1) Множество можно задать, перечислив все его элементы.
2) Указывают характеристическое свойство его элементов.
Характеристическое свойство – это такое свойство, которым обладает каждый элемент, принадлежащий множеству, и не обладает ни один элемент, который ему не принадлежит.
Пример: А – множество двузначных чисел
Тогда характеристическим свойством множества А является свойство ” быть двузначным числом”
Характеристическое свойство можно (не всегда) задать в символической форме.
Например, множество А натуральных чисел, меньших 7, можно задать так:
А= {х½ хÎN, х< 7}, х – элемент множества А.
Пересечением множеств А и В называется множество, содержащее все элементы, которые принадлежат множеству А и В.
АÇВ={х½х Î А и х Î В}
АÇВ=Æ, если А и В не имеют общих элементов.
Пример: Рассмотрим множества А={а,b,c,d,e} и В={c,d,e}
AÇВ={c,d,e}=В. Тогда В является подмножеством множества А. Обозначают ВÌА
Объединением множеств А и В называется множество, содержащее все элементы, которые принадлежат множеству А или множеству В.
АÈВ={х½х ÎА или хÎВ}
Декартовым произведением множеств А и В называется множество всех пар, первое компанента которых принадлежит множеству А, а вторая компанента принадлежит множеству В.
Обозначают А´В.
А´В={(х;у)½хÎА Ù уÎВ}
Бинарным отношением на множестве Х называется всякое подмножество декартова произведения Х´Х.
Отношение R на множестве Х называется рефлексивным, если о каждом элементе множества Х можно сказать, что он находится в отношении R с самим собой.
R рефлексивно на Х <=> хRх для " хÎХ.
Например: 1) отношение равенства
2) отношение “кратно” на N
3) отношение подобия треугольников
Отношение перпендикулярности не рефлексивно, т.к. отрезок не перпендикулярен сам себе.
Отношение R на множестве Х называется симметричным, если выполняются условия: из того, что элемент х находится в отношении R с элементом у, следует, что элемент у находится в отношении R с элементом Х
![]() |
На графе это
R симметрична на Х<=> (хRу<=>уRх)
Например, симметричными будут следующие отношения:
- отношение параллельности на множестве прямых.
- отношение подобия треугольников
Отношение R на множестве Х называется антисимметричным, если для различных элементов х и у из множества Х выполнено условие: из того, что х находится в отношении R с элементом у, следует, что элемент у в отношении R c элементом х не находится
R антисимметрично на Х <=> (хRу Ù х¹<=> уRх)
![]() |
На графе
Например, антисимметричными будут следующие отношения: длиннее, больше, больше на
Отношением R на множестве Х называется транзитивным, если выполняется условие: из того, что элемент х находится в отношении R с элементом у и элемент у находится в отношении R с элементом Z, следует, что элемент х находится в отношении R с элементом Z.
R транзитивно на Х <=> (хRу Ù уRz<=>xRz)
Например, АВ=2см., АС=3см., и ДК=4см. Отношение “меньше”.
Если АВ<АС и АС<ДК, то АВ<ДК
Граф транзитивного отношения с каждой парой стрелок, идущих от х к у и у к z, содержат стрелку, идущую от х к z.
![]() |
Элементы теории графов. Основные понятия.
Такая структура, как граф (в качестве синонима используется также термин “сеть”), имеет самые различные применения в математике, информатике и в смежных прикладных областях, поэтому познакомимся с основными понятиями теории графов.
Граф G = (V, Е) задается парой конечных множеств V и Е. Элементы первого множества v1, v2,..., vM называются вершинами графа (при графическом представлении им соответствуют точки). Элементы второго множества e1, e2,..., eN называют ребрами. Каждое ребро определяется парой вершин (при графическом представлении ребро соединяет две вершины графа). Если ребра графа определяются упорядоченными парами вершин, то такой граф называют ориентированным (на чертеже при изображении ориентированного графа на каждом ребре ставят стрелку, указывающую его направление). Ориентированный граф с пятью вершинами и семью ребрами изображен на рисунке:
Если две вершины соединены двумя или более ребрами, то эти ребра называют параллельными (например, ребра е4 и е5). Если начало и конец ребра совпадают, то такое ребро называется петлей (например, ребро е7). Граф без петель и параллельных ребер называется простым.
Если ребро ek определяется вершинами vi и vj (будем обозначать этот факт следующим образом: ek = (vi, vj), то говорят, что ребро ek инцидентно вершинам vi и vj. Две вершины vi и vj называются смежными, если в графе существует ребро (vi, vj).
Последовательность вершин vi1, vi2,.... vik, таких, что каждая пара (yi,(j-1), vij) при 1 < j £ k определяет ребро, называется маршрутом в графе G. Вершины vi1 и vik называют концевыми вершинами маршрута, все остальные входящие в него вершины - внутренними.
Маршрут, в котором все определяемые им ребра различны, называют цепью. Цепь считают замкнутой, если ее концевые вершины совпадают. Замкнутая цепь, в которой все вершины (за исключением концевых) различны, называется циклом. Незамкнутая цепь, в которой все вершины различны, носит название путь. Если в ориентированном графе существует путь из vi в vj, то говорят, что вершина vj достижима из вершины vi.
Две вершины vi и vj называют связанными в графе G, если в нем существует путь, для которого эти вершины являются концевыми. Граф G называется связным, если каждые две вершины в нем являются связанными. На рис. 1.7 изображен простой неориентированный связный граф.
Последовательность вершин v1, v5, v 4, v 3, например, определяет путь, а последовательность вершин v1, v5, v 4, v3, v1 - цикл. Деревом будем называть неориентированный связный граф без циклов. Лес - это любой граф без циклов. На рис. 1.8 показаны возможные деревья с пятью вершинами.
Анализ приведенных здесь понятий и определений показывает, что в качестве моделей графы удобно использовать в тех случаях, когда рассматривается система каких-либо объектов, между которыми существуют определенные связи, отношения, когда изучается структура системы, возможности ее функционирования.
Представление графов
Важным вопросом, особенно для приложений теории графов, является определение возможных способов представления графов. Самый простой способ - полное перечисление множеств V и Е. Однако, очевидно, что в этом случае выявление у графа различных характеристик и свойств будет крайне затруднительным. Граф можно представить в виде некоторого графического изображения и визуально определить некоторые свойства и характеристики заданного графа. Однако, при наличии в графе большого числа ребер и вершин этот способ также мало пригоден. Рассматривая различные возможные способы представления графов, мы должны иметь в виду потребность ввода соответствующей информации в компьютер. В этой связи ввод информации в числовом виде предпочтителен, хотя современные технические средства допускают ввод и графической информации (таблиц, текста, графиков, рисунков и т.д.), после чего может производиться обработка такой информации.
Матрица смежности. Если вершины графа G помечены метками v1, v2,..., vn, то элементы матрицы смежности A(G) размера V´V определяются следующим образом: A(i,j} = 1, если vi смежна с vj; A(i,j) = 0 в противном случае (рис. 1.9, а).
Матрица инцидентности. Если вершины графа G помечены метками v1, v2,..., vm, а ребра - метками е1, е2,..., еп, то элементы матрицы инцидентности I(G) размера М х N определяются правилом: B(i,j) = 1, если vi инцидентна ej;
B(i,j) = 0 в противном случае (см. рис. 1.9, б).
а | b | с | d | e | f | g | |||||||
A(G): 3 | I(G): 3 | ||||||||||||
_
Рис. 1.9, а. Матрица смежности Рис. 1.9, б. Матрица инцидентности
Для ориентированного графа G, имеющего N вершин, можно рассмотреть матрицу достижимости C(G) размера N х N, элементы которой определяются так: C(I, J) = 1, если вершина vj достижима из vi; C(I, J) = 0 в противном случае. Ниже приведен пример ориентированного графа.
Перечень литературы
Основная: | |||||||
1 Баврин И.И. Высшая математика: Учеб. для студ. естественнонаучных специальностей педагогических вузов. -М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000.-616с. | |||||||
2 Пехлецкий И.Д. Математика: Учебник. -М.: Мастерство, 2001.-304с. | |||||||
Дополнительная: | |||||||
Богомолов Н.В. Практические занятия по математике: Учеб. пособие для средних спец. учеб. заведений - 5-ое изд., стер. - М.: Высш. шк., 2002.-495 с. | |||||||
Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов на базе средней школы: Учеб. пособие.- 2-ое изд., перераб. и доп.-М.: Наука, 1990-576с. | |||||||
Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х ч. ч. I: Учебное пособие для втузов.- 5-е изд. - М.: Высш. шк., 1996.-304с. | |||||||
Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнениях и задачах. В 2-х ч. ч. II: Учебное пособие для втузов.- 5-е изд. - М.: Высш. шк., 1996.-416с. | |||||||
Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика: Учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений.- 3-е изд.-М.:Высш. шк., 2001.-336с. | |||||||
Пантелеев А.В., Якимова А.С., Босов А.В. Обыкновенные дифференциальные уравнения в примерах и задачах: Учеб. Пособие.- М.: Высш.шк., 2001.-376 с. | |||||||
Стойлова Л.П. Математика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 424с. |