Шейх Ануар аль-Аулаки: «Хиджра на пути Аллаха»




«Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу. Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (8:72)

Тема Хиджры — очень важная тема, о которой говорится в Коране тема, которая затрагивается в хадисах, а также на определённом периоде, эта тема была одной из центральных тем, в вопросе принадлежности к мусульманам. Когда Мекка была Дар аль Куфр, а Медина Дар аль Иман, то Хиджра являлась различительным фактором между Иманом и Куфром.

Вот насколько важна была Хиджра в те дни. Если ты с нами в Медине, то ты являешься одним из Аулия Аллаха. Если ты не с нами, то на нас не лежит обязанность обеспечивать твою безопасность, мы не обязаны защищать тебя и Аллах произведёт с тобой Хисаб (Расчёт) в Судный День. То есть, на какое-то время, Хиджра была очень важной темой.

После этого, учёные не придавали особого значения этой теме, потому что все жили на Дар аль Ислам. Я имею в виду, никто не селился в Дар аль Куфр, и на эту тему много не говорилось, так как эта тема не являлась проблемой тех времён. Все мусульмане проживали на территории Халифата.

Проблема, которую мы имеем сегодня, относительно тех, кто переселяются на территорию кафиров и живут там ради бизнеса или даже ради Да'авата была чем-то, не существующим прежде.

Не было такого, чтобы кто-то выходил Фи СабилиЛлях и поселялся среди кафиров, чтобы делать им Да'ават. Туда шли под знамёнами муджахидов Фи СабилиЛлях и это делалось именно таким образом.

То есть, мы не найдём того, чтобы Фукаха (учёные фикха) уделяли много времени этой теме, потому что они были заняты решением проблем, существовавших в те дни. Во всяком случае, каждый мусульманин проживал в Дар аль Ислам.

Да, были периоды, когда подобная проблема возникала. Например, во времена падения Андалуса, некоторые мусульмане продолжали жить на этой территории, и эта тема обсуждалась учёными.

В то время, учёные Магриба издали фатву, в которой говорилось, что мусульмане, проживающие на территории Испании должны выселяться оттуда. Но это была редкая проблема, появлявшаяся время от времени. Подобное не являлось чем-то, имевшим место во времена Абу Ханифы, имама аш-Шафии, Малика или Ахмада, в те времена не существовало такой проблемы.

Существуют два вида Хиджры:

Первый вид — это Хиджра, которая является обязанностью на каждом и всё время. И это Хиджра, о которой говорил Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), в достоверном хадисе, который передаётся у Бухари, Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Мусульманин — это тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками, а мухаджиром является человек, прекративший совершать запрещённое Аллахом». (Аль-Бухари; Муслим)

Если мусульмане в безопасности от твоего языка и действий, то ты мусульманин.

Таким образом, это Хиджра, которую каждый должен совершать, независимо от возраста и времени. Хиджра от грехов к Та'а (послушанию Аллаха). Это Хиджра, которую надо совершать постоянно.

Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Верующим является тот, от кого люди находятся в безопасности, когда дело касается их имущества и душ. Он не причиняет вреда их душам, имуществу и тому, что им принадлежит, а мухаджир — это тот, кто оставляет Зунууб — грехи». («Муснад» Ибн Маджа, 3924)

И затем Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), говорит: «Лучшая Хиджра — это оставление того, что не любит Аллах». («Сунан» Ан-Нисаи, 4095)

Таким образом, слово «Хиджра» означает «переселение» или «оставление» — оставление чего-либо позади себя.

Ибн Хаджар (рахимухуЛлах) говорит: Существуют два типа Хиджры. Внешняя Хиджра и внутренняя Хиджра.

Внутренняя Хиджра — это когда ты оставляешь то зло, к которому толкает тебя твой Нафс и Шайтан.

Внешняя Хиджра — это бегство ради религии.

Таково общее определение термина «Хиджра».

Но мы хотим поговорить о конкретном виде Хиджры. Речь пойдёт о внешней Хиджре, которую Ибн Хаджар называет «аль-Хиджра аль-Захира» и мы уделим время именно этому типу Хиджры.

Этот вид Хиджры, а именно Хиджра как переселение с одного места в другое, и обоснованием к этому я приведу аяты из Корана. Если Коран — это Руководство (Худа) и мы хотим поговорить о том, что уже упомянуто в Коране. Зачем искать ответ где-либо, если мы можем найти его в Коране?

И теперь, когда ты слышишь эти аяты, ты хочешь, чтобы эти аяты затронули твоё сердце. Мы не будем говорить о Хиджре в понятии фикха, каков её хукм: харам, халяль, мубах, мустахаб.

Мы будем говорить о Хиджре, основываясь на аяты из Корана и хадисы Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха). Но, субханаЛлах, когда разговор заходит о Хиджре и если ты не позволишь этим аятам обратиться к твоему сердцу, то ты не поймёшь их смысла, не поймёшь что имеется ввиду и это то, как следует воспринимать все аяты из Корана, потому что Аллах Азза ва Джаль говорит: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом». (50:37)

В этой книге напоминание. Для кого? Для тех, у кого есть сердце. Если же у тебя нет сердца, если ты хочешь воспринимать Коран «сухо», без того чтобы он хватал тебя за душу, затрагивал твоё сердце, то ты не извлечёшь из него никакой пользы. Потому что Аллах Всевышний говорит, что это напоминание не для каждого, это напоминание для того, кто имеет сердце, слушает и внимает.

Они являются теми, кто извлекут пользу из Корана. Однако Аллах говорит о тех, кто являются Залимун (о притеснителях): «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам (Залимин) это не прибавляет ничего, кроме убытка». (17:82)

Коран не приближает их, а наоборот, отдаляет. Вот почему Коран называется аль-Фуркан. Он приходит и разделяет людей на две группы. Одни переходят к ар-Рахману, а другие переходят к аш-Шайтану. Вот что делает Коран! Это Фуркан. Фуркан — это то, что разделяет посередине и разрывает на две части. И это то, что Коран творит с людьми!

Аллах говорит о Салихе, (мир ему), когда он пришёл к своему народу, который был един: «Мы послали к самудянам их брата Салиха, чтобы они поклонялись Аллаху, но они стали двумя препирающимися группами» (27:45)

Итак, когда ты слушаешь аяты из Корана, то слушай их так, чтобы они были обращены к твоему сердцу! Так как, тема Хиджры — трудная тема, она всегда была таковой и не только сегодня. Хиджра была тяжёлой темой и во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха). Многие мусульмане сегодня хотят совершить Хиджру, они хотят совершить Хиджру туда, где можно будет заработать деньги…

«Я хочу совершить Хиджру на пути Аллаха, но я также нуждаюсь в повышении моего заработка. Я хочу улучшить свои жизненные условия». Все сахабы, совершавшие Хиджру, жертвовали ради неё. Некоторым это стоило большинства своего имущества, а некоторые жертвовали всем своим имуществом.

Хиджра была нелёгкой и для Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха). Это дело было нелёгким для каждого сподвижника. Хиджра была риском и остаётся риском в наши дни.

Начнём с аятов из суры «Женщины»

Четыре аята из этой суры касаются темы Хиджры. Но немного предыстории относительно причины ниспослания этих аятов. Были такие из мусульман, которые продолжали проживать в Мекке, в то время как Хиджра была Ваджибом, Фарзом. Они не совершили переселение. И когда курайшиты выступили на битву при Бадре, они вышли вместе с ними. Точно также как и некоторые из мусульман живущие в Америке, вынуждены воевать против мусульман в составе американской армии. Также и этих… их заставили присоединиться к курайшитам, для того чтобы воевать против Пророка, (мир ему и благословение Аллаха). Хадис приводит аль-Бухари в своём сборнике. И в хадисе, передаваемом у аль-Бухари, говорится, что эти четыре аята были ниспосланы относительно этих людей. Возможно, они вышли с намерением не сражаться против мусульман, точно также как и намерение мусульман, состоящих на службе в американской армии, не стрелять в мусульман.

И в хадисе передаётся:

«…и стрелы мусульман поразили этого и того, хотя они не выходили с намерением убивать мусульман. Они вышли молча с армией и не принимали прямого участия в сражении, но некоторые из них были убиты. Следующие аяты были ниспосланы по поводу этих людей: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: «В каком положении вы находились?» Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (4:97)

«Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе…», то есть Аллах называет их Залимиин, те, кто были несправедливы к самим себе. Те, кто притесняли самих себя. Зульм — это притеснение, угнетение. Эти люди совершили притеснение. Против кого? Против самих себя! Ангелы изымают их души. Мы знаем, что ангелы это те, кто забирают Нафс (душу).

Они не забирают их души спокойно. Они изымают их души, задавая следующие вопросы: «В каком положении вы находились?» Где вы были? Что вы делали? Вы находились среди курайшитов. Вы продолжали жить в Мекке и не совершили переселение из Мекки в Mедину. Почему? То есть, ангелы не будут отлаживать эти вопросы до Судного Дня.

Они не будут откладывать эти вопросы даже до того момента, когда их тела будут находиться в могилах. Их спросят прямо там, где их души будут изымать ангелы! Это вопрос, который не терпит отлагательств! Чем вы занимались? Где вы находились? И эти люди дадут им ответ. Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле».

Мы были слабы… Но нет проблем с тем, когда ты слаб, и у тебя нет другой альтернативы. Сахабы прожили 13 лет в такой ситуации. Они были Мустада'афиин. Они были слабой группой в Мекке, но как только они нашли альтернативу, для них тут же стало Ваджибом (обязанностью) выселение и прекращение жить как Мустада'аф.

Если есть выбор жить с 'Изза (честь, уважение, достоинство), то зачем продолжать жить в состоянии униженности и слабости. Когда нет другой альтернативы, то лучше проявлять Сабр. Но когда появляется выбор, и ты не совершаешь Хиджру по двум причинам: боязнь за своё имущество и боязнь за свою безопасность, то ты совершаешь несправедливость (притеснение) против самого себя.

Состояние униженности чувствуется в их ответе. «Мы были слабы…» и субханаЛлах, это состояние того, кто согласился проживать среди кафиров, в то время как существует выбор. И эта слабость отражается даже в Фикхе тех, кто проживает среди кафиров. Фатвы издающиеся для тех, кто живет среди кафиров…

Mы начинаем слышать такие фатвы, как сёстрам разрешается не носить хиджаб. Мусульманам, состоящим на службе в кафирских армиях, дозволяется принимать участие в боевых действиях на стороне кафиров, разрешение на покупки домов под ипотечные кредиты, риба.

То есть, весь Фикх превращается в слабый Фикх. Фикх, который отражает всю ситуацию. Фикх Мустада'аф. Фикх слабых людей. И проводятся различного рода конференции, где оправдывается состояние слабости.

То есть, когда кафиры «наступают ногой тебе на горло» тебе приходится говорить, что Ислам — это религия мира и толерантности и нужно говорить об этом чтобы «дать им отпор», «убрать ногу кафира со своего горла», говоря о мире и толерантности.

Да, Ислам — это толерантная религия, но иногда нужно указывать на то, что Ислам — это религия справедливости (правосудия) и где нужно надо говорить о толерантности, а где надо о правосудии (справедливости). Этим самым, вся культура целиком, становится культурой слабости.

Что говорят ангелы? Они спросили: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?»

Их оправдание не принимается! Хочу ещё раз подчеркнуть, что речь здесь не идёт об Ахкамах (условиях) Хиджры, ибо будет несправедливо давать общеопределённый Хукм (решение), в то время как обстоятельства разнятся между собой.

В прежние времена, обстоятельства складывались следующим образом: Мекка была ясной территорией Куфра, а Медина была ясной территорией Имана и таким образом Хиджра была Фарзом (обязанностью). Сегодня мы имеем Дар аль Куфр, но существует небольшая проблема с обратной стороной монеты, Дар аль-Иман. Мы имеем соответствие этому наполовину, но не полностью. Давать хукм в такой ситуации будет не честно, как это было в прежние времена.

Мы говорим о концепции Хиджры в общем. И Хукм Хиджры может быть различен у каждого, и он может различаться в зависимости от времени. Например, я считаю, что есть разница между тем, что было до событий 11 сентября и после того, что случилось 11 сентября в Америке. Существует разница. Раньше, поле было открытым для Да'авата, а теперь всё становится сложнее.

Будет нечестно говорить о Хукме, но мы хотим придать особое значение концепции Хиджры и обратить внимание мусульман на то, что тема Хиджры - является очень важной темой. Мы должны рассмотреть эти аяты и выяснить подпадаем ли мы под эти условия. Если это так, то необходимо искать какой-то выход из сложившейся ситуации.

Разве земля Аллаха не была обширной для вас? Аллах сотворил эту целую землю… пять материков! Разве не было на ней достаточно места для вас, чтобы выселиться и совершить Хиджру? Зачем нужно было оставаться в Мекке, чтобы это окончилось выходом на Бадр в составе армии курайшитов для сражения с мусульманами, когда Медина находится на расстоянии нескольких сот километров?

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает. Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». (65:2–3)

Аллах найдет для тебя выход, если у тебя есть Таква (богобоязненность). И ты получишь свой Ризк (пропитание) оттуда, откуда не ожидаешь получить его. Если знать заранее, откуда будет дан тебе твой Ризк и ожидать его, то это не будет испытанием. Испытание — это когда ты не знаешь, откуда и каким образом тебе будет дан твой Ризк и потом Аллах даёт его тебе. Это проверка, уповаешь ли ты на Аллаха или нет.

Итак, какова их участь? Аллах Всевышний говорит: «Их обителью станет Геенна»

Эти люди, которые отказываются совершить Хиджру — обитатели Ада. Они смирились с унижением в этой Дунья (в этом мире) и Аллах унизит их в Ахира (в загробной жизни). Но есть исключение. Аллах говорит далее: «Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят правильного пути». (4:98)

Нужно иметь правильное понимание этого аята, так как некоторые могут сказать, что они не могут совершить Хиджру, в то время как они могут и говорят они это из-за некоторых опасений за свою безопасность, а также испытывают некую боязнь, когда дело касается их Ризка. На таких не распространяется исключение, потому что мы знаем, что каждый мухаджир, совершавший Хиджру во времена Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), рисковал и мы знаем, что мухаджиры из Мекки оставляли своё имущество, то есть риск был велик.

Исключение — это те, для кого выселение является невозможным делом. Очень трудным. Они просто не в состоянии сделать это. Нет вообще никакого варианта. И Аллах говорит о них: «Таких Аллах может простить, ведь Аллах — Снисходительный, Прощающий». (4:99)

Аллах стирает их грехи и прощает снова и снова. Ещё раз, какие две причины удерживают людей от совершения Хиджры?

1. Безопасность

2. Ризк

Когда ты привыкаешь к определённой местности, к определённому месту, ты знаешь людей, у тебя свой круг друзей, ты обеспечен работой, ты хорошо устроился и у тебя есть свой собственный дом. У твоей жены есть подруги, твои дети успешно учатся в школе, созданы все условия для жизни и теперь ты хочешь переселиться в другое место. Ты должен «выкорчёвываться» с этого места и переселиться в другое место. А это влечёт за собой трудности. Ты переселяешься туда, где возможно ты будешь чужим. Появятся ли у твоей жены новые подруги или она будет проводить всё своё время дома, лишённая какого-либо общения?

Будут ли твои дети восприняты как свои или же обращение к ним будет как к чужим, у них возникнут проблемы и они возненавидят эту школу? Как я буду зарабатывать на жизнь? Ведь я оставляю свою работу. А у меня прекрасная хорошо оплачиваемая работа. Я переезжаю неизвестно куда. Как я буду там жить? Это вопросы, которые беспокоят мухаджира.

Следующий аят обращён к тебе, где сказано: «Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие.Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллах у и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах — Прощающий, Милосердный». (4:100)

«Кто совершает переселение на пути Аллаха…» (4:100)

то есть, это Хиджра не ради богатства, не ради того, о чём передаётся в хадисе: «…переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится лишь к тому, к чему он переселялся». («Сахих», Бухари, Хадис 1) ради женитьбы или ради этой Дунья.

Нет! Это Хиджра Фи СабилиЛлях! Это Хиджра ради Аллаха! «Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие»

Wa Man Yuhājir Fī Sabīli Al-Lahi Yajid Fī Al-'Arđi Murāghamāan Kathīrāan Wa Sa`atan.

Что означает слово Murāghamāan? Муфасcиры сказали, что Murāghamāan означает Man'aah, защиту.

Это слово также может означать «место для маневрирования». Позади тебя враги Аллаха — передвигайся и маневрируй. Эта земля достаточно обширна для тебя, чтобы сменить позицию против врагов Аллаха. Это то, что сделал Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), выселившись из Мекки. Тебя загнали в угол в Мекке? Иди и пробуй дальше в Медине.

Итак, в этом аяте сказано, что означает — не загоняй себя в угол в каком-либо месте. Ты найдёшь защиту. Ты найдёшь, где-нибудь в другом месте. Ты найдёшь поддержку в другом месте, если будешь искать её. Это было нелегко для Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха). Он потратил несколько лет на поиск такого места, куда можно было бы переселиться, и затем Аллах дал ему такое место. Но для этого были приложены усилия.

Иногда мы хотим решить проблему, не предпринимая ничего для этого. Нет! Ты должен сделать первый шаг, потому что в хадисе Кудси сказано: «Если ты сделаешь шаг по направлению к Аллаху, то Аллах сделает несколько шагов по направлению к тебе. Если ты пойдёшь шагом по направлению к Аллаху, Аллах побежит к тебе бегом». (Ахмад 1/368, Ибн Аби Асим 1/204)

Но ты тот, кто начинает. Нужно предпринять первый шаг, а затем Аллах сделает остальное за тебя.

Muraghaman Kathira wa Sa'a. Что значит Sa'a? Муфассиры сказали, что это ар-Ризк. То есть, две беспокоящие тебя вещи, безопасность и Ризк, ты найдёшь их в Хиджре. Совершение Хиджры подобно тому, как если бы кого-то попросить спрыгнуть с утёса, положившись на Аллаха, не смотря на то, что там внизу: вода, камни или ещё что-то.

Но ты должен совершить этот прыжок, ты должен положиться на Аллаха и прыгнуть. Это есть Хиджра. Ты не знаешь, что ожидает тебя на той стороне. Ты должен положиться (уповать) на Аллаха. Аллах говорит тебе, что ты найдешь Muraghaman и ты найдёшь Sa'a. Это обещание Аллаха. Даже если это дело не выглядит лёгким. Хиджра — дело не лёгкое, но Аллах обещал тебе это.

Затем говорит Аллах: «…после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха…» (4:100)

Аллах не обещает тебе защиты от смерти, потому что смерть может настигнуть тебя независимо от того совершаешь ли ты Хиджру или нет. То есть, Аллах не обещает тебе защиты от смерти. Ты можешь умереть оставаясь в Mекке или переселяясь в Медину, но Аллах обещает тебе Аджр (вознаграждение) за само совершение Хиджры. Ты получишь вознаграждение, даже если ты не завершишь переселение. Твоя награда будет равна совершению Хиджры. Таким образом, тебе обещаны две вещи кроме одной. Нет обещания в защите от смерти, но зато тебе обещаны Ризк и Мана'а, место для маневрирования от врагов Аллаха. Эта земля достаточно обширна и переселение совершали и пророки. Муса, (мир ему), совершил Хиджру и когда он достиг земель Палестины, что сказал ему житель Мадьяна?

«Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей». (28:25)

И когда Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), совершил переселение в Медину, жители Медины сказали ему: «Здесь ты в безопасности от врагов Аллаха. Мы будем сражаться за тебя так, как мы сражаемся за свои семьи».

И вы знаете истории сегодняшних мухаджиров, вы можете узнать истории вчерашних мухаджиров, тех, кто совершил переселение, Аллах благословляет их усердие и предоставляет им защиту от врагов Аллаха.

А также говорит Аллах: «Тех, которые переселились ради Аллаха после того, как подверглись притеснениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше. Если бы они только знали!» (16:41)

Аллах даст тебе Хасанат в этой Дунья и воздаст ещё лучшим, чем это в Ахира. Ибн Кясир говорит, что ибн Аббас, ибн Катада сказали, что «Хасанат» означает здесь «Медину», а такие как Муджахид сказали, что это означает «ар-Ризк ат-Таййб» (чистый Ризк, пропитание). Аллах даст тебе чистый Ризк.

Аллах не обещает большое количество Ризка, но Он обещает, что Ризк будет Таййиб (чистый), большой или маленький, но он будет Таййиб, чистый. Твоё богатство может быть небольшим, но в нём может быть баракат (благословление), в то время как состояние кого-либо другого может быть огромным, но в нём нет бараката.

Дело не в количестве имущества, а дело в том, есть ли в нём баракат или нет и ибн Кясир говорит по этому поводу: «Эти мухаджиры, к которым обращён этот аят, оставили свои дома и имущества, и Аллах дал им взамен лучшее, чем то, что они оставили».

 

Если ты оставишь, что-либо ради Аллаха, то Аллах непременно даст тебе взамен нечто более лучшее.

Он сказал: «Так как Аллах укрепил их на этой земле, и Он дал им правление на земле, они стали лидерами, судьями и каждый из них был имамом богобоязненных (Муттакиин)»

Эти люди, имевшие небольшое состояние в Мекке, которые так бы и прожили и умерли бы в Мекке и закончили бы тем, что никто бы не узнал и не услышал бы о них ничего, вдруг стали руководителями на всей земле, освещавшими для человечества дорогу в Рай.

Это были те самые люди, совершившие Хиджру из Мекки в Медину и теперь кто-то из них Амир Ирака, кто-то Амир Египта и так далее. Они шли во все уголки земли, распространяя призыв к Исламу. Аллах дал им в этой Дунья лучшее, чем то, что они оставили и Аллах говорит: «…а вознаграждение в Последней жизни будет еще больше…» (16:41)

Когда Умар ибн аль-Хаттаб, (да будет доволен им Аллах), раздавал мухаджирам их долю из трофеев, он говорил: «Берите, это то, что Аллах обещал вам в этой Дунья и то, что Аллах уготовил вам в Ахира — ещё лучше».

И всё это из-за бараката Хиджры.

Почему Хиджра? Зачем нужно совершать переселение?

1. Потому что это приказ Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Я приказываю вам пять вещей: слушать и повиноваться, быть с джамаатом, Хиджра и Джихад на пути Аллаха». (Ахмад, ат-Тирмизи, Абу Дауд)

Таковы пять приказаний Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), и как вы заметили, что это пять важных элементов, необходимых для успешного джама'ата, устанавливающего религию Аллаха. Нужно иметь Сама'а и Та'а. Слушать и повиноваться. Это означает, что есть амир и есть Джамаат, группа, коллективные усилия.

Нужно быть частью группы, а не оставаться наедине. Потому что, когда наши усилия рассеяны то там, то здесь — это одно, но когда каждый работает на Джамаат, то общие усилия дают мощь и это то, когда Аллах благословляет их усилия.

Затем идёт Хиджра на пути Аллаха, и Джихад и мы заметим, что Хиджра и Джихад часто упоминаются вместе. Почему? Потому что в большинстве случаев Джихад требует предварительного совершения Хиджры. Для того чтобы делать Джихад, нужно совершить сначала Хиджру, то есть это два взаимосвязанных действия, а в некоторых аятах — три действия взаимосвязаны друг с другом: Иман, Хиджра и Джихад.

Эти три действия взаимосвязаны друг с другом. Далее, совершение Хиджры не является временным приказом, этот приказ действителен до Судного Дня. Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Хиджра не прекратится столько, сколько существует Джихад». (Ахмад, «Сахих аль-Джами» №1991)

А также сказал Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха): «Хиджра будет существовать столько, сколько будет идти сражение против врагов Аллаха». («Муснад», Ахмад)

Пока идёт сражение с врагами Аллаха, нужно совершать Хиджру для сражения с ними. Переселение в Медину было Хиджрой ради Джихада на пути Аллаха, так как Медина была базой муджахидов.

2. Бара'а от многобожников (мушриков), отречение (отмежевание) от многобожников. Это вторая причина, по которой мы совершаем Хиджру. Сказал Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха): «Я не имею отношения к любому мусульманину, который живет среди многобожников». (Бухари)

Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Я не имею отношения к любому мусульманину, который живет среди многобожников. Огни их очагов не должны быть видны друг другу». (Абу Дауд, «Сахих Сунан», 2420)

Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), говорит, что вы должны находиться на таком расстоянии от мушриков, чтобы свет, горящий в их домах, не был виден для вас.

«Тот, кто проживает среди многобожников — один из них ». (Абу Дауд, «Сунан Сахих», 2405)

Джарир подошёл к Посланнику Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), когда приносил ему клятву на верность и сказал: «О, Посланник Аллаха, протяни мне свою руку так, чтобы я мог дать тебе Байат (присягу) и перечисли свои условия. Что от меня требуется?» Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Байат заключается в том, что ты будешь поклоняться Аллаху, выстаивать молитву, платить Закят, делать Насиха (наставление) мусульманам и отстраняться от многобожников». (Ан-Нисаи, «Сунан», 4105)

Частью клятвы, взятой с Джарира, было отстранение от многобожников.

3. Награда за совершение Хиджры.

Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Шайтан поджидал сына Адама на его пути к Исламу и сказал ему: «Ты хочешь оставить религию своих отцов и предков и стать мусульманином». Но сын Адама ослушался его и стал мусульманином. Затем, шайтан стал поджидать его, когда тот был на пути к совершению Хиджры и сказал: «Ты собираешься покинуть свою землю». Но он ослушался его и совершил переселение. Затем, шайтан стал поджидать его, когда тот был на пути к совершению Джихада и сказал ему: «Ты хочешь сражаться на Джихаде, а это будет стоить тебе твоего имущества и жизни, а затем тебя убьют и твоя жена выйдет замуж за другого и твоё имущество перейдёт к другим людям и они поделят его между собой!» Но он ослушался его и сражался на пути Аллаха».

Далее продолжил Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха): «Любой, кто совершит подобное, Аллах обещает ввести его в Рай и если кто-нибудь будет убит на пути Аллаха, то Аллах воздаст ему Раем. Если он утонет, то Аллах введёт его в Рай. Если он упадёт с вершины горы и погибнет, то Аллах введёт его в Рай». (Ан-Нисаи, «Сунан», 3082)

Это означает, чтобы не случилось с ним, этот человек войдёт в Рай, если не подчинится шайтану на этих трёх дорогах: Ислам, Хиджра, Джихад на пути Аллаха.

Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Если кто-то погибнет, совершая Хиджру, то расстояние между местом его рождения и местом его смерти будет измерено и будет дано ему место в Раю, равное этому расстоянию». (Ан-Насаи, «Сунан»,1728)

То есть, те, кто переселяются издалека, как например Америка или Австралия, получают большой Аджр из-за большого расстояния.

Спросили Посланника Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха): «Расскажи мне о деянии, которое мне следует совершить». Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), ответил: «Соверши Хиджру, ибо нет ничего подобного ей». (Ан-Нисаи, «Сахих Сунан», 3885)

Причины, из-за которых следует совершать Хиджру:

1. Ради защиты своей религии. Аллах говорит: «О, Мои верующие рабы! Воистину, Моя земля обширна, поклоняйтесь же Мне!» (29:56)

Это значит, что ты найдёшь место на земле для поклонения Аллаху. Если там, где ты находишься, поклонение Аллаху невозможно — выселяйся и ты сможешь поклоняться Аллаху.

Муджахид сказал: «Этот аят означает, что земля обширна, для того чтобы переселиться и сражаться в Джихаде на пути Аллаха».

Можно сказать, что интерпретация Муджахида такова, что всегда будет место для сражения на пути Аллаха, но для этого надо совершить Хиджру, чтобы найти это место.

Саид ибн Джубейр сказал: «Если местность где ты проживаешь, населяют люди совершающие грехи и там много порочного, то переселяйся оттуда и поклоняйся Аллаху в другом месте».

Подобно тому, кто убил 99 человек, а затем сотого. Что сказал ему учёный?

«Выселяйся! Делай Хиджру!»

Мутраф ибн АбдуЛлах сказал: « Аллах говорит: Моя земля обширна, вы найдёте Ризк в другом месте».

2. Ради безопасности.

По этой причине мусульмане совершили Хиджру в Эфиопию. Они не переселялись из Дар аль Куфра в Дар аль Ислам. Они совершили переселение из Дар аль Куфра в Дар аль Куфр. Но они переселились с места, где они не могли поклоняться Аллаху в то место, где была возможность для поклонения Аллаху. Если Франция говорит, что вашим дочерям, сёстрам и жёнам нельзя носить хиджаб, то переселяйтесь в другое место! Вы найдёте место, где есть возможность поклоняться Аллаху. Не нужно продолжать там жить в ослушании Аллаху, в то время как эта земля огромна и обширна. Зачем продолжать проживать там, если тебе запрещают выполнять твои обязанности и есть вещи, оставление которых является мустахаб.

Но ситуация становится другой, когда ты оставляешь то, что является Ваджибом, а ношение Хиджаба есть Ваджиб. Это Фарз и это одна из наиважнейших обязанностей, которая лежит на мусульманских сёстрах. Зачем продолжать жить в стране, где выполнение этой обязанности невозможно? В некоторых местах запрещено совершать коллективную молитву. Для чего нужно продолжать оставаться там, где коллективная молитва запрещена?

3. Хиджра ради Джихада на пути Аллаха и связь между Хиджрой и Джихадом очевидна во многих аятах и хадисах.

Аллах говорит в суре «Добыча», аят 72: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались своим имуществом и своими жизнями на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище мухаджирам и оказали помощь, являются помощниками и друзьями друг другу». (8:72)

В суре «Бакара» аят 218: «Воистину, те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, надеются на милость Аллаха. А ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (2:218)

Сура «Пчёлы», аят 110: «Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение. В тот день каждый человек придет, и будет препираться за себя сам. Каждому человеку сполна воздастся за то, что он совершил, и с ними не поступят несправедливо». (16:110–111)

Сура «Добыча», аят 74: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготованы прощение и щедрый удел». (8:74)

И снова, взаимосвязь между тремя деяниями.

Сура «Покаяние», аят 20 «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Аллахом. Они являются преуспевшими». (9:20)

Снова и снова, эти три действия взаимосвязаны друг с другом.

Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Не прекратится Хиджра до тех пор, пока будет идти Джихад». (Ахмад, «Сахих аль-Джами», 1991)

Сказал Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха): «Переселение не прекратится до тех пор, пока мусульмане продолжают сражаться с врагом». (Сильсиля ас сахиха, 1674)

И наконец, ограничена ли Хиджра только переселением с земель куфра на земли Ислама? Вопрос уместный к сегодняшней ситуации.

Сказал Шаукани: «Хиджра не ограниченна только переселением с Дар аль-Куфр в Дар аль-Ислам. Нужно совершать хиджру, если ты проживаешь там, где невозможно делать Амр биль Ма'рууф и Нахи ан аль Мункар». А также сказал он: «Верующий должен искать наилучшее место для поклонения Аллаху».

Если применить слова Шаукани к сегодняшней ситуации… Так как мы не имеем чёткого разреза сегодня, где Мекка и где Медина, то это не означает, что нужно пренебрегать Хиджрой. Хиджра может быть из одной страны в другую, Хиджра может быть из одного города в другой, в той же стране. Фактически, Хиджру можно совершать из одного квартала в другой в одном и том же городе.

В мусульманских странах можно найти такие города, где есть кварталы, жители которых очень консервативны и религиозны, в то время как в других кварталах, этого же города, распространён Фасад (нечестие). Разве не следует человеку стараться жить со своей семьёй в более лучшем окружении? Тема Хиджры касается ситуации, когда ты и твоя семья находятся в Фитне и поклонение Аллаху должным образом невозможно.

Есть ещё одна важная тема, которую нужно коснуться, говоря о Хиджре на пути Аллаха. Есть такие места… мы говорили о том, что сегодня существует Дар аль Куфр, но нет Дар аль Имана. Однако мы знаем, что есть места, которые даже не классифицируются как Дар аль Иман, потому что классификация зависит от законов, которые господствуют на той или иной территории.

Дар аль Куфр — это территория, где действуют законы куфра, даже если эту территорию населяют мусульмане. Дар аль Иман — это территория, где действуют законы Аллаха, даже если население этой местности не являются мусульманами.

Классификация на Дар аль Куфр или Дар аль Ислам зависит от Хукма (закон). Однако мы знаем, что есть такие места, где поклоняться Аллаху намного легче, чем где-либо, хотя эта территория является Дар аль Куфр.

Затем, ещё одна тема по этому поводу. Зачем нужно продолжать жить с семьёй на той территории, где есть все признаки того, что эта местность является Дар аль Куфр и не только останется таковой, но и будет враждебной к мусульманам от начала и до конца? И об этом передаётся в хадисе Посланник Аллаха, (мир ему и благословение Аллаха).

Ведь есть другие места для проживания, хотя там ещё не действуют законы Аллаха. Но на этой территории, всё указывает на то, что будущее здесь за Исламом и люди, живущие здесь, стремятся к Исламу и Аллах готовит их стать мусульманами, чтобы они несли послание Ислама. Когда мы говорили об аш-Шаме, в предыдущей лекции…

Даже если законы Аллаха не применяются в аш-Шаме сегодня, то всё указывает там на то, что люди устремлены к Исламу и аш-Шам будет территорией Ислама и местом, к которому мы будем хотеть находиться поближе, так как там будут происходить важные события Ислама.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: