Алгоритм НОД по обучению детей описанию на основе восприятия




Тема: Обучение детей описательным монологам

Критерии и показатели оценки качества детских описаний

Критерии Показатели
Полнота описания — количество названных признаков объекта; — точность в определении признаков; — выделение главных признаков
Последовательность — логичность перечисления признаков; — соблюдение описательной структуры
Связность — использование различных способов межфразовой речи; — согласованность слов в предложениях
Образность — наличие в описании средств выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры и т.п.); — разнообразие используемых средств выразительности

 

 

Методы обучения детей составлению описательных монологов:

— составление описаний на основе восприятия (описание предметов и игрушек,

их изображений, сюжетных и пейзажных картин);

— описание предметов из опыта (описание на основе памяти);

— описание придуманных объектов (описание на основе воображения).

 

 

Основные методические приемы обучения детей описанию

Название приема Характеристика приема
Рассматривание объекта описания Целенаправленное руководство последовательным выделением детьми признаков объекта в процессе его восприятия
Беседа об объектах описания Диалог с детьми, содействующий припоминанию признаков знакомых объектов или придумыванию признаков вымышленных объектов
Образец описания Прием, демонстрирующий детям способы характеристики объекта описания (последовательность, способы межфразовой связи, образные средства)
План описания Словесная схема структуры (последовательности) и содержания описания, выраженная в 3—4 предложениях
Модель Наглядная схема содержания и последовательности описания
Упражнение в описании Основной прием обучения детей составлению описательных монологов
Оценка Мотивированное суждение о качестве детского описания с целью его дальнейшего совершенствования

 

 

Обобщенный алгоритм занятий по обучению детей описанию

1. Подготовка детей к обучению рассказыванию

 

— Направление действий детей на выделение признаков объектов описаний.

— Обогащение и активизация словаря детей, необходимого для описательных рассказов.

— Работа над образными средствами.

 

2. Обучение детей составлению описаний

 

— Демонстрация образцов описания.

— Обобщение способов действия (план рассказа).

— Упражнение детей в описании.

— Исправление недостатков детских описаний

 

 

Составление детьми описаний на основе восприятия

первый шаг в обучении детей описательной речи.

 

Восприятие — это отражение в сознании ребенка непосредственно воздействующих на его органы чувств объектов окружающего мира.

 

Рассматривание объекта описания — методический прием, направленный на восприятие (выделение) его признаков, отличительных особенностей

 

Алгоритм НОД по обучению детей описанию на основе восприятия

№ п/п Назначение части Возможные методические приемы
1. Подготовка детей к обучению описательной речи: помощь детям в выделении признаков наблюдаемых объектов описания; обогащение словаря названиями признаков Рассматривание объекта описания: — вопросы (репродуктивные, проблемные, на сравнение и т.д.); — указания; — игровые диалоги с персонажем; — сообщения воспитателя об отдельных признаках объекта; — приемы словарной работы; — упражнения в образности речи.
2. Создание стремления, желания научиться описывать Игровая мотивация: — рассказ о затруднительном положении игрового персонажа; — стимулирование желания помочь ему; — постановка игровой задачи; — формулировка учебной задачи
3. Обучение составлению описания: — показ способа действия — образец; — словесный план; — моделирование
— формирование у детей описательных умений — упражнение; — наводящие вопросы; — указания; — подсказка фразы; — отраженная речь
— корректировка описательной речи детей — индивидуальные оценки; — общая оценка; — взаимные оценки детей

Домашнее задание

Вам представлен вариант модели описательных монологов игрушек, где:

- Цветные бесформенные пятна обозначают цвет

- Геометрические фигуры – форму

- Мячи разного размера – величину

- Кирпичики – материал, из которого изготовлена игрушка

- Пирамидка – детали и части игрушки

- Рука – действия, которые можно совершать с этой игрушкой.

Вам задание – самостоятельно разработать модели для составления описания одежды, посуды, фруктов и овощей, животного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: