Профессиональная деятельность.




 

Общее понятие деятельности. Структура предметной деятельности.

Понятие деятельности было введено в философскую мысль в начале 18 века И. Кантом, но только в методологии 19 века, начиная с работ Гегеля, Л.Фейербаха было дано собственно содержательное, полное толкование деятельности как категории. Но до сих пор ни в психологии, ни в философии нет однозначного понятия категории деятельности.

В философской концепции деятельности (Гегель, К.Маркс и т.д.) рассматриваются две ее стороны – «опредмечивание» и «распредмечивание», выражающие собой противоположность, единство и взаимопроникновение разных сторон человеческой предметной деятельности. При опредмечивании человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социальным, культурным. Затем в последующей деятельности происходит их распредмечивание, т.е. раскрытие сущностных человеческих сил, выявление их из предметов, явлений, объектов сомой деятельности. Общественно – коммуникативная деятельность, определяемая совместной деятельности как минимум двух человек, реализует внутреннее единство отношений опредмечивания и распредмечивания. Так, например, в вербальном общении, являющемся формой реализации общественно – коммуникативной деятельности, говорение реализует опредмечивание смысла для его распредмечивания слушателем, тогда как в процессе слушания происходит распредмечивания, раскрытия этого смысла, смыслового содержания текста для последующего его опредмечивания.

Предметная деятельность – это деятельность, подчиненная в своем течении особенностями предметов материальной и духовной культуры, созданных людьми.

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность: «Всякое действие исходит из мотива, т.е. побуждающего к действию переживания чего-то значимого, что придает данному действию смысл индивида» (С.Л.Рубинштейн.) и если предмет деятельности – это то, на что направлена деятельность, то определение мотива – это ответ на вопрос, ради чего совершается эта деятельность.

Определяющей человеческую деятельность характеристикой является ее целенаправленность. Цель, план, предвидение результатов будущего действия отличают специфическую форму человеческого взаимодействия с окружающей средой.

Структурно деятельность состоит из действий и операций. Действие может становиться самостоятельной деятельностью и, наоборот, превращаться в операцию.

В истории культуры выявлена следующая закономерная преемственность форм общественной деятельности в развития человеческого общества. Первой формой человеческой деятельности был труд, затем его передача молодому поколению и его разделение. В дальнейшем идет развитие производства и накопление опыта. Обобщение этого опыта и передача его молодому поколению потребовали новых, адекватных целей и средств. Поэтому в процессе развития и систематического использования речевых структур постепенно вызревают аналитико – синтетические методы теоретической деятельности, формируются умственные действия. Став относительно самостоятельной, умственная деятельность сохраняет свое свойство – отражение реальности на качественно новом, научном уровне.

Профессиональная деятельность. Культура и культурная деятельность как содержание профессиональной деятельности работника культуры и искусства. Эстетическая деятельность. Художественно – творческая деятельность. Педагогическая деятельность. Управление как деятельность.

Профессиональная деятельность – это совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией.

Профессия – определенный, выделившийся в результате общественного разделения труда устойчивый род деятельности, требующий специальной подготовки, выполняемый человеком постоянно и дающий ему средства к существованию. Все профессии могут быть разделены на пять основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: природа (растения, животные); техника (машины, материалы); человек, группы людей; знаковая информация (книги, языки, коды, модели); художественные образы (искусство). Профессиональная деятельность специалиста культуры и искусства относится к профессии типов «Человек – художественный образ» и «человек – человек»

Основой профессиональной деятельности являются знания, обеспечивающие ориентацию в выполнении трудовых функций (профессиональные знания). Для целесообразного регулирования конкретной трудовой деятельности по специальности необходимо владение сложной системой интеллектуальных и практических действий, которые в совокупности можно определить как профессиональные умения. Важным элементом профессиональной подготовки специалиста являются профессиональные навыки – действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений. Среди профессиональных навыков выделяются сенсорные, двигательные, интеллектуальные, сенсорно – двигательные, идеомоторные и др.

Труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека. Процесс труда включает три момента: собственно труд, предметы труда и средства труда.

Профессиограмма - документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого – физическим возможностям человека. В профессиограмму специалиста социально – культурной деятельности народного художественного творчества входят следующие виды профессиональной деятельности: социально – культурная – реализация государственной культурной политики по всем приоритетным направлениям; создание условий для всесторонней культурно – творческой деятельности; разработка и реализация социально – культурных проектов и программ; организационно – управленческая - обеспечение функционирования системы управления учреждений и досуговых формирований социально – культурной сферы; повышение эффективности их работы и развития; методическая - обеспечивает функционирование действующих и создание новых методических служб; художественно – творческая – обеспечение функционирования коллективов народного творчества; преподавательская - социально – педагогическое, учебно – методическое осуществление учебного процесса.

Культурная деятельность. Профессиональная деятельность будущего специалиста социально – культурной сферы осуществляется с различными возрастными категориями населения, но в первую очередь это включение в культурную область детей.

Культура – это понятие, выражающее родовую специфику человеческой деятельности как способа бытия людей вообще, и понять культуру можно лишь через понимание человеческой деятельности. Деятельность – это определенный тип отношения мира и человека. Культура – это своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысление своей неотделимости от других и собственной автономности, уникальности. Культура побуждает к действию по правилам. Передающиеся из поколения в поколение системы последовательных правил деятельности интегральном единстве составляют технологию деятельности, являющуюся сущностью культуры. Уровень культуры человека – это уровень и степень адаптации к бытию.

Отношения культуры и общества.

По М.Кагану, культура - это продукт деятельности общества, а общество субъект этой деятельности. Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения, основа, поле для этой деятельности. Культура – это видение человеческой жизни, исходя из того, как именно люди действуют, что создают и передают из поколения в поколение. Таким образом сущность культуры определена как способ человеческой деятельности.

Процессы вхождения ребенка в культуру.

Освоение и присвоение культуры. Согласно социоцентрическому подходу к теории культуры, культура – это система достижений и ценностей, как идеальных – бытующих норм, идей, представлений, образцов поведения и общежития, так и материальных результатов творческой деятельности и ее технологий. Культурная деятельность есть сложный, многоуровневый, постоянно меняющийся в зависимости от культурного контекста способ существования и самовыражения индивидуальности, уникальная форма бытия ребенка, подростка в разнообразных и разностилевых пространствах культуры.

Деятельность – интегративная форма бытия, а не просто серия актов и действий. В основе такого подхода лежат идеи русской психологической и философской школы:

· Развитие индивидуальных способностей определяется интериоризацией социальных форм. (Л.С. Леонтьев);

· Порождение в деятельности предметного бытия культуры происходит в развитии индивидуума. (С.Л. Рубинштейн);

· Психическое развитие человека – это есть развитие его деятельности. (А.Н. Леонтьев);

· Образование, и воспитание в том числе, - диалогичны, общение, жизнедеятельность играют в них основную аккумулирующую роль. (М.М. Бахтин);

· Деятельность есть сложная структура и полиструктура и имеет разные планы описания (Г.П. Щедровский).

Можно выделить основные свойства культуры:

· символизм, означенность и осмысленность артефактов, которыми человек пользуется и которые получает в процессе деятельности;

· особый, ценностный характер взаимоотношений людей, так или иначе влияющих на деятельность или включенных в нее;

· контекстность деятельности, ее многоаспектность связь с другими подобными деятельностями;

· особые технологические параметры такой деятельности (уровень организации, нацеленность на совершенство и достижение наивысшего качества, творческий характер, индивидуальная значимость).

Культурная деятельность имеет свою динамику и этапы становления:

Первый этап – пренатальный период и первые годы жизни, ребенок интуитивно осваивает среду обитания как продолжение самого себя. Культура – через каналы личного и коллективного бессознательного (К. Юнг) и через нарождающиеся в первых актах деятельности самосознания.

Второй этап – (примерно с 3 до 7 лет) – осознание своей особенности и «отличия от» сопровождается интуитивно доброжелательным принятием всей внешней культурной среды как данности. Первые конфликты связаны с ущемлением суверенного права на собственные культурные практики.

Третий этап (примерно 12 лет) – образное схватывание культурных норм и ценностей постепенно и во все большей2 мере оттесняется развитием релексии, размышляющего и критического отношения к среде, окружению и к самому себе.

 

Эстетическая деятельность. Красота окружающей действительности открывалась человеку не сразу. Постепенно вовлекая многообразные предметы окружающей действительности в сферу своей практической деятельности, человек осваивал их эстетическую значимость для себя. Эстетическая значимость природных предметов и явлений окружающей действительности открывается человеку лишь в процессе их материально – духовного освоения, т.е. по мере того, как посредствам труда он преобразует природу, ставит ее силы на службу своим потребностям.

Эстетическая деятельность – специфический вид практически – духовной и духовной деятельности.

Специфика эстетической деятельности состоит в следующем:

· она творит личность человека для культуры – в искусстве каждый, даже средних способностей человек, соизмеряет себя гением, с великим талантом, сам поднимаясь до высот человеческого чувства, мысли;

· эстетическая деятельность творит культуру для человека, во имя развития человека – она является универсальным, всесторонним, многообразнейшим поиском наиболее выразительных и совершенных форм человеческой деятельности.

· Творит мир культуры для последующих поколений – специфика эстетической деятельности в том, что, накапливая эстетические открытия она расширяет кругозор, гибкость мышления и вкус людей.

Объектами эстетической деятельности могут быть:

· Природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует активной духовной деятельности субъекта;

· Продукты целесообразной деятельности людей, эстетическая ценность которых сопутствует их утилитарной полезности, выходя за ее пределы;

· Социальное поведение людей, человеческие поступки, оцениваемые не только по их эффективности, но и в соответствии с эстетическим идеалом;

· Внутренний духовный мир человека как предмет авторефлексии и самовыражения, а также соучастие по отношению к духовному миру «другого»;

· Художественное произведение, обладающее «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей художественной деятельностью.

Художественно – творческая деятельность. В искусстве эстетическая деятельность возвышается до художественного творчества – процесса создания новых эстетических ценностей.

Педагогическая деятельность. Представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельное развитие, одновременно выступая как основа саморазвития и самосовершенствования. Имеет те же характеристики, что и любая деятельность.

Непродуктивный - репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; он скорее ориентирован на сам процесс передачи знаний, чем на организацию познания учащихся);

Малопродуктивный - адаптивный(педагог умеет приспособить свое сообщение к способностям аудитории, но устойчивых связей между преподавателем и учащимися не образуется, т.к. преподаватель не владеет системой способов взаимодействия с учащимися);

Среднепродуктивный - локально – моделирующий (педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений по предмету в целом);

Высокопродуктивный – системно – моделирующий деятельность и поведение учащихся (педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии).

Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.

Средствами педагогической деятельности являются:

а) научные знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся;

б) тексты учебников как «носителей» знаний и наблюдение ученика за явлениями действительности под руководством преподавателя;

в) технические, компьютерные, графические средства и др.

Способами передачи социального опыта и педагогической деятельности являются объяснения, показ, совместная работа, непосредственная практика ученика, тренинги.

Продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-эстетических, эмоционально – смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Результатом педагогической деятельности как выполнение ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, субъекта учебной деятельности.

Педагогические умения – это совокупность различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности, выявляют индивидуально – психологические особенности преподавателя и свидетельствуют о его предметно – профессиональной компетентности.

Первая группа П.У. – умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; умение при постановке задач ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно – воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели.

Вторая группа П.У. – составляют три подгруппы.

· «чему учить»: умение работать с содержанием учебного материала.

· «кого учить»: умение изучать у учеников состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и т.д.).

· «как учить»: умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, учитывать затрату сил и времени учеников и преподавателя.

Третья группа П.У.: умения использовать психолого – педагогические знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики.

Четвертая группа П.У.: приемы постановки широкого спектра названных выше коммуникативных задач, наиглавнейшее из которых – создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа П.У.: приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; интерпретировать и читать его внутренне состояние по нюансам поведения.

Шестая группа П.У.: умение удерживать устойчивую, профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, могущего противостоять любым трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности. Реализовывать и развивать свои педагогические способности.

Седьмая группа П.У.: умение осознавать перспективы своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля.

Восьмая группа П.У.: умение определять характеристики знаний учеников в начале и в конце периода обучения, определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности.

Девятая группа П.У.: оценивание состояния воспитания и воспитуемости учеников.

 

Стиль деятельности.

В широком смысле – это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования.

Стиль деятельности – устойчивая система личностных приемов и способов деятельности, общения.

В общении реализуются отношения одних людей к другим, одного человека к другому. Обычно это три основных разновидности отношений:

1. отношение к другому человеку как к объекту своей профессиональной деятельности (например, в педагогической деятельности такое отношение сравнимо с отношением к детям как к «мешочкам», которые необходимо «наполнить» учебной информацией);

2. отношение к другому человеку как к получателю, например, содержание профессионального образования;

3. отношение к другому человеку как к партнеру совместной деятельности, например, по выявлению смыслов образовательной деятельности.

 

 

Существуют различные классификации стилей педагогической деятельности, но, в основном, они сходятся на признании трех основных: авторитарный, демократический, попустительский (либеральный). Наиболее продуктивный – демократический. Продуктивная педагогическая деятельность – это деятельность, отличающаяся высокими показателями качества, производительностью и позитивными социально – личностными характеристиками.

Суть специальности «социально – культурная деятельность и народное художественное творчество» состоит в организации совместной культурной деятельности людей и их взаимоотношений в процессе этой и других данного рода видов деятельности.

 

роисходит в развитии индивидуума. одростка в разнообразных и разностилевых кезультатов творческой деятельности и ее технологий.итияэто дечтельности. этой деятельности. оставляют технологию деятельности,

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: