Современные модели библиотечного менеджмента




Современный мир меняется с пугающей быстротой, рождая как новые возможности, так и новые угрозы. Стало общим местом утверждение: "Для поиска и отыскания путей развития в ХХI в. человечество нуждается в новой парадигме, которая обеспечила бы баланс экономического, социального и экологического развития". Но какова же эта новая парадигма? Последнее десятилетие обозначило зону острой критики, в которой оказались стереотипы управленческого мышления и устаревшие концептуальные подходы к управлению. Стала отчетливо проявляться ограниченность традиционной модели "рационального управления". Оно связывается, прежде всего, с возможностью предельно упорядочить и регламентировать организацию библиотеки, происходящие в ней процессы, достичь стабильности и устойчивости деятельности структурных подразделений. Несмотря на большую привлекательность четкости, определенности управленческих действий, заложенных в рациональной модели, она лишена главного - гибкости, столь необходимой в современных условиях. Сегодня одним из самых популярных понятий менеджмента является "неопределенность", не в смысле незнания, а как постоянная изменчивость условий, возникновение новых связей, быстрая переориентация функционирования в ответ на динамику потребностей. В условиях динамизма жизнедеятельности полный учет и просчет заранее, до мелочей всех деталей становится малореальным. Поэтому задача управления состоит в создании адаптивных, гибких управленческих моделей, а руководителя - в реализации комплексных и системных подходов.

Менеджмент эффективно решает проблемы создания таких моделей. В прошлом столетии менеджмент как новый социальный институт, новая ключевая социальная функция, новая, лидирующая в обществе группа менеджеров, возник и развивался с необычайной быстротой, стал незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы рас и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент в течение одного поколения. И действительно, там, где внедрялся компетентный менеджмент, начиналось стремительное развитие. По-видимому, мы имеем дело с крупнейшей социальной инновацией.

П. Друкер, который сумел распознать, обобщить и описать появление нового могущественного фактора развития, пишет: "Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы могли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента. Менеджмент - двигатель, развитие - следствие".

Реальный менеджмент всегда содержит общее и особенное в определенном соотношении и сочетании. В мире существует понимание не только менеджмента вообще как концепции, философии, типа управления, но и понимание различных моделей менеджмента.

Модели национального менеджмента - североамериканского, западноевропейского, скандинавского, японского, турецкого или латиноамериканского, несмотря на существенные различия между ними, постепенно начинают терять свою специфику. Традиционно противопоставляют модели менеджмента США и Японии, которые в сравнении показаны ниже.

Американская модель:

Индивидуальные решения и свобода действий.

Индивидуальная персональная ответственность.

Жесткая должностная субординация в четко установленной канонической организационной структуре управления.

Четкие формализованные должностные инструкции, процедуры контроля и алгоритмы управления.

Четко установленная властная вертикаль единоначалия.

Непрерывный мониторинг, быстрая оценка количества и качества индивидуального труда.

Быстрое продвижение по результатам труда и индивидуальным достижениям.

Критерии отбора: текущие результаты, профессиональные качества, самостоятельность, инициатива.

Стиль руководства, ориентированный на индивидуального работника, командный.

Ориентация менеджеров на достижение индивидуальных результатов.

Жесткая формальная регламентация отношений иерархии "руководитель-подчиненный".

Специализированная должностная и квалификационная профессиональная подготовка (предпочтение узким специалистам технократической ориентации).

Материальное стимулирование в тесной связи с индивидуальными результатами труда и достигнутой производительностью.

Краткосрочная занятость.

Японская модель:

Совместные решения и действия на основе группового согласия.

Коллективная ответственность.

Гибкое перераспределение

Функций руководства, прав и обязанностей в неформальной структуре управления.

Неформализованные процедуры

Координации, принятия решения и группового контроля.

Размытые в латентных структурах управления права, полномочия и функции руководства.

Отсроченная оценка коллективных результатов труда.

Медленное продвижение по результатам, старшинству, стажу.

Критерии отбора: способность занять в группе позицию делового неформального лидера.

Стиль руководства, нацеленный на группу, групповые санкции.

Ориентация менеджеров на достижение гармонии в группе.

Личные неформальные отношения с подчиненными и верхами.

Неспециализированная профессиональная подготовка работников и менеджеров универсального типа.

Сочетание морального стимулирования с материальными в зависимости от стажа работы, старшинства и показателей работы всей группы.

Долгосрочная занятость (пожизненный найм).

В настоящее время, по свидетельству специалистов, можно говорить о все ускоряющемся процессе конвергенции моделей менеджмента. Теоретики и практики менеджмента различных стран взаимно обогащают друг друга идеями, наиболее продуктивными методами руководства, современными организационно-структурными формами и технологическими средствами управления.

В этой связи практически важным и полезным является целенаправленное изучение опыта использования разнообразных моделей менеджмента в США, Японии, Западной Европе, в целом ряде других стран, доказавших в последнее время реальные возможности не только преодоления кризисов, но и скачкообразного перехода к новому качеству развития. В изучении этих моделей важно выявить методы и механизмы, прогрессивные технологии и способы, эффективные в российских условиях. Весьма плодотворным представляется подход, стимулирующий попытки изучать управленческие и организационные модели развитых государств в связи с решаемыми проблемами перестройки управления в России.

Главные моменты во всех национальных моделях менеджмента, ожидающие своего научного решения, везде одни и те же. Это проблема обеспечения стабильности развития в условиях нестабильной внешней среды, характеризующейся высокой динамикой и сложностью изменений. Ключевая проблема полемики, как в отечественной, так и в мировой науке - какие принципы, методы и механизмы регулирования должны соответствовать закономерностям нынешнего этапа социально-экономического развития.

В российской истории и действительности существует множество факторов (менталитета, общественного сознания, уровня научного мышления, методологической культуры, развития социально-экономического знания), как благоприятствующих использованию моделей менеджмента, так и затрудняющих их понимание и практическое осуществление.

Заключение

Рыночные условия качественно усложнили библиотечную деятельность, нацелили ее на гибкость, адаптированность к среде, структуре спроса и предложения на информационном рынке. Это, в свою очередь, обострило проблемы компетентности персонала библиотеки, ее менеджеров для работы в новых, быстро меняющихся, рыночных условиях, усложнило задачи подготовки и повышения квалификации библиотекарей.

Становятся все более высокими требования к уровню профессионального образования библиотечного специалиста, так как опыт все меньше может служить руководством для будущего. Все в большей мере требуются постоянно обновляемые знания и интуиция. Особое значение приобретает новый стиль мышления, способность к результативной профессиональной деятельности в условиях отсутствия специализиpoванныx методик, определенных норм и шаблонов, когда нет четких и ясных указаний.

Особую роль в обновлении библиотеки, повышении ее конкурентоспособности должны сыграть библиотечные менеджеры, для которых профессионально значимыми становятся способность находить решения на основе анализа и синтеза воздействующих на библиотеку факторов, мобильность в освоении новых технологий.

Основой формирования современной системы управления информационно-библиотечной деятельностью служат модели общего менеджмента, которые строятся, во-первых, на представлениях о природе человека и человеческих качествах и, во-вторых, на базе сведений о групповой динамике поведения малых социальных групп и закономерностях совместной деятельности людей в библиотеках и информационных центрах.

Менеджмент информационно-библиотечной деятельности должен быть творческой интерпретацией мировых моделей управления.


Список литературы

1. Суслова, И.М. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст] / И.М. Суслова. - М: Профессия, 2009. - 600 с.

2. Колесникова, М.Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности [Текст] / М.Н. Колесникова. - М: Профессия, 2008. - 350 с.

3. libconfs. narod.ru

4. www.univer. me

5. biglibrary.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: