1. Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.
Фреска — это живопись водяными красками по сырой штука. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изуче-ние хранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись византийских мастеров. Основная тематика фресок — изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого) и бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).
Мозаика - («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в X—XI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. В Софийском соборе в Киеве сохранилась мозаика с изображением огромной фигуры Богоматери Оранты («молящейся»). В отличие от Византии, где мозаичные изображения заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов, на Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась.
Необходимым атрибутом храмов были иконы.
Первые иконы на Руси появляются в X в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках - Владимирская Богоматерь, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI—XII вв. Но уже в XI в. больших успехов добиваются русские мастера - иконописцы: Алимпий, Олисей, Георгий и др., а в XII в. складываются местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения.
|
Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы.
Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются:
- плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.
2. Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры.
В Древней Руси под миниатюрой понимали очную иллюстрацию и называли ее «рукопись лицевая».
Древнейшие русские миниатюры сохранились в «Остромировом Евангелии» и Шорнике Святослава.
Книжная миниатюра и орнамент имели много сходных черт с мозаикой, фреской и ювелирными изделиями.
!!! Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси.
Отдельные деревянные скульптурные изображу ния святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в.
|
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Выдающееся развитие на Руси в домонгольское время получило художественное ремесло. В русских городах работали ремесленники более 100 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках: чеканки, скани, зерни, филиграни, черни по серебру, перегородчатой эмали.
К числу наиболее развитых ремесел относится и кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII—XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. было широко развито изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.
Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи.
МУЗЫКА
1. В средневековой Руси получили развитие два музыкальных направления: