Методика проверки качества знаний в форме деловой игры. Понятие деловой игры.




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫпри ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СРЕДНЕРУССКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ

Факультет: юридический

Кафедра: «Конституционное и муниципальное право»

Направление подготовки: 40.04.01 – Юриспруденция

Магистерская программа: «Юрист для бизнеса, власти и обеспечения прав че-ловека»

 

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Деловые и дидактические игры»

Автор работы:

студент 1 курса группы 11 ЮЗВ (м)

заочной формы обучения

Литвинова Ю.С.

подпись________________________

Проверил:

доцент кафедры конституционного и муниципального права

Малявкина H.В.

Оценка____________________

Подпись __________________

«» 20 г.

 

 

Орел 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. …………………………………………………………..….... 3

1. Методика проверки качества знаний в форме деловой игры. Понятие деловой игры……………………………………….……….……………… 4

2. Деловая игра по праву «Законотворческий процесс» (на примeрe Липeцкого Областного Совeта дeпутатов)…….………………………..... 9

3. Формы, методы, структура дидактической игры……………………… 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………….. 20

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................... 21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Повышение эффективности подготовки студeнтов на основе внедрения новых прогрессивных форм и методов обучения – важная задача, стоящая перед педагогами. Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Актуальность темы - деловые игры могут дать вам не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникативность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду. Учить ее быть командой.

Объектом данной работы является, сотрудничeство и взаимодeйствиe мeжду прeподаватeлeм и малой группой с цeлью воссоздания общeствeнного и социального опыта для рeшeния различныx жизнeнныx ситуаций на занятияx.

Цельюданной работы является изучение методики проверки знаний по правовым дисциплинам в частности конституционного права, посрeдством дeловой игры.

Для достижeния цeлeй данной работы поставлeны слeдующиe задачи:

1) изучить понятиe и виды дeловыx игр;

2) рассмотрeть прeимущeства дeловой игры над традиционными мeтодами прeподавания;

3) проанализировать спeцифику дидактичeскиx игр.

Предмет исследования – эффективность использования деловых игр и дидактичeскиx игр на практике.

 

Методика проверки качества знаний в форме деловой игры. Понятие деловой игры.

Современные требования развития нашего общества особенно остро ставят вопрос улучшения качества подготовки выпускников к жизни, к практической деятельности в условиях постоянно развивающегося и меняющегося производства. Этому может способствовать введение в преподавание элементов имитации реальной производственной деятельности, элементов дидактической игры. Сегодня широкое внедрение в практику преподавания различных дисциплин игровых методик связано не с желанием педагога развлечь обучающихся, сделать занятия более живыми, менее скучными и однообразными. Внимание к дидактической игре как методу обучения и образовательной технологии напрямую связано с рядом социокультурных явлений современности, со стремлением найти новые грани взаимоотношений между педагогом и студентами.[1]

Деловые игры – метод имитации, направленный на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она помогает осваивать социально-значимые способности личности: способность сотрудничества и взаимодействия; умение работать в малой группе, способность эффективно разрешать конфликты. На уроках права деловые игры следует применять для решения важных, глобальных проблем жизни, для применения правовых знаний.

Игровая деятельность заключена в действии, а ведь именно действие, способность выбирать решение, находить выход из сложной ситуации – это то, чего мы ждём сегодня от студента, что хотим в нем сформировать. Для современных педагогов, особенно в условиях перехода к компетентностной модели образования, важно то, что игровая деятельность дает больше возможностей для развития самостоятельности, творчества, активности и воображения студентов, формирования у них желания деятельностного освоения мира.

Основные вопросы применения игрового метода в процессе обучения были достаточно глубоко изучены Я.М. Бельчиковым, М.М. Бирштейном, Л.С. Выготским, Р.М. Мироновой, В.П. Строгалевым, И.О. Толкачевой, Д.Б. Элькониным и другими учёными. При этом тема деловой игры тесно переплетается с вопросами эвристического характера обучения, мотивации учебной деятельности студентов вуза и обучения студентов искусству управлять.

Практические занятия по правоведению, несомненно, – важнейшая форма обучения правоведческим дисциплинам. На практических занятиях ученики отрабатывают теоретические знания, которые они получают на лекционных занятиях. Проблемы организации занятий по праву с использованием деловых игр не могли не заинтересовать ученых, методистов, педагогов-практиков. К этому вопросу обращались Н.Е. Анохина, В.В. Верстов, О.С. Цвиркун, Л.А. Евдокимова и др. Использованию деловых игр как метода преподавания права посвящены диссертации, например, Р.Р. Хайрутдиновой.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы обеспечивающей продуктивное общение.[2]

Имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной правовой ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и служат средством познания норм правового поведения, освоения процессов принятия правовых решений.

С их помощью можно определить:

  • наличие тактического и (или) стратегического мышления;
  • скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);
  • способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;
  • способность прогнозировать развитие процессов;
  • способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;
  • стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды».

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для полноценного изучения предмета. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто — генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.[3]

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. [4]

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача — дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Деловая игра дает ученикам свободу действий, она помогает им учиться работать в команде, что, несомненно, пригодится им в будущем, распределять ответственность на всех участников процесса и нести ее, воспитывать в себе такие качества, как: самостоятельность, дисциплинированность, коммуникабельность, умение правильно и грамотно выражать свои мысли и суждения, умение работать с нормативными документами, российским законодательством, умение грамотно составлять документацию и многое другое.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.[5]

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: