баланс, будучи сводом информации о стоимости имущества хозяйствующего субъекта, может быть определён по состоянию на любую дату (и даже на любое время) и может составляться так часто, как это представляется необходимым, даже по итогам каждой хозяйственной операции).

В бухгалтерском учете, как и в физике, существует «закон сохранения» — ничто ниоткуда не возникает (любой актив у предприятия появляется из-за каких-либо действий), то есть синхронно с активами в балансе отображаются источники их происхождения. Активы и пассивы отображаются раздельно: экономические ресурсы в активе, а источники в пассиве. Итог актива баланса всегда равен итогу пассива баланса, при создании предприятия исполняется бухгалтерское равенство:

Активы = Пассивы

Обычно часть активов вносится кем-то другим, кто не является собственником, с учётом этого равенство имеет такой вид:

Активы = Капитал + Обязательства

Суммы из обеих частей уравнения совпадают, потому что они описывают одни и те же объекты, но с двух разных точек зрения:

Актив отвечает на вопрос: чем являются средства?

Пассив отвечает на вопрос: кто вложил эти средства?

Итоговую сумму актива (пассива) баланса называют «валютой баланса» или «цифрой баланса».

Активы включают в себя все виды средств: здания, оборудование, запасы материалов, товаров, транспортные средства, задолженность клиентов, контрагентов, деньги на расчетных и других счетах в банках и так далее. Обязательства складываются из денежных средств, которые организация должна за поставленные ей товары и услуги, кредиты и так далее. Истинность того, что суммы обеих частей балансового уравнения будут равны друг другу, не зависит от количества проведённых операций. Равенство активов и пассивов основывается на принципе двойной записи (способ ведения учёта, при котором каждое изменение состояния средств организации отражается по крайней мере на двух счетах, обеспечивая общий баланс).

Активы и пассивы обычно подразделяются на текущие и долгосрочные. В международной практике активы в балансе перечисляются в порядке их ликвидности.

Статьи бухгалтерского баланса формируются в результате обработки большого количества хозяйственных операций, которые структурно объединяются в группы в соответствии с их характером и функцией. Каждая существенная статья должна представляется в отчетности отдельно. Статьи, которые содержат несущественные суммы должны объединяться с суммами аналогичного характера или назначения и не должны представляться отдельно.

Правильное составление бухгалтерского баланса предполагает:

1. Полный охват показателей и результатов деятельности компании.

2. Надлежащую группировку хозяйственных процессов в соответствии с природой того или иного процесса

3. Правильное отображение операций, которое позволит определить не только финансовое состояние компании, но и его финансовый результат.

 

 

Список используемых источников

1. Кутер М. И. Бухгалтерский учёт: основы теории.— М.: Экспертное бюро М., 2005

2. Усатова Л.В., Михартова Н.В. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учеб. пособие. – М.: Дашков и К, 2003. – 258 с.

3. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учебник (ГРИФ)//Палий В.Ф. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 472 с.

4. Гостева Л.Н. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 79 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: