Психогигиена умственного труда




Тема 6. Психогигиена умственного труда студента

 

Выполнила: студентка группы ПОио/б-19-2-о

Маркелова Ксения Юрьевна

Проверила:

Липовая Н.Н.

 

Севастополь – 2020

 

Оглавление

Введение. 2

Психогигиена умственного труда. 3

Режим труда и отдыха. 4

Заключение. 6

 

Введение

 

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы.

 

Индивидуальное физическое и психическое здоровье является имманентной достоянием и ценностью каждого человека, а поэтому его сохранение и приумножение для каждого студента должно стать предметом особого внимания и заботы, чтобы на долгие годы после окончания вуза иметь высокую работоспособность, интеллектуальную и физическую активность и жизненный успех.

Психогигиена умственного труда

 

Говоря о психогигиене умственного труда – это область психогигиены, в рамках которой создаются и реализуются механизмы формирования оптимальных условий для осуществления людьми производительной интеллектуальной деятельности, способствующей самосовершенствованию их личности при обеспечении высокого уровня индивидуального психического здоровья. Поэтому задача психогигиены умственного труда студента – забота о психическом и эмоциональном благополучии молодых людей, которые осваивают программы высшего профессионального образования в системе российской высшей школы.

Классическое определение профессионального образования полагает его как процесс и результат усвоения индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, позволяющих ему решать теоретические и практические задачи по профилю – специальности или направлению – подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. При этом лимит времени, отводимый Государственными образовательными стандартами на проведение со студентами теоретических и практических занятий, предполагает преобладание в содержании их подготовки к будущей трудовой деятельности теоретических, а не эмпирических (или полученных практическим путем) знаний в области их профессиональной компетенции. По сути, это означает, что обучение в вузе предусматривает усвоение большого объема специфической по содержанию информации, которая ранее в повседневной жизни студенту не встречалась, что порождает для деятельности его мозга и всей центральной нервной системы интенсивные психические и эмоциональные нагрузки. Особенностью организации процесса освоения студентом избранной программы высшего профессионального образования является то обстоятельство, что он полностью исключает период адаптации первокурсников (впрочем, как и студентов старших курсов) к новому для них виду деятельности.

Общеизвестно, что познавательная деятельность человека является разновидностью его высшей нервной деятельности, сосредоточенной в его головном мозге. Поэтому его головной мозг является тем самым внутренним органом, ключевым элементом центральной и периферической нервной системы, от физиологически нормального, функционирования которого напрямую зависит эффективность и даже сама возможность умственной деятельности человека, которую нередко еще именуют «мозговой деятельностью». Именно поэтому физиологический компонент психогигиены познавательной деятельности студента так же важен, как и психологический.

Главным гигиеническим требованием к обеспечению нормального с физиологической точки зрения функционирования головного мозга является полноценное и адекватное уровню и степени интенсивности его активности снабжение жизненно важными химическими элементами и соединениями через кровеносную систему т.к. головной мозг в организме человека является основным потребителем питания из его крови.

Режим труда и отдыха

 

Для поддержания работоспособности студента на высоком уровне необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Режим труда и отдыха – это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Таким образом, студент получает время важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет), чтобы там не было отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития/вашей квартиры. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с сегодня на завтра.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Книгу или тетрадь следует располагать на расстоянии 25 см, избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим).

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках в парках, на стадионах, в турпоходах, за работой на садовых участках.

Заключение

 

Качественная подготовка молодых специалистов предполагает, прежде всего, повышение качества и эффективности всего процесса обучения в вузе. Важным условием, определяющим эффективность учебного процесса, является высокий уровень умственной и физической работоспособности студентов, а также учебно-трудовая активность студентов. Высокий уровень умственной и физической работоспособности в процессе учебной деятельности студентов обусловливается многими внешними и внутренними факторами. Среди них большую роль играет правильная организация учебного труда студентов, включающая в себя, как обязательный элемент, занятия физической культурой и спортом. Необходимость создания сбалансированной системы обучения и физического воспитания обусловлена следующими причинами: - во-первых, увеличением с каждым днем, в арифметической прогрессии, потока новой информации и объёма изучаемого студентами учебного материала и, как следствие, недостаток свободного времени для занятий физической культурой; - во-вторых, ухудшением состояния здоровья молодежи; - в-третьих, снижением уровня физической подготовленности в связи с изменением социально-экономических и экологических условий жизни. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: