Тема 1. Эпоха каменных орудий




Лекция 1. Палеолит. Развитие материальной и духовной культуры человечества по археологическим эпохам. Гоминиды. Архантропы. Homo habilis. Его орудие, хозяйство. Центры антропогенеза. Олдувайская эпоха. Техника обработки камня и основные орудия олдувайской эпохи. Древнейшие искусственные жилища. Огонь и его роль. Ашельская эпоха. Ручное рубило и колун. Материал орудий. Нуклеус. Техника леваллуа. Ареал ашельских памятников в России. Эпоха мустье. Соотношение с ледниковыми эпохами. Палеантропы, их особенности. Изменение формулы нуклеусов. Совершенствование техники обработки камня, вторичные приемы. Наконечник копья как первое составное орудие. Костяные орудия. Молодова-1, Киик-Коба. Охота и ее объекты. Роль растительной пищи. Первые погребения. Постепенный переход к человеку современного типа. Освоение новых пространств. Мустьерские стоянки Кавказа, Восточной Европы, Средней Азии, Сибири. Вопрос об археологических культурах. Поздний палеолит. Развитие производственных сил. Совершенствование техники обработки камня. Увеличение числа типов орудия. Составные орудия. Распространение костяных орудий. Совершенствование охотничьего оружия и приемов охоты. Начало рыболовства. Типы позднепалеолитических жилищ. Сунгирь. Палеолитические погребения. Убыстрение исторического развития и его причины. Ареал позднего палеолита.

Мезолит. Определение грани между палеолитом и мезолитом. Вопрос о времени возникновения зачатков производящего хозяйства. Появление микролитов, стрел, изогнутого рыболовного крючка, распространение составных орудий – важнейших изобретений мезолита. Рыболовные сети. Отступление ледника и изменение природно – географических условий. Индивидуализация охоты. Возрастание роли рыболовства. Мезолитические жилища. Русско – Луговая стоянка, Елин Бор, Огурдино.

Неолит. Дальнейшее расширение обитаемых земель. Определяющие черты неолита. Производящее и присваивающее хозяйство. Поиски новых пород камня. Зачатки горного дела. Новые приемы обработки камня, преобладание старых. Костные и роговые орудия. Совершенствование топора. Появление и распространение керамики, способы ее изготовления. Появление ткачества. Мотыжное земледелия. Роль охоты, Южнорусский неолит. Затяжной характер лесного неолита.

 

Тема 2. Эпоха палеометалла

Лекция 2. Энеолит. Открытие металла и возникновение металлургии. Этапы развития цветной металлургии. Металлургические центры. Высокие качества медных орудий и преобладание каменных. Древнейшие металлические вещи. Развитие обмена. Изобретение колеса. Распространение производящего хозяйства. Приручение всех основных типов скота. Социогенез. Трипольская культура. Этапы развития трипольской культуры. Металлургия Триполья. Расписная посуда. Жилища и их конструкция. Коломийщина. Появление укреплений. Лесные культуры энеолита. Афанасьевская культура Сибири.

Бронзовый век Кавказа. Успехи производящего хозяйства и металлургии. Развитие обмена. Появление бронзы, ее преимущество перед медью. Рост межродовых столкновений. Совершенствование оружия. Майкопская культура. Майкопский курган. Дольмены у станицы Новосвободной. Северокавказская культура. Скотоводство и земледелие. Погребальные обряды. Кобанская культура в бронзовом и железном веках. Хозяйство. Металлургия.

Бронзовый век степной полосы. Древнеямная культурно – историческая общность. Погребальный обряд, появление курганов как отражение новых идеологических представлений. Форма и орнамент керамики. Соотношение скотоводства и земледелия. Повозки. Земледельческие орудия. Катакомбная культурно – историческая общность. Хозяйство, погребальный обряд, керамика. Поселения. Складывание зачатков полукочевого скотоводства. Срубная культурно – историческая общность. Происхождение срубных племен. Обряд погребения. Поселения. Хозяйство. Андроновская культурно – историческая общность. Территория. Хозяйство. Преобладание скотоводства. Земледельческие поселения. Бронзовый век лесной полосы. Фатьяновская культура, ее группы. Погребения. Хозяйство. Металлургия. Социальный строй. Судьба фатьяновцев. Абашевская культура. Курганы. Керамика. Погребение литейщика.

 

Тема 3. Железный век степной и лесной Евразии

Лекция 3. Открытие железа. Зачатки черной металлургии в недрах цветной. Трудности освоения железа. Сыродутный процесс. Ковка. Вопрос о производстве чугуна и стали. Процесс проникновения железа в быт в разных странах. Влияние открытия железа на процессы общественного развития. Урбанизация, становление древнейшей государственности.

Скифы и сарматы. Киммерийцы и скифы. Погребения киммерийских всадников. Вопрос о происхождении киммерийцев и скифов. Скифские и нескифские племена Скифии. Развитие в степях коневодства и кочевого скотоводства. Вопрос о скифском государстве. Курганы древнейшие и классические в Северном Причерноморье и Предкавказье. Скифское оружие, сбруя, искусство, керамика. Влияние скифской культуры. Савроматы. Тагарская культура на Енисее. Господство бронзы и его причины. Оружие, орудия, украшения. Развитие поливного земледелия. Гончарное производство. Погребения. Курган Салбык, его каменные конструкции. Поселения, жилища. Курганы скотоводов Алтая. Погребения родовых вождей. Пазырык. Вещи из кожи, войлока, дерева.

Железный век лесной полосы. Дьяковская культура. Поселения. Землянки и наземные дома. Хозяйство. Городецкая культура. Селища и городища. Жилища, Керамика. Инвентарь. Хозяйство, Погребения. Святилища. Ананьинская культура на Каме и ее притоках. Происхождение. Городища. Хозяйство. Жилища. Металлургия. Керамика. Могильники. Оружие. Развитие обмена. Пьяноборская культура. Увеличение количества городищ. Уменьшение количества керамики. Срубные дома. Сарматы. Погребальный обряд и инвентарь. Скотоводство. Оружие сарматов. Меоты и меотская археологическая культура. Таштыкская культура. Погребения. Погребальные камеры. Поселения: Писаницы. Хозяйство. Появление оросительных систем. Сельскохозяйственные орудия. Ручные мельницы. Керамика. Развитие металлургии.

 

Тема 4. Археология античных городов Причерноморья

Лекция 4. Первые поселения греков в Северном Причерноморье. Ольвия, письменные источники по ее истории. Планировка Ольвии, агора, посвятительные надписи. Дома. Ремесла. Поселения вокруг Ольвии. Торговля со степью. Монеты Ольвии. Боспор Киммерийский. Пантикапей и возникновение Боспорского царства. Дома Пантикапея. Земледельческие орудия и хлеботорговля. Зернотерки, появление и совершенствование жерновов. Монеты Пантикапея. Ремесла. Ювелирное искусство. Керамика и керамическое производство. Важнейшие виды сосудов в хозяйстве и быту. Чернофигурная и краснофигурная роспись. Погребения. Таманский саркофаг. Склепы и их роспись. Стригили и панафинейские амфоры. Виноделие и рыболовство. Херсонес. Планировка Херсонеса. Водопровод. Херсонесские надписи. Сельскохозяйственные усадьбы. Проникновение римлян в Северное Причерноморье. Отражение римской экспансии на монетах местных государств. Земледелие. Значение провинциальной римской культуры для Северного Причерноморья

Тема 5. Археология средневековых кочевников Евразии

Лекция 5. Археологические культуры Средней Азии. Тюркский каганат древнетюркских племен Алтая и Тувы. Основные археологические памятники алтайских тюрок I тысячелетия. Типология погребений, описание обряда погребения, археологический материал богатых погребений: оружие, пояса, серебряные сосуды. «Руническая» письменность тюрок. Характеристика инвентаря простых погребений: орудия труда, элементы конской сбруи, описание комплекса вооружения. Культура древних хакасов (кыргызов). Характеристика основных памятников их культуры – поселений, погребений, «писаниц». Курганы богатых хакасов. Характеристика инвентаря поселений.

Кочевники Восточной Европы: аланы, болгары, готы, хазары. Характеристика основных археологических памятников. Археология салтово-маяцкой археологической культуры эпохи Хазарского каганата.

 

 

Тема 6. Археология протославянских и восточнославянских племен

Лекция 6. Источники изучения этногенеза восточных славян. Предлужицкая и тшинецкая археологические культуры. Складывание лужицкой культуры, ее значительный ареал. Поселение на берегу Бискупинского озера. Каркасные деревянные жилища, обустройство поселений. Поля погребений. Чернолесская и милоградская археологические культуры, вопрос об их принадлежности к протославянам. Культура клёшевых погребений. Пшеворская и оксывская археологические культуры.

Соседи восточных славян. Зарубинецкая культура, хозяйство, керамика, поселения, поля погребений. Социальный строй. Чаплинское городище под Гомелем. Продвижение зарубинецких племен на север. Черняховская культура. Территория, поселения, жилища, керамика. Вопрос об этносе черняховцев. Различия в погребальном обряде. Переход от родовой общины к соседской. Признаки славянской археологической культуры.

Культура пражского типа, ее керамика, поселения, погребения. Продвижение славян на восток. Корчакская культура, поселения, погребения, хозяйство, керамика. Господство земледелия в хозяйстве славян и его прогресс. Культура типа Лука - Райковецкой. Территория. Поселения. Заселение славянами Правобережья и выход на Днепр. Освоение Левобережья. Роменско – борщевская культура. Городища Новотроицкое и Титчиха. Хозяйство, жилища и промыслы. Развитие обмена. Керамика. Возникновение гончарного круга.

.

 

Тема 7. Археология древних и средневековых русских городов

Лекция 7. Типология древнерусских и средневековых русских городов. Характерные признаки топографии русских городов. Русские города как центры ремесла и торговли, политической и культурной жизни. Археология Киева, древнейшие каменные постройки, археологический материал памятников. Археология Новгорода, типы археологических памятников, особенности условия сохранности археологических памятников и археологического материала. Археология Москвы, эволюция материалов, применяемых при возведении укреплений Московского кремля. Археология других городов Руси - Рязани, Тверь, Смоленск.

Семестр

Тема 1. Понятие этноса и этничности

Лекция 1. Термин «этнос» и его признаки. Условия возникновения и существования этносов. Соотношение этноса, этникоса и этносоциального организма. Функции этноса, внутриэтническая интеграция и межэтническая дифференциация. Традиционно-бытовая культура как основное ядро предметной части этнологии, её компоненты. Примордиальный подход к анализу этничности. Этничность как инструмент, используемый в борьбе за благосостояние, статус, власть. Этничность как интеллектуальный конструкт. Теории этноса в отечественной науке.

 

Тема 2. Основные этнологические школы

Лекция 2. Формирование и сущность первой собственно этнологической теории – эволюционизма. Э. Тайлор. Человек – часть природы. Стадиальность развития человека. А. Бастиан, связь народа с географической средой, психологизм и биологизация общественного развития. Диффузионизм, распространение культурных явлений в результате контактов между народами. Ф. Ратцель. Л. Фробениус и теория «культурных кругов». Социологическая школа, Э. Дюркгейм. Соотношение индивидуального и коллективного в культуре. Функционализм, Б. Малиновский. Соотношение социальных структур и культур. Американская школа, исторической этнологии. Ф. Боас, А. Кребер. Обусловленность развития культуры внутренним развитием социальной группы. Этнопсихологическая школа, А. Кардинер, Р. Бенедикт. «Основная» личность и ее связь с культурой. Структурализм. Э. Эванс-Причард. К. Леви-Строс. Структура – любые отношения людей. Неоэволюционизм.

Тема 3. Этническая картина мира

Лекция 3. Основы научной классификации народов мира. Классификационные признаки. Географическая классификация, её содержание. Основные географические регионы, выделяемые в этнологии. Антропологическая классификация. Определение антропологии. Определение рас, расовые признаки. Основные человеческие расы, их переходные и смешенные формы. Языковая классификация. Язык, его место и роль в этнологии. Основные языковые семьи. Хозяйственно-культурная классификация. Определение хозяйственно-культурного типа; основные группы ХКТ.

 

Тема 4. Этническая идентичность

Лекция 4. Понятие идентичности, ее уровни. Виды этнической идентичности. Варианты развития этнической идентификации. Типы этнической идентификации. Основания, порождающие механизмы, признаки, средства и условия этнической идентичности. Этнодифференцирующие признаки. Психология этноса, её компоненты, уровни психологической структуры этносов. Компоненты психологии этносов – статические и динамические. Этническое самосознание.

 

Тема 5. Этнос и культура

Лекция 5. Культура, ее этнические функции. Культура как защитный механизм этноса, специфические и неспецифические механизмы. Уровни адаптации этноса к окружающей среде. Условия формирования этнической культуры. Этнонимы. Уровни этнической культуры. Этнический стереотип и этнический образ, механизмы их формирования. Этнические образы народов мира: русские, украинцы, белорусы, американцы, англичане, немцы, французы, японцы, китайцы, арабы.

 

Тема 6. Традиционное мышление и культура

Лекция 6. Проблема модернизации традиционных обществ и культур, включения их в современный мир. Понятие «традиционная» и «архаическая культура. Споры об особенностях восприятия, познания и мышления в традиционных (архаических) культурах. Сравнительное изучение типов мышления. Решающая роль языка в восприятии мира. Соотношение абстрактных и конкретно-ассоциативных образов, господство конкретно-образных названий в традиционных культурах. Основные черты традиционной (архаической) культуры: синкретизм, традиционность, автоматизированность. Знаки и вещи, их свойства и функции. Обычаи и ритуалы в традиционной культуре, их определения и структура. Проблема модернизации традиционных обществ.

 

Тема 7. Этническое взаимодействие и этнические конфликты

Лекция 7. Этническое взаимодействие, этнотрансформационные и этноэволюционные процессы этнической коммуникации. Факторы, определяющие межэтнические коммуникации. Ассимиляция и интеграция. Понятие «титульного» народа и национального меньшинства, отношения между ними: геноцид, апартеид, сегрегация, дискриминация. Теории этнокультурного взаимодействия. Этнические процессы в современном мире.

Понятие «межэтническая напряженность». Причины этнических конфликтов. Стадии этнического конфликта, классификация этнических конфликтов. Формы и способы регулирования этнических конфликтов. Специфика регулирования конфликтов на разных стадиях развития.

 

 

Содержание практических и семинарских занятий

Семестр

Тема 1. Эпоха каменных орудий

Семинар 1. (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика эпохи каменных орудий.

2. Первые стоянки человека на территории СНГ.

3. Мустьерская эпоха и верхний палеолит: природные изменения и эволюция техники.

 

Семинар 2 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Природные изменения и эволюция техники в эпоху мезолита.

2. Неолитическая революция и ее проявления.

3. Характеристика неолитических культур на территории СНГ.

 

Тема 2. Эпоха палеометалла

 

Семинар 3 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика эпохи палеометалла. Трипольская культура.

2. Бронзовый век Кавказа.

 

Семинар 4 (2 часа)

1. Бронзовый век Кавказа.

2. Археологические культуры бронзового века степной и лесной зоны Евразии.

Тема 3. Железный век степной и лесной Евразии

Семинар 5 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Появление железа, его значение.

2. Археология скифо-сибирского мира.

Семинар 6 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Характеристика археологических культур железного века лесной зоны Евразии.

2. Характеристика археологических культур гуннов и гунно-сарматской эпохи.

Тема 4 Археология античных городов Причерноморья

Семинар 7 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Археология Ольвии.

2. Археология Боспора.

Семинар 8 (2 часа)

Учебные вопросы:

3. Археология Боспора.

4. Археология Херсонеса.

Тема 5 Археология средневековых кочевников Евразии

Семинар 9 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Археология средневековых кочевников Азии. Тюрки.

2. Характеристика культуры древних хакасов (кыргызов).

3. Археология кочевников Восточной Европы.

Тема 6 Археология протославянских и восточнославянских племен

Семинар 10 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Археология протославянских археологических культур.

2. Археология восточных славян VI-VIII вв.

3. Археология Древнерусского государства.

Тема 7 Археология древних и средневековых русских городов

 

Семинар 11 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика археологических памятников древних и средневековых русских городов.

2. Археология Киева, Новгорода, Москвы.

3. Археология других русских городов: Рязани, Твери, Смоленска и др.

Семестр

Тема 1 Понятие этноса и этничности

Семинар 1 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Предмет и методы этнологии, связь этнологии с другими науками.

2. Понятие «этнос» и «этничность», структура этноса.

3. Характеристика подходов к определению этнической идентичности.

Тема 2 Основные этнологические школы

Семинар 2 (2 часа) конференция

Тематика выступлений:

1. Эволюционизм и неоэволюционизм.

2. Диффузионализм.

3. Функционализм и конструктивизм.

4. Американская школа исторической этнологии и культурный релятивизм.

5. Этнопсихологическая школа и социальная школа.

Тема 3 Этническая картина мира

Семинар 3 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Географическая и антропологическая классификация народов мира.

2. Языковая и хозяйственно-культурная классификация народов мира.

3. Этнография народов Австралии и Океании.

4. Этнография народов Западной и Южной Азии.

5. Этнография народов Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии.

 

Семинар 4 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Этнография народов Африки.

2. Этнография народов Америки.

3. Этнография народов Западной Европы.

4. Этнография западных и южных славян, народов Прибалтики.

5. Этнография неславянских народов европейской части России и Сибири.

6. Этнография народов Кавказа.

Тема 4 Этническая идентичность

Семинар 5 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Сущность этнической идентичности.

2. Основания этнической идентичности.

3. Структура психологии этноса.

Тема 5 Этнос и культура

Семинар 6 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Культура и ее этнические функции.

2. Этническая культура, ее элементы.

3. Этнический стереотип и этнический образ.

 

Семинар 7 (2 часа)

Семинар-конференция.

Тематика выступлений:

1. Этнический образ русских, украинцев, белорусов.

2. Этнический образ американцев и англичан.

3. Этнический образ немцев, французов, итальянцев.

4. Этнический образ японцев и китайцев.

5. Этнический образ арабов.

6. Этнический образ некоторых неславянских народов России (по выбору студентов).

Тема 6 Традиционное мышление и культура

Семинар 8 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Понятие «традиционной (архаической)» культуры; специфика восприятия и мышления.

2. Основные черты традиционной культуры.

3. Обычаи, ритуалы и их место в традиционной культуре.

Тема 7 Этническое взаимодействие и этнические конфликты

Семинар 9 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Этнокоммуникационные процессы, их разновидности, факторы, их определяющие.

2. Ассимиляция и интеграция, их виды.

3. Этнические процессы в современном мире.

 

Семинар 10 (2 часа)

Учебные вопросы:

1. Понятие этнического конфликта, их причины.

2. Классификация этнических конфликтов.

3. Формы и способы регулирования этнических конфликтов.

Дискуссия

Этнические конфликты на территории бывшего СССР: прошлое и настоящее.

 

 

6. Содержание самостоятельной работы студентов:

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

· развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

· получение, обработка и сохранение источников информации;

· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

 

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам

3 семестр

 

  № Тема Наименование занятия Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часов
  Раздел 1.  
  1. Эпоха каменных орудий 1. Эпоха каменных орудий Подготовка таблицы «Эволюция техники обработки камня и изготовления каменных орудий в каменном веке».  
2. Эпоха каменных орудий (ч.2) Подготовка к семинарским занятиям.  
  2. Эпоха палеометалла. 3. Эпоха палеометалла. Написание эссе «Значение открытия металлов в истории человечества».  
4. Эпоха палеометалла. (ч.2) Подготовка к семинарским занятиям.  
  3. Железный век степной и лесной Евразии.   5. Железный век степной и лесной Евразии. Подготовка виртуальной экскурсии «Курганы скифов».  
6. Железный век степной и лесной Евразии. (ч.2) Составление синхронистической таблицы археологических культур железного века степной и лесной Евразии.  
Итого СРС по 1-му разделу  
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию  
Раздел 2.
  4. Археология античных городов Причерноморья. 7. Археология античных городов Причерноморья. Подготовка виртуальной экскурсии «Археологические памятники греческих колоний Северного Причерноморья» (по выбору).  
8. Археология античных городов Причерноморья. (ч.2) Подготовка к семинарским занятиям.  
  5. Археология средневековых кочевников Евразии. 9. Археология средневековых кочевников Евразии. Составление синхронистической таблицы «Кочевники средневековья в степях Восточной Европы».  
  6. Археология протославянских и восточнославянских племен. 10. Археология протославянских и восточнославянских племен. Составление карты расселения славянских племен по «Повести временных лет». Написание исторического сочинения «Этногенез славян и его археологическая картина»  
  7. Археология древних и средневековых русских городов. 11. Археология древних и средневековых русских городов. Подготовка виртуальной экскурсии «Археологические памятники городов Руси» (по выбору). Написание исторического сочинения «Новгородские берестяные грамоты как исторический источник».  
Итого СРС по 2-му разделу  
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию  
Всего обязательная СРС по всем разделам 3 семестра  
Подготовка к зачету  
Всего обязательная СРС по семестру  
           

 

4 семестр

 

  № Тема Наименование занятия Содержание самостоятельной работы студентов Количество времени, часов
Раздел 1.
  1. Понятие этноса и этничности 11. Понятие этноса и этничности Подготовка выступлений докладчиков и вопросов оппонентов на семинар-конференцию.  
  2. Основные этнологические школы. 2. Основные этнологические школы. Составление биографии основателей этнологических школ  
  3. Этническая картина мира. 3. Этническая картина мира. Составление сравнительной таблицы «Характерные признаки основных человеческих рас».  
4. Этническая картина мира (ч.2). Подготовка к семинарским занятиям  
Итого СРС по 1-му разделу  
Подготовка к 1-му текущему контрольному тестированию  
Раздел 2.
  4. Этническая идентичность. 5. Этническая идентичность. Создание электронных презентаций  
  5. Этнос и культура. 6. Этнос и культура Подготовка к семинарскому занятию.  
7. Этнос и культура (ч. 2) Подготовка выступлений докладчиков и вопросов оппонентов на семинар-конференцию  
  6. Традиционное мышление и культура. 8. Традиционное мышление и культура. Подготовка к семинарскому занятию.  
  7. Этническое взаимодействие и этнические конфликты. 9. Этническое взаимодействие и этнические конфликты. Подготовка к дискуссии  
10. Этническое взаимодействие и этнические конфликты. (ч. 2) Составление синхронистической таблицы «Этнические конфликты на советском и постсоветском пространстве».  
Итого СРС по 2-му разделу  
Подготовка ко 2-му текущему контрольному тестированию  
Всего обязательная СРС по всем разделам 4 семестра  
Подготовка к зачету  
Всего обязательная СРС по 4-му семестру  
Всего обязательная СРС по курсу  

 

Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы

Всего в 3-4 семестрах — 8 часов

3 семестр (4 часа):

Содержание работы Количество времени
     
  Составление терминологического словаря по Темам семинаров 2 час
  Составление библиографии по темам рефератов 1 час
  Подбор иллюстративного материала к ответам на семинарах 2 час
  Составление подборки источниковых материалов по Темам семинаров 1 час
  Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной программой литературы 1 час
  Подготовка сообщения к занятию 1 час

 

4 семестр (4 часа):

Содержание работы Количество времени
  Составление терминологического словаря по Темам семинаров 2 час
  Составление библиографии по темам рефератов 2 час
  Составление биографического справочника «Основоположники и активные последователи этнологических течений и школ» 1 час
  Составление подборки источниковых материалов по Темам семинаров 1 час
  Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной программой литературы 1 час

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: