Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Е. И. Исенина, С. Н. Цейтлин и др. предлагают свою классификацию младенческих криков, в основе которой лежит субъективная ценность раздражителей для ребенка:
– высокой субъективной ценности (крик «боли»);
– умеренной субъективной ценности (крик «удовольствия»);
– регрессирующие крики (крик «голода»).
После двух месяцев намечается переход от рефлекторных звуков к коммуникативным, наступает новая стадия доречевого периода — гуление.
К. А. Семенова и Н. М. Махмудова (1979) отмечают, что уже к 3-4 месяцам вокализации служат средством межличностного взаимодействия со взрослым. Ребенок начинает активно обращать внимание на голос окружающих, отвечая адекватной реакцией на их мимику и тон, проявляя попытки воспроизведения улыбки и вокализации.
И. М. Кононова (1974), изучавшая условия развития голосовых реакций детей первого года жизни, считает, что в первые шесть месяцев наблюдается стойкое увеличение голосовой активности, причем наиболее эффективным приемом ее стимуляции является общение со взрослым. Автор утверждает, что «певучие звуки гуления» имеют особо важное значение для формирования речевого дыхания, а спонтанное вокализирование ребенка в тихой обстановке создает благоприятные условия для развития фонематического восприятия.
Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет, который появляется к началу третьего месяца. Его начало связано с развитием стриопалидарной системы, отвечающией за ритм, темп, артикуляционный тонус. Лепет постепенно усложняется за счет разнообразия повторяемых звуков. Звуковое разнообразие лепетных цепей, а также выделенность по длительности отдельных сегментов цепей дали основание назвать этот период стадией лепетных псевдослов. Важность этой стадии заключается в том, что в этот период происходит не только тренировка голоса, но и согласование слуховых и двигательных реакций, соединение линейных артикуляций в слоги.
|
Ранняя стадия лепета представляет собой, в отличие от крика, реакцию на раздражители положительного характера. Чаще всего ребенок издает звуки после еды. В лепете можно различить довольно разнообразные комплексы: агу, убу, экхе и т. п. Эта ранняя стадия лепета не зависит от окружающей речевой среды. Дети разных народов в первые месяцы лепечут одинаково, в том числе и глухие от рождения дети.
Основой лепета служат врожденные двигательные координации, связанные с процессами сосания и глотания. Во время фонации у ребенка устанавливается связь между кинестетическими раздражениями от движений речевых органов и соответственными слуховыми раздражениями. Появляется тенденция к самоподражанию. Звуковой состав лепета постепенно обогащается. В лепете встречаются уже многочисленные согласные, преимущественно двугубные типа п, б, м, переднеязычные типа т, д и заднеязычные типа к, г, х.
К самоподражанию вскоре присоединяется подражание речи окружающих. Ведущую роль в последующем развитии произносительных навыков у ребенка начинает играть слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь взрослых и контролирует свое произношение.
У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих его людей. Ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно затухает.
|
В конце первого года жизни у ребенка появляются осмысленные звукосочетания, первые слова. На основе имитации и в результате активного воздействия окружающих устанавливается связь между предметами и явлениями внешнего мира, и звучанием обозначающих их слов, а также кинестетическими ощущениями, возникающими при произнесении этих слов.
Таким образом, подготовительный период в развитии детской речи:
· I этап (0-3 месяца) характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций;
· II этап (3-6 месяцев) - время появления голосовых реакций, гуления, лепета;
· III этап (6-10 месяцев) - начало развития понимания речи, активного лепета;
· IV этап (10-12 месяцев) - время появления первых слов.
Начальным этапом доречевого развития считается рефлекторный крик ребенка, который к 2-3 месяцам жизни становится все более модулированным.
2-4 месяца - у ребенка появляются короткие звуки - гуканье, а затем и гуление.
4-5 месяцев - период псевдоречевых звуков, невокализованных и крайне неопределенных по артикуляции.
6 месяцев - поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета).
7-8 месяцев до одного года – появляется понимание речи. Появляются первые слова - баба, папа, мама, ляля и др.
На этом заканчивается доречевой период и дальше идет период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.