Письменность. Просвещение.




ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА

Понятие «культура», типология культуры

Существует более 500 определений «К», приведем наиболее распространенный вариант.

Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и результаты этой деятельности –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культуру подразделяют: 1)на материальную и духовную; 2) народную, элитарную и массовую; 3) национальные культуры различных народов и др.

Традиционно объектом рассмотрения историков являются материальные и духовные ценности, созданные народами различных стран в определенные исторические периоды.

Основными направлениями изучения являются: просвещение и наука, литература, фольклор, общественная мысль архитектура, живопись, музыка, театр, кинематограф, бытовые традиции.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Русская культура – это громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков – учителей» Д.С.Лихачев

Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневеко­вой культуры Евразийской цивилизации.

Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину ми­ра той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.

Характерные черты:

1. открытость (существенное влияние на развитие древнерусской культуры ока­зало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже та­таро-монгольское));

2. синтетичность (культура Киевской Руси формировалась не в результате механи­ческого соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза).* *- Основу этого синтеза составила языческая культура восточ­нославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многове­ковую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. - Второй важнейшей составляющей явилась христианская куль­тура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопре­делило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Ев­ропой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.

3. самобытность и самостоятельность (древнерусский народ не просто перенимал достижения и традиции других народов, а творчески их перерабатывал, создавая самобытные и неповторимые произведения);

4. народность и имперсональность (произведения создавались непрофессиональными мастерами, имена которых чаще всего не были обозначены).

 

Письменность. Просвещение.

1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

 

2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 пол. IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла ) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христи­анских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальней­шему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаго­лицей и кириллицей.

Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древне-еврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из ко­жи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда — наоборот.

• В основу кириллицы было положено только греческое торжест­венное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, ки­риллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаго­лица так и не прижилась.

Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славян­ской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе — «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.

 

3. Первые школы открываются во времена Владимира 1 при церквях и монастырях. Особенностью Руси является то, что грамотность была доступна широким слоям городского населения.

* Уникальным доказательством этого являются новгородские, псковские, полоцкие и смоленские берестяные грамоты, первые из которых были найдены в 1951 г. в Новгороде и изучены академиком Арциховским.

3. Древнерусская литература

Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамент, изготовленный из специаль­но выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниа­тюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

Древнейшими известными книгами являются - «Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в..

Характерные черты:

- произведения создавались на родном языке, тогда как в Западной Европе на латыни;

- в произведениях присутствовала одна сюжетная линия или тема (значение принятия христианства, смысл жизни, место

Руси среди других народов и др.);

- отсутствовали условные персонажи, все действующие лица реальны (князья, священники и др.);

- изобилие длинных предложений и сложных грамматических конструкций;

- использование ярких образов и эпитетов;

- основными мировоззренческими позициями авторов являлись - патриотизм, гуманизм, терпимость и глубокая религиозность.

Вся древнерусская литература делится на переводную и ориги­нальную.

Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор перевод­ных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произ­ведения и хроники.

Оригинальная древнерусская литература представлена следу­ющими основными жанрами:

летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:

 

Летописание занимает центральное место среди жанров древ­нерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались ле­тописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.

Список всех летописей:

Первая летопись - кон. X века от Рюрика до Владимира I.

Вторая летопись - времен Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)

Третья летопись Никоновская - 60-70 гг. XI века (Митрополит Иларион)

Четвертая летопись - времен Святополка 90 годы XI века.

Пятая летопись - 1113 г. «Повесть временных лет»

(составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. (при Святополке начал,

при Мономахе завершил)

ПВЛ - это самый знаменитый русский летописный свод,

составлена на основе не сохранившихся более ранних летописей и уст­ных преданий.

«ПВЛ» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в.,

наиболее из­вестные из них — Лаврентъевская и Ипатьевская летописи,

Основная идея произведения — единство и величие Русской земли).

Шестая летопись - нач. XII века (начало ФР). игумена Сильвестра

С XII в. с началом ФР рас­цвет получает летописании е местных центров.

Поздние летописи XIII века разных русских княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицкое, Киевское).

Особенности летописания на Руси:

1. Летопись была делом государственным.

 

2. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззре­ние составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борь­бы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.

3. Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположе­ние материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиоз­ным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, лите­ратурному этикету.

4. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: поло­жительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицатель­ные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргу­ментом в борьбе властителей.

5. В летописях преобладают сюжеты полити­ческой истории, написанные пером пристрастного сочинителя.

 

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание ду­ховных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие Чтение о кн. Борисе и Глебе Нестор *** и др.)

 

Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное крас­норечие.

 

* Древнейший памятник торжественного красноречия «Сло­во о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое из­вестное оригинальное произведение, созданное русским авто­ром, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и про­славляющий Русскую землю и ее князей.

* Яркий образец нравоучительного красноречия«Поучение Вла­димира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой свое­образное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

«Слово» и «Моление» Данииила Заточника

— Особую группу памятников древнерусской литературы состав­ляют

хождения (хожения)

разновидность литературы о путешест­виях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о приро­де, климате, обычаях других стран.

 

* Одно из самых известных произве­дений этого жанра «Хожение игумена Даниила в Палестину».

 

 

Самым известным литературным памятником домонгольской Ру­си является «Слово о полку Игореве» (1185-1188 гг..).

Автор «Слова» при­зывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеоб­разие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исто­рической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

 

 

К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений ви­зантийской литературы и их переосмысления в соответствии с нацио­нальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.

 

АРХИТЕКТУРА

 

Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высо­ком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком ху­дожественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.

 

1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального

каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

С конца X в. начинается широкое строительство культовых зда­ний, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были де­ревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.

2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые камен­ные сооружения были построены под руководством византийских масте­ров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской ар­хитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образо­вывали крест, над которым возвы­шался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались бо­гослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились ве­рующие, невысокой преградой, ук­рашенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хо­ры, где во время богослужения на­ходились князь с семьей и его приближенные.

 

 

В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану зда­ния и символике его частей.

 

План четырехстопного крестово-купольного храма:

 

1— купол, 2 — столпы, 3 — алтарь, 4 — хоры, 5 - алтарная преграда

 

 

В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Со­фийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (1045—1050) и

Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).

Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.

Пример: каменные палаты князя Андрея Боголюбского в Боголюбово (не сохраниплись. только реконструкция)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: