Глава 2. Анализ состояния АС МБР как ключевого компонента платежной системы РБ




Платежная система является неотъемлемой частью финансовой инфраструктуры рыночной экономики, и ее состояние имеет ключевое значение для денежно-кредитного регулирования, обеспечения эффективного расчетного обслуживания финансовой системы государства и реального сектора экономики.

Начиная с момента создания национальной платежной системы Беларуси вопросы состояния и развития АС МБР как основного компонента постоянно находятся в центре внимания Национального банка. Разработана нормативно-правовая база, регламентирующая осуществление межбанковских расчетов через АС МБР, обеспечение безопасности информации в системе, а также ее разработку, сопровождение, эксплуатацию и обслуживание, порядок расчета и взимания платы за расчетные услуги Национального банка.

Надежное и безопасное функционирование АС МБР зависит от урегулированности правоотношений между участниками, состояния и развития центрального вычислительного комплекса, системы передачи финансовой информации, автоматизированных систем банков-участников, работы технического оператора, провайдеров телекоммуникационных услуг, поставщиков услуг в сфере платежных систем.

В целях повышения надежности и безопасности функционирования автоматизированной системы создан резервный вычислительный центр, внедрена модернизированная система BISS и система передачи финансовой информации, осуществлены меры по повышению надежности функционирования автоматизированных систем банков. Определены базовые нормы, устанавливающие основные требования к организации межбанковских расчетов в случае возникновения нештатных (критических, аварийных) ситуаций в функционировании АС МБР.

За 2006-2008годы в АС МБР отмечен значительный рост платежного оборота. Так, количество проведенных платежей возросло на 19,1 процента, а сумма платежей увеличилась в 5 раз (Рис.2.1).

 

Рисунок 2.1 – Динамика количества платежей, проведенных в АС МБР в 2007 и 2008 годах.

 

Примечание – Источник: собственная разработка, по данным «Бюллетеня банковской статистики», №7.2009.С.195-196.

 

Количество проведенных платежей составило 57818,0 тыс. единиц (среднедневное количество платежей – 227,6 тыс. единиц), сумма платежей – 767552,4 млрд. руб. (среднедневной оборот по сумме – 3021,8 млрд. руб.).

Количество платежей, проведенных в АС МБР в 2008 г., по сравнению с 2007 г. возросло на 9,8%, сумма – на 50,5% (Приложение Д).

В целях реализации мероприятий, направленных на перераспределение основного потока межбанковских платежей на обработку в систему BISS, в течение 2008 г. Проводилось поэтапное снижение максимальной суммы денежного перевода, подлежащего обработке в клиринговой системе прочих платежей, в результате чего в отчетном периоде увеличилось количество платежей, использованных в системе BISS. Так, если в течение 2007 г. Процентное соотношение по количеству составило 14,5% в системе BISS и 85,5% - в клиринговой системе прочих платежей, то в 2008г. Этот показатель составил 40,8 и 50,2% соответственно [14, c.38].

В 2008 году по сравнению с 2009 годом количество всех проведенных платежей возросло на 9311 тысячи единиц или на 19,1 процента соответственно. В том числе количество платежей в системе BISS увеличилось в 2,6 раза, и составила 23594,3 тыс., а в клиринговой системе в 1,5 раза и составила 34223,7тыс. платежей (Рис. 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Динамика количества платежей, проведенных в АС МБР в 2007 и 2008 годах.

 

Примечание – Источник: собственная разработка, по данным «Бюллетеня банковской статистики», №7.2009.С.195-196.

 

Одной из важных составных частей АС МБР является система передачи финансовой информации (СПФИ), первая очередь которой была введена в промышленную эксплуатацию в 2006-м, вторая — в 2007 году, что позволило обеспечить доставку электронных платежных документов с гарантированной надежностью, безопасностью и достоверностью, дало возможность подключить не только банки, но и государственные органы, расширить спектр предоставляемых услуг по передаче финансовой информации и отказаться от эксплуатации устаревшей системы передачи данных в АС МБР.

Программно-технический комплекс АС МБР соответствует требованиям руководящих документов и стандартов Республики Беларусь по обеспечению технической возможности проведения межбанковских расчетов.

Не допущено случаев несанкционированного доступа в платежную систему. Параметр доступности клиентов к Автоматизированной системе межбанковских расчетов за 2006 год составил 99,98 процента, за 2007 год — 99,7, за 2008 год – 99,95 процентов дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99,5 процента), на 01 января 2009г. составил 99.95 процентов дневного фонда рабочего времени (при нормативе не ниже 99.5 процентов).

Тенденции увеличения характерны и для показателя среднедневного платежного оборота: по количеству его рост составил 19,6 процента, по сумме он увеличился в 4,9 раза. Также произошло увеличение среднего размера платежа: в системе BISS он возрос более чем в 2 раза, а в клиринговой системе – в 1,4 раза (Рис. 2.3).


Рисунок 2.3 – Динамика среднего размера платежей, проведенных в АС МБР в 2007 и 2008 годах

 

Примечание – Источник: собственная разработка, по данным «Бюллетеня банковской статистики», №7.2009.С.195-196.

 

В настоящее время Программно-технический комплекс (ПТК) управления платежами банка позволяет банку получать от системы BISS информацию о текущем состоянии корреспондентского счета, очередей срочных и несрочных платежей, об условиях осуществления расчетов других участников АС МБР, производить резервирование средств для осуществления расчетов в смежных подсистемах и для обработки несрочных платежей, управлять очередью срочных платежей, осуществлять отзыв платежей из очередей ожидания средств, формировать заявки в адрес Национального банка на отзыв депозитов и средств из ФОР, устанавливать блокировку дебетовых операций для своих учреждений и ряд других функций.

Эффективность модернизированной системы подтверждается значительным снижением объема неисполненных платежей. В 2008 году по сравнению с 2006 годам сумма аннулированных платежей возросло более чем в 399 раз, а количество – более чем в 76 раз. А в 2008 г. неисполненные платежи составили 306 тыс. ед. (Рис. 2.4).

 

Рисунок 2.4 – Динамика аннулированных платежей, проведенных в АС МБР в 2007 и 2008 годах.

 

Примечание – Источник:собственная разработка, по данным «Бюллетеня банковской статистики», №7.2009.С.195-196.

 

Национальным банком создан и успешно эксплуатируется первый в республике Центральный архив электронных документов по межбанковским расчетам (ЦА МБР). Без создания полноценного архива электронных документов невозможно использование всех преимуществ электронного документооборота, поэтому банкам необходимо в условиях централизации деятельности активизировать работы по созданию собственных архивов электронных документов [25].

Несвоевременно выполненные (аннулированные) платежи в отчетном периоде, как и в аналогичном периоде 2007 года, отсутствуют. Случаев несанкционированного доступа в платежную систему не допущено. Все вышесказанное способствовало повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, что подтверждают приведенные ниже показатели работы за январь-сентябрь 2009 года.

В автоматизированной системе межбанковских расчетов проведено 12651,2 тысячи платежей на сумму 233288,1 миллиарда рублей. Средний размер платежа в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросло на 1,7 %. Количество проведенных платежей в отчетном периоде по сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросло на 9,5%, сумма – на 17,1%. В январе-сентябре 2009 г. среднедневной оборот составил 3762,7 млрд. руб.(204,1 тыс. платежей) и по сравнению с январем-сентябрем 2008г. увеличился соответственно на 17,4% и 9,7% (Приложение Г).

Вместе с тем, несмотря на положительные в целом результаты работы АС МБР, существует и ряд проблем.

Не способствует нормативной работе платежной системы сложившаяся порочная практика авральной работы субъектов хозяйствования, органов управления и отдельных банков в последний день месяца или квартала по урегулированию расчетов, включая погашение задолженности по заработной плате и перед бюджетом. В течение продленного сверх графика времени работы АС МБР, как правило, поступает небольшое количество платежей, которые при нормальной организации расчетно-платежного процесса могли быть проведены в регламентное время без дополнительных затрат на обеспечение работы платежной системы.

Следует отметить, что эти затраты достаточно велики. Так, 1 час работы АС МБР обходится Национальному банку примерно в 3,5 млн. руб.

Полагаем, что от сложившейся порочной практики надо уходить, используя при этом организационные и экономические меры. Одной из таких мер должно стать, на наш взгляд, введение платы за продление работы АС МБР, которую должен вносить инициатор продления, покрывая все издержки Национального банка и банков.

Это говорит о том, что тарифы уже не покрывают возросшие по объективным причинам затраты (увеличение амортизации за счет ввода резервного центра, рост зарплаты персонала, рост цен на электрическую и тепловую энергию и др.). Поэтому назрела необходимость их повышения. При этом Главное управление платежной системы, Главное управление информационных технологий и Расчетный центр продолжат работу по оптимизации и совершенствованию АС МБР с целью снижения затрат на ее эксплуатацию и сопровождение.

К компетенции банков относится решение проблемы увеличения нагрузки на ответственных исполнителей в связи с необходимостью формирования полноформатных электронных платежных документов для передачи в систему BISS. Решение данной проблемы возможно, если банки начнут более активно применять автоматизированные банковские системы "Клиент-банк" и сканирующие устройства.

Сегодня созданная в государстве платежная система в основном соответствует современным образцам. Однако интеграция и расширение экономических связей, позволившие нашей стране войти в мировые финансовые потоки, требуют формирования платежной системы, полностью отвечающей мировым стандартам. Поэтому работа по созданию надежного, стабильного механизма функционирования платежной системы, ее модернизация в связи с быстрыми технологическими изменениями и республике проводится постоянно.

В 2009 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: