Семинар 1
Теоретические основы делового общения
Этика в деловом общении
Этикет в деловом общении
Вопросы
1. Содержание понятий: «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения», «культура делового общения».
2. Особенности этики делового общения «по вертикали», «по горизонтали».
3. Специфика деловой этики: соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы и т.д. Основные механизмы воздействия на деловых партнеров.
4. Особенности служебного этикета. Нормы этикета. Приветствия, представления, знакомства.
5. Этикет телефонных разговоров. Рекомендации по ведению телефонных разговоров.
6. Подарки и сувениры в деловой сфере. Цветочный этикет.
Практическое задание – только для тех, кто пропустил семинары. Выполняется, чтобы не потерять баллы.
Посмотрите видео «Семинар 1, 2_Телефонный разговор начальника и подчинённого» (доступ по ссылке https://drive.google.com/open?id=1mGTrGk1s21K_1kco-f7ORy4ZeKq-M-2Q) и ответьте на вопросы.
1. Какой тип общения представляет эта беседа («по вертикали» или «по горизонтали»)?
2. Какие правила этики делового общения в ней нарушены?
3. Какие правила этикета ведения телефонного разговора в ней нарушены?
Ответы пришлите в прикреплённом файле (документ Word _doc или docx) по адресу преподавателя burdinaele@yandex.ru до 18.09
Оформление свободное. Не забудьте указать вашу фамилию.
Методические рекомендации по подготовке вопросов семинара
Вопрос 1. Содержание понятий: «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения», «культура делового общения».
Материалы для подготовки вопроса:
1. Шутая Н.К., Румянцева О.О. Теория и практика делового общения: Учебное пособие. М.: РГУП, 2018. С. 16-18, 32-34. URL: https://op.raj.ru/index.php/srednee-professionalnoe-obrazovanie-2/735-teoriya-i-praktika-delovogo-obshcheniya-uchebnoe-posobie
|
2. Презентация лекции.
Вопрос 2. Особенности этики делового общения «по вертикали», «по горизонтали».
Материалы для подготовки вопроса:
Шутая Н.К., Румянцева О.О. Теория и практика делового общения: Учебное пособие. М.: РГУП, 2018. С. 34-38. URL: https://op.raj.ru/index.php/srednee-professionalnoe-obrazovanie-2/735-teoriya-i-praktika-delovogo-obshcheniya-uchebnoe-posobie
Вопрос 3. Специфика деловой этики: соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы и т.д. Основные механизмы воздействия на деловых партнеров.
Материалы для подготовки вопроса:
1. Шутая Н.К., Румянцева О.О. Теория и практика делового общения: Учебное пособие. М.: РГУП, 2018. С. 18-31. URL: https://op.raj.ru/index.php/srednee-professionalnoe-obrazovanie-2/735-teoriya-i-praktika-delovogo-obshcheniya-uchebnoe-posobie
2. Презентация к лекции.
Вопрос 4. Особенности служебного этикета. Нормы этикета. Приветствия, представления, знакомства.
Материалы для подготовки вопроса:
1. Презентация к лекции.
2. Отрывок из кн. Деловое общение. Деловой этикет: Учебное пособие для студентов вузов/ Сост. И.Н. Кузнецов. М., 2005. С. 9-11.
Этикет приветствия и представления
Совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям, составляет этикет приветствий и представлений. Кажущаяся простота правил взаимных приветствий и представлений тоже требует определенных знаний и достаточного внимания. В со временном деловом этикете выработаны некоторые правила относительно знакомства и приветствий в зависимости от пола, возраста и должности контактирующих людей, а также от того, находятся ли они в группе или по одному.
|
Создание в глазах потенциального партнера образа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения и пренебрежительной усмешки, — одно из условий успеха в профессиональной деятельности.
Следует помнить, что наша ответственность за собственное поведение усиливается при широком и активном развитии международных контактов. В этой ситуации на нас смотрят как на представителей страны и ее народа и по нашим поступкам очень часто судят о них. Поэтому необходимо усвоить основные правила поведения, принятые во всем мире.
Свод основных правил поведения во всех странах предполагает несколько качеств этики взаимоотношений: вежливость, естественность, достоинство и тактичность.
РУКОПОЖАТИЕ
Приветствие — одно из проявлений вежливости, которое представляет собой особую форму взаимного уважения. Приветствие в любой ситуации должно показывать вашу расположенность и доброжелательность. На характере приветствия не должно сказываться ваше настроение или негативное отношение к другому человеку.
Такой элемент приветствия как рукопожатие пришел к нам из глубины веков. В свое время он демонстрировал отсутствие оружия в руке. Сегодня рукопожатие является достаточно ответственным проявлением взаимного расположения людей друг к другу и требует тактичности в сочетании с естественностью.
Все чаще рукопожатие используется в качестве приветствия или прощания с женщиной, но здесь возможны модификации по сравнению с мужским вариантом. Как правило, инициатором рукопожатия должна быть женщина. Исключение из правил составляет ситуация, когда мужчина намного старше женщины по возрасту или по служебному положению. В этом случае он может подать руку первым.
|
Хотя рукопожатие и стало привычным и стандартным ритуалом, оно может передать отношение людей друг к другу.
Первый вариант: вы чувствуете, что человек как бы доминирует над вами, т.е. пытается вами управлять и надо быть с ним поосторожнее. Это происходит потому, что его рука направлена вниз по отношению к вашей руке и вы чувствуете довольно сильное давление. Как правило, такой человек первым протягивает руку для пожатия.
Второй вариант: человек протягивает руку так, что его ладонь смотрит вверх и таким образом дает вам понять, что готов подчиняться и признает ваше лидерство.
Третий вариант: руки движутся параллельно друг другу и вертикально по отношению к плоскости пола. Давление ладоней также примерно одинаковое. Это отношения равенства, партнерства.
Представление является важным элементом вежливости в деловой жизни. Посредством его можно установить нужные и полезные связи. Этикет предусматривает определенные нормы, указывающие, когда и как необходимо представлять и быть представленным.
В процессе взаимоотношений могут складываться различные ситуации, имеющие специфику приветствия, представления друг другу или рукопожатия. Эта специфика выражается главным образом в том, кто обладает правом или обязан быть первым в указанных действиях.
ВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
Этикет процедуры знакомства и приветствия включает также и правила вербального этикета, связанного со стилем речи, принятым в общении деловых людей. Существуют как исторически наработанные, так и заимствованные стандартные речевые обороты, используемые для знакомства и приветствия.
Так, например, вместо обращения по половому признаку или слова «товарищ», все большее распространение получает обращение «дамы», «господа», «судари», «сударыни». Это исконно русские слова, и они отражают ту необходимую степень уважения и вежливости, которая соответствует современному деловому этикету.
При приветствии и прощании, кроме слов «здравствуйте», «добрый день» и «до свидания», желательно называть имя и отчество собеседника, особенно, если он занимает по отношению к вам подчиненное положение. Если позволяют условия и время беседы, возможен обмен нейтральными фразами: «Как дела?» — «Спасибо, нормально. Надеюсь, что и у вас все обстоит хорошо?» — «Спасибо, да».
Вербальный этикет допускает также применение различных психологических приемов, таких, как, например, форм напутствия и краткой оценки общения. Это словесные обороты типа: «удачи вам», «желаю успеха», «приятно было встретиться».
В речевом этикете деловых людей также большое значение имеют комплименты — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности, ума делового партнера. С этой точки зрения, комплимент — не механизм лести, а необходимая часть речевого этикета, особенно если деловой партнер — женщина.
3. См. видео «Приветствие: основные правила этикета» (URL: https://www.youtube.com/watch?v=K-IP7gMWOqE)
4. См. сводную таблицу: