Выпишите новые черты, появившиеся в развитии стран во второй половине XX века. Кратко




Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в. Пост индустриальное общество.

Задание

Ознакомьтесь с темой.

Выпишите новые черты, появившиеся в развитии стран во второй половине XX века. Кратко

3. Сообщения присылайте мне в группу в контакте или на электронный адрес kulishkina.natalya@mail.ru

область Новые черты
В экономике  
В социальной сфере  
В НТР  
В международных отношениях  

Разгром фашизма во Второй мировой войне привёл к обновлению стран Запада. Особенно бурно развивались США. За годы войны американский валовой национальный продукт (ВНП) увеличился вдвое. Была полностью ликвидирована безработица. В 1945 г. США производили почти половину всей мировой промышленной продукции. Население страны, составлявшее 6 % населения земного шара, потребляло половину производимой в мире энергии. Укрепились экономические связи Соединённых Штатов с государствами Латинской Америки. Американские компании усилили влияние на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. По решению конференции в Бреттон-Вудсе (1944) доллар США наряду с фунтом стерлингов был признан международной платёжной и резервной валютой. Вскоре он занял доминирующее положение в международных расчётах, при этом 2/3 всего золотого запаса мира находилось в Соединённых Штатах. Золотое обеспечение доллара существовало вплоть до 1971 г. Несмотря на послевоенные трудности, достаточно быстро была восстановлена и экономика стран Западной Европы.

В ходе модернизации промышленности произошёл переход к автоматизации производства, что способствовало увеличению объёмов и улучшению качества произведённой продукции. Благодаря научно-технической революции (середина 40-х – 60-е гг. XX в.) в повседневную жизнь людей прочно вошли телевидение, транзисторы, синтетические волокна, реактивные пассажирские самолёты, скоростные экспрессы, компьютеры, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), интегральные схемы, спутники связи. Продолжался рост производства в сельском хозяйстве. Механизация, применение биотехнологий привели к кратному увеличению урожайности и резкому сокращению населения, занятого земледелием и скотоводством.

Повышение рождаемости – послевоенный «бэби-бум» в период между 1945 и 1965 гг. способствовал развитию просвещения и здравоохранения, лавинообразному росту потребления товаров и услуг. Бурно развивались сферы услуг и торговли. Достигла расцвета стандартизация товаров и оборудования для их производства.

Площадь Тайме-Сквер в Нью-Йорке. 1952 г.

Экономическая взаимозависимость привела к созданию наднациональных экономических и политических структур (Европейское объединение угля и стали, Североамериканское соглашение о свободной торговле, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и др.). В индустриально развитых странах стали преобладать акционерные, кооперативные и тому подобные формы собственности, обеспечивающие максимально широкое участие людей в распределении общественного богатства. Усилились средние слои населения, заинтересованные в стабильности общества, демократии и охране социальных и политических прав личности. В то же время сужалась социальная база для радикальных (как правых, так и левых) настроений. Казалось, что социальные конфликты и революции уходят в прошлое. Наступил «золотой век» индустриального Запада.

Идеи демократического социализма. Создание «государства благосостояния»

Возросший уровень национального богатства позволял создать высокий уровень социальной защиты населения и перераспределить средства в пользу менее обеспеченных слоев общества. Такую задачу поставили социалистические и социал-демократические партии стран Запада, объединившиеся в 1951 г. в Социалистический интернационал. Идейно-политическую концепцию, принятую на конгрессе Социнтерна во Франкфурте-на-Майне, они назвали демократическим социализмом, целью которого объявлялось постепенное реформирование капиталистического общества, усиление социальных функций государства при обязательном развитии демократических основ общества. Выступая за реализацию выдвинутых программных целей, социалисты и социал-демократы сумели добиться серьёзных результатов. В тех случаях, когда они либо возглавляли, либо участвовали в работе правительств стран Запада (кроме США, где сильной социал-демократической партии так и не возникло), партии Социнтерна реализовали идею «государства благосостояния», берущего на себя социальное обеспечение малоимущих слоев населения, регулирование жилищного строительства, здравоохранения, образования, подготовки и переподготовки рабочей силы. Материальной базой для осуществления этой политики стал национализированный сектор экономики, объём и значение которого в послевоенной Европе значительно выросли. Средства на социальные расходы государство получало также за счёт увеличения налогообложения имущих слоев населения.

Основой концепции «государства благосостояния» стали идеи английского экономиста Джона Мэйнора Кейнса. Он считал, что в эпоху массового производства добиться экономического подъёма можно посредством стимулирования государством платёжеспособного спроса (как путём предоставления и оплаты государственных заказов предприятиям, так и увеличением государственных социальных выплат). Рост доходов повышал покупательную активность людей и создавал стимул для развития производства, что, в свою очередь, приводило к повышению занятости и вновь формировало возрастающий потребительский спрос.

Главными оппонентами социал-демократов в странах Западной Европы были консерваторы, часто связанные с христианской церковью. Ведущими политическими силами на протяжении многих лет являлись: в Италии – Христианско-демократическая партия, в ФРГ – коалиция партий Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (ХДС/ХСС), в Великобритании – консервативная партия. Консерваторы поддерживали демократические принципы жизни общества, вместе с тем подчёркивая необходимость сохранения традиционных ценностей – частной собственности, семьи, религии. Они стремились ограничить воздействие государства на экономику и личную жизнь граждан.

Эмблема Социалистического интернационала

Политика «государства благосостояния» была характерна для многих стран Западной Европы в 1950-е – первой половине 1970-х гг. Несмотря на то что основными её защитниками были социал-демократы, большинство политических сил послевоенной Европы, в том числе консерваторы и центристы, поддерживали эту политику.

Успехов в формировании социального государства в послевоенный период добилась Западная Германия под руководством консервативных правительств ХДС/ХСС. Быстрое восстановление разрушенной экономики и устойчивый экономический рост (германское «экономическое чудо») позволили государству выделять значительные средства на реализацию социальных программ.

Астронавт А. Шепард на Луне

Идеи социального государства нашли отражение и во внутренней политике США в 1960-е гг. Беспрецедентная космическая программа, выдвинутая президентом Джоном Кеннеди в русле так называемой политики «новых рубежей», позволила американцам первыми высадиться на Луну, закрепив за собой технологическое лидерство. Программа создания «великого общества», предложенная президентом Линдоном Б. Джонсоном, включала меры по борьбе с бедностью, предусматривавшие выделение на социальные нужды до 40 % расходной части государственного бюджета, развитие образования, строительство дешёвого жилья, создание новой системы медицинского страхования. Однако реализовать до конца эту программу помешала война во Вьетнаме. США всё глубже увязали в трясине военного конфликта, требовавшего новых и новых средств.

Экономический кризис 1974–1975 гг. и его последствия. «Неоконсервативная волна»

Благодаря осуществлению политики «государства благосостояния» в 1960—1970-х гг. уровень жизни населения стран Западной Европы значительно вырос. Людям был гарантирован определённый стандарт жизни, снизился разрыв в доходах различных социальных слоев. Происходил быстрый рост среднего класса – категории людей, занятых интеллектуальным трудом, менеджеров, высококвалифицированных рабочих. Увеличивались доходы этой части населения, она играла всё более серьёзную роль в политической и экономической жизни. Прежний антагонизм между пролетариатом и капиталистами уходил в прошлое. Рабочий класс уже не представлял консолидированную силу, всё больше дифференцируясь по уровню квалификации, доходам и отраслям промышленности. Эти факторы привели к снижению социальной напряжённости в западном обществе. Однако политика «государства благосостояния» имела и негативные черты. Среди них – бюрократизация, рост чиновничьего аппарата, занимавшегося перераспределением средств.

Очередь автомобилей у автозаправки во время энергетического кризиса. 1970-е гг.

Осуществление в странах Запада социальных программ приводило к постоянному росту государственных расходов и соответствующему росту налогообложения. Поддержание государством низкой ставки банковского процента неизбежно стимулировало инфляцию. Другим источником финансирования социальной сферы было использование дешёвых сырьевых и людских ресурсов стран Азии, Африки и Латинской Америки. Средством поддержания высокого потребительского спроса был и автомобильный бум, обеспечиваемый дешёвой нефтью (в начале 1970-х гг. 1 баррель нефти стоил всего 1 долл. США).

В 1973 г. на Западе разразился сырьевой и энергетический кризис, вызванный запретом, который в ходе очередного арабо-израильского конфликта установили нефтедобывающие арабские страны на поставки нефти союзникам Израиля. Рост цен на нефть и другие сырьевые ресурсы привёл к снижению темпов экономического развития западных стран и поставил под вопрос осуществление социальных программ. Поддержание высокого спроса на промышленные товары платёжеспособного населения уже не способствовало росту экономики, а лишь удерживало на плаву устаревшие, ресурсозатратные отрасли хозяйства и сдерживало обновление производства. Затраты на социальные программы становились тормозом для развития общества: многим людям стало выгодно не работать, а жить за счёт социальных фондов и благотворительных организаций. Расходы по выплате всевозможных пособий и содержанию бюрократического аппарата ложились на средний класс, вызывали недовольство политически влиятельного и экономически активного населения.

Расходы на социальное обеспечение в крупнейших странах Западной Европы, % от ВНП

Результатом экономического кризиса середины 1970-х гг. стала смена правящих элит в ведущих странах Запада. Влияние социал-демократов, осуществлявших политику «государства благосостояния», ослабло. К власти пришли правые силы.

Политика, проводимая новыми лидерами, получила название «неоконсервативная волна». Наряду со стремлением к возрождению традиционных ценностей – семьи, труда, частной собственности, подвергшихся негативному воздействию в годы так называемой «сексуальной революции», консервативные политики считали необходимым ограничить вмешательство государства в экономику и социальную сферу.

Осуществление на практике тезиса неоконсерваторов – «хорошо то правительство, которое мало правит» – означало строгую экономию государственных средств и снижение налогов, стимулирование частного предпринимательства, приватизацию части государственного сектора экономики. Важным элементом неоконсервативной экономической модели стала борьба с инфляцией путём осуществления политики монетаризма (уменьшения денежной массы, находящейся в обращении). К подобным мерам вынуждены были прибегнуть и находившиеся у власти левые партии во Франции, Испании, Скандинавских странах. Переход к политике неоконсерватизма не означал демонтажа «государства благосостояния». Социальную поддержку теперь оказывали только тем, кто в ней реально нуждался, социальное иждивенчество постепенно уходило в прошлое.

Новый этап НТР и его последствия

С середины 1970-х гг. под воздействием энергетического и сырьевого кризиса, заставившего искать дополнительные источники энергии и ресурсосберегающие технологии, начался новый этап современной научно-технической революции (НТР). Его начало связано с созданием и внедрением ЭВМ четвёртого поколения, на основе которых завершилась комплексная автоматизация и начался переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики. Открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии и других междисциплинарных наук стали превращаться в непосредственную производительную силу. Повсеместным в индустриально развитых странах стало применение микропроцессоров, сверхмалых и объёмных интегральных схем, волоконно-оптической передачи информации, компьютеров пятого поколения, промышленных роботов, достижений генной инженерии и биотехнологии.

Благодаря успехам НТР серьёзные изменения произошли и в сфере труда. Внедрение новейших технологий позволило резко повысить его производительность. Возросла заинтересованность работника в совершенствовании технологических и производственных процессов. Постоянно действующим фактором стало участие людей в «кружках качества», работе конструкторских бюро, соучастие в распределении прибылей предприятия (посредством покупки акции «своей» фирмы). На передовые позиции вышли те отрасли и предприятия, руководители которых сумели активизировать интеллект работников, заинтересовать их в достижении высоких результатов труда. Не случайно одним из лидеров в этот период стала Япония, предприятия которой славятся высоким уровнем организации производства и строгим соблюдением трудовой дисциплины.

Один из первых персональных компьютеров Apple и его создатели

По-новому организованный производственный процесс требовал специалистов более высокого уровня. В странах Запада значительно возросли расходы на подготовку и переподготовку кадров. Благодаря внедрению в производство техники резко уменьшилось число людей, занятых неквалифицированным трудом. Произошло перераспределение трудовых ресурсов из производственной сферы в непроизводственную – образование, здравоохранение, сферу услуг. Рабочее время в конце XX в. по сравнению с серединой XIX столетия сократилось почти вдвое, а освободившиеся часы теперь использовались для досуга, спортивных занятий, посещения зрелищных мероприятий. Важной отраслью экономики многих стран стал туризм, поскольку развитие средств связи и транспорта, рост доходов обеспечили миллионам людей возможность путешествовать по миру.

Научно-техническая революция принесла с собой и новые проблемы. Повышение уровня жизни людей сопровождалось потребительской гонкой. Погоня за новейшими товарами является характерной чертой образа жизни миллионов людей – не случайно западное общество эпохи НТР называют «обществом потребления».

Производством разнообразных потребительских товаров заняты практически все сектора экономики.

Вместе с тем в индустриально развитых странах существенно изменилась структура занятости. В 1970—1980-х гг. безработными становились те, кто не смог «вписаться» в экономику времён НТР. Новые рабочие места требовали высокого уровня образования и квалификации. Лишними оказывались люди старшего поколения, не успевавшие за нововведениями, а также молодёжь, не имевшая достаточного опыта. Кроме того, безработица стала результатом углубляющегося процесса международного разделения труда, переноса ряда производств в страны с дешёвой рабочей силой. Безработица – одна из острейших социальных проблем Запада.

Постоянным фактором стало отчуждение между людьми. Особенно характерно это для мегаполисов. Новые социальные проблемы, вызванные современным этапом НТР, порождали, с одной стороны, политический абсентеизм, с другой – радикализацию настроений «не вписавшихся» в новую эпоху людей, слоев и целых народов. Относительная политическая стабильность, характерная для «золотого века» индустриального Запада, уходила в прошлое.

Итогом социально-экономического развития стран Запада в 1950—1960-е гг. стало создание «государства благосостояния». Кризисные явления середины 1970-х гг. привели к власти политиков «неоконсервативной волны», которые старались оптимизировать соотношение между государственным вмешательством и частной инициативой, обеспечили переход стран Запада к адресной социальной помощи и ресурсосберегающим технологиям нового этапа НТР.

НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и проблемы

Политика неоконсервативных правительств в 1980-е – начале 1990-х гг. была достаточно успешна: западноевропейским странам и США удалось вступить на путь формирования нового общества, которое учёные называют постиндустриальным. Главными направлениями НТР эпохи постиндустриальной цивилизации стали: микроэлектроника, информационные и биотехнологии. Если в прежние эпохи любые технические усовершенствования являлись своеобразным продолжением рук человека, то с изобретением компьютера и созданием Интернета расширились возможности его интеллектуальной деятельности.

В конце XX в. открытия и усовершенствования в сфере информационных технологий приобрели лавинообразный характер. Стремительное удешевление компьютерного оборудования и доступность программного обеспечения сделали возможным выпуск «ноутбуков для бедных» – компьютеров по цене от 100 долл. США. В результате они стали доступны для бедного населения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Развитие социальных сетей, разработка новых игр и игровых приставок в определённой степени решили проблему одиночества, отчуждённости людей в мегаполисах, обеспечили доступ к информационным ресурсам для пользователей, находящихся в самых отдалённых уголках планеты.

Биотехнологии постиндустриальной эпохи позволили найти новый подход к решению сырьевых и экологических проблем. Стало возможным комплексное использование природного сырья, замена его синтетическим (пластмассы и синтетические смолы, композиты, керамика и т. п.), использование безотходных и малоотходных технологий, сокращающих вредные промышленные выбросы. Во многих странах началась реализация программ по очистке водной и воздушной среды, восстановлению природного ландшафта, пострадавшего в период индустриализации. С помощью биотехнологий создаются новые лекарства, способные победить болезни или предотвратить их нежелательное течение. Расшифровка генома человека позволяет медикам уверенно справляться с ранее неразрешимыми проблемами. Генетические исследования дали возможность выводить растения и животных с заранее рассчитанными свойствами. Возросла продуктивность сельского хозяйства.

Приобретя невиданные ранее темпы развития, научно-техническая революция конца XX – начала XXI в. породила и новые проблемы. Падает престиж специальностей, связанных с материальным производством (особенно это характерно для аграрной сферы). Компьютерные технологии привели к появлению нового типа преступности в банковской и информационной сферах. Успехи в медицине не предотвратили распространение болезней, особенно такой страшной, как СПИД.

Наконец, несмотря на развитие экономической науки, ежегодно поощряемой Нобелевской премией за новейшие разработки в этой сфере, учёные и специалисты оказались не способны предсказать и предотвратить экономические кризисы, которые продолжают сотрясать даже благополучные страны.

Тенденции экономического и социально-политического развития

Последнее десятилетие XX в. и первое десятилетие XXI в. были временем относительно устойчивого экономического роста. С одной стороны, он был обеспечен новыми технологиями и сокращением доли военных расходов ввиду прекращения блоковой конфронтации. С другой – расширением рынка товаров и услуг, производимых ведущими экономиками мира. Рыночные реформы в Китае, республиках бывшего СССР и странах восточного блока сделали доступными их экономическое пространство как для экспорта относительно дешёвого сырья, так и импорта – сначала потребительских товаров, а затем и технологий.

Устойчивый экономический рост предопределил социально-политическую стабильность в постиндустриальных обществах Запада.

Так, администрации Билла (Уильяма) Клинтона удалось обеспечить рекордный за всю историю США профицит государственного бюджета. Валовой внутренний продукт и соответствующие ему социальные расходы выросли и в других развитых странах. В ряде государств Запада «неоконсервативная волна» завершилась возвращением к власти левых партий. В ФРГ это был альянс социал-демократов и «зелёных» во главе с Герхардом Шредером. Однако в 2005 г. германское правительство вновь возглавили консерваторы. Федеральным канцлером стала представительница христианских демократов Ангела Меркель.

В Великобритании в 1997 г. после 18-летнего пребывания консерваторов у власти убедительную победу одержали лейбористы во главе с Тони Блэром. Заслугой нового лидера, более 10 лет возглавлявшего правительство, стало выдвижение и реализация идей так называемого «нового лейборизма», который предусматривал решение социальных задач на основе принципа «от государства всеобщего благосостояния к обществу всеобщего благоденствия». На государство была возложена организация деятельности только по основным направлениям социальной политики с целью обеспечения самых бедных, а решать остальные социальные проблемы общество должно было путём стимулирования экономической активности граждан. Приоритетными сферами стали образование и здравоохранение. Несмотря на огромные расходы на социальные программы, правительство лейбористов не поднимало налоги. При этом ВВП страны за десятилетие практически удвоился. Стремительными темпами развивалась сфера услуг, особенно в финансовом секторе, росла потребительская активность населения. В 2010 г. после парламентских выборов лейбористов у власти сменило коалиционное правительство консерваторов и либералов.

Быстрее всего развивались так называемые «новые индустриальные страны» (НИС) Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Индонезия). Именно они первыми столкнулись с экономическим кризисом постиндустриальной эпохи. Рост рынка информационных технологий и финансовых услуг не обеспечивался адекватным ростом отраслей реального сектора экономики. В 1998 г. это привело к обвалу на фондовом рынке стоимости ценных бумаг крупнейших компаний в странах Юго-Восточной Азии, что негативно отразилось на государствах с развитой экономикой (США, Япония, Западная Европа) и привело к дефолту в России.

Выход из финансового кризиса, поразившего преимущественно «новые индустриальные страны», был найден в увеличении денежной массы, находящейся в обороте, главным образом в результате эмиссии, осуществляемой федеральной резервной системой США.

Возросший объём денежной массы поглотили высокие, постоянно растущие цены на сырьё и энергоносители, а также увеличение потребительского кредитования. В свою очередь, возросшие социальные расходы (в связи со старением населения в промышленно развитых странах) ещё больше увеличили денежную массу, не обеспеченную товарами, произведёнными в реальном секторе экономики. Осенью 2008 г. «финансовый пузырь» лопнул – разразился жесточайший финансовый, а затем и экономический кризис. Начавшийся в сфере ипотечного кредитования, он поразил сначала крупнейшие финансовые фонды, а затем банки и другие кредитные учреждения. Точкой отсчёта для кризиса стало банкротство одного их крупнейших и старейших инвестиционных банков США – «Леман бразерс».

Усилия государственных и финансовых институтов восьми ведущих стран мира (полноправным членом «восьмерки» Россия стала в середине 1990-х гг.), создание новых структур финансовой безопасности (так называемая «двадцатка» стран с ведущими экономиками мира), разработка мер финансового мониторинга, осуществляемого международными правительственными и неправительственными организациями, позволили минимизировать последствия кризиса.

Интеграционные процессы в современном мире

В 1991 г. участниками Европейского экономического сообщества был подписан Маастрихтский договор, согласно которому сообщество преобразовывалось в Европейский союз (ЕС). Таким образом, интеграция затронула не только экономические, но и политические аспекты. Новый импульс процессу европейской интеграции придало и подписание в июне 1990 г. странами Бенилюкса, Францией и ФРГ в замке Шенген (Люксембург) новой конвенции о режиме пересечения государственных границ. Впоследствии к соглашению присоединились другие страны Европейского союза. Шенгенская конвенция подтверждала принцип свободного передвижения граждан Евросоюза внутри зоны, образованной внешними границами присоединившихся к ней государств. Она стала серьёзным шагом к созданию единого европейского пространства в социальной и гуманитарной сферах.

Вступление в Евросоюз Австрии, Швеции и Финляндии – стран – участниц Европейской ассоциации свободной торговли, а также Норвегии усилило экономическую мощь ЕС. В соответствии с Амстердамским договором 1997 г. начался процесс создания структур военно-политической интеграции стран Европейского союза, осуществлялись подготовительные работы по введению единой европейской валюты – евро (2002).

После принятия в Евросоюз десяти новых членов – Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии в странах еврозоны началось обсуждение проекта общеевропейской конституции. Выработанный руководящими органами ЕС текст конституции был вынесен на обсуждение стран-участниц. Провал референдумов по общеевропейской конституции во Франции и Нидерландах, население которых не захотело расставаться с национальной идентичностью в пользу наднациональных структур, не стал препятствием для углубления процесса интеграции. Лиссабонский протокол (2009), в соответствии с которым были внесены коррективы в текст евроконституции, подписан и ратифицирован всеми членами Евросоюза. Существующие наднациональные структуры Евросоюза – Европарламент и Европейские комиссии – дополнены учреждением в 2009 г. должностей президента и министра иностранных дел Европейского союза. ЕС стал, таким образом, наиболее интегрированным конфедеративным объединением в мире.

Европейские политики демонстрируют первые банкноты евро. 2001 г.

Создание западноевропейскими странами Европейского союза привело к усилению конкурентных способностей Европы по отношению к Соединённым Штатам. В ответ руководство США приняло меры по упрочению позиций своей страны в мировой экономике. В декабре 1992 г. по настоянию США между Канадой, Мексикой и Соединёнными Штатами было заключено соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли – НАФТА. Кроме того, США предприняли шаги по повышению уровня своего представительства в системе Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), созданного в 1989 г. по инициативе Австралии. Мощь экономики, научно-технический потенциал, статус доллара как международной резервной валюты позволили США занять лидирующие позиции в этих интеграционных образованиях.

Панорама Сингапура

Важное место среди подобных объединений играет АСЕАН – организация, объединяющая страны Юго-Восточной Азии. Объединившись в 1967 г., Индонезия, Малайзия, Таиланд, Сингапур и Филиппины в последующие десятилетия отказались от участия в военных блоках и сконцентрировали ресурсы на экономическом развитии. Это позволило достичь значительных успехов и войти в число «новых индустриальных стран».

Собственные экономические интеграционные структуры были созданы в Центральной и Южной Америке, странах Тропической Африки, арабском мире. В отличие от Европы, интеграционные тенденции в других регионах мира развивались на базе межгосударственного взаимодействия – наднациональное сближение считалось неприемлемым.

Экономические процессы в мире столь взаимосвязаны, что можно говорить о единой глобальной экономике. Между тем глобализация экономических и политических процессов вызывает протесты представителей ряда новых массовых движений, объединённых общим термином – антиглобалисты. Почвой для роста антиглобалистских настроений являются прежде всего недовольство людей ситуацией в сфере занятости, а также экологические проблемы. Перенос производства в страны с дешёвой рабочей силой, привлечение к непрестижным для западноевропейца или североамериканца занятиям иммигрантов настроили местное население как против представителей других этнических и конфессиональных общин, так и против структур, обеспечивающих глобальное перемещение рабочей силы, товаров и услуг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: