и В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной




Сравнительный анализ учебно-методических комплектов по обучению грамоте для 1 класса авторов А.К. Аксеновой, С.В. Комаровой, М.И. Шишковой

и В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной

 

Учебно-методический комплект по обучению грамоте для 1 класса авторов А.К. Аксеновой, С.В. Комаровой, М.И. Шишковой (далее А.К. Аксеновой) 3-е изд., 2015 год Учебно-методический комплект по обучению грамоте для 1 класса авторов В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной (далее В.В. Воронковой) 13-е изд., 2014 год
Состав учебно-методического комплекта
- Букварь. - Пропись в 3 частях. - Дидактический материал для занятий в добукварный период. - Методические рекомендации по обучению чтению и письму. - Программа (сборник программ под ред. В.В. Воронковой). - Букварь. - Тетрадь по обучению грамоте.
Обложка
«+» - Красивое, приятное оформление. - Учащихся как будто встречает персонаж «Володя», с улыбкой, с шариками; ощущение встречи, радости, праздника. - Под ногами у Володи кубики с буквами и картинками предметов, названия которых начинаются на эти буквы (детей, которые не знают буквы, это может заинтересовать; а те, кто уже знаком с буквами, могут назвать их, для них букварь начинается с уже знакомого). «+» - На обложке, в центе, изображение из сказки «Колобок» - ассоциации со сказкой близки для младшего школьного возраста. Изображение только что испеченного колобка может ассоциироваться с началом большого путешествия в новое, неизведанное. «-» - На мой взгляд, не очень удачные изображения лиц школьников на обложке, а также на 4 и 6 стр. («потерянные» лица, не выразительные, не радостные); ощущение печального прощания с детством и началом тяжелого школьного обучения.
Обложка (внутренняя часть)
«+» - Открываешь букварь и сразу буквы алфавита, причем буквы вместе с картинками, напоминающими буквы (картинная азбука), в конце город букв. Используются специальные наглядные опоры для лучшего запоминания букв, стимулируется интерес. В связи с этим данный вариант представляется мне более предпочтительным. «+» / «-» - Открываешь букварь и видишь цветные полоски, буквы из этих полосок, композиции из геометрических фигур, различные типы штриховок, элементы букв, контуры предметов. С одной стороны, этот материал близок для детей, которые еще недавно активно рисовали, лепили и пр. Это соотносится и с добукварным периодом, с которого начинается обучение грамоте. Но, букварь, все же ассоциируется с буквами, и поэтому вариант в комплекте А. К. Аксеновой, для меня более предпочтителен.  
Добукварный период
Продолжительность периода
Продолжительность периода составляет два месяца – первая четверть (около 42 учебных часов), если учащиеся не занимались в нулевом классе. Однако учитель, определяя степень подготовленности учащихся к обучению грамоте, может сократить временной срок. Продолжительность периода составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2 классе).
Местонахождение букварного периода в комплекте
Добукварный период представлен в отдельном альбоме: «Дидактический материал для занятий в добукварный период». «+»/«-» - С одной стороны, учащийся не сразу начинает работать со своей первой учебной книгой «Букварем» (что придавало бы значимость занятиям), но, с другой стороны, он работает с отдельным альбомом (в добукварный период). А в букварный период начинает работать с двумя пособиями – «Букварем» и тетрадью для прописи. Идет отработка одного материала, потом переход на следующий уровень с нарастанием учебных материалов. Постепенное увеличение материалов лучше для ребенка с ООП, чем сразу работа с двумя материалами (как у В.В. Воронковой). Добукварный период представлен в букваре (1-18 стр.).   «+»/«-» - Размещение добукварного периода сразу в «Букваре» придает серьезность занятиям (ребенок сразу начинает работать со своей первой учебной книгой). С другой стороны, некоторые задания добукварного периода представлены в отдельной тетради, приходится работать с двумя пособиями. Детям с ООП лучше, чтобы внимание было сосредоточено на одном материале. «-» - Некоторые задания выполняются непосредственно в букваре, соответственно в дальнейшем эту книгу нельзя использовать.
Методика работы
В двух пособиях представлены схожие «средства» работы по достижению задач добукварного периода. Общие аспекты: «+» - На каждом листе дидактического материала располагаются два вида заданий: для устной и письменной работы (соответственно на каждом уроке школьники готовятся и к чтению, и к письму). - Количество картинного материала (заданий), размещенного на одной странице, представляется довольно оптимальным, не избыточным, внимание не рассеивается. Размеры картинок достаточные для полноценного восприятия. - На отдельных листах располагается материал, относящейся только к одной тематике изучения. Например, для развития фонематического слуха предлагается несколько листов с иллюстрирующим материалом разного типа: лист с изображением «звучащих» предметом и явлений; лист с изображением предметов отличающихся одной фонемой и т.д. - Листы в пособии не скреплены, что позволяет на каждом уроке обеспечить эффект «чистой тетради» ­– не фиксировать внимание учащихся на прежних неудачах; а также предлагать листы в необходимой последовательности; добавлять «новые» листы, подготовленные учителем. - На обороте страниц пособия для учителя даны указания. «Средства» для достижения задач добукварного периода ниже рассмотрены более подробно по комплекту А.К. Аксеновой. (так как данное пособие представляется наиболее приемлемым для детей с ООП). Также, для сравнения, рассмотрены отдельные моменты комплекта В.В. Воронковой. В двух пособиях представлены схожие «средства» работы по достижению задач добукварного периода. Общие аспекты: «+» - Практически на каждом листе букваря (добукварный период) и тетради располагаются два вида заданий: для устной и письменной работы «-» - На одной странице размещено избыточное количество картинного материала (заданий), внимание рассеивается, «рябит в глазах». - На одной странице изображены и ситуативные картинки, и ряд сюжетных картинок, и картинки со «звучащими» предметами, и картинки с изображением предметов отличающихся одной фонемой и т.д. Нет четкого разделения по изучаемым вопросам.
Задачи добукварного периода и методика работы
- Первичное изучение детей. - Развитие интереса к обучению. - Подготовка к чтению и письму. Достижению данных задач способствуют располагающиеся на каждом листе задания, связанные с обведением контура фигуры, дорисовыванием части картинки, рисованием по точкам, по образцу, закраской, штриховкой, др. Эти упражнения помогают учителю определить степень сформированности графических умений, представлений о форме, величине и т.п.; способствуют развитию моторики руки и вызывают интерес, так как во многом связаны с игровой деятельностью, ведущей в предыдущем дошкольном периоде и еще актуальной в начале младшего школьного возраста. Также на подготовку к письму отводятся отдельные листы с заданиями, связанными с обведением контура и дорисовыванием знакомых предметов, содержащих элементы букв (например, ножка зонтика); рисованием фигур по шаблону; письмом элементов букв по образцу; работой в тетрадной строке, др. В целом прослеживается усложнение материала, направленного на совершенствование моторных навыков руки. Подготовка к чтению реализуется в процессе формирования представлений о предложении, слове, слоге, звуке; знакомства с условно-графическими схемами; упражнениями по «чтению» схем, др. - Первичное изучение детей. - Развитие интереса к обучению. - Подготовка к чтению и письму. Используется материал, аналогичный комплекту А.К. Аксеновой. Ученики приобретают навык пользования карандашом, ручкой, кисточкой; учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв. Ученики также знакомятся со школой, школьными принадлежностями, распорядком дня (так на первых страницах в букваре и тетради представлены предметные и ситуативные картинки школьной тематики).
- Воспитание навыков речевого общения. Используются ситуативные и сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, графические схемы слов и предложений. По данному материалу можно организовать беседу в вопросно-ответной форме, дать задание по составлению предложений и рассказов; составить пересказ сказки по иллюстрации, разыграть сценку по сюжету из сказки. - Воспитание навыков речевого общения. Также используется много ситуативных и сюжетных картинок, иллюстрации к сказкам, графические схемы. Виды работ: беседы; заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, скороговорок; небольшие инсценировки.
- Развитие слухового внимания, фонематического слуха и звукового анализа. Используются картинки с изображением «звучащих» предметов, явлений окружающей действительности, животных; картинки с изображением предметов, отличающихся одной фонемой (дом, дым; мишка, мышка и пр.); предметные, ситуативные картинки и условно-графические схемы слов и предложений. Первоначально для развития слухового внимания можно использовать игры и упражнения на различение звуков окружающей действительности (по картинкам, по натуральным звучащим предметам, по аудиозаписи). На следующих этапах у учащихся формируется представление о слове, затем о предложении и лишь потом о слоге (как части слова) и звуке. Школьники учатся подбирать слова, обозначающие картинки или натуральные предметы; «читать» слово, ориентируясь на картинку и черту под ней; осуществлять членение высказываний (из 2-3 слов) на слова; «записывать слова» (полосками или чертой разной длины). Затем обучаются построению предложений (из 2-3 слов) по наблюдаемым действиям, картинке. Учатся «читать» предложения по схемам, «записывать» их в виде схемы. Далее проводится работа по делению слов (двухсложных) на слоги (как части слова). Пред-лагаются упражнения, где деление слов на слоги является естественным и возникает непроизвольно («Как болеют за спортсменов?», «Как кричат имя друга в лесу?»). В конце – знакомство с речевым звуком. Упражнения: выделение первого звука в слове; «чтение» схемы слова с зафиксированным первым звуком (с опорой на предметную картинку), задания по фиксации первого звука в условно-графической схеме слова. Для выделения предлагаются звуки [А, У, О, М, С, Н]. Для развития фонематического слухаприменяются упражнения для развития умения различать на слух слова, различающиеся одним звуком. - Развитие слухового внимания, фонематического слуха, и слухового анализа. Используется материал, аналогичный комплекту А.К. Аксеновой. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных и т. д., различать слова, сходные по звуковому составу. Учащиеся практически знакомятся с понятиями слово, предложение, часть слова (слог), звук. Они учатся составлять предложения с использованием рисунков и условно-графических схем; делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Различия: - в используемых символах условно-графических схем слов и предложений (разобрано отдельно, ниже). - различен перечень звуков: у А.К. Аксеновой [А, У, О, М, С, Н]; у В.В. Воронковой [А, У, М].
- Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Используются картинки с изображением предметов, напоминающих простые геометрические фигуры основных цветов (круг, квадрат, треугольник; синий, красны, желтый, зеленый); композиции из геометрических фигур, картинки, отличающиеся цветом, размером. Упражнения: разукрашивание геометрических фигур; обведение геометрических фигур по контуру, дорисовываение, самостоятельное рисование по точкам, по образцу; составление композиций из геометрических фигур, цветных полос, др. Задания на соотнесение предметов, сравнение предметов по различным признакам (величине, цвету и др.). Также на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировкинаправлены задания, располагающиеся на каждой странице пособия. - Формирование зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Используется материал, аналогичный комплекту А.К. Аксеновой. Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок, геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз).  
Графические символы
Слово: черта/линия черного цвета ___ Предложение: длинная черта черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце; при обозначении слов в предложении: под длинной чертой изображаются несколько коротких черт в соответствии с количеством слов в предложении |__________. |__________. ____ ____ ____ Слоги: черта с разделительной вертикальной чертой –|– Звуки в слове:квадрат с цветовым наполнением, синим или красным
           
   
 
 
 
 
о
 

 

Слово: полоска синего цвета Предложение: несколько полосок (обозначающих слова) с точкой в конце. Слоги:
       

Звуки в слове: круг с цветовым наполнением, синим или красным

             
     
 
   
 

 


О м



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2025 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: