Общество высокого уровня народного потребления




Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе

 

 


 

Введение

 

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в современном мире 195 государств, обладающих собственной историей, заполученной в сотнях войн территорией и, конечно, неповторимым государственным устройством.

Во-вторых, по данным 2011 года, на планете проживают чуть более семи миллиардов человек, а соответственно сотни этносов и обществ с различными уровнями потребления.

В-третьих, до сих пор не ведутся споры о возможности государства всеобщего благоденствия, и об обществе, в котором оно возникнет.

Тема данной работы нашла отражения в трудах:

Лоренца фон Штейна, вывившего концепцию о государстве всеобщего благоденствия, включив в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»;

Эриха Фромма, считавшего, что общество высокого уровня народного потребления появляется под влиянием капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления, снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени, размывание классовой структуры, индивидуализация потребления;

Арнольда Джозефа Тойнби - одного из основоположников цивилизационного подхода, рассматривавшего всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Он характеризовал цивилизацию как, замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации, территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Это не единственные ученые, трудившиеся над упомянутыми определениями, имена и достижения остальных найдут отражение в основной части работы.

Предмет работы созвучен с её темой «Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе».

Объект - базис, на котором держится тема, соответственно - это государство.

Задачи курсовой работы:

) охарактеризовать цивилизационный подход к типологии государств, проанализировать его определения и постулаты, выводимые в разные временные периоды различными учеными.

) охарактеризовать общество высокого уровня народного потребления. Выделить его основные черты. Сравнить идеальную модель общества высокого уровня народного потребления с обществом Российской Федерации.

) охарактеризовать государство всеобщего благоденствия. Рассмотреть исторические примеры подобных государств. Сравнить Российскую Федерацию с обобщенным понятием государства всеобщего благоденствия.

) Рассмотреть, с точки зрения цивилизационного подхода, Российскую Федерацию. Сделать вывод, является ли Российское общество обществом высокого уровня народного потребления, а государство государством всеобщего благоденствия. Если результаты исследования окажутся не более чем иллюзией, сделать собственные предложения, для достижения истинного результата.

Цель работы: проанализировать подходы к определению понятий государства всеобщего благоденствия, цивилизационного подхода, общества высокого уровня народного потребления. Сравнить с Российской действительностью. Вынести свои предложения.


Цивилизационный подход

цивилизационный народный потребление

Цивилизационный подход - анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций.

Если смотреть объективно, то очень тяжело дать точное определение цивилизационного подхода, так как мнение каждого исследователя цивилизаций отличается от предыдущего.

А.С. Ахиезер: цивилизация - основная типологическая единица человеческой истории. В основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему развитию, то есть уровень рефлексии, что выражается прежде всего в способности к самоизменению.

Л.И. Семенникова: цивилизация - это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

Ю.В. Яковец: цивилизация: - этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

Принято считать, что наибольший вклад в развитие цивилизационного подхода внес Джозеф Тойнби, который вывел двадцать одну цивилизацию: Египетскую, Андскую, Древнекитайскую, Минойскую, Шумерскую, Майянскую, Сирийскую, Индскую, Хеттскую, Эллинскую, Западную, Дальневосточную, Православную Христианскую, Иранскую, Арабскую, Индуистскую, Мексиканскую, Юкатанскую, Вавилонскую. Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет не родившиеся цивилизации: Дальнезападную христианскую, дальневосточную христианскую, Скандинавскую, и особый класс «задержанных» цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии: Эскимосскую, Кочевников Великой степи, Османскую, Спартанскую, Полинезийскую.

Но ещё в XIX веке отечественный социолог, публицист, представитель славянофильского направления русской научно-философской мысли - Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» истолковал основы цивилизационного подхода - законы культурно-исторического типа.

«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных, цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу».

Таким образом, первое официальное упоминание о цивилизационном подходе относится к 1871 году, году, когда была опубликована книга «Россия и Европа» в журнале «Заря». Спустя полвека идея о формировании типа государства на культурно-исторических параметрах была воссоздана с новой силой в трудах Уолта Уитмена Ростоу, Ханса Елинека, Ганса Кельзена и Арнольда Тойнби.

На данный момент цивилизационная типология обширно подвергнута критике. В числе её достоинств выделяют:

) Определения духовных факторов, безусловно, существенных в тех или иных конкретно исторических условиях.

) Расширение диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, формируя более заземленную типологию государств.

Недостатки такой типологии составляют также два пункта, но они заметно существеннее приведенных достоинств. Недостатки:

) Явная недооценка социально-экономических факторов, определяющих политику конкретной страны.

) Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела, дали типологию не столько государства, сколько общества. А ведь не стоит забывать, что государство только политическая часть общества, и его параметры не совпадают с критериями общества, как с более широким понятием.

Подводя итог к этой главе, можно смело сказать, что цивилизационный подход ещё не совершенен, возможно, не прошло ещё достаточного количества времени, для его проверки на практике. Но при всех своих недостатках он имеет право на существование, и сыграет ещё значительную роль в развитии курсовой работы.


Общество высокого уровня народного потребления

Это понятие вывел в двадцатые годы XX века выдающийся немецкий социолог - Эрих Фромм. Первоначально общество высокого уровня народного потребления именовали метафорой, обозначавшей совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления.

С точки зрения Уолта Уитмена Ростоу такое общество вообще равносильно государству всеобщего благоденствия, которому будет посвящена следующая глава.

Проанализировав около десяти определений великих экономистов и юристов XX века, авторы большой актуальной политической энциклопедии - А. Беляков и О. Матвейчев вывели обобщенное понятие об обществе высокого уровня народного потребления.

Общество высокого уровня народного потребления - широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

Подойдет ли это определение для Российского общества, пережившего только за прошлый век две радикальные смены власти? Вполне.

Индустриализация - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции.

В тридцатые годы СССР пережил сильнейшую индустриализацию, давшую мощный толчок советской экономике, а именно тяжелой промышленности. Урбанизацию наилучшим образом охарактеризует статистика - на 2010 год процент городского населения составил 73,7%. Что равно очень высокому уровню урбанизации.

Стандартизация российского производства добилась менее значительных результатов. Взглянем на отрасль с самым быстрым темпом развития - радиоэлектронный комплекс. Президент Гильдии профессиональных технологов приборостроения, профессор МАИ Аркадий Медведев характеризует её следующим образом: «Российские стандарты радиоэлектронного комплекса находятся в глубоком кризисе. Они настолько устарели, что стали тормозом развития отечественного производства электроники». Автомобильная, военная и космическая промышленности Российской Федерации часто подвергаются иронии. Отечественные средства передвижения не отвечают европейским стандартам безопасности, спутники сами собой падают в океанские глубины, а военнослужащие пользуются автоматом, разработанным в 1949 году. Конечно, гениальную простоту «Калашникова» ценят во всем мире, но работать шестьдесят три года только над модификациями не всегда лучший вариант.

Массовая культура - культура, преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство. Трудно посчитать, сколько процентов населения Российской Федерации отдают предпочтение массовой культуре.

Во-первых, удивительно, что выставки полотен с обнаженными гениталиями собирают толпы зевак и искусствоведов. Жалко, что обнаженные герои нашего времени не похожи на греческих богов.

Во-вторых, головы граждан забиты музыкальным мусором. Если ещё в XIX веке на светских беседах, баллах и прочих увеселительных мероприятиях хорошим тоном считалась живая классическая музыка, то сейчас вполне достаточно электронного жужжания из колонок. Оперных вокалистов сменили реперы, барабанную установку - драм-машина. Народная музыка забыта, её существование держится на группировках активистов в кокошниках. Классическая музыка перешла в разряд элитарной, хотя до сих пор именитые оркестры сохраняют свою аудиторию. Единственным светлым пятном в массовом котле остаётся рок. Тяжелые гитарные рифы прорывают дорогу к слушателям, не испорченных речитативом про трудную жизнь в картонной коробке. Как ни странно, для старшего поколения музыкальные демоны тоже нашли клетку - поп. Кто-то и ныне верен алым розам, кто-то ловит на радиоволнах завывания про оранжевый воздушный шар и неразделенную любовь. Граждане, навещавшие места лишения свободы, зависимы от шансона, истинного творчества про жизнь.

Нельзя забывать и про визуальное вмешательство в мозг. Литература. Российская Федерация занимает седьмое место в списке самых читающих стран. По статистике, число часов приходящихся на одного человека за чтением равно 7,1. К сожалению, качество читаемого не соотносится с понятием литература. Женские детективы изобилуют предсказуемыми сюжетными ходами и однообразными речевыми поворотами. Книги про конец света и ядерную войну, судя по всему, прежде чем попасть на печатный станок, копируются и вставляются с одного текстового документа в другой. Особое место принадлежит литературе нецензурной. Прошли времена Довлатова, когда меткое бранное слово описывало сразу смесь эмоциональных чувств. Настала эпоха мнимой интеллигенции, вроде не состоявшегося кандидата в президенты - Эдуарда Лимонова, и печатающих уголовников, не добравшихся до шансона. Поколение девяностых в основном листает глянец и комиксы, замысел которых понятен даже не знающему буквы. Но если народ так подвержен визуализации, почему кинематограф не восстановит баланс сил?

Кинематограф - искусство совершенное. В нем сочетаются живопись, в качестве изображения на экране, литература, в роли диалогов, монолога за кадром, различных надписей, и музыка, как соответствующее сопровождение. В принципе, театр обладает теми же чертами, но массовая культура не приняла его в свои ряды. Что из перечисленных выше элементов поставить на первое место решает режиссер. Именно эти люди способны оказать наибольшее воздействие на общество. Правда в России даже примитивная схема преобразовывается в сложнейший механизм. Отечественные гении не имеют влияния в собственной державе, прокатная система заменила их на западный мусор. Не хотелось бы никого оскорблять, таланты есть и в Голливуде, и в независимом кино, просто их ленты не доходят до Российских широт. Массовая культура уверенно твердит: «Фильм со взрывом, лучше чем фильм со смыслом». Положение критическое. А какой вывод? Общество готово потреблять, но государство не может обеспечить его продуктом, поэтому товар поступает из-за границы в огромных количествах. Для общества высокого уровня народного потребления необходимы собственные ресурсы. Когда государство начнет их вырабатывать? Вопрос остаётся открытым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: