и В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной
Сравнительный анализ учебно-методических комплектов по обучению грамоте для 1 класса авторов А.К. Аксеновой, С.В. Комаровой, М.И. Шишковой
и В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной
Учебно-методический комплект по обучению грамоте для 1 класса авторов
А.К. Аксеновой, С.В. Комаровой,
М.И. Шишковой (далее А.К. Аксеновой)
3-е изд., 2015 год
| Учебно-методический комплект по обучению грамоте для 1 класса авторов
В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной
(далее В.В. Воронковой)
13-е изд., 2014 год
| Состав учебно-методического комплекта
| - Букварь.
- Пропись в 3 частях.
- Дидактический материал для занятий в добукварный период.
- Методические рекомендации по обучению чтению и письму.
| - Программа (сборник программ под ред. В.В. Воронковой).
- Букварь.
- Тетрадь по обучению грамоте.
| Обложка
| «+»
- Красивое, приятное оформление.
- Учащихся как будто встречает персонаж «Володя», с улыбкой, с шариками; ощущение встречи, радости, праздника.
- Под ногами у Володи кубики с буквами и картинками предметов, названия которых начинаются на эти буквы (детей, которые не знают буквы, это может заинтересовать; а те, кто уже знаком с буквами, могут назвать их, для них букварь начинается с уже знакомого).
| «+»
- На обложке, в центе, изображение из сказки «Колобок» - ассоциации со сказкой близки для младшего школьного возраста. Изображение только что испеченного колобка может ассоциироваться с началом большого путешествия в новое, неизведанное.
«-»
- На мой взгляд, не очень удачные изображения лиц школьников на обложке, а также на 4 и 6 стр. («потерянные» лица, не выразительные, не радостные); ощущение печального прощания с детством и началом тяжелого школьного обучения.
| Обложка (внутренняя часть)
| «+»
- Открываешь букварь и сразу буквы алфавита, причем буквы вместе с картинками, напоминающими буквы (картинная азбука), в конце город букв. Используются специальные наглядные опоры для лучшего запоминания букв, стимулируется интерес. В связи с этим данный вариант представляется мне более предпочтительным.
| «+» / «-»
- Открываешь букварь и видишь цветные полоски, буквы из этих полосок, композиции из геометрических фигур, различные типы штриховок, элементы букв, контуры предметов. С одной стороны, этот материал близок для детей, которые еще недавно активно рисовали, лепили и пр. Это соотносится и с добукварным периодом, с которого начинается обучение грамоте. Но, букварь, все же ассоциируется с буквами, и поэтому вариант в комплекте А. К. Аксеновой, для меня более предпочтителен.
| Добукварный период
| Продолжительность периода
| Продолжительность периода составляет два месяца – первая четверть (около 42 учебных часов), если учащиеся не занимались в нулевом классе. Однако учитель, определяя степень подготовленности учащихся к обучению грамоте, может сократить временной срок.
| Продолжительность периода составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
| Местонахождение букварного периода в комплекте
| Добукварный период представлен в отдельном альбоме: «Дидактический материал для занятий в добукварный период».
«+»/«-»
- С одной стороны, учащийся не сразу начинает работать со своей первой учебной книгой «Букварем» (что придавало бы значимость занятиям), но, с другой стороны, он работает с отдельным альбомом (в добукварный период). А в букварный период начинает работать с двумя пособиями – «Букварем» и тетрадью для прописи. Идет отработка одного материала, потом переход на следующий уровень с нарастанием учебных материалов. Постепенное увеличение материалов лучше для ребенка с ООП, чем сразу работа с двумя материалами (как у В.В. Воронковой).
| Добукварный период представлен в букваре (1-18 стр.).
«+»/«-»
- Размещение добукварного периода сразу в «Букваре» придает серьезность занятиям (ребенок сразу начинает работать со своей первой учебной книгой). С другой стороны, некоторые задания добукварного периода представлены в отдельной тетради, приходится работать с двумя пособиями. Детям с ООП лучше, чтобы внимание было сосредоточено на одном материале.
«-»
- Некоторые задания выполняются непосредственно в букваре, соответственно в дальнейшем эту книгу нельзя использовать.
| Методика работы
| В двух пособиях представлены схожие «средства» работы по достижению задач добукварного периода.
Общие аспекты:
«+»
- На каждом листе дидактического материала располагаются два вида заданий: для устной и письменной работы (соответственно на каждом уроке школьники готовятся и к чтению, и к письму).
- Количество картинного материала (заданий), размещенного на одной странице, представляется довольно оптимальным, не избыточным, внимание не рассеивается. Размеры картинок достаточные для полноценного восприятия.
- На отдельных листах располагается материал, относящейся только к одной тематике изучения. Например, для развития фонематического слуха предлагается несколько листов с иллюстрирующим материалом разного типа: лист с изображением «звучащих» предметом и явлений; лист с изображением предметов отличающихся одной фонемой и т.д.
- Листы в пособии не скреплены, что позволяет на каждом уроке обеспечить эффект «чистой тетради» – не фиксировать внимание учащихся на прежних неудачах; а также предлагать листы в необходимой последовательности; добавлять «новые» листы, подготовленные учителем.
- На обороте страниц пособия для учителя даны указания.
«Средства» для достижения задач добукварного периода ниже рассмотрены более подробно по комплекту А.К. Аксеновой. (так как данное пособие представляется наиболее приемлемым для детей с ООП). Также, для сравнения, рассмотрены отдельные моменты комплекта В.В. Воронковой.
| В двух пособиях представлены схожие «средства» работы по достижению задач добукварного периода.
Общие аспекты:
«+»
- Практически на каждом листе букваря (добукварный период) и тетради располагаются два вида заданий: для устной и письменной работы
«-»
- На одной странице размещено избыточное количество картинного материала (заданий), внимание рассеивается, «рябит в глазах».
- На одной странице изображены и ситуативные картинки, и ряд сюжетных картинок, и картинки со «звучащими» предметами, и картинки с изображением предметов отличающихся одной фонемой и т.д. Нет четкого разделения по изучаемым вопросам.
| Задачи добукварного периода и методика работы
| - Первичное изучение детей.
- Развитие интереса к обучению.
- Подготовка к чтению и письму.
Достижению данных задач способствуют располагающиеся на каждом листе задания, связанные с обведением контура фигуры, дорисовыванием части картинки, рисованием по точкам, по образцу, закраской, штриховкой, др. Эти упражнения помогают учителю определить степень сформированности графических умений, представлений о форме, величине и т.п.; способствуют развитию моторики руки и вызывают интерес, так как во многом связаны с игровой деятельностью, ведущей в предыдущем дошкольном периоде и еще актуальной в начале младшего школьного возраста.
Также на подготовку к письму отводятся отдельные листы с заданиями, связанными с обведением контура и дорисовыванием знакомых предметов, содержащих элементы букв (например, ножка зонтика); рисованием фигур по шаблону; письмом элементов букв по образцу; работой в тетрадной строке, др. В целом прослеживается усложнение материала, направленного на совершенствование моторных навыков руки.
Подготовка к чтению реализуется в процессе формирования представлений о предложении, слове, слоге, звуке; знакомства с условно-графическими схемами; упражнениями по «чтению» схем, др.
| - Первичное изучение детей.
- Развитие интереса к обучению.
- Подготовка к чтению и письму.
Используется материал, аналогичный комплекту А.К. Аксеновой.
Ученики приобретают навык пользования карандашом, ручкой, кисточкой; учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Ученики также знакомятся со школой, школьными принадлежностями, распорядком дня (так на первых страницах в букваре и тетради представлены предметные и ситуативные картинки школьной тематики).
| - Воспитание навыков речевого общения.
Используются ситуативные и сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, графические схемы слов и предложений. По данному материалу можно организовать беседу в вопросно-ответной форме, дать задание по составлению предложений и рассказов; составить пересказ сказки по иллюстрации, разыграть сценку по сюжету из сказки.
| - Воспитание навыков речевого общения.
Также используется много ситуативных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам, графические схемы. Виды работ: беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, скороговорок; небольшие инсценировки.
| - Развитие слухового внимания, фонематического слуха и звукового анализа.
Используются картинки с изображением «звучащих» предметов, явлений окружающей действительности, животных; картинки с изображением предметов, отличающихся одной фонемой (дом, дым; мишка, мышка и пр.); предметные, ситуативные картинки и условно-графические схемы слов и предложений.
Первоначально для развития слухового внимания можно использовать игры и упражнения на различение звуков окружающей действительности (по картинкам, по натуральным звучащим предметам, по аудиозаписи).
На следующих этапах у учащихся формируется представление о слове, затем о предложении и лишь потом о слоге (как части слова) и звуке.
Школьники учатся подбирать слова, обозначающие картинки или натуральные предметы; «читать» слово, ориентируясь на картинку и черту под ней; осуществлять членение высказываний (из 2-3 слов) на слова; «записывать слова» (полосками или чертой разной длины).
Затем обучаются построению предложений (из 2-3 слов) по наблюдаемым действиям, картинке. Учатся «читать» предложения по схемам, «записывать» их в виде схемы.
Далее проводится работа по делению слов (двухсложных) на слоги (как части слова). Пред-лагаются упражнения, где деление слов на слоги является естественным и возникает непроизвольно («Как болеют за спортсменов?», «Как кричат имя друга в лесу?»).
В конце – знакомство с речевым звуком. Упражнения: выделение первого звука в слове; «чтение» схемы слова с зафиксированным первым звуком (с опорой на предметную картинку), задания по фиксации первого звука в условно-графической схеме слова. Для выделения предлагаются звуки [А, У, О, М, С, Н].
Для развития фонематического слухаприменяются упражнения для развития умения различать на слух слова, различающиеся одним звуком.
| - Развитие слухового внимания, фонематического слуха, и слухового анализа.
Используется материал, аналогичный комплекту А.К. Аксеновой.
Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных и т. д., различать слова, сходные по звуковому составу. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, предложение, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения с использованием рисунков и условно-графических схем; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова.
Различия:
- в используемых символах условно-графических схем слов и предложений (разобрано отдельно, ниже).
- различен перечень звуков: у А.К. Аксеновой [А, У, О, М, С, Н]; у В.В. Воронковой [А, У, М].
| - Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Используются картинки с изображением предметов, напоминающих простые геометрические фигуры основных цветов (круг, квадрат, треугольник; синий, красны, желтый, зеленый); композиции из геометрических фигур, картинки, отличающиеся цветом, размером.
Упражнения: разукрашивание геометрических фигур; обведение геометрических фигур по контуру, дорисовываение, самостоятельное рисование по точкам, по образцу; составление композиций из геометрических фигур, цветных полос, др. Задания на соотнесение предметов, сравнение предметов по различным признакам (величине, цвету и др.).
Также на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировкинаправлены задания, располагающиеся на каждой странице пособия.
| - Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Используется материал, аналогичный комплекту А.К. Аксеновой.
Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз).
| Графические символы
| Слово: черта/линия черного цвета ___
Предложение: длинная черта черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце; при обозначении слов в предложении: под длинной чертой изображаются несколько коротких черт в соответствии с количеством слов в предложении
|__________. |__________.
____ ____ ____
Слоги: черта с разделительной вертикальной чертой –|–
Звуки в слове:квадрат с цветовым наполнением, синим или красным
| Слово: полоска синего цвета
Предложение: несколько полосок (обозначающих слова) с точкой в конце.
Слоги:
Звуки в слове: круг с цветовым наполнением, синим или красным
|
О м
|
Букварный период
|
Общие аспекты в подаче/изучении звука, буквы, слога, слова, предложения
|
«+»
- Для изучения звуков, слогов используются естественные звуки и их сочетания (звуки, произносимые при проверке горла (А-а-а..), вой волка (У-у-у..), стон при зубной боли (О-о-о..), завывание ветра (В-в-в..), звук комара (З-з-з) и т.д.; слоги: перекличка в лесу (А-у), плачь ребенка (У-а), восклицание (Ах, Ух, Ох, Ха)) (сходно в двух пособиях, но в большей степени выражено у А.К. Аксеновой).
- Изучаемый звук определяется в двух позициях: в начале и конце слова (выделение звука в середине вызывает затруднения у детей с ООП). При этом, слова, которые начинаются на изучаемую букву и заканчиваются на нее, вводятся сразу на первом этапе. По всей вероятности, это правомерно и отражает последовательное усложнение материала. Так, в добукварном периоде, ученики уже упражнялись в выделении первого звука, и, с переходом на следующий этап работы, вводится усложнение материала (у В.В. Воронковой, приводится материал для различения звука в начале и/или в конце слова, в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
- При выделении звука из начала или конца слова каждое слово сопровождается картинкой и условно-графической схемой слова и звука (чертой и квадратиком в начале / в конце). Звук обозначен определенным цветом, в соответствии с отнесенностью с гласным или согласным (квадратик закрашен красным или синим цветом) (у В.В. Воронковой также используется картинки и схемы слов с обозначением звука, но изображение схемы слова после изучения трех букв меняется, представляется в виде пустых квадратиков, с обозначением звука).
- Большое внимание уделяется различению согласных и гласных звуков и букв их обозначающих (сходно в двух комплектах).
- Для лучшего запоминания букв и звуков применяются различные наглядные опоры: «Картинная азбука»; слоговые таблицы; «Город букв».
- В букваре продолжается работа с условно-графической схемой слова, предложения, слога, звука (у В.В. Воронковой схемы предложений в букваре уже не применяются).
- Применяются упражнения с повторением изученных букв, звуков, слогов, слов (способствует в дальнейшем более свободному чтению с опорой на более сохранную механическую память у детей с ООП).
- Используются разнообразный набор игровых приемов - иллюстрации к сказкам, шарады, кроссворды, загадки, картинки со спрятанными буквами, разбросанные кубики с буквами для составления слова, предложения с пропущенными словами или картинками вместо слов, специальные задания от Володи, др.
- Наличие персонажа «Володи», на мой взгляд, очень хорошая идея. Вова встречает ученика на первой странице и сопровождает на протяжении всего процесса изучения букваря. В этом есть поддержка, элемент игры и активное вовлечение учеников в процесс обучения через оказание помощи Вове.
В целом, при изучении каждой буквы, на протяжении 3-х этапов, в букваре сохраняется определенная последовательность в подаче материала с постепенным его усложнением и нарастанием, что благоприятным образом организует деятельность учащихся. Последовательность: обозначение буквы; обозначение звука по звукоподражанию, там, где это возможно (вой волка (У-у-у..)); обозначение на картинке предмета или существа, название которого начинается с изучаемой буквы и заканчивается на нее (картинка + схема слова со звуком; звук при этом обозначен цветом в соответствии с соотнесенностью к гласным или согласным); элементы картинной азбуки; образование из усвоенных букв и звуков слогов и слов; слоговые таблицы; материал для упражнений; обозначение места «жительства» буквы в «Городе букв» (на Володиной странице). (У В.В. Воронковой, в целом, последовательность подачи материала также сохраняется, но, уже на первом этапе (не на стыке этапов), после изучения 3-х букв (а,у,м) меняются условные обозначения. Не совсем понятно, чем это обусловлено).
| «+»/«-»
- Для изучения звуков, слогов используются естественные звуки и их сочетания (звуки при укачивании ребенка (А-а-а..), досада при падении (У-у-у..), стон при боли (О-о-о..), и т.д.; слоги перекличка в лесу (А-у), плачь ребенка (У-а), восклицание (Ах, Ух, Ох)) (сходно в двух пособиях, но в большей степени выражено у А.К. Аксеновой).
- Изучаемый звук определяется в одной и/или двух позициях (в начале, конце слова), в зависимости от того, в каком положении звук легче выделяется (у А.К. Аксеновой всегда в двух позициях).
- На 3 этапе осуществляется определение местонахождения изучаемого звука в слове в трех позициях: в начале, в середине, в конце (у А.К. Аксеновой только в начале и в конце; А.К. Аксеновой указывается, что выделение звука из середины слова фактически не доступно первоклассникам, попытки выделения звука из средней позиции приводит к тому, что ученики с нарушением интеллекта начинают смешивать все три позиции звука, выполняют операцию методом «тыка», с ошибками).
- Большое внимание уделяется различению согласных и гласных звуков и букв их обозначающих (сходно в двух комплектах).
- Для лучшего запоминания букв и звуков применяется недостаточно широкий набор наглядных опор: преимущественно только слоговые таблицы (в отличие комплекта А.К. Аксеновой, где есть и элементы «Картинной азбуки» и «Города букв»).
- Продолжается работа с условно-графической схемой слова, слога, звука (у А.К. Аксеновой также используются схемы предложений).
- Используются игровые приемы - элементы шарады, кроссворда (меньше по сравнению с А.К. Аксеновой) (например, обозначение картинки и слова под картинкой в виде квадратиков с наличием изучаемой буквы и пустыми квадратиками с пропущенными буквами (уже знакомыми или незнакомыми ребенку), которые необходимо самостоятельно назвать или обозначить условным знаком (цветным кружочком) (встречается и у А.К. Аксеновой и у В.В. Воронковой)).
Последовательность в подаче материала в комплекте В.В. Воронковой в целом схожа с комплектом А.К. Аксеновой, но можно отметить меньшее разнообразие по используемым приемам и периодическое изменение последовательности, что отрицательно может влиять на организацию работы детей с ООП. Последовательность: обозначение буквы; обозначение звука по звукоподражанию, там, где это возможно (стон при боли (О-о-о..)); обозначение на картинке предмета или существа, название которого начинается с изучаемой буквы и/или заканчивающейся на нее (в зависимости от того, в каком положении звук легче выделяется); образование из усвоенных букв и звуков слогов и слов; слоговые таблицы; материал для упражнений.
|
Последовательность изучения звуков и букв
|
3 этапа
1. Звуки и буквы а, у, м, o, x, с, н, ы, л, в, и.
2. Звуки и буквы ш, п, т, к, з, р, й, ж, б, д, г, ь.
3. Звуки и буквы е, я, ю, ё, ч, ф, ц, э, щ, ъ.
«+»
- 3 этапа вместо 4 считаю более оптимальным, так как 3 этапа соответствуют календарному графику первого года обучения. Так, в случае отсутствия пропедевтико-диагностического (нулевого) класса, первая четверть отводится на подготовку детей к обучению грамоте (добукварный период), последующие три четверти отводятся на изучение «Букваря». При наличии подготовительного класса сроки добукварного и букварного периода могут быть сокращены, но в то же время по усмотрению учителя время изучения можно продлить до конца первого года обучения.
- В комплекте А.К. Аксеновой несколько изменен порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существующей системой. Тем самым более последовательно соблюдаются основные принципы изучения звуков и букв, принятых для детей с ООП, согласно последним исследованиям (в соответствии со сложностью произнесения звуков, частотой их нарушений в речи детей, пр.):
- вначале изучаются звуки, имеющие короткий фонемный ряд (а, у, о, и); раньше изучаются звуки, которые легче сливаются в слог (соноры и щелевые: м, н, л; с, х, в);
- изучение шипящих, а также буквы «Р» отнесено на более поздние сроки;
- дифференциация свистящих и шипящих звуков и букв разведена во времени;
- в конце изучаются йотированные гласные (е, ё, ю, я), аффрикаты (ц, ч), малочисленные звуки (щ, ф, э).
| 4 этапа
1. Звуки и буквы а, у, м, о, с, х.
2. Звуки и буквы ш, л, ы, н, р.
3. Звуки и буквы к, п, т, в, з, ж, б, г, д, и, й, буква ь.
4. Звуки и буквы е, ё, ю, я, ц, ч, щ, ф, з, буква ъ.
«+»
- В комплекте соблюдаются принципы изучения звуков и букв, принятых для детей с ООП (однако некоторые данные последних исследований не учитываются, что описано в «-»). В частности соблюдаются следующие принципы:
- вначале изучаются звуки, имеющие короткий фонемный ряд (а, у, о); раньше изучаются звуки, которые легче сливаются в слог (соноры и щелевые: м, н, с, х);
- позже изучаются йотированные гласные (е, ё, ю, я), аффрикаты (ц, ч), малочисленные звуки (щ, ф, э).
«-»
- Нарушен принцип о том, что звуки, которые бывают часть нарушены в речи детей, переносятся на более поздние сроки (ш,л,р – уже на 2 этапе).
- Раньше изучаются глухие, потом звонкие, но парные по глухости и звонкости разграничены не последовательно.
|
Последовательность изучения слогов
|
- Ау, уа.
- Обратный (закрытый) слог (ам, ум, ах).
- Прямой (открытый) слог (ма).
- Обратный (закрытый) трехбуквенный слог (сом, сос-на).
- Прямой открытый и закрытый слог в мягком варианте с гласным «и».
- Слоги со стечением согласных.
- Прямой (открытый) трехбуквенный слог (брю-ки, тру-ба).
Общая последовательность изучения слогов совпадает в двух комплектах. Ниже рассмотрим более подробно особенности комплекта А.К. Аксеновой:
- Используется принцип об более легкого к сложному (так же и у В.В. Воронковой): вначале двухбуквенные слоги – слоги из гласных (гласные звуки легче в произношении, они артикулируются без преграды, их легче пропеть); затем закрытые слоги (с гласной легче начинать слог, гласный легче сливается с согласным звуком), далее открытые слоги. Позднее вводится закрытый трехбуквенный слог, сначала равный слову (сом, нос, сон), затем являющийся частью слова (сос-на). На последнем (третьем) этапе – слоги со стечением согласных (сначала в конце, а затем в начале слова (мост, слон) (согласно методическим рекомендациям), у В.В. Воронковой наоборот (согласно ее программе)) и слоги с йотированными гласными. Знакомство со слогами со стечением трех и более согласных переносится на второй год обучения (послебукварный период).
- Предлагаются приемы, облегчающие усвоение принципа слияния двух звуков в слог (открытый слог): протяжное произнесение, потом короче и короче (маааа, мааа, маа, ма); чтение по подобию (ма, на, ла, ра); чтение с подготовкой (а-па, о-то); чтение слога под картинкой (по следам «живого» анализа); подборка и чтение слоговых таблиц; хоровое сопряженное чтение.
- Предлагаются приемы, облегчающие чтение слоговых структур со стечением согласных: предварительное чтение слов во множественном числе с разбивкой стечения согласных на два слога (мос-ты – мост); чтение с подготовкой (ло – сло – слон).
- Предлагаются игры при трудностях в слиянии звуков в слог, слогов в слова: воображаемый магнитофон (хорошо читающий ученик «записывается» (это может быть одно слово или одно предложение), слабо читающий «воспроизводит запись»), др.
| - Ау, уа.
- Обратный (закрытый) слог (ам, ум).
- Прямой (открытый) слог (ма, му).
- Слоги со стечением согласных.
Общая последовательность изучения слогов совпадает в двух комплектах.
Однако В.В. Воронкова предлагает отличную от А.К. Аксеновой последовательность изучения слогов со стечением согласных (сначала в начале, потом в конце). Это обосновывается следующем: в начале слова слоги со стечением согласных усваиваются легче, чем в конце (кран, но волк), что зависит от механизма чтения: стечение согласных в начале слова приводит в действие прежде последовательное, а затем упреждающее чтение; если же стечение согласных находится в конце слова, сначала идет более трудное упреждающее чтение, а затем последовательное и еще раз последовательное. Слоги со стечением более двух согласных в первом классе вспомогательной школы не изучаются.
В программе В.В. Воронковой также приводятся следующие замечания и рекомендации:
- Важным моментом, требующие особого внимания, является обучение слитному чтению открытых слогов и, после них, слогов со стечением согласных.
- Предлагаются приемы, способствующие лучшему усвоению образа буквы, соотнесению звука и буквы, составлению слогов и слов: использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
|
Последовательность изучения слов
|
- Слова, состоящие из двух гласных (ay, yа).
- Однотипные по ритмической структуре и артикуляции слова – двусложные, с одинаковыми гласными (ма-ма, Ма-ша, ра-ма).
- Однотипные по ритмической структуре, но с разными по характеру артикуляции слогами (ру-ка, но-га, лу-на).
- Отличающиеся и ритмической структурой, и артикуляцией слогов (му-ха, ша-ры).
- С различными слоговыми структурами.
Ниже рассмотрим более подробно особенности комплекта А.К. Аксеновой:
- Применяется большое количество звукоподражательного материала: ау, ам, ох, ах.
- Прослеживается постепенное усложнение материала; от двухбуквенных слов к трехбуквенным; от слов с закрытым слогом (ам), с гласной и открытым слогом (у-ра), к словам с закрытым и открытым слогом (ум-на), к словам из двух открытых слогов (ра-ма); от слов со стечением согласных в конце слова (волк) к словам со стечением в начале (стол).
- Применяются приемы для облегчения чтения слов: иллюстрирование картинкой, настоящим предметом, его объемным изображением, показом движения и т.д.; разбор значения слова; предварительное прочтение отдельных слов из текста и их объяснение, что в дальнейшем помогают ученикам свободнее ориентироваться в текстах.
- Проводится работа со словом (формо- и словообразование): различение и употребление слов в единственном и множественном числе; правильное использование грамматических форм слов, работа с предлогами и правильным грамматическим оформлением следующих после предлогов названий предметов; разбираются родовые и видовые понятия; проводится словообразовательная работа (применяются уменьшительно-ласкательные суффиксы, приставки, пр.). Применяются упражнения: неоконченные предложения, последнее слово в которых надо дополнить, ориентируясь на картинку или смысл; составление предложений по схемам и сюжетными картинками; чтение слов, значение которых раскрывается с помощью предметных картинок или текста; образование слов по образцу, др.
| - Слова, состоящие из двух гласных (ay, yа).
- Слова из открытых и закрытых двухзвуковых слогов (ма-ма, мы-ла).
- Трехбуквенные слова, состоящих из одного закрытого слога (сом).
- Слова из различных усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик, др.).
В программе В.В. Воронковой приводятся следующие замечания и рекомендации:
- Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур.
- Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого.
- Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
- Обращается внимание на правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
- Используются упражнения для формо- и словообразования.
|
Работа с предложением
|
- Работа с предложением опирается на схему («чтение» и составление предложений по условно-графическим схемам) (у В.В. Воронковой схемы предложений в букваре уже не применяются). Тем самым в комплекте А.К. Аксеновой ученики продолжают работать со знакомым материалом (с которым познакомились в добукварном периоде). Использование схемы также плодотворно влияет на раздельное написание слов, на соблюдение других правил при записи предложений.
- В схему предложений включается предлог, как самостоятельное слово (обозначается короткой чертой). В предложениях используются предлоги, наиболее употребительные в речи (у, на, в, к, с).
- При этом схемы используются как элемент шарады: например, в схему предложения включается предлог (в начале), картинка, схематическое изображение слова (которое нужно вставить), в том числе схематическое изображение слова с обозначением первого или последнего звука.
- Составление предложений по схемам начинается раньше, чем чтение самих предложений.
- Чтение начинается с коротких предложений (из 2-3 слов). На 3 этапе - переход к чтению распространенных предложений и текстов. Чтение текстов у детей с ООП может сопровождаться следующими трудностями: удержание строчки, по которой читают, сохранение в памяти прочитанных слов, понимание смысла прочитанного.
- Для понимания смысла предложения и текста применяются следующие приемы: иллюстрирование; разбор сюжетных картинок, раскрывающих содержание текста; проигрывание ситуаций, изображенных на картинках; предварительный разбор значений отдельных слов, содержащихся в предложении/тексте; анализ прочитанного (вопросно-ответная форма, пересказ), повторное прочтение текста; неоднократное возвращение к чтению одного и того же речевого материала, заучивания его, др.
| - Работа с предложениями осуществляется без опоры на условно-графическую схему (У А.К. Аксеновой с опорой на схему).
- На 3- этапе осуществляется чтение предложений из двух-трех слов. На 4 этапе послоговое чтение коротких букварных текстов (динамика схожа с комплектом А.К. Аксеновой).
- В предложениях используются предлоги «в», «на» и некоторые наиболее употребительные наречия (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
|
На каждом этапе проводится работа по звуковому анализу и развитию фонематического слуха
|
- Используемые приемы и упражнения: произнесение учителем слов с акцентированным выделением изучаемого звука; отбор картинок, в которых есть изучаемый звук (обычно в начальной позиции); выделение места звука в слове (в начале, в конце); разложение на звуки слов и слогов; характеристика звука (гласный или согласный, звонкий или глухой); фиксация звуков в виде условно-графической схемы; составление слов и слогов из букв разрезной азбуки, по схеме.
- Осуществляется работа по дифференциации слов и слогов, отличающихся одной буквой или их количеством (дом – ком, был – бил, рыба – рыбак).
- Осуществляется работа по дифференциации слов и слогов с оппозиционными звуками: звонкими и глухими (да – та, дам – там); шипящими и свистящими (жо – зо, кожа – коза); мягкими и твердыми (мила – мыло, жар – жарь); гласным [и] и согласным [й] (мои – мой).
- Основные приемы: работа с иллюстративным материалом; работа с условно-графическими схемами; анализ картинок с фонетическими паронимами, их разграничение, др.
| - Усвоение звука предполагает выделение его из речи, определение местонахождения звука в слове (в начале или в конце), составление слов и слогов из букв разрезной азбуки, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.
- На 3 этапе осуществляется определение местонахождения изучаемого звука в слове в трех позициях: в начале, в середине, в конце (у А.К. Аксеновой только в начале и в конце; ранее приводились доводы А.К. Аксеновой в отношении данной позиции).
- В комплекте осуществляется характеристика звука по трем признакам: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий (у А.К. Аксеновой используется два признака, различение согласных по мягкости и твердости предлагается отрабатывать во втором классе. Это объясняется тем, что одновременная дифференциация звуков по трем признакам оказывается сложной для умственно отсталых детей. Вместе с тем практическое различение в слогах и словах мягких и твердых согласных сохраняется. Первоклассники повторяют за учителем пары противопоставляемых слогов (ма – мя, ти – ты)).
|
На протяжении всего период проводится работа по речевому развитию
(развитие общения и выразительности речи)
|
- Используются ситуативные и сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, графические схемы слов и предложений, тексты с диалогами, загадки, др.
- Поскольку слоговое чтение не позволяет в полной мере развивать выразительность, на это обращается внимание при ответах на вопросы, составлении предложений, пересказе сказок, чтении по ролям, чтении стихотворений, чистоговорок, загадок и пр.
| - Используется материал, схожий с комплектом А.К. Аксеновой, это ситуативные и сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам. Однако гра
|
Поиск по сайту:
|