Задания для самостоятельной работы. Задание 1. Американские исследователи провели опрос среди психологов-кон- сультантов




Задание 1. Американские исследователи провели опрос среди психологов-кон- сультантов и обнаружили, что большинство из них не знакомы с особенностями психологического консультирования людей с ОВЗ и инвалидностью. Ученые выразили досаду но поводу того, что на сегодняшний день многое делается для развития муль- тикультурной компетентности специалистов в данной области, причем их готовят к работе с культурным разнообразием, проявляющимся во взаимодействии людей (в том числе с представителями этнических, сексуальных и других групп культурных меньшинств), но при этом полностью игнорируют проблему инвалидности и подготовки квалифицированных консультантов для работы с этой категорией клиентов[1].

Как вы думаете, с чем связано такое положение дел при подготовке психологов - консультантов?

Задание 2. Важной этической проблемой во взаимоотношениях консультанта (психотерапевта) и пациента является патернализм со стороны специалистаюн считает себя вправе диктовать пациенту, как поступать в той или иной ситуации, дает директивные установки и рекомендации.

Как вы думаете, что может выступить альтернативой патернализму в отношениях «психотерапевт — клиент» при оказании помощи человеку с нарушениями здоровья? Бывают ли ситуации, когда патерналистские установки специалиста помогают пациенту?

Задание 3. В «Европейском журнале консультативной психологии» учеными из Греции были опубликованы данные исследования, в котором приняли участие психологи-консультанты, имеющие опыт психологического консультирования людей с ОВЗ. На основе опроса специалистов, анализа их анкет и беседы с ними авторами наряду с другими фактами были выделены представления об этике консультирования таких пациентов. Наиболее важными категориями оказались следующие:

  • 1. Построение терапевтического альянса:
    • — способность человека передать информацию о своей психологической проблеме;
    • — способность к экспрессии и выражению своих эмоций и чувств;
    • — ясность излагаемой информации;
    • — коммуникативные навыки.
  • 2. Обмен опытом через терапевтические отношения.
  • 3. Уважение:
    • — отношение к человеку прежде всего как к Личности;
    • — сотрудничество, приоритет целей клиента;
    • — понимание человеческого разнообразия;
    • — применение приема нормализации эмоционального состояния клиента.
  • 4. Забота о клиенте:
    • — профессиональная ответственность;
    • — компетентность и ее ограничения;
    • — необходимая подготовка.
  • 5. Расширение прав и возможностей клиента.
  • 6. Сотрудничество в рамках консультативного процесса.
  • 7. Доверие/бсзопасность.
  • 8. Уважительное завершение.

Также исследователи выяснили, что наиболее приоритетными темами консультирования лиц с ОВЗ оказались следующие:

  • 1) личность (индивидуальность клиента): его ценности, эмоции, желания, особенности поведения, степень независимости;
  • 2) копинг-поведение (принятие инвалидности, переживание утраты, изменения, увеличение контроля);
  • 3) ограничения/возможности/надежда (борьба с неопределенностью, поиск ресурсов);
  • 4) контекст (социальный контекст, общение, стигма, отношения (семейные, дружеские, профессиональные и т.д.), финансовый контекст, дискриминация, социальная справедливость и т.д.);
  • 5) феноменология/позитивизм (понимание причин своих трудностей, отношение к болезни, различные способы интерпретации происходящего и т.н.).[2]

Как вы думаете, будут ли перечисленные принципы и темы консультирования актуальны для консультативной практики людей с ОВЗ в России? Аргументируйте свой ответ.

Задание 4. В истории терапии душевных болезней имеются самые разные страницы, в том числе и так называемая механизированная психотерапия немецких психиатров первой половины XIX в. Особо примечательны средства, причиняющие боль: жгучие втирания, нарывные пластыри, прижигание железом, а то и просто применение плетки.

Применение в целях лечения психических расстройств «механизированных методов», методов психохирургии, шоковой терапии и последующий отказ от такой терапии или значительное сужение показаний к ней лишний раз подтвердили особую актуальность в психиатрии этического принципа «Не навреди».

Современная практика применения психотропных лекарственных средств нередко сопровождается весьма серьезными побочными действиями — нарушениями двигательной активности, расстройством походки и т.д. По разным данным, в 0,4—14% случаев лечения нейролептиками развивается нейролептический синдром, который иногда становится причиной смерти пациентов.

К сожалению, в истории немало и других примеров карательной психиатрии.

В 1836 г. император Николай I, прочитав первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, объявил автора сумасшедшим, на основании чего к философу были применены меры «медико-полицейского надзора» — в течение года его ежедневно навещали врачи. Только «по особой милости царя» 11. Я. Чаадаев не был посажен в сумасшедший дом.

В XX в. германские психиатры оказались причастны к фашистским программам насильственной стерилизации и эвтаназии. Массовая форсированная стерилизация психически больных проводилась в фашистской Германии в 1936—1939 гг. А в 1939—1941 гг. в заведениях, переоборудованных из больниц, десяткам тысяч человек после критической оценки их состояния и заболеваний даровалась «мягкая смерть». Следует подчеркнуть, что приказ Гитлера, инициировавший акции эвтаназии, фактически положил начало и практике массовых убийств всех неугодных нацистскому режиму.

В 60—80-х гг. XX в. в Румынии во время правления Н. Чаушеску в связи с партийными съездами, президентскими поездками или спортивными мероприятиями практиковалось насильственное помещение в психиатрические больницы не только душевнобольных, на тот момент нс нуждавшихся в госпитализации, но и здоровых людей. Имели место тысячи случаев такого насильственного, клинически необоснованного интернирования в психиатрические больницы[3].

Какие принципы биоэтики нарушены в приведенных примерах? Изменилось ли сегодня отношение к терапии людей с психическими нарушениями?

Задание 5. С. Н. Ениколопов, анализируя способы устранения стигматизации в отношении людей с психическими заболеваниями, выделяет следующие:

  • 1) изменение когнитивной составляющей стигм через внедрение других мифов, т.е. через образование. Здесь главной проблемой является поиск такой информации, которая противоречила бы стигмам в наибольшей степени. Идея о мифологической структуре стигм указывает на то, какие проблемы надо учитывать в решении этой задачи и выделении того, что действительно является адекватной дестигматизирующей информацией;
  • 2) контакт с больными, влекущий за собой новое эмоционально-личностное отношение к ним. Различные исследователи многократно подтверждали гипотезу об улучшении отношения к психически больным после общения с ними;
  • 3) запрет проявления социальных дискриминаций[4].

Л как считаете вы: что является основной причиной стигматизации этой группы людей в современном обществе?

Задание 6. По данным диссертационного исследования Т. С. Вьюновой, в реальной психотерапевтической практике медицинское название диагноза больным с невротическими расстройствами сообщают всегда лишь 14,3% обследующих их врачей-психотерапевтов, сообщают часто — 42,9%, избегают сообщать — 35,7% и 7,1% не сообщают никогда[5].

Какое этическое правило нарушается в данном случае?

Подавляющее большинство пациентов (73,9%) испытывали опасения, что окружающие узнают об их заболевании. Больше всего они хотели бы скрыть информацию, связанную с их личными переживаниями по поводу актуальных жизненных ситуаций, представления врача об их личностных особенностях и медицинский диагноз. К наименее скрываемой информации относятся организационные аспекты лечения (длительность, условия, стоимость, режим, ограничения) — 87,8%, результаты обследования — 85,2% и общая характеристика состояния[6].

Какой важнейший этический принцип находится под угрозой в данном случае?

Задание 7. В настоящее время проведен ряд исследований, которые, к сожалению, констатируют нарушение этических принципов взаимодействия специалистов помогающих профессий с клиентами (пациентами), а также их семьями.

Так, по результатам диссертационного исследования Е. В. Волобуева, образ врача в глазах родственников пациентов не ассоциируется с субъектом защиты прав пациента. Врачи, в свою очередь, открыто или косвенно выражают сомнение в компетентности родственников пациента, а потому нс считают полезным обсуждение с ними его болезни и лечения. Большинство врачей склонны к патерналистской модели взаимоотношений не только с пациентами, но и с их родственниками. Родственники пациентов, наоборот, предпочитают коллегиальную модель взаимоотношений с лечащими врачами своих близких. Несформированность адекватного отношения к здоровью в семье является одной из причин настороженного отношения врачей к родственникам пациентов и их желанию принять участие в лечении[7].

Как вы думаете, какие меры смогли бы исправить такую ситуацию в отношении специалистов помогающих профессий и родственников клиентов (пациентов)?

Задание 8. Далее приведен отрывок из статьи отечественного психотерапевта А. Д. Корчинова, в которой автор делится своим опытом психотерапевтической работы с пациентами психиатрической больницы.

«Для актуализации индивидуальности я сформировал несколько психотерапевтических контекстов, в том числе аналитический, поведенческий, экзистенциальный, стратегический, духовный, в русле которых работаю и которые практикую и в групповом варианте, и в индивидуальном <...> По моим наблюдениям, больные в процессе нашей с ними работы (и чем далее, тем более) успокаиваются. “Мы перестаем чувствовать себя у вас больными”, — говорят они мне. Они перестают чувствовать себя изгоями, чужими. Они переходят в ранг “свой для себя”, “свой для других”, “я такой же, как все”, “я обыкновенный”. У них уходит чувство, что “тебя никто не понимает”, что “ты чужой в этом мире”, что “ты никому не нужен”. Из “где-то” они переходят в “здесь”, из “когда-то” в “сейчас”. Из “плохо” в “терпимо”и даже “вполне терпимо”. Из позиции “против” они переходят в позицию “за”. Они становятся моими партнерами, потом партнерами врачей, потом родственников и партнерами самим себе. Они, по крайней мере, на некоторое время просто становятся, просто есть, просто здесь, просто живут. И это “просто” у них наполняется содержанием, и это содержание имеет смысл и позитивную окраску. И оно не связано с конкретной ситуацией — оно идет изнутри и привносит смысл, позитивность и спокойствие во “вне”, в отношения, в работу, в жизнь. И эта конкретная жизнь моих пациентов подразумевается в моей работе, и я постоянно на нее проецирую мои усилия, и она у меня постоянно под прицелом: их самооценка, уровень осознания болезни, проблема неириема лекарств, компенсаторные навыки, способность к адекватной оценке окружающих и способность к общению. Уровень и качество выражения эмоций, осознание дефектов своего социального поведения, осознание социальных нормативов и способность подстраиваться иод них, способность копировать успешное поведение окружающих, мотивация к продуктивной деятельности, способность к сознательному контролю и регуляции своего поведения, проблемы рецидивирования, инвалидизации, конкретные проблемы с родственниками и т.д., и т.д.

Но при этом, на что бы я ни нацеливался, прежде я стараюсь обратиться к индивидуальности пациента. Ее стараюсь разбудить, активизировать, усилить, и через нее обращаюсь к “конкретике”. Я не хочу сказать, что можно лишь так работать, конечно, можно и по-другому, но для меня такой вариант приоритетный»[8].

Как вы думаете, какие этические и нравственные позиции лежат в основе реализации авторского метода?

Задания для собственного развития

Упражнение 1. Продумайте правила взаимодействия и этикета коммуникации в ситуации консультирования следующих групп клиентов:

  • — люди, испытывающие трудности при передвижении;
  • — люди с нарушениями зрения;
  • — люди с нарушениями слуха;
  • — люди с задержкой психического развития;
  • — люди, имеющие психические расстройства;
  • — люди с непроизвольными движениями.

Если вы испытываете затруднения, обратитесь к материалу, предложенному К. Мейер[9], а также размещенном в Методическом пособии для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи[10].

Упражнение 2. В Руководстве по оценке и консультированию людей с ограниченными возможностями, разработанном Американской психологической ассоциацией, сформулированы следующие правила.

Осведомленность об инвалидности и ОВЗ, обучение, доступность, разнообразие

Правило 1. Психологи стремятся узнать о различных парадигмах и моделях инвалидности и их последствиях при оказании услуг.

Правило 2. Психологи стремятся исследовать свои убеждения и эмоциональные реакции по отношению к людям с различными нарушениями в развитии и определить, каким образом они могут повлиять на их работу.

Правило 3. Психологи стремятся расширить свои знания и навыки в работе с клиентами с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения, переподготовки, а также получении консультации от экспертов.

Правило 4. Психологи стремятся узнать о федеральных законах, которые поддерживают и защищают людей с ограниченными возможностями здоровья.

Правило 5. Психологи стремятся обеспечить безбарьерность архитектурной и коммуникационной среды, в которой клиенты с инвалидностью могут получить доступ к психологическим услугам.

Правило 6. Психологи стремятся использовать соответствующий язык и правила этикета по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Правило 7. Психолог стремится понять, какие переживания отличают людей с ограниченными возможностями здоровья, а также какие факторы влияют наличный опыт инвалидности человека.

Правило 8. Психологи стремятся признать социальное и культурное разнообразие в жизни людей с ОВЗ.

Правило 9. Психологи стремятся узнать, как отношение и предубеждения со стороны общества влияют на человека с ОВЗ, а также как сами ограничения и инвалидность влияют на человека на протяжении всей жизни.

Правило 10. Психологи стремятся признать, что семьи людей с ОВЗ имеют как проблемы, так и сильные стороны.

Правило 11. Психологи стремятся признать, что люди с ОВЗ подвергаются повышенному риску для злоупотреблений и эксплуатации со стороны окружающих.

Правило 12. Психологи стремятся узнать о возможностях и проблемах, связанных с использованием вспомогательных лечебных процедур и технологий в лечении и реабилитации людей с ОВЗ.

Диагностика и оценка

Правило 13. При оценке (тестировании) людей с ОВЗ психологи стремятся рассматривать инвалидность как вариант многообразия наряду с другими индивидуальными характеристиками человека.

Правило 14. В зависимости от контекста и целей диагностики и тестирования психологи стремятся применить тот подход, который является наиболее подходящим, справедливым, всеобъемлющим для клиентов с ОВЗ.

Правило 15. Психологи стремятся определить, является ли метод диагностики, тест адаптированным для клиентов, сможет ли клиент его выполнить исходя из своих возможностей здоровья.

Правило 16. В соответствии с целями оценки (тестирования) и связанными с инвалидностью барьерами в клинических условиях психологи стремятся надлежащим образом сбалансировать количественные и качественные методы.

Правило 17. Психологи стремятся к максимальной объективности при интерпретации результатов данных, полученных от клиентов, имеющих инвалидность, применяя подходы, которые уменьшают искажение и смещение результатов и интегрируют данные, полученные из нескольких источников.

Интервенции

Правило 18. Психологи стремятся признать, что существует широкий диапазон индивидуальной реакции на инвалидность, стремятся сотрудничать со своими клиентами, имеющими инвалидность, и, при необходимости, с семьями своих клиентов, чтобы планировать, разрабатывать и осуществлять психологические вмешательства.

Правило 19. Психологи стремятся сохранять здоровые терапевтические отношения в своей работе с клиентами с ОВЗ.

Правило 20. Психологи стремятся признать, что мероприятия с лицами с ОВЗ должны быть направлены на усиление психологического благополучия, а также снижение стресса и компенсацию имеющейся дефицитарности навыков.

Правило 21. При работе с различными системами социальной поддержки, лечения и обучения людей с ОВЗ психологи стремятся сохранить приоритеты самих клиентов и поддерживать самоопределение, интеграцию клиента, выбирают те из них, которые имеют наименьшие ограничительные установки.

Правило 22. Психологи стремятся признавать вопросы необходимости укрепления здоровья относительно людей с инвалидностью и ОВЗ[11].

Какие этические принципы положены в формулировку этих правил? Всели учтено? Что бы добавили вы? Попробуйте сформулировать правила, которые вы считаете очень важными в ситуации консультирования человека с ОВЗ.

Упражнение 3. Как считают многие исследователи, для того чтобы повысить готовность специалиста работать с человеком с ОВЗ, необходимо организовать подготовку специалистов в двух направлениях:

  • 1) работа с предубеждениями и негативными установками в отношении людей с ОВЗ;
  • 2) минимизация негативных эмоциональных реакций при взаимодействии с данной категорией людей.

Для реализации этих задач предлагаются следующие рекомендации.

  • 1. Назовите предубеждения и эмоциональные реакции, которые возникают у вас но отношению к людям с ОВЗ и инвалидностью.
  • 2. Подумайте, как опыт инвалидности, ограничения в здоровье влияют на текущее поведение и психологические проблемы клиента с ОВЗ.
  • 3. Отметьте для себя возможности клиента, а не ограничения его активности в социальной, профессиональной деятельности.
  • 4. Свяжите свои наблюдения с результатами имеющихся исследований, познакомьтесь с опытом других специалистов в решении проблем людей с ОВЗ.
  • 5. Очертите круг специалистов, которые могут выступить в качестве супервизора для вас в процессе консультирования человека с ОВЗ. Подумайте, в сотрудничестве с какими специалистами вам необходимо работать, чтобы решить проблему такого клиента.

Попробуйте выполнить эти рекомендации и проанализировать свои установки и эмоциональный настрой на работу с этой категорией людей.

Упражнение 4. Для изучения взаимоотношений в диаде «специалист — клиент» И. Ю. Маргошиной была разработана проективная методика «Мои взаимоотношения с клиентом». Продиагностируйте свое отношение к клиентам с помощью этой методики.

Возьмите чистый лист бумаги (формат Л4) и простой карандаш и выполните следущее задание.

Задание включает два этапа.

I. Инструкция. «На листе бумаги изобразите себя и клиента, с которым вы работаете как специалист. Причем изображайте того клиента, образ которого приходит вам в голову в настоящее время. На рисунке укажите знаками, как вам удобно, где вы, а где клиент».

II. Инструкция. «Теперь вам предстоит ответить на вопросы но своему рисунку. 1. Кем вы являетесь для этого клиента? 2. Кем клиент, как вы думаете, является для вас? 3. Какие чувства в данной ситуации у вас присутствуют? 4. Какие чувства, как вы думаете, в данной ситуации присутствуют у клиента?»

Интерпретация параметров рисунка учитывает: 1) формальную структуру (позы, высота фигур, расположение фигур специалиста и клиента); 2) содержание (специфику межличностных взаимоотношений специалиста и клиента). На основе оценки рисунков определяют: 1) позиции субъектов взаимодействия; 2) наличие/отсутствис контакта во взаимодействии.

При интерпретации ответов на вопросы выявляют: 1) идентификационную характеристику специалиста; 2) эмоциональную оценку специалистом себя и клиента.

Идентификационная характеристика специалиста определяется по вопросам:

  • 1) кем вы являетесь для пациента; 2) кем пациент является для вас? Она представлена следующими параметрами:
  • 1) роль профессионала (ПРОФ) — профессионально обобщенным акцентом в восприятии себя или клиента (без выделения в нем уникальности, индивидуальности);
  • 2) роль личности (ЛИЧ) — личностный акцент в восприятии себя или клиента (важна как собственная индивидуальность, так и индивидуальность клиента);
  • 3) смешение ролей (Проф + Лич) — одинаковое по сумме наличие как личностного, так и профессионального акцентов.

Эмоциональную оценку специалистом себя и клиента (доминанту эмоционального фона) определяют по вопросам: 3) какие чувства в данной ситуации у вас присутствуют; 4) какие чувства, как вы думаете, в данной ситуации присутствуют у клиента? Она включает параметры:

  • 1) позитивный эмоциональный фон «+» — положительная эмоциональная оценка себя (С) или клиента (К);
  • 2) негативный эмоциональный фон «-» — отрицательная эмоциональная оценка себя (С) или клиента (К);
  • 3) нейтральный эмоциональный фон «О» — эмоционально-нейтральная или закрытая оценка себя (С) или клиента (К). Критерий выделяют, когда специалист избегает ответов на вопросы о чувствах.

Определение доминирующего интерпретационного параметра при интерпретации рисунка и при ответах на вопросы к рисунку осуществляется путем соотношения долей (сумм признаков), входящих в каждый параметр. Расчет производится но формуле:

Р=а{ + а-2 + а3 +... + а „,

где Р — параметр; а,, а2, а3..... ап признаки параметра. Определяющим является

параметр с большей долей.

По завершении проводится интегрированный анализ взаимоотношений специалиста с клиентом путем обобщения результатов интерпретации параметров рисунка и параметров текста.

1.Обоснуйте высказывания И. В. Гёте: «Учатся у тех, кого любят».

2. Ваше отношение к словам мудрого Лиса из сказки А. Экзюпери «Маленький принц»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». 3. Напишите эссе на тему «Мой нравственный идеал – мои добрые дела».

3. Выпишите основные понятия, лежащие в основе этического кодекса педагога-психолога.

4. Проанализируйте наличие личностных особенностей и умений у себя как будущих специалистов психолого-педагогического направления.

5. Составьте психограмму специалиста психологопедагогического направления.

6.Приведите примеры ситуаций, в которых продемонстрированы личностные особенности и умения специалиста психолого-педагогического направления.

7. Разработайте рекомендации по построению взаимоотношений с дошкольниками.

8 Разработайте рекомендации по построению взаимоотношений с детьми-инвалидами, с воспитанниками домов и школ-интернатов.

9. Разработайте рекомендации по по

10. Предложите свою модель построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.

11.Проинтерпретируйте текст, представленный ниже

В своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и “соблазнами”. Наиболее типичные из них представлены ниже:

 

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя. Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

 

2. Проблема ответственности психолога. В отличие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психолог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения - это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

 

3. Соблазн самокрасования на работе, когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей. Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении “производить впечатление” найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

 

4. Соблазн следования “методическим модам”, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Но, с другой стороны, консультанты, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.

 

5. Проблема “денег-подарков” за оказываемые консультационные услуги. При анализе данной проблемы часто вспоминают об экспериментах (большей частью из области психиатрии и психотерапии), “доказывающих” большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые деньги, более ответственно относится проводимой с ним работе. Но вот как пишет об этом в свое известной книге “Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор” Э.Шостром: “...в бизнесе личность - это уже не столько личность, сколько машина для делания денег. Когда психотерапевт становится бизнесменом, ему невозможно удержаться от овеществления своего клиента. Но, как признается сам Э.Шостром, ему тоже “нужно кормить семью”, поэтому он “вынужден брать со своих клиентов гонорары”. Чтобы как-то успокоить себя, он пишет далее: “Вы платите не за любовь внимание, которое я вам оказываю, вы платите компенсацию за потраченное на вас время”, которого “у меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству”. Но тут же он добавляет, что “бизнесмен в отношении своих потребителей исповедует похожую философию.

 

6. Проблема чрезмерного экспериментирования, когда консультанту в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научную статью (или сделать диссертацию). Можно не заметить, как клиенты из живых людей со своими проблемами могут превратиться для психолога-экспериментатора в “статистический материал”, и помощь в решении их проблем уйдет на второй план. Естественно, психолог-практик не должен отказываться от научного поиска и экспериментирования, но приоритетом все-таки должна оставаться консультационная помощь.

 

7. Соблазн работать “вразнос”, забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог, чтобы не показаться “черствым”, всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться и т.п. Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом “эмоционального сгорания” педагога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии. Как говорила на своих лекциях известный психотерапевт А.С.Спиваковская, консультант не должен глубоко погружаться в проблемы клиента, если он не обеспечил свои “тылы”, которые позволили бы ему выйти из проблем консультируемого человека и вернуться в свое нормальное состояние.

 

8. Соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация по сути своей чаще всего прогностична, то есть, ориентирована в будущее и полноценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много времени (оперативные показатели эффективности, то есть данные наблюдения, самоотчеты клиентов, мнения экспертов и т.п. носят частичный характер). Не помогают здесь и показатели эффективности, используемые в научных работах и диссертациях, поскольку часто они бывают сложны в использовании и отражают лишь отдельные (исследуемые) аспекты самоопределения.

 

Поэтому кто-то из консультантов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, может работать недобросовестно и заявлять, что только “время покажет”, насколько качественна их помощь клиенту. Отсюда, одной из важнейших становится проблема профессиональной совести психолога-консультанта.

 

10. Проблема “позднего прозрения” клиента может возникнуть при работе с клиентами, которые захотят осмыслить какой-то важный этап своей жизни или всю жизнь в целом. Если консультант покажет такому клиенту, что многое из содеянного человеком на самом деле никчемно и даже преступно, то этим он может нанести клиенту большую душевную травму, после которой человек окажется в глубоком кризисе. Вероятно, вести с клиентами откровенный разговор на такие темы можно лишь тогда, когда консультант будет уверен в способности человека пережить подобную правду.

 

11. Проблема “сапожника без сапог”. Имеет ли право консультант, сам до конца не самоопределившийся в жизни, помогать самоопределяться другим людям? С другой стороны, имеет ли право консультант помогать другим, сам никогда не испытывая сложностей профессионального и личностного самоопределения? - Вероятно, ответ и здесь находится где-то посередине. Но в любом случае, консультант, при работе с конкретным клиентом, должен на время отодвинуть в сторону свои проблемы и сосредоточиться на проблемах клиента.

 

12. Проблема отсутствия на данный момент в стране общепризнанных идеалов личностного и профессионального самоопределения. Известно, что одной из существенных характеристик подросткового возраста (и не только подросткового) является подражание другим, стремление влить на кого-то, перенимать его лучшие, с точки зрения клиента, качества. Если раньше в России были свои герои и общепризнанные таланты, на которых равнялось много молодых людей, то сейчас большинство из них дискредитировано, а новые “герои”, типа “новых русских” уже превращаются в героев анекдотов и часто ассоциируются в сознании большинства людей с преступной деятельностью. Простая констатация и даже осознание существующих этических проблем не может удовлетворить психологов-практиков, которые сами часто требуют способов разрешения этих проблем.

Задание: ответить на теоретические вопросы по вариантам

Вариант№1

Какие вопросы охватывает профессиональная этика? Каково место профессиональной этики в структуре этического знания?

Дайте определение понятию трудовая мораль.

Чем этикет отличается от этики?

Вариант№2

Какие проблемы охватывает этическое знание?

Дайте определение «профессиональная мораль».

Чем эстетика отличается от этики?

Профессиональные задачи:

Задача№ 1

Во время делового общения Ваш подчиненный К-в в процессе обсуждения его проекта не принимает Ваших замечаний, «вышел из себя», разговаривает самоуверенно и грубо. Его поведение подрывает Ваш авторитет, ведь на совещании присутствуют все сотрудники вверенного Вам подразделения. Что Вы предпримете? Опишите свои действия.

Задача№ 2

Молодой девушке (22 года), только что окончившей техникум, предстоит встреча с руководителем фирмы, в которой она хочет работать, по поводу ее трудоустройства. Девушка крайне заинтересована в получении этого места. Опишите детали ее имиджа и поведения в момент встречи если:

а) руководитель – мужчина 40 лет, самоуверенный, несколько жесткий в общении, известен своими «служебными романами» с подчиненными;

б) руководитель – женщина 30 лет, основавшая данную фирму несколько лет назад и добившаяся своего преуспевания в бизнесе самостоятельно.

Задача№ 3

Руководитель в эго-состоянии «Критикующего Родителя» говорит подчиненному следующее:

– Вы опять все напутали, Вам ничего нельзя поручить, этот отчет следует переделать!

Представьте возможные варианты ответа подчиненного в различных эго-состояниях, а также опишите последствия каждого из ответов.

Задача№ 4

Во время предстоящей деловой беседы Вам необходимо будет убедить руководителя принять и одобрить Ваш подход к решению проблемы. Перечислите, какие невербальные средства общения Вы будете использовать во время этой деловой беседы.

Задача№ 5

На презентации фирмы, сотрудником которой Вы являетесь, Ваш руководитель поручил Вам «опекать и развлекать» лиц, от которых зависит дальнейшее развитие и преуспевание Вашей организации. Вы незнакомы с этими людьми. Как Вы начнете беседу и почему выберете именно такой вариант начала общения?

Задача№ 6

Руководство предприятия поручило Вам возглавить команду, представляющую Вашу организацию на предстоящих переговорах с конкурентами. Вам предстоит выработать стратегию поведения и выбрать метод ведения переговоров. Конкуренты менее чем Вы заинтересованы в компромиссном решении. У них есть преимущества в позиции, кроме того, они не готовы идти на уступки. В то же время руководителем их команды является педантичный, самоуверенный человек, не склонный преувеличивать свои запросы. Опишите стратегию поведения своей команды и метод ведения переговоров, который Вы предпочтете. Почему Вы остановились именно на этом методе?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: