Тема 3. Предметный мир в культуре.




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

(практикум и задания для студентов всех специальностей и направлений)

 

 

Екатеринбург 2010

 

 

Печатается по рекомендации методической комиссии Гуманитарного

факультета.

Протокол № 1

 

Рецензент – доц. Кафедры философии к.ф.н. Бурдина Т.Г.

 

 

Редактор

Оператор

 

 

____________________________________________________________

Подписано в печать. Поз.

Плоская печать Формат 60х84 1/16 Тираж 100 экз.

Заказ № Печ.л. Цена

_____________________________________________________________

 

 

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

Отдел оперативной полиграфии УГЛТУ

Цель данной работы – выделить наиболее актуальные, практически значимые вопросы философии и теории культуры;

– выработать у студентов потребность к самостоятельному, свободному, творчески активному подходу и осмыслению системы гуманитарных знаний.

 

Перечень тем семинарских занятий

 

  №   З     Наименование семинарских занятий   Кол. часов  
  очная ззаочная Сокращ. срок обуч. Рекомендуемая литература
  Культурология как наука. Понятие культуры       Гуревич, П.С. Культурологи я[текст]: курс лекций: учеб. для вузов/ П.С. Гуревич. М.: Проект, 2007 Кравченко, А.И. Культурология [текст]: учеб. Пособие для вузов/А.И. Кравченко. Изд.7-е. М.:Академический Проект, 2007 Новикова О.Н. Философия культуры Часть 1-2 ч.
  Типология и социодинамика культуры      
  Предметный мир в культуре      
  Культура и природа      
  Мировоззрение как явление культуры      
  Российская культура и её типологическая характеристика      
  Западноевропейская культура и ее типологическая характеристика      
  Культура, личность и общество      
  Социодинамика ХХI века и глобальные глобальные проблемы современности      
  итого      

 

Вопросы и задания к каждому семинару (практическому занятию) состоят из нескольких блоков. Первый – включает перечень вопросов обсуждаемых на конкретном занятии. Второй содержит вопросы для самопроверки; предложен тестовый материал для закрепления темы. Особый тип учебных упражнений – творческие задания, выполнение которых помогает закрепить новый материал.

 

Тема 1. Культурология как наука. Понятие культуры

Культура: этимология слова и история понятия. Многообразие определений термина.

Культура как система. Функции культуры: освоения и преобразования мира, коммуникации, сигнификации, накопления и хранения информации, нормативная, адаптивно-защитная и др.

Культурология как методологическая основа гуманитарных наук: синтезирующая учебная и научная дисциплина; состав и структура современного культурологического знания.

Культурологические школы и концепции.

Вопросы для самопроверки:

1.Является ли правильным утверждение, что культура составляет отдельную сферу общественной жизни?

2.Когда культура сделалась предметом специального изучения?

3.Когда возникает культурология как самостоятельная научная дисциплина?

4.С чьим именем связывается происхождение термина «культурология»?

5.Каковы основные подходы к вычленению предмета культурологии?

6.В чем состоят задачи культурологи?

7.Какие разделы можно выделить в составе культурологического знания?

8. Какие методы культурологического исследования вы знаете?

Тестовый материал

1. Что такое культурология?

– наука о культурах древнего мира

– наука о наиболее общих закономерностях культуры

– наука о культуре поведения

2. Что изучает культурология?

– универсальные свойства, присущие любой культуре

– историю культуры и цивилизации

– культурные структуры общества

3. В чем состоит особенность культурологии по сравнению с другими гуманитарными науками?

– в том, что она является общественной наукой

– в том, что она изучает психологические механизмы куль­туры

– в том, что она изучает культуру системно-целостно

4. В чем состоит научность культурологии?

– в способности определять присущие культуре закономерности

– в способности выражать результаты своих исследовании в математической форме

– в том, что она является гуманитарной дисциплиной

5. С какими научными дисциплинами связана культурология?

– с математикой, социологией, художественной литерату­рой

– с философией, этнографией, историей

– с психологией, общей биологией, религией

6. Соотнесите компонент предмета культурологии и его суть:

1) морфология культуры а) изучение типичных форм и структур

2) онтология культуры б) изучение системы ценностей в к-ре

3) гносеология культуры в) концепция бытия культуры, учение о

ее сущности

4) аксиология культуры г) изучение символов, знаков, образов и

языков культуры

5) антропология культуры д) культурная политика, функции куль-

турных институтов

6) социология культуры е) изучение социальных связей в

контексте культуры

7) культурная семантика ж) изучение внутренней структуры и

методологии

7. Соотнесите ключевые слова определений понятия "культура" и фамилии ученых, выдвинувших эти определения. Культура – это:

1) Динамический организм а) Г.Спенсер

2) Живая единая система б) И.Кант

3) Совершенство разума в) З.Фрейд

4) Игра г) О.Шпенглер

5) Психические стереотипы д) К.Юнг

6) Практическая деятельность е) Й.Хейзинга

7) Способ мышления ж) Э.Тайлор

8) Семиосфера з) Ф.Бэкон

и) Ю.Лотман

8. Соотнесите основные школы в культурологии ХХ века и фамилии ученых, представителей этих школ:

1) общественно-историческая школа а) П.Сорокин

2) натуралистическая школа б) О.Шпенглер

3) социологическая школа в) З.Фрейд

4) символическая школа г) А.Тойнби

д) К.Юнг

е) Ф. де Соссюр

ж) Т.Парсонс

9. Соотнесите понятия и определения:

1) мифология а) образно-символическое воспроизведение

действительности

2) религия б) рациональная реконструкция мира

3) искусство в) нормы поведения, отношений между людьми

4) наука г) вера в трансцедентное, сверхъестественный

абсолют

5) философия д) мудрость в формах мысли, теоретическая ду-

ша культуры

6) мораль е) целостное, одушевляющее природу восприя-

тие мира

10.Соотнесите формы и конкретные элементы культуры:

1) материальная культура а) наука

2) духовная культура б) техника

в) религия

г) нравственность

д) сфера производства

е) сфера жизнеобеспечени

Креативные задания:

Составить структурно-логическую схему понятия культура.

В жанре эссе сравнить понятия: культура и натура (что общего, чем отличаются определения) через природную, индивидуальную, личностную и общественную составляющие.

 

Тема 2. Типология и социодинамика культур.

Единство и многообразие культур. Специфика их развития и изменения. Принципы типологического описания культур. Своя и чужая культура. «Конфигурации культурного роста» А. Кребера.

Концепция осевого времени К.Ясперса.

Поведение человека как типологическое основание культур (концепция Д.К.Фейблана). Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры.

Динамика культуры. Теория суперсистем Питирима Сорокина.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое типология культур? В чем заключается научная значимость типологического описания культурных явлений?

2. Какие формы стабильности вы знаете?

3. Что такое инкультурация?

4.Перечислите типы культурных изменений?

5. Что такое социокультурная деградация?

6. Что такое социокультурный кризис?

7. Почему книга О. Шпенглера названа «Закат Европы»? Как в этом названии отражено его понимание культуры?

8.Какие этапы в развитии культуры выделяет К.Ясперс? Объясните суть понятия «осевое время».

9.Что лежит в основе типологии культур в концепции П.Сорокина?

10.Каким образом культура формирует тип личности согласно К.Хорни?

11. Чем обогатила теория архетипов К.Г. Юнга культурологическое знание?

12. В чем состоит объяснительная модель культуры в психоанализе З. Фрейда?

Тестовый материал

1. Какая разница между культурой и цивилизацией?

– никакой

– культура – это приспособление человека к миру, а ци­вилизация – мира к человеку

– наоборот

2. Какое противоречие лежит в основе как культуры, так и ци­вилизации?

– противоречие между отдельными людьми

– противоречие между общественными системами

– противоречие между человеком и миром

3. Духовные потребности удовлетворяет:

– цивилизация – культура

– и цивилизация, и культура

4. Что важнее для культуры?

– природа – цивилизация

– и то, и другое в оптимальном сочетании

5. Основным субъектом культуры является:

– личность – общество – этнос

6.Монолинейность развития культур означает…

– в мире существуют автономные независимые друг от друга социокультурные миры, каждый из которых имеет свою историю

– невозможность выстраивания культур в один эволюционный ряд

– единый, общий для всего человечества исторический путь развития, по которому идут все народы Земли вслед за своим авангардом – Западной Европой

– что сравнивать различные социокультурные миры по уровню развития в принципе невозможно

7.Сторонником всемирно-исторического подхода в интерпретации цивилизации является…

– О.Шпенглер – Н.Данилевский – К.Ясперс – А.Тойнби

8. Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби разработали….. подход к объяснению феномена культуры.

– общественно-исторический – социологический – символический

9.В конце ХХ в. американский ученый С.Хантингтон писал о…

– «цивилизации неграмотности» – «центральной цивилизации»

– «цивилизации как источнике варварства» – «расколотой цивилизации»

10. Соотнесите типы культуры и их характеристики:

1) Западная культура а) религиозный синкретизм;

2) Восточная культура б) преобладание инновационного начала;

в) антропоцентризм;

г) жесткая оппозиция аристократии и демократии

д) расцвет культуры в 3-14 вв.;

е) религиозно-нравственный характер науки.

Креативные задания:

Составить таблицу по общественно-историческим школам культурологии (Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс, Н. Гумилев, П. Сорокин).

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из пред­лагаемых тем:

1. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наи­более важными и почему?

2. Что нужно человеку, чтобы обрести полный комфорт?

3. Прогресс цивилизации – благо или зло?

4. Человек и природа в культуре и цивилизации XX века.

5. Если существует внеземной разум, то обязательно ли для него наличие цивилизации и культуры?

 

Тема 3. Предметный мир в культуре.

Бытие вещи как феномена культуры. Вещь как товар, сувенир, символ.

Вещь как показатель общественного развития в исторической эволюции. Культурное отношение к материальному наследию прошлого. Натюрморт, реди-мейд, мерчандайзинг. Понятие ценности.

Декоративно-прикладное искусство в эстетическом и функциональном аспектах.

Этика потребления вещей. Явление «вещизма» и «потребительства». Консьюмеризм.

Воспитание потребительской культуры личности.

Вопросы для самопроверки

1.Справедлива, ли на ваш взгляд, идея о том, что культура – это борьба с материей?

2.Приведите примеры из истории культуры сочетания декоративности и функциональности вещи.

3. Как рождаются вещи-символы?

4.Что такое семиотика?

5.Как понимается культура с семиотических позиций?

6. Какую модель знака предлагает Ч. Пирс?

7. Какие факторы лежат в основе культуры потребления?

8. Что такое семиозис?

 

 

Тестовый материал

1.Под символом в социокультурных науках понимают…

– категорию, отражающую специфику отражения мира человеком

– понятие, тождественное знаку

– предмет или графему, замещающую другой отсутствующий предмет

–материальный или идеационный культурный объект, выступающий в процессе коммуникации как конвенциональный знак, замещающий иной объект

2.Продукты и результаты человеческой деятельности, используемые человеком средства и способы действий, – это…

– товары – артефакты – знаки – вещи

3.Знаковая система, образующая семиотический базис культуры и представляющая собой полиструктурную, разветвленную, многоуровневую иерархию знаков, называется…

– языком – ритуалом – ценностью – символом

4. Школьный звонок, красный крест на машине скорой помощи, звезды и полосы на погонах – это примеры…….знаков.

– функциональных знаков – вербальных

– иконических – конвенциональных

5.Условный, вещественный, опознавательный знак для членов определенной общественной группы – это…

– символ – предмет – вещь – код

6.Функциями знаковой системы являются:

– функция передачи сообщения или выражения смысла
– функция общения
– функция отражения действительности

– все перечисленное
– все перечисленное, кроме третьего пункта

7. Что такое ценность?

– это дорогая вещь – это моральный и нравственный идеал

– это то, без чего культура является ущербной

– все вышеперечисленное

8. Какая функция характерна для ценности?

– эмоционально-ориентирующая – познавательная

– воспитательная – семиотическая

9. Что такое эмоционально-ценностная ориентация?

– это тип отношения человека к миру

– это система взаимодействий личности и общества

– это стиль жизни человека

– это тип идеологического мышления

10. Какая сфера продуцирования культурных ценностей являет­ся исторически первичной?

– быт – идеология – религия – мифология

Креативные задания:

Эссе на тему: «Вещь… в современной культуре».

Тема 4. Культура и природа.

Культура как внеприродный, биологически ненаследуемый способ жизнедеятельности человека. Культурный изоморфизм природы.

Традиция противопоставления культуры и природы. Природа и внутренний духовный мир человека. Природа и творческая продуктивность человека.

Взаимоотношение природы и культуры в русском национальном сознании. Садово-парковая культура. Пейзаж в истории изобразительного искусства.

Экстенсивная и интенсивная модели природопользования в ХХ веке. Натурфакты и артефакты.

Вопросы для самопроверки

1.Каким образом этимология слова «культура» отражает ее взаимодействие с природой?

2.Что такое натурфакт и артефакт? Как они соотносятся друг с другом?

3.Какие научные данные свидетельствуют о том, что между природными и культурными процессами существуют глубокие параллели? Что такое мем?

4. С какими историческими воспоминаниями связана степь в коллективном сознании русского народа?

5. Какие свойства в национальном характере воспитывала река?

6. Какова роль воображения в познании окружающей природы?

7.Что такое экстенсивный и интенсивный тип природопользования?

8. Каким образом развитие пейзажного жанра отражает отношение человека к природе на разных этапах истории культуры?

Тестовый материал

1.Отчуждение человека от природы привело к возникновению…

– персонификации природы – технизированного мира

– тотемизма – анимизма

2. Фактор, вынуждающий сегодня говорить о необходимости создания экологической этики, – это…

– упрощение духовной жизни – усложнение общественных отношений

– экологический кризис – диктат культурных норм

3.Плоды и способы человеческой деятельности по превращению природы в культуру называются……культурой.

– художественной – материально-технической

– профессиональной – бытовой

4.Представление о природе как мастерской, где человек является полным хозяином и может преобразовать природный «материал» по своему желанию, характерно для …

– античности – китайского общества

– японского общества – западноевропейского общества ХVIII - ХIХ вв.

5.Французский ученый, возвестивший возвращение человека в лоно природы, это – …

– Ж-Ж. Руссо – К.Леви-Строс – А.Камю – П.Гольбах

6. По мнению представителей ……., отсутствует четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей.

– семиотики – позитивизма

– философии жизни – этологии

Креативные задания:

Прочтите отрывок из сонета французского писателя Шарля Бодлера «Соответствия»:

Природа – это храм, в котором живые колонны

Издают время от времени неясные слова;

Человек проходит к нему через лес символов,

И они следят за ним понимающим взглядом…

 

О каком соотношении природы и культуры говорит поэт?

(найти статью, приготовить доклад, написать мини-сочинение раскрывающие данную суть).

 

Тема 5. Мировоззрение как явление культуры.

Мировоззрение, его сущность, место и роль в культуре. Традиционный и современный подход к понятию мировоззрения. Основные типы мировоззрения. Конфуцианско-даосистский тип культуры.

Индо-буддийский тип культуры. Мир исламской культуры.

Христианский тип культуры. Культура атеизма.

Мировоззрение и наука. Мировоззрение и образование.

Толерантность как явление культуры.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое мировоззрение?

2. Каковы основные типы мировоззрения?

3. В каких сферах реализуется мировоззренческое сознание?

4. Что такое сциентизм, антисциентизм, технократизм?

5.Какое место занимает и какую роль играет мировоззрение в образовании?

6. Что такое мировоззренческая терпимость, принципиальность?

7.Что собой представляет мировоззренческая культура личности?

8. Что общего и чем отличаются понятия: мировоззрение и культурная картина мира?

Тестовый материал

1.Систему миропредставлений определенного общества, включая совокупность рациональных знаний, религиозных верований, мифологических текстов, нравов, ментальностей характеризует понятие…

– картина мира – традиция – идеология – ритуал

2. Созерцательность, консерватизм, аскетизм, строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям, традициям, церемониальность социальных контактов. Таковы этические установки……культуры.

– массовой – восточной – западной – элитарной

3.Активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм, большое разнообразие и лабильность норм социального поведения, предприимчивость, упрощение всякого рода ритуальности и быстрое расшатывание традиций, отражает этические установки…….культуры.

– западной – восточной – массовой – национальной

4. Западной культуре присуще такие черты, как…

– достижение гармонии с природной средой, коллективизм

– активное технико-технологическое преобразование мира, традиционность

– интуиция, вживание в мир, неподвижность

– индивидуализм, рациональность, активное технико-технологическое преобразование мира

5.Культура, максимально отражающая в самосознании природу национального характера и психологии, называется…

– политической – аутентичной – анклавной – адаптивной

6.Совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом, называют…

– культурным кодом – культурными нормами

– ментальностью – культурным архетипом

7.Отличитиельной чертой ……культуры является неукоснительное следование существующим образцам поведения; жизнь по заданным канонам.

– традиционной – массовой – этнической – инновационной

8. В повседневной жизни русским людям присущ(е,а)…

– жесткая дисциплина – уважение к закону

– уважение интересов других людей – правовой нигилизм

9. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относятся…

– природные условия – особенности культурных связей

– особенности динамики социально-экономического развития

– расовые различия

10.Мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психологическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы, называется…

– культурным кодом – ментальностью

– этническим сознанием – культурным архетипом

Креативные задания:

Составить структурно-логическую схему по типам мировоззрения (отношение к природе, Богу, миру, человеку, семье, обществу…)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: