Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав




Начальник управления - ИВАНОВА Ирина Вячеславовна
Адрес: г. Керчь, ул. Кирова, 5
Телефон: (36561) 2-03-91
Электронная почта: sddkerch@mail.ru
График приема: четверг с 13-00 до 16-00, ул. Кирова, 5, кабинет 460

 

Основные задачи

Основными задачами управления является реализация переданных в установленном порядке органам местного самоуправления Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству над несовершеннолетними гражданами, созданию и организации деятельности муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Керчи.

Основные функции

Управление по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации
города Керчи Республики Крым, реализуя отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, как орган опеки и попечительства имеет право запрашивать и получать необходимые для работы сведения, вносить предложения и представления по вопросам в сфере опеки и попечительства, усыновления детей в органы и учреждения независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и осуществлять следующую деятельность:

— защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— обследование условий жизни ребенка в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшимся без попечения родителей, и осуществляет защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве при установлении факта отсутствия попечения родителей;

— ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их фактического нахождения в журнале учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— осуществляет подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку(попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

— обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних. Издает приказ о назначении предварительной опеки над ребенком, оставшимся без попечения родителей на срок предусмотренный законодательством Российской Федерации;

— проводит мероприятия по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью в течение месяца со дня получения сведений об этом ребенке;

— представляет сведения о каждом ребенке, оставшимся без попечения родителей и не переданном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в установленные законом сроки; — дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей;

— принимает заявления и документы от граждан, желающих усыновить (удочерить) детей;

— составляет акты по результатам обследования условий жизни лиц, желающих
усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть
усыновителями;

— готовит и выдает заключение о возможности лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, быть усыновителями;

— осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителями постановку граждан Российской Федерации, проживающих в городе Керчи на учет в качестве кандидатов в усыновители;

— после постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители представляет им информацию о ребенке, который может быть усыновлен (удочерен), и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения);

— направляет кандидатов в усыновители в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— дает согласие на усыновление (удочерение) ребенка при отсутствии у него родителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;

— готовит проекты заключений об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка и отмены усыновления;

— представляет в суд документы, необходимые для усыновления (удочерения) ребенка;

— организует хранение личных дел усыновленных (удочеренных), опекаемых
(подопечных);

— информирует граждан через официальный сайт органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации о возможности усыновить ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, порядке усыновления и детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть усыновлены, а также ведут прием граждан, желающих усыновить ребенка (детей);

— осуществляет подбор и учет граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— готовит материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей;

— проводит обследование условий жизни ребенка и кандидата в опекуны (попечители);

— готовит и выдает заключение о возможности назначения данного лица опекуном (попечителем);

— на основании предоставленных документов готовит ходатайства и проекты договоров: о создании приемной семьи, об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях, о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, о доверительном управлении имуществом подопечного, о передаче отдельных полномочий органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или иным организациям, в том числе организациям для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — на основании предоставленных документов готовит заключения, ходатайства и проекты муниципальных правовых актов по следующим вопросам: о назначении граждан опекунами (попечителями); об освобождении и отстранении в соответствии с законодательством Российской Федерации опекунов (попечителей) от исполнения ими своих обязанностей; об объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным (эмансипированным) в соответствии с Гражданским кодексом РФ; о разрешении (отказе) на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества ребенка, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества ребенка, зарегистрированного на территории города; передаче ребенка на полное государственное обеспечение; о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; о распоряжении текущими доходами и имуществом ребенка, находящегося под опекой (попечительством); о разрешении законным представителям, управляющим имуществом несовершеннолетних, на расходование доходов опекаемого (подопечного) от управления его имуществом; о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; о согласии на установление отцовства в случаях, предусмотренных действующим законодательством; о разрешении на регистрацию брака несовершеннолетних; о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством;

— ведет учет детей, переданных на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью); при перемене места жительства
подопечного в течение 3 дней направляет дело подопечного в орган опеки попечительства по новому месту жительства;

— осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, оказывает помощь в организации медицинского наблюдения, оздоровительного отдыха и трудоустройства опекаемых (подопечных);

— осуществляет надзор за деятельностью организаций и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, в которых находятся дети, нуждающиеся в государственной защите;

— осуществляет защиту личных и имущественных прав и интересов опекаемых (подопечных) в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

— осуществляет деятельность муниципального оператора государственного банка о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;

— дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательной организации;

— готовит и выдает заключение о временной передаче детей, находящихся в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования;

— дает разрешение на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

— обращается в органы РАГС по вопросам государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка;

— оказывает содействие опекунам (попечителям); проверяет условия жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов
подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов (попечителей), определяемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

— готовит документы для выдачи разрешения (отказа) опекунам совершать, а попечителям давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества опекаемого (подопечного), сдачи его внаем (аренду), в безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих опекаемому (подопечному) прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества опекаемого (подопечного) в течение месяца со дня поступления обращения;

— разрешает спорные вопросы между родителями (законными представителями) и родственниками о воспитании ребенка (детей) в пределах своей компетенции;

— подает в суд заявления: о лишении родительских прав; об ограничении
родительских прав; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, нуждающихся в государственной защите к их родителям (одному из них); об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками; об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; о признании гражданина недееспособным; признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и по другим основаниям в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

— готовит и представляет заключения в суд по вопросам: о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка, об определении места жительства ребенка, по другим основаниям в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

— принимает участие в рассмотрении судом дел: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, нуждающихся в государственной защите к их родителям (одному из них); об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками; об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; о признании гражданина недееспособным; признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации; об усыновлении и отмене усыновления; о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка; об определении места жительства ребенка и по другим основаниям в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

— принимает решение (издает приказ) о снятии с регистрационного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их месту жительства (пребывания);

— проводит обследование условий жизни лица, претендующего на воспитание ребенка, и ребенка, в отношении которого имеется спор о его воспитании, изучает его мнение, получает согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, в случаях, предусмотренных законодательством, представляет суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора;

— принимает решение (издает приказ) о немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;

— дает согласие в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;

— участвует в исполнении решений судов о передаче или отобрании ребенка (детей) в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;

— привлекает общественность к работе органа опеки и попечительства;

— рассматривает обращения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Крым;

— проводит не реже двух раз в год контрольные обследования условий содержания, воспитания и образования детей, находящихся под опекой (попечительством), по соблюдению и защите прав и законных интересов опекаемых (подопечных), выполнению обязанностей заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, по обеспечению получения основного общего образования. По результатам обследования составляется акт, содержащий оценку условий содержания, воспитания и образования опекаемого (подопечного), рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков;

— дает предварительное разрешение на расходование опекуном (попечителем) доходов подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;

— готовит и выдает единые билеты детям-сиротам и детям, оставшимся без
родительского попечения, удостоверения законным представителям;

— дает в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, из одной организации, осуществляющей
образовательную деятельность, в другую организацию, осуществляющую
образовательную деятельность, либо на изменение формы получения ими основного общего образования, а также на отчисление таких лиц, достигших пятнадцати лет, до получения ими общего образования;

— осуществляет передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью;

— готовит материалы и информационно статистические отчеты по вопросам
деятельности структурного подразделения.- Готовит необходимую информацию и отчетность по вопросам устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан;

— обеспечивает хранение документов отдела согласно номенклатуре дел;

— проводит методические и консультативные совещания с органами и
должностными лицами по вопросам деятельности структурного подразделения;

— организует проведение совещаний, семинаров, коллегий, селекторных совещаний, заседаний рабочих групп и иных заседаний по вопросам деятельности структурного подразделения;

— осуществляет иные функции, необходимые для реализации целей создания структурного подразделения, в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами;

— в случае разногласий между родителями и детьми назначает представителя для защиты прав и интересов детей;

— подготавливает необходимую информацию по вопросам предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

— участвует в формировании специализированного жилищного фонда.

 

2. ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫРЕБЁНКА КАК ОБЪЕКТЫСУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ

 

2.1. Защита прав ребенка в Российской Федерации как объект научного исследования.

 

Наука минувшего века внесла существенный вклад в разработку новой политики в отношении ребенка. Он признан самостоятельным субъектом права, выделен его особый социальный статус. Современная доктрина рассматривает ребенка как личность со своими законными интересами и правами, которые государство и общество, мир взрослых должны поддерживать и реализовывать в приоритетном порядке. Во Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей отмечено: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы». Им необходима особая помощь и защита. Взрослые должны протянуть детям сильную руку, памятуя при этом, что, когда сегодняшние дети вырастут, они протянут руку постаревшему взрослому человеку.

Общая оценка положения детей современной России исходит из данных официальных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации, «Заключительных замечаний» Комитета ООН по правам ребенка по отчетам России о ходе реализации Конвенции о правах ребенка, анализа официальной статистики Госкомстата РФ, а также самостоятельно проведенных собственных научных исследований.

Государственные документы один за другим повторяют, что стратегической базой улучшения положения детей в Российской Федерации является повышение уровня жизни населения на основе модернизации экономики и развития социальной сферы страны, что благодаря осуществлению последовательных мер, значительному улучшению финансирования социальной сферы и мероприятий государственной политики в интересах детей удалось добиться определенных результатов в этой области.

На межведомственной основе разработан проект Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации «Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации». Проект ориентирован на поэтапное последовательное решение наиболее важных задач жизнеобеспечения, зашиты прав и законных интересов детей, совершенствование механизмов их обеспечения, выработку и реализацию единых приоритетов социальной политики в интересах детей на всех уровнях власти.

В качестве главных направлений определены: обеспечение охраны здоровья и повышения качества медицинского обслуживания детей; развитие образования и воспитания детей; улучшение экономических условий жизнедеятельности детей; повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Планом предусмотрены мероприятия по оказанию помощи семьям в содержании и воспитании детей; охране здоровья детей; помощи детям, нуждающимся в особой заботе государства; правовому обеспечению защиты детства и пр.

Прогноз о дальнейшем положении детей в России прямо обусловлен динамикой экономических процессов в стране, экономическим потенциалом семьи, уровнем политической и финансовой стабильности, экологической обстановкой, состоянием законодательного регулирования жизнедеятельности общества, разграничением полномочий между центром, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления в части оптимальной реализации социальной политики. Преодоление негативных тенденций в дальнейшем будет происходить сложнее и медленнее, чем поддержание и укрепление позитивных, что в значительной мере обусловлено инертностью социальных процессов и невозможностью в короткий срок решить крупные проблемы, стоящие перед семьей, обществом и государством.

Неотрегулированность механизма реализации правовых актов, взаимоотношений территориальных и федерального бюджетов, недостаточное и нерегулярное финансирование социальных программ ведут к увеличению числа регионов, на территории которых не в полной мере будут реализовываться предусмотренные федеральным законодательством социальные гарантии.

Отсутствие на государственном уровне концепции воспитания в новых социально-экономических условиях, низкий и снижающийся воспитательный потенциал многих семей, ослабление роли школы и детских общественных объединений, усиление влияния экстремистских политических и религиозных организаций и движений, формирование средствами массовой информации потребительских стандартов у детей и молодежи, пропаганда жестокости и насилия – все эти факторы будут по-прежнему способствовать усугублению нравственно-психологического разлада между людьми, формированию соответствующего типа поведенческих реакций и, напротив, не будут способствовать приостановке роста социального сиротства, детской преступности, неуважения к созидательному труду, других негативных проявлений уличной среды и разрушительных идеологических влияний.

Интенсивно развивающееся кризисное состояние напрямую угрожает национальной безопасности и дальнейшему прогрессу государства.

Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка и их защиты в российскую действительность проявляется и на международном уровне. И это понятно, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Причем речь идет о системе взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации прав ребенка и их защиты, что мы и понимаем под механизмом защиты прав ребенка. Надо полагать, что механизм состоит из системы элементов, функционирование каждого из которых вовлекает в работу другого; а суть работы механизма выражается в том, что отдельно взятый его элемент приводит в действие другой, который «тянет» за собой целый ряд элементов. В таком понимании механизм защиты прав ребенка в России «хромает» в силу, прежде всего, двух причин.

Первая состоит в том, что в различных отраслях права (конституционном, гражданском, семейном, административном, уголовном и др.) существует огромный массив нормативных актов, так или иначе связанных с регулированием прав ребенка, накоплен большой объем знаний, содержащих рекомендации относительно реализации прав несовершеннолетних в различных сферах жизни общества, совершенствования институтов, связанных с детством. Однако в современном российском праве слабо представлена межотраслевая и межпредметная связь, что, в свою очередь, мешает совершенствованию правового регулирования, восполнению пробелов и преодолению коллизий, реализации на практике декларированных в законодательстве в интересах детей подходов.

Вторая причина заключается не в отсутствии органов государства, призванных защитить права ребенка – на самом деле в государстве есть кому заниматься детством – а в отсутствии взаимодействия между ними. Эти вопросы должны решать органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). Надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется органами прокуратуры (ч. 3 ст. 10 Закона). Существует специализация судей, рассматривающих дела в отношении несовершеннолетних. В последнее время в ряде субъектов РФ появился институт Уполномоченного по правам ребенка.

Очевидна и третья причина, затрудняющая эффективность действия механизма правовой и социальной защиты ребенка. Нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Большинство из них осуществляет защитные функции в рассматриваемой области наряду с другими своими обязанностями. Это характерно практически для всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим кратко деятельность органов государственной власти современной России по защите прав ребенка. Отдельное внимание уделим институту Президентства, который занимает особое положение в системе институтов государства. Поскольку Президент как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), постольку он призван играть главную роль в механизме защиты прав ребенка. Полномочия Президента РФ как гаранта прав человека связаны, главным образом, с его правом издавать указы и распоряжения как общего, так и специального ювенального характера. Принципиальное значение имеет право Президента самостоятельно определять основные направления государственной политики. Президент РФ утверждает различные программы долгосрочного характера, в том числе президентские, рассчитанные на создание режима социальной защищенности граждан, благоприятных и безопасных условий жизни.

В результате анализа полномочий президента РФ, регламентированных в Конституции Российской Федерации, на первый план выдвигается еще одна возможность, на основании которой Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а именно – право создавать комитеты, комиссии и другие органы по охране и защите прав и свобод человека и гражданина. Они могут создаваться как на определенное время, так и на постоянной основе. Сейчас это - Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, деятельность которого осуществляется в пределах установленной компетенции независимо от других государственных органов. Целесообразно было бы также создание при Президенте РФ Общественного совета по проблемам детства.

Федеральное Собрание РФ как основной законодательный орган формирует правовую основу социальной защищенности и закрепляет уровень государственных материальных затрат на социальную сферу. Нормативная работа по обеспечению и защите прав детей в основных сферах их жизнедеятельности в России происходит по двум направлениям: в создании и принятии актов, полностью посвященных детям и семье, и в принятии актов отраслевого характера, содержащих отдельные нормы, регулирующие отношения, связанные с положением детей в семье и обществе.

В стране создана солидная законодательная база: свыше 400 законов и других нормативных актов, регламентирующих вопросы детства. В них учтены практически все стороны жизнедеятельности детей. В этом – заслуга Федерального Собрания России. Однако трагедией сегодняшней российской действительности являются бедность, бюрократизм власти, формальный характер многих демократических институтов, из-за чего многие законы либо бездействуют, либо выхолащиваются, что вызывает обеспокоенность Президента и Федерального Собрания.

За последние годы в России приобрели силу закона многие международные принципы в области прав и свобод граждан. Но правовая сфера во многих гуманитарных аспектах еще не соответствует нормам Совета Европы, особенно с учетом реализации провозглашенных гражданских прав в практике российских государственных структур. Поэтому создание в России службы омбудсмена – не дань политической моде или европейской традиции, а потребность российской жизни.

Согласно Конституции РФ, Уполномоченный назначается Государственной Думой, он не подчинен исполнительной власти. В то же время это не внутренняя парламентская структура (комитет или комиссия). Хотя, учитывая цели и характер деятельности Уполномоченного, можно с уверенностью сказать, что он будет способствовать укреплению в том числе и парламентаризма.

Несмотря на то, что институт Уполномоченного имеет государственные атрибуты, по своей сути это элемент гражданского общества. Он позволит государству иметь отчетливое представление об индивидуальных интересах и интересах общества в их взаимоотношениях с государственными структурами. Омбудсмен выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных органов и законодателей. Традиционно омбудсмены занимаются неопределенно широким кругом проблем, в том числе защитой прав наиболее уязвимых категорий населения, а значит, и прав детей. Уполномоченный по правам человека в РФ не является исключением, и в своей текущей деятельности он периодически фокусирует свое внимание на проблемах детей. В структуре рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ есть Управление по правам ребенка. Согласно сложившейся практике в каждом ежегодном докладе о своей деятельности Уполномоченный по правам человека в РФ затрагивает проблему защиты прав детей.

Однако Комитет по правам ребенка ООН уже многие годы настоятельно рекомендует России в порядке реализации ею требований ООН по развитию системы независимого государственного общественного контроля за соблюдением прав детей учредить в Российской Федерации должность Уполномоченного по правам ребенка в РФ. Но, как говорится, «воз и ныне там».

Данные рекомендации следует перевести в плоскость обязывания, обязанности ввести этот институт, при чем не только на федеральном, но и на региональном уровне.

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних – одна из основных задач деятельности органов исполнительной власти, в частности таких ее органов, как: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания; органы управления образованием и образовательные учреждения; органы опеки и попечительства; органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения; органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи; органы службы занятости; органы внутренних дел; кроме того, защиту прав подростков осуществляют органы и учреждения культуры и спорта, досуга, туризма и др.

Все эти органы и учреждения прямо или косвенно в ст. 4–24 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. названы в качестве субъектов защиты прав ребенка. Особое место в системе органов, защищающих права ребенка, отводится комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; органам опеки и попечительства; милиции общественной безопасности (МОБ); подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН) органов внутренних дел.

Как видно, система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (как ведомственных – органы образования, здравоохранения и др., так и надведомственных и межведомственных – омбудсмены, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органы опеки и попечительства) в Российской Федераций, в основном, давно сложилась.

Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями (действиями учреждений, подчиненных органам исполнительной власти). К тому же контроль этот – узковедомственный: лишь в рамках компетенции ведомства.

Перечисленные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать органы прокуратуры, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, органы опеки и попечительства и т.д. Именно в гарантий создания и функционирования целостного механизма защиты прав подростков: когда один орган упустил какое-либо нарушение прав подростка, на это нарушение ему указывает другой орган.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ). Следовательно, органы правосудия - одна из самых универсальных форм защиты граждан. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Обращаясь в суд, граждане подают исковое заявление, которое соответственно рассматривается в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ).

Конституционное судопроизводство осуществляется Конституционным Судом РФ – судебным органом конституционного контроля – и регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ. В соответствии с Конституцией РФ, человеку впервые предоставлено право обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод.

Жалоба – единственная форма, в рамках которой граждане могут обращаться в Конституционный Суд РФ. Примечательно, что, как следует из содержания Закона, какой-либо специфики в отношении несовершеннолетних заявителей конституционное судопроизводство не предусматривает. Процедура подачи жалобы и порядок ее рассмотрения един для всех граждан, вне зависимости от их возраста. Словом, действует общий порядок. Получается, что даже малолетний ребенок имеет право обращения с жалобой в Конституционный Суд РФ.

Следующей процессуальной формой, в которой действует судебная система, является гражданское судопроизводство, которое регулируется Гражданским процессуальным кодексом РФ, принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ.

Гражданское процессуальное право, в отличие от уголовно-процессуального, не выделяет в отдельную главу судопроизводство, связанное с зашитой прав детей, но помещает отдельные гражданские дела, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, в числе прочих в подразд. 4 разд. 2 ГПК РФ «Особое производство», дела в котором, как и в уголовно-процессуальном разбирательстве, рассматриваются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством. Другие же дела, затрагивающие права несовершеннолетних, рассматриваются просто по общим правилам искового производства.

По мнению одних исследователей, сегодня гражданская процессуальная дееспособность ребенка стала шире, поскольку, согласно ч. 2 ст. 56 СК РФ, ребенок, чьи права и законные интересы нарушены, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Но мы соглашаемся с другими авторами, которые считают, что это право не может быть реализовано до принятия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: