НАШ КАФЕДРАЛЬНЫЙ Учебник подходит для всех тем: Основы теории и истории культуры. Спб., 2011.
Семинар 1. КУЛЬТУРА В ЭПОХУ МИФА. АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ.
1. Особенности мифологического сознания.
2. Типология мифов.
3. Основные черты античной культуры. Античность как исток культуры европейской.
4. Актуальная дискуссия. Театр Древней Греции. Эллинская трагедия как первое в мировой истории «отражение культуры в слове» (И. Анненский).
Основная литература:
1. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Сост. С.Я.Левит. – М., 2007. Т.1. С. 1330 – 1331, Т. 2. С. 379 – 386 («Рецепция Античности»).
2. Найдыш В.М. Философия мифологии: От Античности и до эпохи романтизма. – М., 2002. С. 88 – 131.
Дополнительная литература:
1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. – М., 1998. С. 189 – 198.
2. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. История религии. М. – Париж, 2005. С. 11 – 72.
3. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. – М., 1980 – 1982. Введение.
4. Тейлор Э. Первобытная культура. – М., 1989. Гл. 5 – 7.
Художественные тексты:
1. Софокл. Эдип // Софокл. Эдип. Эдип в Колоне. Антигона. – М, 2006.
2. Еврипид. Медея // Еврипид. Медея. Ипполит. Вакханки. – СПб., 2006.
Методические указания (к самостоятельной работе):
1. Посмотреть современные спектакли по античным пьесам.
Семинар 2. Культура Средневековья (ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА). РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.
Основные вопросы:
1. Исторические условия зарождения и основные черты религиозного типа культуры. Христианство.
2. Структура культуры феодального общества. Рыцарская субкультура европейского Средневековья.
3. Национальное своеобразие русской средневековой культуры: жития святых, сказания, храмовое зодчество, иконопись и др.
4. Актуальная дискуссия. Библейские истоки в средневековом искусстве.
|
Основная литература:
1. Культурология: учебник для вуза / Багдасарьян Н.Г. – М., 2006 (Библия. С. 553 – 558 (книга Екклесиаста, книга Песни Песней Соломона, притча о сеятеле (Евангелие от Матфея, гл. 13: 1 – 23), притча о пшенице и плевелах (Евангелие от Матфея, гл. 13: 24 – 30), притча о милосердном Самарянине (евангелие от Луки, гл. 10: 29 – 37; Трубецкой Е. Умозрение в красках. С. 513 – 518).
2. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 1. СПб., 2003. Лекции 12 – 14. – СПб., 2003. С. 294 – 300, 308 – 319, 329 – 337, 337 – 354.
3. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Сост. С.Я.Левит. – М., 2007. Т. 2. С. 437 – 439 («Рыцарство»).
4. Найдыш В.М. Философия мифологии: От Античности и до эпохи романтизма. – М., 2002. С. 284 – 343.
Дополнительная литература:
1. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П. История религии. М. – Париж, 2005. С. 105 – 188.
2. Мутер Р. Всеобщая история живописи (искусство Древнего мира, Средневековье и Ренессанс, барокко и рококо, классицизм и романтизм, искусство Нового времени). Современная версия. – 2007.
Художественные тексты:
1. Слово о полку Игореве. – СПб., 2004.
2. Тристан и Изольда. Любое издание.
Методические указания (к самостоятельной работе):
1.Посетить музей истории религии.
СЕмИНАР 3. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Основные вопросы:
1. Проблема Возрождения в современной культурологии. Ренессанс в Европе.
2. Ренессансный гуманизм. Титаны Возрождения как воплощение гуманистического идеала эпохи.
3. Образ человека в искусстве Возрождения.
4. Актуальная дискуссия. Противоречия эпохи Возрождения: театр и трагедии У. Шекспира.
|
Основная литература:
1. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. – СПб., 2003. Лекции 15, 17. – СПб., 2003. С. 18 – 36, 59 – 106.
2. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Сост. С.Я.Левит. – М., 2007. Т. 2. С. 380 – 384.
3. Найдыш В.М. Философия мифологии: От Античности и до эпохи романтизма. – М., 2002. С. 344 – 390.
Дополнительная литература:
1. Бартошевич А.В. Мирозданью современный. Шекспир в театре XX века. Работы разных лет. – М., 2002. ((«Ромео и Джульетта»: 289 – 293, «Гамлет»: С. 220 – 233, С. 296 – 302, С. 308 – 315, С. 315 – 318, «Король Лир»: С. 318 – 321, «Макбет»: С. 321 – 326).
2. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. – СПб, 1996. С. 63 – 82 (Леонардо да Винчи), С. 123 – 134 (Микеланджело).
3. Леонардо да Винчи. О живописи и перспективе // Леонардо да Винчи. Избранные произведения. – Минск – М., 2000. С. 295 – 434.
Художественные тексты:
1. Шекспир У. Комедии. Хроники. Трагедии. В 2-х тт. Т. 2. – М., 2004. По программе: «Ромео и Джульетта» и «Гамлет». Дополнительно: «Отелло», «Король Лир», «Макбет».
Методические указания (к самостоятельной работе):
1. Посмотреть коллекцию итальянской живописи в Эрмитаже.
СЕМИНАР 4. кУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.
Основные вопросы:
1. Исторические предпосылки зарождения в Европе культуры рационалистического типа. Основные черты эпохи Просвещения.
2. Своеобразие русского Просвещения. Петровские реформы и их культурно-исторический смысл.
3. Европейские и русские просветители: идеи и судьбы (Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Д. Фонвизин, Н. Карамзин, А. Радищев).
4. Актуальная дискуссия. Искусство Нового времени (архитектурные стили барокко и классицизм, романтизм и реализм в искусстве, натурализм и символизм в литературе, художественный авангардизм импрессионистов и постимпрессионистов и др.).
|
Основная литература:
1. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. – СПб., 2003. Лекция 2003. С. 134 – 163.
2. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Сост. С.Я.Левит. – М., 2007. Т. 1. С. 384 – 386, 565 – 569. Т. 2. С. 435 – 437.
3. Найдыш В.М. Философия мифологии: От Античности и до эпохи романтизма. – М., 2002. С. 410 – 419, 446 – 460.
Дополнительная литература:
1. Культурология: История мировой культуры: Учеб. Пос. / Кнабе Г.С. и др. – М., 2003. Гл. 2 (Культура допетровской Руси), С. 389 – 418, гл. 3 (Культура России Нового времени (XVIII – XIX): два лика русской культуры). С. 418 – 446.
2. Мутер Р. Всеобщая история живописи (искусство Древнего мира, Средневековье и Ренессанс, барокко и рококо, классицизм и романтизм, искусство Нового времени). Современная версия. – 2007.
3. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М., 2001.
Художественные тексты:
1. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Очерки. Стихотворения. – М., 2006 или Фонвизин Д.И. Недоросль. – М., 2007.
2. Стивенсон. Путешествие Гулливера или Дефо. Робинзон Крузо (любое издание на выбор).
Методические указания (к самостоятельной работе):
1. Посетить залы XVIII века в Русском музее и Меньшиковский дворец.
Cеминар 5. КУЛЬТУРА МОДЕРНИЗМА. РУССКИЙ МОДЕРНИЗМ
(4 ч.).
Основные вопросы:
1. Модернизм как культурная революция XX столетия. Полисемантизм нового искусства и тенденция «деиндивидуализации» в культуре: символизм и акмеизм в поэзии, футуризм, кубизм и экспрессионизм в живописи, абсурд в поэзии, литературе и театре, экзистенциализм в литературе.
2. Техника как социокультурное явление. Индустриальное общество как основа возникновения новых, технических, форм культуры.
3. Массовая культура и ее функции. «Масса», «человек массы», «массовое сознание» как социокультурные категории.
4. Актуальная дискуссия. Кино как феномен культуры XX века: синтетизм киноискусства, язык кино (план, ракурс, монтаж). Авторское и массовое кино.
Основная литература:
1. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Кн. 2. – СПб., 2003. С.222 – 232.
2. Культурология. Энциклопедия. В 2-х тт. / Сост. С.Я.Левит. – М., 2007 (Модернизм).
3. Культурология: учебник для вуза / Багдасарьян Н.Г. – М., 2006 (Вышеславцев Б.П. Кризис индустриального общества. С. 602 – 604, Шпенглер О. Человек и техника. С. 565 – 577, Ясперс К. Современная техника. С. 578 – 587).
4. Культурология: Учебник для вузов // Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – СПб., 2005. С. 368 – 386 («Основные черты современной мировой культуры»).
5. Современные трансформации российской культуры. – М., 2005. С. 604 – 688 (Кино и телевидение как феномены массовой культуры).
6. Полевой В.М. Малая история искусств. – М., 1991.
Дополнительная литература:
1. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство 1-й пол. XX века. – М., 2003.
2. Культурология: История мировой культуры: Учеб. Пос. /
Кнабе Г.С. и др. – М., 2003. С. 446 – 472 (Русская культура «Серебряного века»).
3.Культурология: Хрестоматия // Сост. П.С. Гуревич. М., 2000. С. 361 – 419.
4. Энциклопедия кино. В 2-х тт. – М. 1999.
Художественные тексты:
1. Камю А. Превращение. Любое издание.
Методические указания (к самостоятельной работе):
1. Посетить залы искусства XX века в Эрмитаже (здание Главного штаба) и искусства XX века в Русском музее.