ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА
Понятие «культура», типология культуры
Существует более 500 определений «К», приведем наиболее распространенный вариант.
Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и результаты этой деятельности –совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Культуру подразделяют: 1)на материальную и духовную; 2) народную, элитарную и массовую; 3) национальные культуры различных народов и др.
Традиционно объектом рассмотрения историков являются материальные и духовные ценности, созданные народами различных стран в определенные исторические периоды.
Основными направлениями изучения являются: просвещение и наука, литература, фольклор, общественная мысль архитектура, живопись, музыка, театр, кинематограф, бытовые традиции.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Русская культура – это громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков – учителей» Д.С.Лихачев
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.
Характерные черты:
1. открытость (существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское));
2. синтетичность (культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза).* *- Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом. - Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав, таким образом, мощный импульс для развития культуры в целом.
|
3. самобытность и самостоятельность (древнерусский народ не просто перенимал достижения и традиции других народов, а творчески их перерабатывал, создавая самобытные и неповторимые произведения);
4. народность и имперсональность (произведения создавались непрофессиональными мастерами, имена которых чаще всего не были обозначены).
Письменность. Просвещение.
1. Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой и узелково-иероглифической письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.
2. Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во 2 пол. IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла ) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
|
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.
• Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно именно она была создана Кириллом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древне-еврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда — наоборот.
• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.
Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе — «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.
|
3. Первые школы открываются во времена Владимира 1 при церквях и монастырях. Особенностью Руси является то, что грамотность была доступна широким слоям городского населения.
* Уникальным доказательством этого являются новгородские, псковские, полоцкие и смоленские берестяные грамоты, первые из которых были найдены в 1951 г. в Новгороде и изучены академиком Арциховским.
3. Древнерусская литература
Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамент, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Древнейшими известными книгами являются - «Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в..
Характерные черты:
- произведения создавались на родном языке, тогда как в Западной Европе на латыни;
- в произведениях присутствовала одна сюжетная линия или тема (значение принятия христианства, смысл жизни, место
Руси среди других народов и др.);
- отсутствовали условные персонажи, все действующие лица реальны (князья, священники и др.);
- изобилие длинных предложений и сложных грамматических конструкций;
- использование ярких образов и эпитетов;
- основными мировоззренческими позициями авторов являлись - патриотизм, гуманизм, терпимость и глубокая религиозность.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами:
летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
— Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Список всех летописей:
Первая летопись - кон. X века от Рюрика до Владимира I.
Вторая летопись - времен Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)
Третья летопись Никоновская - 60-70 гг. XI века (Митрополит Иларион)
Четвертая летопись - времен Святополка 90 годы XI века.
Пятая летопись - 1113 г. «Повесть временных лет»
(составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор. (при Святополке начал,
при Мономахе завершил)
ПВЛ - это самый знаменитый русский летописный свод,
составлена на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий.
«ПВЛ» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в.,
наиболее известные из них — Лаврентъевская и Ипатьевская летописи,
Основная идея произведения — единство и величие Русской земли).
Шестая летопись - нач. XII века (начало ФР). игумена Сильвестра
С XII в. с началом ФР расцвет получает летописании е местных центров.
Поздние летописи XIII века разных русских княжеств (Владимиро-Суздальское, Галицкое, Киевское).
Особенности летописания на Руси:
1. Летопись была делом государственным.
2. Она возникла как жанр исторической литературы после принятия Русью христианства, определявшего мировоззрение составителей и заказчиков летописей. Историческая мысль в средние века была подчинена богословию. Библейский рассказ о сотворении мира и человека считался единственно верным. Божественное провидение — творец истории, главная первопричина всех событий. Эти события являются результатом борьбы божественной и дьявольских сил. От слова "провидение" мировоззрение средневековых летописцев принято называть провиденциализмом.
3. Историческое время понималось летописцем как линейное; считалось, что для него характерно поступательное движение (от сотворения мира до конца света). Линейным пониманием времени объяснялось и расположение материала в летописях по годам. Способ передачи информации в летописях определялся как религиозным мировоззрением авторов, так и из авторитета старины, прецедента. В летописании, как и в средневековой живописи и архитектуре, писатель и художник должен был следовать определенным образцам, канонам, литературному этикету.
4. В летописи, как правило, отсутствуют полутона: положительные герои наделены всеми чертами идеальных людей, отрицательные предстают скопищем всех пороков. История была важнейшим аргументом в борьбе властителей.
5. В летописях преобладают сюжеты политической истории, написанные пером пристрастного сочинителя.
— Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие Чтение о кн. Борисе и Глебе Нестор *** и др.)
— Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие.
* Древнейший памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
* Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
«Слово» и «Моление» Данииила Заточника
— Особую группу памятников древнерусской литературы составляют
хождения (хожения) —
разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран.
* Одно из самых известных произведений этого жанра — «Хожение игумена Даниила в Палестину».
Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (1185-1188 гг..).
Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
АРХИТЕКТУРА
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
1. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального
каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были деревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде.
2. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. Сложившийся в зодчестве Византии тип крестово-купольного храма стал преобладающим в древнерусской архитектуре: четыре, шесть или более столбов (столпов) в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. В восточной части здания (алтарной) совершались богослужения. Алтарь отделялся от церковного зала, где находились верующие, невысокой преградой, украшенной тканями и иконами. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, ее место занял иконостас. В западной части располагался балкон — хоры, где во время богослужения находились князь с семьей и его приближенные.
В композицию интерьера православного храма органично включается строго разработанная каноническая система росписей и мозаик, подчиненная плану здания и символике его частей.
План четырехстопного крестово-купольного храма:
1— купол, 2 — столпы, 3 — алтарь, 4 — хоры, 5 - алтарная преграда
В первой половине XI в. византийскими и русскими строителями были возведены крупнейшие храмы крестово-купольного типа: Софийские соборы в Киеве (1037) и Новгороде (1045—1050) и
Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036).
Одновременно с храмами строились, но в значительно меньшем объеме, княжеские дворцы, боярские палаты и крепости.
Пример: каменные палаты князя Андрея Боголюбского в Боголюбово (не сохраниплись. только реконструкция)