Счета бухгалтерского учета. Двойная запись
Бухгалтерский счет предназначен для отражения информации о состоянии и движении однотипных объектов учета, т.е. счет бухгалтерского учета это способ группировки текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами.
Бухгалтерский счет – двусторонняя таблица. В начале её дается наименование счета – это наименование объекта учета. Левая часть – дебет, правая часть – кредит. На счетах бухгалтерского учета отражаются хозяйственные операции, как в количественном, так и в стоимостном выражении. Остаток по счету указывающий на состояние объекта учета в определенный момент, называется САЛЬДО (С-до). Суммы указывающие на размер и порядок движения объекта учета называются оборотами. Традиционно бухгалтерские счета можно классифицировать по: экономическому содержанию и назначению и по отношению к балансу.
Двойная запись.
Сумма каждой хоз операции отражается на счетах бухучета дважды: по дебету одного и кредиту другого счета. Это и называется метод двойной записи. Взаимосвязь между счетами возникающую при отражении хозяйственной операции с помощью двойной записи называют корреспонденцией счетов, а счета – корреспондирующими. Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции отраженной в док-те. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах называется контировкой. Текст указывающий наименование дебетового и кредитового счетов и сумму отраженной хоз операции называют бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью). Метод двойной записи имеет большое контрольное значение, поскольку одна и та же хозяйственная операция в равной сумме отражается дважды по дебету и кредиту другого счета, поэтому в случае расхождения сумм по данной операции выявляется допущенная ошибка. Корреспонденция счетов бывает простая – когда хозяйственная операция затрагивает дебет одного и кредит другого счета, т.е. в ней участвуют только 2 счета. Также корреспонденции счетов бывают сложными, которые отражаются по дебету одного и кредиту нескольких счетов, а также по кредиту одного и дебету нескольких счетов.
|
План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н. Переход на новый План счетов разрешается осуществлять в течение 2001 г. по мере готовности организации. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Министерства финансов СССР от 11 ноября 1991 г. N 56.
|
План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.
классификация хоз. Средств
Хозяйственные средства - это совокуп. имуществ-ых и материальных денеж. ресурсов.
Хоз. ср-ва подразд. на 2 вида:
- основные ср-ва
- оборотные ср-ва
основные ср. – такие ср., которые длит. время участвуют в работе предприят. по частям передают свою стоимость создаваемой продукции и сохраняют свою натур. форму. К осн ср. относятся:
|
- здания – сооружения – машины - оборуд-е - договора
К оборотным ср-ам относятся ср-ва, которые потребляются в каждом цикле. Это:
- материалы - готовая продукция - денеж. ср-ва в кассе, на рассч.сч Обор.ср-ва непрерывно меняют свою форму.
15) бух. счета, их содержание и строение
Бух счета – это спецефич. элемент метода учёта, они предст. собой способ отражения и обобщения отдельных объектов и хоз. операций в текущем порядке.
Счета позволяют получать сведения об остатках на начало и конец периода.
Каждый бух. счёт имеет 2 части: дебет и кредит. значение их зависит от того, что отражается на счёте, вид средств или вид источника.
Счета, на кот. отраж-ся виды ср-в, наз-ся активными счетами. Счета, на кот. отражаются источники ср-в, наз-ся пассивными сетами. В акт. счетах дебет означает приход, поступления, увелич-е объекта, а кредит – уменьшение объекта. В пассивных счетах дебет означ. уменьшение объекта, а кредит – увеличение.
В кажд. бух.счёте осущ-ся след. записи:
1. запис-ся начальный остаток – сальдо; в акт. счёте нач.сальдо в дебет, в пасс.- в кредит.
2. показывается увеличение учитываемого объекта(увеличеие-это оборот); в акт.сч. – это дебетовый оборот, в пасс.- кредитовый об.
3. уменьшение учитываемого объекта; в акт. сч. – это кредит. оборот, в пасс. – дебет. об.
4. конечный остаток объекта(конечное сальдо); в акт.сч. – это дебет, в пассивных – кредит.