КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Культура Древнего Рима с его совершенными памятниками архитектуры, скульптуры, живописи, литературы составляет неотъемлемую часть античной культуры. Но становление культуры Римлян происходило в иных исторических условиях,нежели греков, и поэтическое осмысление действительности приобретало иные формы. Вся история Рима- это стремительный рост и превращение маленького города- полиса на Апеннинском полуострове в ведущую, а затем крупнейшую сверхдержаву Средиземноморья.Искусство у римлян играло подчиненную государству роль, и художественное осмысление жизни также несло на себе печать тщательного анализа.
Становление собственно римского искусства –архитектуры,различных типов рельефа, скульптурного портрета, основных литературных жанров относиться ко времени республики.с этого времени искусство Древнего Рима принято классифицировать как искусство империи,для которого принята более детальная периодизация.
· Искусство империи Октавиана августа(31г.до н.э.-14 г до н.э.)
· Искусство империи Юлиев- Флавиев (14-96гг.н.э)
· Искусство империи Трояна(98-117гг.н.э.)
· Искусство империи Адриана (117-138 гг.н.э.)
· Искусство империи антонинов (138-192гг.н.э.)искусство поздней империи(III-IVвв н.э.)
Период поздней империи может быть охарактеризован как время кризиса римского искусства, заката великой античной культуры.
Искусство республики
Культура Рима в первые века развевалась медленно,формируясь под влиянием художественной культуры этрусков.От этрусков к ремлянам перешли бои гладиаторов, начавшиеся с варворского обычая умерщвлять на могиле тирана рабов. Этруски создали популярный у римлян тускскиий ордер, в основе которого лежат пропорции дорического. Этрудски техникой фрески,и в их многочисленных гробницах,названия которых определялись тем или иным персонажем либо сюжетом,ничто не напоминало о смерти. Сюжеты были самыми разными – от эпизодов Троянской войны до жанровых сцен – и очень динамичными, а краски использовались не темные и мрачные, а яркие и светлые. Битвы, походы торжественные церемонии,носящие официальный характер,-все сразу же фиксировалось в архитектурных формах. И не только. Практический утилитарный дух,присущи римлянам, проявляется в создании необходимых в повседневной жизни сооружении: стратегических дорог, мостов, акведуков, городов. Самым крупным городом становится Рим,окруженный валами и крепостными стенами. В основе его планировки лежала планировка римского военного лагеря.
|
Размещение гробниц вдоль дорог является отличительной чертой искусства эпохи республики. Самым замечательным памятником эпохи республики стал форум Романо близ Капитолия, вмещавший все традиционные для римского города постройки. Храмы в Древнем Риме строили по типу греческих. В храмах прямоугольной формы,построенных на высоком подиуме,как в эпоху эллинизма, вход имелся с одной стороны, и к глубокому портику вела широкая лестница. Колонны окружающие в греческих храмах целлу, в римском создавали лишь иллюзию коллонады, ибо выступали из стен на половину объема. Тем самым греческий ордер лишался конструктивной функции, выполняя только декоративную. Образцом прямоугольных храмов республики можно считать храм Фортуна Вирилес на Бычьем форуме.
|
Особую прелесть римского города составляли фонтаны и водоемы. Это были, как правило, квадратные бассейны, но сам источник отделывался весьма искусно: вода текла из разинутой пасти животного или опрокинутого сосуда. В оформлении внутренних покоев значительную роль играла настенная живопись. Фрески найденные при раскопках Помпей, Геркуланума, Статий, дают о том представление. Росписи были бессюжетными, они просто имитировали мраморные плиты, так называемый первый помпейский стиль, или инкрустационный.
Второй стиль очень тонко отразил дух поздней республики- стремление вырваться за пределы помещения, преодолеть сковывающие, стесняющие рамки. В росписях заметно желание раздвинуть стену, показать ее в виде высокой ограды, поверх которой виднеется небо, части соседних зданий. Впрочем, в период смены республиканского строя единовластием Цезаря римские писатели ориентировались в основном на так называемую александрийскую лирику эллинистической эпохи.
ИСКУССТВО ИМПЕРИИ.
Искусство империи Октавиана Августа
После убийства Юлия Цезаря и четырнадцати лет гражданской кровопролитной войны к власти пришел внучатый племянник Юлия Цезаря Октавиан Август. Его правление представляло собой монархию, скрытую под маской республики. Как образно выразился римский писатель и философ Сенека, «октивиан облекся в одежды республики». На протяжении всего срока правления Октивиан не раз прибегал к поэтическому дару Вергилия с целью оправдания и прославления своих деянии. Например, стремясь навести порядок в голодной и разоренной усобицами стране, Октевиан опирался на военных, представляя им землю, отнятую у прежних владельцев. Вергилии, отражая картину происходивших событии, событии написал первое крупное произведение буколики. Уставшие от бесконечных кровопролитных усобиц римляне восприняли Октавиана как символ мира, он казался современникам чудесным явлением,никем посланцем богов. На юге Франции Август основал колонию, где до сих пор сохранились здания храмов, театров, акведуки, мосты. На платине возводили роскошные дворцы, получившие название палаццо по месту их расположения. Декорировали не только Дворцы, но и термы, и даже рыночные лавки. В таберне на рыбном, овощном и мясных рынках вход в каждую лавку был украшен мозаикой, так что, не входя, можно был составить представление о том, чем торгуют.