ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения пересказывать текст с помощью мнемотаблиц.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет Психологии и педагогики

 

Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования

 

Курсовая работа

МНЕМОТАБОИЦЫКАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Педагогическое образование

Направленность Начальное образование

 

Исполнитель: Волкова Екатерина Евгеньевна, студентка группы Б-6021 очного отделения ______________________________________________

 

 

Научный руководитель: Некрасова О.А.,

к.п.н., доцент _____________ _____________________

 

Заведующий кафедрой: АбрамовскихН.В.,

д.п.н., доцент _________________________________

Оценка ______________________________________

 

Сургут 2019 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования пересказывать текст с использованием мнемотаблиц у детей младшего школьного возраста

1.1. Формирование умения пересказывать текст у детей младшего школьного возраста

1.2. [Пропуск]

1.3. Использование мнемотабиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

Выводы по первой главе

Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2.1. Диагностика уровня сформированности умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2.2. Методические рекомендации по использованию

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО)указываются предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения, и одним из результатов является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий» [ФГОС НОО, с 22].

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования (ПООП НОО) говорится о том, что выпускник начальной школы научится использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

· для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

· для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

Каждый текст рассчитан на чье-либо восприятие. Чтобы понять текст, необходимо уметь соответствующим образом интерпретировать его. Каждый адресат (читатель/слушатель) привносит в художественный текст собственные представления, основой которых является читательский и житейский опыт, позволяющий оценить глубину понимания текста адресатом. Интерпретация позволяет полнее познать не только фактуальную и концептуальную информации, заложенные в тексте, но и скрытую, подтекстовую информацию

Умение чётко и ясно высказать свое мнение, точно передать информацию, подбирать нужные слова формируется на протяжении всей жизни. Его основы закладываются в довольно раннем возрасте, а целенаправленная работа над формированием умения рассказывать проводится в начальной школе. Именно для того, чтобы ребенок научился пользоваться всеми возможностями человеческой речи, начиная с первого класса дети получают задания типа «придумать рассказ», «пересказать текст», «выучить наизусть».

Каждый из этих видов заданий требует особого подхода и может вызвать определенные затруднения. В своей работе мы подробно рассмотрели рассматривали один из таких заданий – пересказ.

Изучением проблемы обучения пересказу в течение многих лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи, и педагоги (В. Г. Петрова, М. С. Певзнер, М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина, Р. И. Лалаева).

Е. П. Селезнева в своей работе отмечает, что воспитание речи требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом. Такая работа чаще всего отражается при обучении пересказу.

Одни ученые считают, что пересказ — это вид работы учащихся, средство развития речи на основе образца. Другие же утверждают, что пересказ — это средство обогащения речи учащихся. Устная речь является одним из видов речевой деятельности, которым овладевает ребенок. Совершенствование речевой деятельности, предполагает формирование комплекса умений, а решить эту задачу можно упражнениями в производстве и восприятии высказываний. Важнейшее условие — это создание специальных речевых ситуаций. Для овладения устной речью необходимо развитие слуха и хорошая речевая среда, которая и должна создаваться непосредственно на уроках литературного чтения. Ребёнок учится речи на основе подражания, и поэтому то, что он будет говорить, самым непосредственным образом связано с тем, что он будет слышать. Именно в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие монологической речи, закладываются основные формы речи, овладение письменной речью. В современных условиях реформы российского образования особенно актуальным является развитие грамотной личности. Для достижения этой цели необходимо совершенствование всех звеньев обучения и воспитания детей.

Проблема исследования: «Как с помощью мнемотехнологии сформировать умение пересказывать у детей младшего школьного возраста?»

 

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы определили тему данного исследования: «Мнемотаблицы как средство формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста».

 

Цель исследования: теоретическое обоснование возможности использования мнемотаблиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: процесс формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности использования мнемотаблиц для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

 

Исходя из цели, объекта, предмета, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Охарактеризовать особенности формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

2. Выявить

3. Представить примеры мнемотаблиц, которые можно использовать для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста.

4. Выявить уровень сформированности умения пересказывать у детей младшего школьного возраста;

5. Подобрать

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

 

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30, г. Сургут.

Практическая значимость работы заключается в составлении перечня заданий с мнемотаблицами для формирования умения пересказывать у детей младшего школьного возраста

Структура курсовой работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умения пересказывать текст с помощью мнемотаблиц.

1.1. Формирование умения пересказывать текст у детей младшего школьного возраста

Пересказ - на первый взгляд, несложное задание. Требуется прочитать текст, запомнить его содержание и рассказать своими словами. Но многим детям эта работа даётся с трудом. Можно назвать следующие наиболее частые ошибки, встречающиеся при пересказе у детей младшего школьного возраста: непоследовательность пересказа (рассказ о событиях с нарушением порядка, в котором

· они происходили); фактические ошибки (рассказ о событиях, которые не упоминаются в тексте,

· искажение имен героев и т.п.); смешение краткого и подробного пересказов (одна часть текста пересказывается

· слишком сжато, другая – необоснованно детально); речевые ошибки (неверное использование слов, нарушение связи слов в

· предложениях, ошибки при построении предложений, тавтология – многократные повторы одних и тех же слов).

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребёнку осознать своё собственное отношение к прочитанному. Пересказ - это прекрасное средство для развития как логического, так и образного мышления, помогающее ребёнку формировать правильную монологическую речь, а в дальнейшем применять эти навыки при написании сначала изложении и собственных сочинений.

М. Горький в одном из своих писем к К.С. Станиславскому писал: «Я уверен, что каждый человек носит в себе задатки художника. Эти задатки наших учеников нужно пробудить, активизировать, чтобы наш маленький читатель смог увидеть и воспроизвести в своём воображении всё то, что показано в тексте».

Педагог К.Д. Ушинский отмечал то, что учитель обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают выражение этой мысли в слове.

Методисты 70 - 80-х годов XIX в. Н.Ф.Бунаков, П. Н. Солонина, В.Я. Стоюнин отстаивали необходимость работы над живым словом детей.

Психолог Н.И. Жинкин отмечает: «Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально, интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами, в которые вслушиваются с таким напряжённым

вниманием слушатели. Рассказчик не может говорить в пустоту. Умение построить рассказ зависит от накопившихся и учтённых оценок слушателей. Необходимо развивать творческое воображения детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит».

В основе пересказа лежит воспроизведение. Для того чтобы пересказать текст, необходимо уметь в процессе чтения производить смысловой анализ (а это требует известной техники чтения), нужно обладать определенными способностями к запоминанию и определенным уровнем речевого развития.

По тому, что и как воспроизводиться, можно судить о степени понимания прочитанного, об уровне развития памяти и речи. Именно поэтому психологи уделяют внимание пересказу, и исследуют такие процессы, как восприятие, внимание, запоминание, развитие мышления.

Известно, что в процессе чтения текста происходит его осмысление, формируются представления.

Воспитание речи требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом. Такая работа чаще всего отражается при обучении пересказу. Рассмотрим данное понятие с разных аспектов.

Одни ученые считают, что пересказ - это вид работы учащихся, средство развития речи на основе образца.

Другие же утверждают, что пересказ - это средство обогащения речи учащихся.

По форме изложения пересказ представляет собой репродуктивный вид деятельности. Это объясняется тем, что пересказ всегда связан с исходным тестом, на основе которого он выполняется.

Работу над развитием устной монологической речи следует начинать уже с первого класса. Не все дети, пришедшие в школу, могут читать самостоятельно. Поэтому чтение текста осуществляется учителем. Во время чтения учителя книги у детей закрыты, их внимание полностью направлено на слушание.

Пересказ проходит лучше, если дети сами читают текст без предварительного чтения учителя, так как уже при вторичном, самостоятельном прочтении у детей теряется интерес к сюжету. Поэтому учить пересказу необходимо по двум разным направлениям:

• по прочитанному тексту про себя;

• по прослушанному тексту.

Проверка первичного восприятия - это уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимание общего смысла прочитанного. Самый удобный прием для этого - беседа, в которую не должны включаться вопросы, выясняющие подтекст произведения. Учитель должен прояснить и закрепить первичные читательские впечатления детей.

Цель пересказа – помочь ребёнку научиться избегать подобных ошибок, обогатить и разнообразить его речь, приучить к последовательности и точности изложения. В начальной школе для пересказа предлагаются, в основном, два типа текстов.

Первый – это рассказ-описание. В таких текстах мало событий, но большое количество образных выражений, эмоционально окрашенных слов. Цель такого пересказа – расширить и обогатить словарный запас детей. При подготовке пересказа текста-описания надо акцентировать внимание на словах, употребленных в переносном значении, многозначных словах, сравнительных оборотах. Для закрепления полученных знаний полезна игра «Что на что похоже», самой простой вариацией её является разглядывание облаков и сравнение формы облаков со знакомыми предметами. Образные выражения и сравнительные обороты, которые встречались в тексте пересказа, можно напоминать и в повседневной жизни: осенние листья похожи на золотые монеты, дождь напоминает слёзы, солнце на небе как будто улыбается прохожим и т.п.

Второй тип текстов, часто предлагаемых для пересказа – это авторское описание каких-либо событий. Обычно для пересказов выбирают тексты, в которых отсутствуют диалоги или их число сведено к минимуму. Здесь у ребёнка есть возможность, в первую очередь, потренироваться в передаче речи другого человека. Важно также достоверно рассказать о последовательности событий. Для расширения словарного запаса в таких текстах могут пригодиться слова, описывающие эмоциональное состояние людей и животных, особенности их внешнего вида.

Важным условием развития младших школьников является запоминание прочитанного. От уровня её сформированности зависит возможность ребёнка познавать окружающий мир. Но в умении пересказывать текст часто встречаются серьёзные пробелы. К ним можно отнести: маленький словарный запас, ошибки в построении предложений, невыразительное чтение стихов и т. д., что в дальнейшем может сказаться на обучении в школе. Причинами таких проблем могут быть дефицит речевого общения детей с родителями, неосведомлённость взрослых о правильном развитии связной речи ребёнка, скудный словарный запас самих родителей.

Если в окружении ребёнка взрослые владеют умением пересказывать, то и ребёнок говорит хорошо, не испытывает трудностей в общении. Для устранения указанных проблем можно воспользоваться современными технологиями.

Эффективным приемом, повышающим эмоциональный уровень пересказа, является иллюстрирование. Этот метод конкретизирует образец рассказа, делает его сюжет более ярким и наглядным. Иллюстрации должны быть в красках: это очень важно, так как дает возможность младшим школьникам представить картины природы, образцы действующих лиц ярче и правильнее. Такая работа подлинно творческая работа. Дети много вносят своего в пересказ при данном виде работы. Благодаря этому им будет легче его пересказать.

 

 

.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: