Коммуникативная компетентность личности. Гибкие модели поведения.




Марк Твен когда-то сказал: "Ничто нам не хочется изменить так, как привычки других людей". Окружающие нас люди уникальны и неповторимы, каждый по-своему интересен, в каждом можно при желании найти качества, которые заслуживают уважения. Все согласны, но вот мы вступаем с этими людьми в контакт...

Муж-вегетарианец, накрыт стол, гости, а он с жаром начинает говорить о вреде мяса...

Необходим процесс согласования позиций, а это вызывает наибольшие затруднения. Мы часто просто "не слышим" партнёра.

Два основных фактора затрудняют согласование позиций партнёров в процессе общения:

· Неумение перейти от уровня знаний и понимания к уровню принятия или реального поведения.

· Неумение отказаться от эгоцентрического подхода, ориентация на собственное мировосприятие.

Первый фактор- неумение перейти от уровня знаний и понимания к уровню принятия или реального поведения.

Межрасовые браки - почему бы и нет, но только не я.

Врач убеждает пациента во вреде курения, вышел и сам закурил.

Учитель говорит о необходимости педагогического такта, а на уроке оскорбляет учащихся.

Наиболее целесообразный вариант разрешения спора - компромисс, но мы часто стремимся довести спор до победы, хотя победа может оказаться горькой.

То есть между имеющимися у нас знаниями и реализацией их на практике лежит " дистанция огромного размера".

Психолог Рубинштейн С.Л. утверждал, что опыт личности выстраивается как бы на двух уровнях: теоретическом и практическом. Первый предполагает знания о себе и об окружающем мире, второй - непосредственную реализацию этих знаний.

Мы знаем, что все люди разные, но, вступая с ними во взаимоотношения, мы очень редко оставляем за партнёром право быть другим. А это второй барьер, который надо учиться преодолевать, вступая в контакты с окружающими.

Вторым фактором, препятствующим согласованию партнёров в условиях совместной деятельности, является неумение отказаться от эгоцентрического подхода, ориентация на собственное мировосприятие.

"Существует две точки зрения: моя и неправильная".

Неготовность к партнёрским отношениям или сотрудничеству лежит в основе непонимания людьми друг друга и поэтому является важнейшей причиной возникающих между ними конфликтов. Поэтому формирование активной направленности на согласование собственной позиции с позицией партнёра является основным этапом в развитии коммуникативной компетентности.

Человеческие отношения могут выглядеть как субъект-субъектные или как субъект-объектные.

В случае субъект-объектных отношений партнёр воспринимается как объект воздействия, за ним не оставляется право на проявление какой-либо активности. В этом случае мы имеем дело с оценочной односторонней связью, зачастую негативно окрашенной.

Вот окончишь школу, тогда будешь делать то, что хочешь

Частным проявлением субъект-объктных отношений является ситуация, когда поведение партнера оценивается через сравнение с собой.

Я могу это сделать, значит, можешь и ты.

Я бы на твоём месте так не поступил.

Такая ситуация вызывает, как правило, чувство неприязни, агрессии, нежелание продолжать контакты. Мы давим на партнёра по общению, мы пытаемся заставить партнёра смотреть на ситуацию нашими глазами.

Психолог Фредерик Перлз сказал: "Как другие пришли в этот мир вовсе не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, так и я пришёл сюда вовсе не для того, чтобы соответствовать ожиданиям их."

Не смотря на очевидность сказанного, анализ повседневных контактов свидетельствует о явном преобладании желания и попыток навязать партнёру свою позицию.

Субъект-субъктные отношения предполагают активность и равноправность взаимодействующих сторон.

У нас с вами разные мнения по поводу решения данной проблемы, давайте обсудим каждый из вариантов.

Сравните два выражения:

" Сегодня я расскажу вам о различиях философских воззрений Платона и Аристотеля". Или. "Сегодня мы попытаемся разобраться в различиях философских воззрений Платона и Аристотеля."

В первом случае преподаватель ориентирован на то, чтобы дать материал, во втором, предлагает вариант совместного познания. Преподаватель может хорошо знать свой предмет, быть блестящим оратором. Но даже великолепно поданный материал пройдёт мимо слушателей, если у них отсутствует желание этот материал получить. Дать знания можно только тому, кто их хочет взять. Поэтому опытные педагоги, прежде чем давать какую-либо информацию, пытаются пробудить желание эту информацию взять, то есть стимулируют познавательные интересы или внутренние мотивы.

Процесс согласования позиций предполагает не только активность партнёров, но и признание каждым из них права другого на собственную позицию и готовность искать точки соприкосновения. Активная направленность на формирование совместной позиции лежит в основе согласования мнений, взглядов.

Человек не только разумом должен понимать преимущества компромисса и испытывать положительные эмоции от данных отношений, но и уметь их выстраивать.

Для развития стремления к сотрудничеству в ходе педагогического процесса можно использовать

следующие практические задания:

 

Задание 1. "Мозговой штурм"

Правила: можно выдвигать любые идеи, нельзя их критиковать, их можно обсуждать, выделяя сильные и слабые стороны, можно развивать.

Задание 2. "Сократовские беседы"

Отношения должны быть выстроены в форме диалога. Каждый вопрос касается отдельного аспекта обсуждаемой проблемы. Это позволяет выяснить моменты расхождения в позициях и попытаться устранить их.

Задание 3. "Лепка в четыре руки".

Каждая пара получает пластилин. Партнёры должны с помощью жестов договориться о том, что будут лепить и выполнять задание в четыре руки.

Игры завершаются подробным обсуждением ощущений от совместной работы.

 

Итак, в основе коммуникативной компетентности личности лежат гибкие модели поведения или постоянная готовность к согласованию собственной позиции с позицией партнёра. Препятствовать этому могут два фактора: эгоцентрическая позиция одного или обоих партнёров и неумение или нежелание переходить к активному формированию совместной позиции. Поэтому первым этапом перехода к компромиссу является принятие того факта, что окружающие нас люди воспринимают и оценивают действительность далеко не так как мы. Речь идёт о принятии данного факта, а не только о его знании. Дело в том, что само знание не избавляет от попыток навязывать партнёру свою позицию, в то время как принятие факта индивидуальности и неповторимости наших позиций делает процесс навязывания просто бессмысленным. Отказ от эгоцентрической позиции во взаимоотношениях с другими людьми позволяет подойти к следующему этапу построения компромиссных отношений - переходу от пассивного признания права другого быть самим собой к активному формированию совместной позиции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: