Юридический факультет московского университета и модель преподавания права




Факультет права

Кафедра теории и истории

Государства и права

 

Моисеева Екатерина Олеговна

 

Юридический факультет московского университета и модель преподавания права

(по учебному пособию В.А. Томсинова

«Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии»)

Конспект студента 1 курса магистратуры группы МТП 181

по Научно-исследовательскому семинару

«Актуальные проблемы истории, теории и философии права»

 

 

Проверила:

д.ю.н., профессор

А.С. Туманова

 

Москва 2018

Владимир Алексеевич Томсинов — российский учёный-правовед, доктор юридических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 2010 году В.А. Томсиновым было выпущено учебное пособие «Юридическое образование и юриспруденция в России в XVIII столетии». Учебное пособие содержит в себе описание становления системы подготовки юристов и процессы формирования системы юридического образования и основ научной юриспруденции в контексте с отношением государственной власти к этому явлению, а также в целом к законодательству и режиму законности в обществе. В пособии изложена история формирования и становления университетов и отражены особенности преподавания в них юридических наук на протяжении XVIII века.

XVIII век является переходным этапом в развитии русской правовой культуры, в большей мере характеризующимся становлением новой системы подготовки юристов. Ранее подготовка к юридической профессии осуществлялась через погружение в практику делопроизводства и судопроизводства одновременно с непосредственным выполнением задач государственной службы. Поэтому до второй половины XVIII века носителями юридического знания были приказные служащие: докладчики, рассказчики, казначеи, дьяки и подьячие. В.А. Томсинов отмечает, что попытки создать систему юридического образования оказывались тщетными, так как главным в данной сфере считалось приобретение навыков на практике, о чем можно судить в том числе и по понятию «юриспруденция», которое в то время обозначалось как «законоискусство» и «законоведение».

Однако с середины XVIII века начинается формирование принципиально нового подхода к получению юридических знаний - через изучение юридических наук в специально созданных учебных заведениях.

Начало этого периода знаменуется созданием Московского императорского университета именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 24 января 1755 года. Сама Елизавета Петровна целью учреждения университета называла исполнение замысла Петра I и продолжение начатого им просвещения русского народа. «Всякое добро происходит от просвещенного разума, а зло искореняется… необходимо стараться, чтобы способом пристойных наук возрастало в Нашей Империи всякое полезное знание», - указано в преамбуле указа.

Структура университета была сформирована по предложению М.Ю. Ломоносова, которое он годом ранее излагал в письме к Шувалову. Университет включал в себя три факультета: юридический, медицинский, факультет философии.

Как свидетельствуют Протоколы Конференции Московского университета, на практике обучению на юридическом факультете предшествовало обучение на философском факультете, где студентам преподавалась логика, математика, нравственные науки и др.

На юридическом факультете должны были осуществлять научную и образовательную деятельность три профессора: 1) профессор всей юриспруденции (натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи); 2) профессор юриспруденции Российской (внутренние государственные права); 3) профессор политики (взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей в прошедшие века и нынешнее время).

Кроме того закреплялся внутренний порядок организации деятельности. К примеру, указывалось, что все профессоры должны иметь общие собрания по субботам в присутствии директора для обсуждения распорядков и учреждений в университете в целях лучшего преподавания. На этих собраниях необходимо утверждать планы по каждому изучаемому курсу. Один курс рекомендовалось изучать не более одного года и распределять изучение на два полугодия. Лекции необходимо читать на латинском и русском языках в зависимости от преподаваемого материала и языка, которым владеет преподаватель. Общий период обучения на факультете составлял три года. Эта структура закреплена в «Проекте об учреждении Московского Университета».

Первыми студентами университета были Петр Вениаминов и Семен Зыбелин, поступившие 25 мая 1755 года. К сентябрю-октябрю 1755 года общее количество студентов составило 30 человек.

Со времени начала преподавания на юридическом факультете до конца XVIII века образовались и поочередно сменялись несколько моделей преподавания юридических знаний.

Модель Ф-Г. Дильтея

Первым и в последующие 10 лет единственным профессором юридического факультета стал приглашенный немецкий профессор Филипп-Генрих Дильтей, прибывший 28 сентября 1756 года. Дильтей читал студентам на латинском языке лекции по естественному праву и истории, взяв за основу материалы немецкого правоведа Пуфендорфа. Дильтеем впоследствии также преподавались естественное или общенародное право, права гражданские римские, публичное право Римской империи, право феодальное и др.

С момента основания университета и до 1770-х годов среди студентов оставалось не востребованным поступление на юридический факультет. Имеются данные, что в 1763-1764 учебном году на факультет и вовсе не поступил ни один студент. Такую невостребованность можно объяснить не до конца искоренившимся представлением о юридических знаниях как об исключительно практических, бытовавшим в первой половине XVIII века. К тому же в первое время существования факультета отсутствовало преподавание русского права. О причинах отсутствия в университете преподавания отечественного права в последствии высказывались известные профессоры. По мнению А.Г. Станиславского это объяснялось «недостатком природных русских преподавателей». Биограф Дильтея А. Капустин отмечал нежелание Дильтея изучать новое для него знание и старание применить к русской правовой системе те знания, которыми он уже обладал. Сперанский объяснял это недостатком систематизации русского законодательства, следовательно, невозможностью изучения профессорами всего объема русских законов. По мнению В.А. Томсинова отсутствие преподавания обуславливается не только нежеланием Дильтея, но и другими объективными обстоятельствами, которые сам Дильтей излагал в своей объяснительной записке в 1764 году. Он указывал на нехватку преподавателей на факультете, а также утверждал, что со стороны студентов изучение права предполагает уже законченное гуманитарное и философское образование. Обучение же студентов, не имеющих философского образования, на юридическом факультете может продлиться от 10 до 12 лет. Дильтей выражал готовность изучить русское законодательство при условии, если ему будут сообщены русские законы и будут даны в помощь два студента для их чтения и расположения по порядку.

Дильтей предлагал вести преподавание юридических наук по программе:

· Всеобщее или естественное право;

· Римское право + согласующиеся с ним российские законы;

· Уголовное и вексельное право + согласующиеся с ним российские законы;

· Право российское (законоведение);

· Государственное право.

Однако его пожелания не были реализованы. Вскоре Дильтей был отстранен от должности в Московском университете. На его место был приглашен немецкий профессор Карл-Генрих Лангер. В Правительствующем Сенате в это время разбиралось дело Дильтея, на которого возлагали вину за недостаток качества образования и отсутствие положительных изменений в развитии юридического факультета. По материалам этого дела можно было судить также о внутренней организации в университете в первые годы его существования. Мы можем увидеть, что имело место отсутствие надлежащей организации, так как при разбирательстве не смогли найти списки студентов, обучавшихся у Дильтея, и окончивших университет. Дильтей в своих челобитных указывал и на невыплату жалованья. В результате разбирательства с Дильтея были сняты вменявшиеся обвинения, и он был восстановлен в должности профессора юридического факультета.

Таким образом, первое десятилетие юридического факультета характеризуется преподаванием только иностранного права на латинском языке и долгим процессом становления университета как внутренне упорядоченного учреждения.

Модель С.Е. Десницкого

Существенные изменения в модели преподавания начали происходить с 1767 года.

В июне 1767 года из Глазго возвратились магистр свободных наук Семен Ефимович Десницкий и доктор права Иван Андреевич Третьяков. Университет Глазго отличался в то время своими учеными и высоким качеством преподавания. Обучавшиеся там Десницкий и Третьяков слушали в том числе лекции Адама Смита о нравственной философии. По приезду они держали экзамен перед комиссией Московского университета, по итогам которого с 17 августа того же года стали преподавателями юридического факультета.

В это же время в июне 1767 года директор Московского императорского университета М.М. Херасков при встрече с императрицей Екатериной II показал ей каталог лекций профессоров университета. Императрица выразила пожелание о том, чтобы лекции преподавались профессорами на русском языке. На практике чтение лекций на русском языке началось 15 января 1768 года.

В мае 1768 года Десницкий и Третьяков за должностные успехи были назначены профессорами юридического факультета.

Однако в целом в обществе продолжали господствовать практические способы изучения права. Представителям новой системы юридического образования еще предстояло доказывать ее преимущества.

В начале 1768 года Десницкий написал свое первое крупное сочинение «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи». В этом сочинении Десницкий обращался к императрице Екатерине II со своими рассуждениями и представлениями о наилучшей организации законодательной и судебной власти. Он обосновывал свое суждение о том, что главным способом подготовки судей должно быть изучение ими теоретической юриспруденции. Десницкий заявил, что для выполнения своих полномочий судьи должны иметь университетское воспитание, для которого необходимо учредить училища во всех местах, где ведутся тяжебные и криминальные суды.

Импульсом для введения новой системы преподавания послужила лекция С.Е. Десницкого «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции», прочитанная 30 июня 1768 года на торжественном собрании по случаю шестой годовщины восшествия на престол императрицы Екатерины II.

В ней излагалась общая система преподавания, предложенная Десницким. Она состояла из четырех наук:

· нравоучительной философии;

· естественной (натуральной) юриспруденции;

· римского права;

· русского права.

Десницкий утверждал, что необходимо систематизировать все русские указы в виде «кратких наставлений всероссийских прав». При изучении русского права следует показывать русские законы порядком историческим, метафизическим и политическим, соотнося их с натуральным о них рассуждением.

Излагать русское право надлежит в следующем порядке:

· разделение прав (права, исходящие из различного состояния людей и права, исходящие из различных и взаимных дел между людьми);

· права вещественные и персональные (собственность, владение, наследие, заклады, откупы, контракты и др.);

· тяжебные и криминальные дела.

Предложение С.Е. Десницкого имело успешную реализацию. Преподавание русского права стремительно развивалось. Так в 1773 году на факультете открылась кафедра русского законоведения.

Конец XVIII века

К концу XVIII века положение на юридическом факультете в сравнении с первыми годами его существования значительно улучшилось. К 1789 году подбор преподавателей свидетельствует о существовании трех основных направлений преподавания:

· философско-теоретическое (естественное и общенародное право);

· догматическое (римское право, на текстах Иогана Готлиба Гейнекция);

· практическое (русское право в преподавании З.А. Горюшкина).

Таким образом, юридический факультет Московского университета и его профессоры сыграли значительную роль в формировании и становлении новой системы юридического образования. За полувековой промежуток времени в стенах факультета сменились 2 принципиально разные модели преподавания права – модели Ф-Г. Дильтея и С.Е. Десницкого. В результате развитие юридического образования и вместе с ним юридической науки дало свои положительные плоды. Ф.Л. Морошкин отмечал большое значение юридического факультета Московского университета: «Юриспруденция в числе наук вытесняет приемы старой подьяческой юриспруденции. В деловых бумагах появилась правильность изложения, натуральное и мерное движение мыслей: ибо на службе государственной прошедшего века сияют питомцы Московского университета».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: