Ваш преподаватель по дисциплине «Речевая и деловая коммуникация» - ИВАНОВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА.




О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина. Речевая коммуникация. (Под ред. проф. О.Я. Гойхмана.) Данное пособие можно скачать в Интернете.

Глава1.1. РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.....................................………....5

Глава 1.2. РАЗНОВИДНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА и ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ...........................………………..13

Глава 1,3. РЕЧЕВАЯ НОРМА И КУЛЬТУРА РЕЧИ.....................……......27

Глава 2.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.......................................................………………....74

2.3.1. Технология продуцирования письменной речи...............…….…..74 2.3.2. Особенности составления

официально-деловых текстов............................................………………….80

Глава 3.1. ЭТИКА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ............………….….136

3.1.1. Этика и речь......................................................................…………...136

3.1.2. Этика и сфера общения....................................................……….…..141

3.1.3. Этика и виды речевой деятельности...............................………......142

Глава 3.2. ПСИХОЛОГИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ……………147

3.2.1. Основные типы коммуникабельности людей...……………………147

3.2.2. Эго-состояния и речевое общение.....................……………………149

3.2.3. Невербальные средства общения........................……………… … 156

Глава 3.3. РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ........................................……………….163

 

2.Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. (Языковые нормы)

Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.(Языковые нормы. Виды документов)

4. Пособие по научному стилю. Для вузов технического профиля/ Под ред. И.Г.Проскуряковой. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: Наука, 2004.

Словари и справочники:

Агеенко Л.Ф., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2002.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 1994.

Большой орфографический словарь русского языка. Ред. С.Г.Бархударов и др. М., 1999.

Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1999.

Крысин А.И. Толковый словарь иноязычных слов. М., 1998.

Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 2003.

Орфоэпический словарь русского языка. Ред. Р.И.Аванесов. Начиная с пятого издания.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.

Вам необходимо прочитать теорию по предложенным темам, так как вопросы по ним будут входить в зачет по дисциплине, а также в контрольную работу, которую вам нужно будет прислать на почту ruskafedra@yandex.ru до начала вашей зимней сессии. Требования к контрольной работе и оформление титульного листа представлены ниже.

Образец оформления титульного листа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тверской государственный технический университет»

Кафедра русского языка

 

Контрольная работа (вариант №...)

по дисциплине «Речевая и деловая коммуникация»

 

 

Выполнил: студент группы.....

Иванов С.А.

Проверила: Иванова Тамара Александровна

 

 

Тверь 2020

 

 

Вариант контрольной работы выбираете в зависимости от последней цифры зачетной книжки:

вариант 1 – последняя цифра 0, 1, 2

вариант 2 - последняя цифра 3, 4

вариант 3 - последняя цифра 5,6,7

вариант 4 - последняя цифра 8,9

Контрольная работа по дисциплине «Речевая и деловая коммуникация»

 

Вариант №1.

Задание 1. Дайте определение орфоэпии. Используя орфоэпический словарь (год издания – 1985 и позднее), расставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях.

Агент, базироваться, баллотироваться, валовой (продукт), газированный, газопровод, еретик, забронировать (закрепить), завидно, гнала овец, много должностей, анализ крови, сгруппированный, начатые работы, квартал, памятуя, корысть, плато, подбодрить, приданое, ходатайство, каталог.

Задание 2. Дайте определение синонимов. Подберите к словам из левого столбца синонимичные слова и выражения из правого. Запишите их парами.

Аккомодация предвзятая защита

Акция противоречие

Алгоритм последовательность действий

Антагонизм приспособление

Апология ценная бумага

Брифинг происхождение

Вернисаж беседа

Гносеология торжественное открытие

Генезис теория познания

Задание 3. Запишите предложения, подчеркните в них избыточные слова.

1.Это аксиома, не требующая доказательств.

2.Я увидел вывеску: «Горячий хот-дог».

3.В сборнике предложены варианты заданий, предлагавшихся на вступительных экзаменах в ведущие вузы России в последние годы.

4.Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.

Задание 4. Подберите к существительному определение-прилагательное. Если есть варианты, то укажите их.

Рояль, бра, кофе, тюль, какаду, мозоль, жюри, пенальти, торнадо, иваси, Батуми, пони, плакса, инкогнито, атташе.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Англичане, апельсины, баклажаны, гектары, гренадеры, гусары, заморозки, килограммы, кочерги, лезгины, платья, побережья, болгары, узбеки, будни.

Задание 6. Отметьте верные высказывания. Напишите их.

1. Орфоэпическая норма регламентирует произношение.

2. Орфоэпическая норма регламентирует словоупотребление.

3. Морфологическая норма регламентирует словоупотребление.

4.При выборе слова следует учитывать не только значение слова, но и его лексическую сочетаемость.

Задание 7. Составьте предложения с предложенными словосочетаниями. Укажите, для какого стиля характерно употребление данных слов и выражений.

За отчетный период, за неимением средств, в соответствии с установленной договоренностью, возложить обязанности на, в целях улучшения.

Задание 8. Объясните значение слов, называющих различные виды документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните их написание.

Извещение, иск, коммюнике, патент, облигация, меморандум.

Задание 9. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.

Декану экономического факультета

Технологического университета

проф. С.С.Инину

от Иванова Н.Ю.

 

Заявление.

В связи с тем что я устроился на работу в филиал фирмы «Стронг», прошу перевести меня на вечернее отделение, так как я не могу учиться в дневное время.

С уважением

______________________Н.Ю. Иванов

13 сентября 2005г.

Задание 10. Напишите свое резюме.

Задание 11. Перечислите письменно функции языка и дайте их краткую характеристику.

Задание 12. Опишите принцип кооперации Грайса.

Вариант №2.

Задание 1. Дайте определение орфоэпии. Используя орфоэпический словарь (год издания – 1985 и позднее), расставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях.

Алкоголь, баловать, бензопровод, верование, генезис, гербовый, диспансер, добыча, забронировать (покрыть броней), заговор, исповедание, исчерпать, мускулистый, оптовый, откупорить, таможня, языковая система, без степеней сравнения, понял трудный текст, зазвана на вечеринку, запломбированный, заняла денег.

Задание 2. Дайте определение синонимов. Запишите русскоязычные синонимы к следующим словам.

Ажиотаж, аморальный, абориген, диапазон, иммунитет, имитация, гуманный, компенсация, меланхолия.

Задание 3. Подчеркните в предложениях избыточные слова.

1.После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.

2. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии».

3.Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

4.В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.

Задание 4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. При наличии вариантов указывайте обе формы.

Порт, профессор, сектор, слесарь, сторож, договор, тополь, шофер, якорь, ястреб, адрес, почерк, лектор, доктор, офицер (15).

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Абрикосы, комментарии, рельсы, яблоки, погоны, вафли, колдуньи, верховья, блюдца, грабли, цыгане, помидоры, граммы, партизаны, коррективы.

Задание 6. Определите, какому стилю соответствует данная характеристика. Запишите название стиля.

1.Непринужденно, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей - ________________________

Задание 7. Объясните значение слов, называющих различные виды документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните их написание.

Выговор, декрет, директива, резолюция, реестр, прейскурант.

Задание 8. Найдите ошибки в данном заявлении, отредактируйте текст.

Директору завода «Энергия»

г-ну Ю.Ю.Селенину

от инспектора отдела кадров

Губиной С.С.

 

Заявление

 

Так как я находилась в больнице в течение последних двух месяцев, прошу дать мне внеочередной отпуск из-за состояния здоровья. Справка есть.

_______________С.С.Губина

04.05.2005г.

Задание 9. Укажите, какие документы необходимо написать в следующих ситуациях.

1.Вы нарушили распоряжение декана факультета. ___________________

2.Вы получили во временное пользование дорогостоящую технику. _____________________

3.Вам необходимо досрочно сдать экзамены. ___________________________

4.Вы хотите перевестись с одного отделения на другое. _____________________

Задание 10. Напишите свое резюме.

Задание 11. Дайте определение языковой нормы. Перечислите типы норм.

Задание 12. Опишите принцип вежливости Лича.

Вариант №3.

Задание 1. Дайте определение орфоэпии. Используя орфоэпический словарь (год издания – 1985 и позднее), расставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях.

Алфавит, анатом, блокирование, вероисповедание, давнишний, договоренность, закупорить, кремень, кухонный, названый брат, осведомить, эксперт, языковая колбаса, начала работу, принятый в группу поддержки, асбест, клала деньги в банк, водопровод, бармен, щавель, новорожденный, средства.

Задание 2. Дайте определение синонимов. Запишите русскоязычные синонимы к следующим словам.

Мемуары, негативный, инцидент, реанимировать, превентивный, престиж, претензия, спонтанный, табу.

Задание 3. Подчеркните избыточные слова.

1.На фестивале исполнялись произведения народного фольклора.

2. Я лично не могу ответить на этот вопрос.

3. Резюмируя, можно кратко обобщить: мероприятие удалось.

4.Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

Задание 4. Согласуйте прилагательное с именем существительным.

На выцветш... тюле; о навязчив... папарацци; вечерн... Баку; ветх... домишко; толст... мозоль; он настоящ... молодчина; о вкусн... суфле; объелся импортн... салями; военн... атташе; справедлив... жюри; она больш... невежда; к азиатск... пони; горяч... кофе; известн... импресарио; миловидн... фрау.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Ананасы, брелки, критерии, нервы, саперы, ватты, ружья, молнии, туфли, чулки, носки, блюдца, болгары, турки, киргизы.

Задание 6. Определите, какому стилю соответствует данная характеристика. Запишите название стиля.

1.Официально, точно, по общепринятому стандарту излагается что-либо -......

Задание 7. Объясните значение слов, называющих различные виды документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните их написание.

Бюллетень, ведомость, виза, ультиматум, сертификат, рекламация.

Задание 8. Подберите к данным существительным глаголы из скобок, с которыми они сочетаются в деловой речи. Запишите полученные сочетания.

Приказ, выговор, служебное письмо, счет, оклад, порицание, контроль, благодарность, апелляция (предъявить, осуществлять, направить, составить, устанавливать, возложить, объявить, вынести, издать, подать, предъявить).

Задание 9. Найдите ошибки в приведенной ниже доверенности. Исправьте их. Отредактированный вариант запишите.

Я, Васильева Ольга Владимировна, доверяю получить мою стипендию студентке инженерно-строительного факультета Симоновой Алле, паспорт 40 02 173511, выдан 70 отделом милиции, за январь в связи с моей поездкой в Финляндию.

Васильева

Задание 10. Напишите свое резюме.

Задание 11. Дайте определение национального языка. Что входит в его состав?

Задание 12. Опишите типы конфликтогенов.

Вариант №4.

Задание 1. Дайте определение орфоэпии. Используя орфоэпический словарь (год издания – 1985 и позднее), расставьте ударения в следующих словах и словосочетаниях.

Феномен, знамение, избаловать, красивее, нефтепровод, обеспечение, партер, торты, свекла, статуя, углубить, рад новым туфлям, позвонит, некролог, облегчить, безудержный, предвосхитить, работа начата, украинский язык, цемент, включит в программу, гордиев узел.

Задание 2. Дайте определение синонимов. Подберите к словам из левого столбца синонимичные слова и выражения из правого. Запишите их парами.

Адаптация беседа

Аномалия коренной житель

Депрессия обращение куда-либо

Раритет обесценивание

Абориген редкость, ценная редкая вещь

Апелляция запрет

Девальвация приспособление

Табу отклонение от нормы

Брифинг уныние, упадок

Задание 3. Подчеркните избыточные слова.

1.Будущая перспектива уехать на село радовала не всех выпускников сельхозтехникума.

2. Успех выступления во многом зависит от заинтересованности студентов, их инициативы и качественного проведения репетиций, проводимых каждой командой.

3.У всех было очень прекрасное настроение.

4.Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

Задание 4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. При наличии вариантов указывайте обе формы.

Автор, бухгалтер, вексель, воз, год, директор, доктор, инспектор, катер, китель, корпус, купол, отпуск, паспорт, инженер.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

Бананы, мандарины, килограммы, комментарии, саперы, ущелья, полотенца, места, дела, носки, кушанья, сумерки, армяне, башкиры, казахи.

Задание 6. Определите, какому стилю соответствует данная характеристика. Запишите название стиля.

1. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо -...........................

Задание 7. Для какого стиля характерно употребление следующих слов и выражений. Составьте с ними предложения, напишите.

Переговоры на уровне послов, воздвигнуть монумент, пиратские действия, авангард, гарант свободы слова, предвыборный рейтинг.

Задание 8. Объясните значение слов, называющих различные виды документов. При необходимости обращайтесь к толковому словарю. Запомните их написание.

Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, благодарность, ходатайство.

Задание 9. Найдите ошибки в данном заявлении. Отредактируйте текст.

Директору фирмы «Мир»

госп – ну Ю.П.Афанасьеву

от Иванова С.А.

Настоятельно прошу дать мне отгул на завтра в связи с причинами глубоко личного характера.

10 марта 2003

___________С.А.Иванов

Задание 10. Напишите свое резюме.

Задание 1 1. Дайте определение орфоэпии.

Задание 1 2.Перечислите основные типы коммуникантов, дайте их краткие характеристики.

 

 

ВСЕ РАБОТЫПРИСЫЛАЙТЕ НА ПОЧТУ КАФЕДРЫРУССКОГО ЯЗЫКА ruskafedra@yandex.ru

Ваш преподаватель по дисциплине «Речевая и деловая коммуникация» - ИВАНОВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: