Эмоции и мысли: здесь и сейчас




 

- На мой взгляд, у вас в эфире появляются люди, которых мы не часто видим или даже в принципе по разным причинам не можем увидеть на традиционных пермских каналах…

- Есть разные… Более того, некоторые из них появляются везде. И на радио «Эхо Москвы в Перми», и на нашей известной телекомпании «Рифей»…Отличие - в предлагаемых обстоятельствах. Как в театре, хороший актёр у хорошего режиссёра сыграет так, а у плохого - по- другому. Я не хочу сказать, что я хороший режиссёр, но предлагаемые обстоятельства выстроены как неформальное общение, здесь все равны и нет авторитетов. Обычно ведь как: сидит известный журналист, который транслирует свои вопросы, которые зачастую повторяются… А здесь никогда и никто не знает, кто с ним окажется рядом.

-А тогда какова ваша функция?

-Ходить по грани, смотреть, как человек сиюминутно реагирует на какие-то неожиданные новости… Гость вынужден реагировать на своих собеседников в «горизонтальном» общении, и одновременно, учитывать то, что происходит сейчас в мире, в России, в Перми… Здесь нет ведущих, он предоставлен себе, он не может надеяться, что ведущий его о чём-то спросит. Нет! Он сам должен выступать, защищать свою позицию… Для других приглашённых, сидящих здесь же, пришедших со своей темой, нет пиетета перед ним, для них он просто случайный собеседник, и ему нужно здесь и сейчас убедить их в чём-то.

Ну вот, для примера. Приходили представители пресс-службы нашего оперного театра вместе с иностранным менеджером нового спектакля, а в этот день у нас митинг был, и в эфире - его участники. Мы планировали поговорить про этот предстоящий спектакль, каким он будет замечательным, какой у нас шикарный театр, какая премьера, и всё такое…

А тут – эти митинговавшие днём, речь шла о «Хромой лошади». Мгновенная смена интонаций! Благостный этот разговор мгновенно прерывается! Но это формат такой: личные новости, каждый говорит о своём, происходит такая сшибка всегда. И вот эта светская помпезность спадает, у наших театралов слёзы на глазах…Такое случается, конечно, не на каждом эфире, но эта мгновенная смена интонаций часто бывает, потому что люди не могут скрыть своих эмоций.

Думаю, мы создаём что-то на стыке… Нечто среднее между социальной сетью, телевидением и радио. Все наши программы строятся и распространяются и в социальных сетях. И гости приглашаются так же: я пишу, вот сегодня для эфира нужен такой-то человек… Но во время эфира меня не должно быть видно - я за кадром, такое своего рода тщеславие!

- Форматы, рубрики: их кто придумывает?

-Сам и придумываю. Некоторые, может, подсмотрены… Но концепция, как родилась, так и остаётся. Сейчас вместо трёх часов эфира – шесть. Первые три - образовательный канал.

-Аудитория вашего канала – специфическая, я правильно понимаю?

-Мы работаем с мыслящими людьми, которые хотят свои мысли транслировать. С другой стороны, хочется, чтобы люди, которые о том же думают, их услышали и захотели что-то изменить. Думаю, что к нам приходят те, кто нуждается в самореализации и возможности посмотреть на себя со стороны. Ведь постигает себя человек через взаимодействие с другими людьми. И самая важная потребность, которая не зависит от материального достатка и прочих факторов – это потребность быть оценённым представителями своей референтной группы.

- Получается, что это одни и те же люди, те, которые, например, смотрят канал «Дождь», слушают радиостанцию «Эхо Москвы»?

-Иногда гости одни и те же, но пружина-то всегда растягивается, это не страшно. Некоторые были уже здесь несколько раз, другие – только один. Повторяемость есть, но она не такая большая.

На «Эхе Москвы в Перми» вертикальная структура: ведущий «допрашивает» гостей, а мои гости сами друг с другом общаются, ведут такие интеллигентские разговоры как в своё время на кухне в Перми или в кофейне в Москве, а сейчас – у нас на студии!

Я уже говорил, говорил, что журналистское будущее- это отбор отдельных брендов, такая коллекция, объединённая в один бренд, один букет. Надо просто от каждого гостя взять самое лучшее. Для меня важна не столько «картинка», сколько внутренняя напряжённость, внутренняя драматургия.

 

Священный мусор

 

- Ваши удачи – общеизвестны, а приведите пример программы за эти четыре месяца, которая, на ваш взгляд, неудачна. И почему?

-… Насчёт неудач это - относительно. Как взглянуть. Недавно была у меня в эфире одна из представительниц городского Клуба автоледи. Она никакая не ведущая, но привела на эфир нашего знаменитого модельера. Конечно, в ходе интервью были сделаны все ошибки, которые только может сделать начинающий интервьюер. Вопрос, который длится бесконечно, она больше сама говорила, чем слушала… С одной, стороны, казалось бы - провал, но для круга наших автоледи, успешных женщин, бесценный опыт! Они смотрят, думают, ага, я вот так же могу, даже лучше… А для них мода- это очень интересно!

Сама личность спасёт, если даже интервьюер провальный. В смысле формы, наверное, это неудача; а удача в том, что без этого неопытного интервьюера не было бы у нас этого уникального гостя. К тому же, у нас ведь работают бесплатно.

Я к тому, что все люди – разные, и взгляды разные, иногда даже такие, которые я не приемлю. Но это жизнь, и мы пытаемся друг друга услышать. Вот это самое главное для меня, когда это столкновение идёт, эта сшибка… Может быть, я вас разочарую, но я уверен, что время журналистов прошло. Наступило время носителей индивидуального творческого бренда. В связи с этим вспоминаю книжку «Священный мусор» Людмилы Улицкой, у неё есть такая коллекция эссе, статей разных лет, где она сравнивает с ковром наше существование. Она говорит о том, что наше человеческое общение, это творческое создание новых связей, это такие своеобразные узелки… Будущее - за этими, так сказать, медиа-ткачами. Они достают из действительности разные эти узлы, сгустки энергии с помощью своего данного богом или кем-то таланта, энергии души, перерабатывают их, создают новую комбинацию – и отправляют дальше всем желающим. В чистом виде мы это наблюдаем в социальных сетях.

-Вы всё время придумываете новые формы подачи, новые форматы. Вот теперь образовательный канал…

- На образовательном канале для вечерних эфиров упор будет больше на обсуждения, на дискуссии… Мы надеемся на сотрудничество с департаментом образования Пермского края. Хотим показать лучших учителей прямо в действии. У них будут открытые занятия, но не как в школе… Это может быть творческий портрет учителя во взаимодействии с учениками, будем их приглашать. К нам уже приходили учитель года географ Ирина Баскевич и её ученики, они обсуждали проблемы взаимоотношений Израиля и сектора Газа! Проблемы взаимоотношений энергетического комплекса России и Урала… Было очень интересно.

Нельзя лежать на печи!

-Я правильно поняла, что Людмила Улицкая – это ваш писатель?

--Улицкая – для меня писатель номер один, именно в рассказах, а не в романах. Я рассказы у неё все прочитал, считаю, что она продолжает в наше время чеховские традиции. Больше - никто.

Мне очень нравится как Чехов (его поведение по жизни - моя ролевая модель), заканчивает свои письма: будьте здоровы и веселы, уныние это грех. Он так считал, и я так же считаю. В своё время я прочитал все его письма, 4500 писем, шесть томов. Я в определённом смысле чеховский персонаж, сейчас скажу очень важную такую вещь. Я для себя определил такой своеобразный «конец света», мои энергичные действия до конца нынешнего года. На печи лежать больше нельзя. Вот я и придумал для себя такую точку отсчёта, она же подгоняет русского человека!

-Поэтому вы не даёте себе передышки? Хотите всё успеть…Ваша работа, я правильно понимаю? – это ваша жизнь, вам интересно с вашими гостями, вы выбрали подвижнический образ жизни. Каждую неделю - ещё что-то новое, и ещё, и ещё… Кроме «Школы публичных деятелей», «Клуба женщин», «Школы предпринимателей», «Клуба вольных путешественников», не так давно появился «Политблогинг»… Откуда силы берутся? Вы хотите сделать жизнь лучше, используя все доступные вам средства, объединяя единомышленников, расширяя информационное пространство… Но ведь это и есть, по большому счёту, задача журналистики…

- …Без живых, горящих идеей, ярких людей любой журналист превращается в пустую оболочку… В каждой личности есть сильные стороны, которыми можно гордиться, их нужно брать и как-то для общества приспосабливать. Как это делает, например, двадцатилетняя Александра Степанова, которая ведёт у нас программу «Социальные сети и благотворительность». Это такая сеть добрых дел. Извините за пафос, но я вижу в ней лучшие черты русской женщины. Это новое поколение, которое правильно использует и социальные сети, и наш эфир, в том числе, для того, чтобы выстроить репутацию. Я ищу таких людей.

 

Александра Степанова, юрист и куратор частного приюта для животных, сказала мне, что благодаря открытой интернет – студии многое в её жизни изменилось. И не только потому, что расширился круг знакомых, что стало проще решать многие проблемы, связанные не только с питомцами приюта. Мир стал разнообразнее и интереснее, жизнь – более насыщенной и осмысленной.

А закончился наш разговор словами, которые я слышала и от многих других: «Встретимся у Влада».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: