Тема: Обучение детей описательным монологам
Критерии и показатели оценки качества детских описаний
Критерии | Показатели |
Полнота описания | — количество названных признаков объекта; — точность в определении признаков; — выделение главных признаков |
Последовательность | — логичность перечисления признаков; — соблюдение описательной структуры |
Связность | — использование различных способов межфразовой речи; — согласованность слов в предложениях |
Образность | — наличие в описании средств выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.); — разнообразие используемых средств выразительности |
Методы обучения детей составлению описательных монологов:
— составление описаний на основе восприятия (описание предметов и игрушек,
их изображений, сюжетных и пейзажных картин);
— описание предметов из опыта (описание на основе памяти);
— описание придуманных объектов (описание на основе воображения).
Основные методические приемы обучения детей описанию
Название приема | Характеристика приема |
Рассматривание объекта описания | Целенаправленное руководство последовательным выделением детьми признаков объекта в процессе его восприятия |
Беседа об объектах описания | Диалог с детьми, содействующий припоминанию признаков знакомых объектов или придумыванию признаков вымышленных объектов |
Образец описания | Прием, демонстрирующий детям способы характеристики объекта описания (последовательность, способы межфразовой связи, образные средства) |
План описания | Словесная схема структуры (последовательности) и содержания описания, выраженная в 3—4 предложениях |
Модель | Наглядная схема содержания и последовательности описания |
Упражнение в описании | Основной прием обучения детей составлению описательных монологов |
Оценка | Мотивированное суждение о качестве детского описания с целью его дальнейшего совершенствования |
Обобщенный алгоритм занятий по обучению детей описанию
1. Подготовка детей к обучению рассказыванию
— Направление действий детей на выделение признаков объектов описаний.
— Обогащение и активизация словаря детей, необходимого для описательных рассказов.
— Работа над образными средствами.
2. Обучение детей составлению описаний
— Демонстрация образцов описания.
— Обобщение способов действия (план рассказа).
— Упражнение детей в описании.
— Исправление недостатков детских описаний
Составление детьми описаний на основе восприятия —
первый шаг в обучении детей описательной речи.
Восприятие — это отражение в сознании ребенка непосредственно воздействующих на его органы чувств объектов окружающего мира.
Рассматривание объекта описания — методический прием, направленный на восприятие (выделение) его признаков, отличительных особенностей
Алгоритм НОД по обучению детей описанию на основе восприятия
№ п/п | Назначение части | Возможные методические приемы |
1. | Подготовка детей к обучению описательной речи: помощь детям в выделении признаков наблюдаемых объектов описания; обогащение словаря названиями признаков | Рассматривание объекта описания: — вопросы (репродуктивные, проблемные, на сравнение и т.д.); — указания; — игровые диалоги с персонажем; — сообщения воспитателя об отдельных признаках объекта; — приемы словарной работы; — упражнения в образности речи. |
2. | Создание стремления, желания научиться описывать | Игровая мотивация: — рассказ о затруднительном положении игрового персонажа; — стимулирование желания помочь ему; — постановка игровой задачи; — формулировка учебной задачи |
3. | Обучение составлению описания: — показ способа действия | — образец; — словесный план; — моделирование |
— формирование у детей описательных умений | — упражнение; — наводящие вопросы; — указания; — подсказка фразы; — отраженная речь | |
— корректировка описательной речи детей | — индивидуальные оценки; — общая оценка; — взаимные оценки детей |
Домашнее задание
Вам представлен вариант модели описательных монологов игрушек, где:
- Цветные бесформенные пятна обозначают цвет
- Геометрические фигуры – форму
- Мячи разного размера – величину
- Кирпичики – материал, из которого изготовлена игрушка
- Пирамидка – детали и части игрушки
- Рука – действия, которые можно совершать с этой игрушкой.
Вам задание – самостоятельно разработать модели для составления описания одежды, посуды, фруктов и овощей, животного.