Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию, экономике, праву




Рабочая программа

По обществознанию

В 10 (2-х годичной) очно - заочной группе

На 2017-2018 учебный год

 


 

 

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:   · Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. с последующими изменениями; · Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г.);
  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию. Базовый уровень// Вестник образования 2004, № 17
· Авторская программа Боголюбова Л. Н., Н. И. Городецкой, Ивановой Л. Ф., Матвеева А. И. «Обществознание» 10-11 классы: базовый уровень М.: Просвещение, 2011
  • Региональный компонент общего образования Архангельской области. Обществознание. Архангельск 2006 г. Департамент образовании и науки администрации Архангельской области, АО ИППК РО
· Методическое письмо АО ИППК «О преподавании истории и обществознания в 2010 - 2011 учебном году»   Место предмета Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч для изуче­ния на базисном уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 70 ч из расчета 2 ч в неделю. Не менее 50% учебного времени отводиться на самостоятельную работу учащихся, позволяющую приобрести им опыт познавательной и практической деятельности. В учебном плане МБОУ ОСШ на изучение предмета «Обществознание», выделяется 2 часа в 10 классе и 1 час в 11 классе, то есть в совокупности 102 часа. В связи с этим рабочая программа скорректирована, сокращено общее время на изучение тем, часть тем («Экономика») перенесена из 11 в 10 класс. Цели и задачи изучения курса обществознания: • развитиеличности в период ранней юности, ее духов­но-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведе­ния, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализа­ции; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • воспитаниеобщероссийской идентичности, граждан­ской ответственности, правового самосознания, толерант­ности, приверженности гуманистическим и демократичес­ким ценностям, закрепленным в Конституции Россий­ской Федерации; • освоение системы знанийоб экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, пра­вовом регулировании общественных отношений, необхо­димых для взаимодействия с социальной средой и выпол­нения типичных социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономичес­ких и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; • овладение умениямиполучать и критически осмыс­ливать социальную (в том числе экономическую и право­вую) информацию, анализировать, систематизировать по­лученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в жизни гражданского общества и госу­дарства; • формирование опытаприменения полученных зна­ний и умений для решения типичных задач в области со­циальных отношений, гражданской и общественной дея­тельности, межличностных отношений, отношений меж­ду людьми различных национальностей и вероиспове­даний, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми спо­собами и средствами защите правопорядка в обществе.   СОДЕРЖАНИЕ 10 класс Раздел 1. Общество и человек Т е м а 1. Общество Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Т е м а 2. Человек Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и спмореализация. социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.   Раздел 2. Основные сферы общественной жизни Т е м а 3. Духовная культура Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.   Т е м а 4. Экономическая сфера Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.   Т е м а 5. Социальная сфера Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль. Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений. Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура этноса. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.   Т е м а 6. Политическая сфера Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России. Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.   Раздел 3. Право Т е м а 7. Право как особая система норм Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.   РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.   Региональный компонент государственного стандарта среднего общего образования Архангельской области Базовый уровень. Изучение обществознания направлено на реализацию следующих целей: 1)развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, поли­тической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального пове­дения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному само­определению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин через процессы, происходящие в развитии общества на территории региона; 2)воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демо­кратическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, зако­нодательных актах областного собрания депутатов; 3)освоение системы знании об экономической и иных видах деятельности лю­дей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных со­циальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и выс­шего профессионального образования или самообразования; 4)овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать по­лученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практиче­ской деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и госу­дарства; 5)формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношении; гражданской и общественной дея­тельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейной и бытовой сфере; для соотнесения сво­их действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе Обязательный минимум содержания программ по обществознанию Общество Развитие общества на Севере. Прогресс и регресс в развитии Севера. НТП на Севере на различных этапах развития. Основные направления НТП в условиях Севе­ра. Проявление глобальных проблем человечества на Севере. Пути решения проблем. Человек Человек как результат взаимодействия северной природы и общества. Влияние природы на биологию, здоровье, психику, сознание человека. Деятельность человека на Севере: особенности, промыслы. Характер северян. Социальные феномены жизни северян. Познание Мифы на Севере. Народная мудрость. Жизненный опыт. Природа как источник познания человека на Севере. Духовная жизнь общества Духовная культура северян. Народная культура на Севере. Представители. Наука на Севере. Персоналии. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, философ, историк, ос­нователь МГУ им. Ломоносова. Образование на Севере. Персоналии. Смысл жизни северянина. Обряды, культовые предметы и сооружения на Севере. Православие на Архангельском Севере. Различные жанры (виды) искусства на Севере. Социальная сфера Социальная структура области. Национальный состав Архангельской области. Ненецкий автономный округ. Семья на Севере: особенности, традиции, проблемы. Молодежные, детские организации в Архангельской области. Выдающиеся граждане (прошлое и современность). Политическая сфера Три ветви власти в регионе: органы, функции, персоналии. Политические пар­тии и общественные объединения на Севере. Выборы - 2004, 2005 гг. в области. Ор­ганы местного самоуправления. Политическая жизнь Архангельской области   Учебно- методический комплекс В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 31.03.14 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования", Приказом Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253" при реализации программы используются учебники: Учебник
Обществознание: учебник. Для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н. Просвещение  

 

  Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».— М., 2011. Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Ми­нистерство образования РФ.— М., 2012. Задания и тесты по обществознанию: 10 кл.— М., 2010. Задания и тесты по обществознанию: 11 кл.— М., 2011. Итоговая аттестация по обществознанию.— М., 2014. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл.— Ч. 1,— М., 2012. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 11 кл.— Ч. 2,— М., 2012. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию,— М., 2011. Учебно-тренировочный материал для подготовки к Единому государственному к эзамену: Обществознание.— М., 2013. Человек и общество. Доп. материалы к учебнику.— М., 2011. Обществознание: 10 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ю. Лазебниковой.— Ч. 1.— М., 2012. Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова п А. Ю. Лазебниковой.— Ч. 2.— М., 2012  

 

Требования к подготовке обучающихся:

В результате изучения обществознания ученик должен: знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме­сто и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важней­ших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, меха­низмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, законо­мерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, ус­танавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных яв­лений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и при­родной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познава­тельных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев­ной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ­ными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци­альной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж­данской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя­занностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

 

 

Критерии оценки знаний учащихся по обществознанию, экономике, праву

· Устный, письменный ответ.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

• логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;

• сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

• сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

• применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

• оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;

• верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;

• продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;

• не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

• дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

• дал ответы на уточняющие вопросы.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

• делает элементарные выводы;

• путается в терминах;

• не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

• не может аргументировать собственную позицию;

• затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

• справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся

• не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором);

• Или информацию представил не в контексте задания

• Или отказался отвечать.

· Нормы оценки письменной работы (источник социальной информации, оригинальный или исторический текст) по обществознанию.

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• увидел и сформулировал главную мысль, идею текста;

• сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросы текста (естествознание, искусство и т.д.);

• предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад, сообщение, конспект и т.д.)

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

• в оформлении работы допустил неточности.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать;

• попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста;

• не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий;

• не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора)

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

· Нормы оценки эссе по обществознанию

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполнил предъявляемые задания:

• увидел и сформулировал проблему, поднимаемую автором цитаты,

• раскрыл проблему на теоретическом уровне (в связях и с обоснованием) с использованием научной терминологии в контексте задания;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументировал свою позицию с опорой на факты общественной жизни или на социальный личный опыт;

• продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

Отметка «4» и выставляется в том случае, если учащийся

• осуществил поиск социальной информации и извлек знания по заданной теме;

• увидел и сформулировал идею, главную мысль текста;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста;

• аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса;

• обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей (естествознание, искусство и т.д.);

• не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковых системах;

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

• не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний по заданной теме;

• увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

• попытался раскрыть проблему при формальном использовании обществоведческих терминов на бытовом уровне;

• представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы;

• аргументация слабо связана с раскрытием проблемы, хотя приведены аргументы с опорой на факты личного социального опыта.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся

• выполнил менее одной третьей части предлагаемых заданий;

• не увидел проблему, не смог определить основную идею, мысль текста;

• не раскрыл проблему;

• собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с мнением автора);

• аргументация отсутствует;

• или информация дана не в контексте задания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь