Ошибки в бухгалтерских записях. Их классификация и способы исправления.
Ошибки, которые встречаются в бух.учете классифицируются по следюпризнакам:
1)по умыслу а)случайные б)умышленные
2)по полноте охвата а)сквозные – охватывают несколько счетов и неск. док-ов б)локальные – встречаются только в одном месте
3)по отношению док-та Бездокументальные записи – это бух.проводки, не подтвержденные первичными док-ми.
4)неправильные проводки а)неправильная корреспонденция счетов
б)не соответствие по сумме
5)по способу выполнения а)неверные арифметические подсчеты
б)необоснованные цифровые записи
Следует различать случайные ошибки и необоснованные учетные записи, несоответствующие док-ту. Требуется рассмотрение причин ошибки, бухгалтер может объяснить ошибки своей некомпетентностью, в этом случае применяется метод аналогии, рассматриваются аналогичные записи, была ли ошибка в таких же записях. Чтобы исключить случайность ошибки, подложная запись должна быть проверена в соответствии с классификацией ошибок по всем осонованиям, методика сбора инф-ции.
В бух.учете ошибки исправляются в соотв.с их хар-ом, 3-мя способами:
1)Корректурный способ – он применяется в случае, если ошибка заменена до составления баланса, яв-ся локальной и не требует изменения проводок. Неправильная запись зачеркивается так, чтобы можно было прочитать, затем вписывается правильная запись и на полях делается оговорка, например, «исправленному верить», делается подпись лица и дата. Исправление должно быть согласовано с лицами, подписывающими док-т.
2)Способ дополнительной записи применяется в случаях:
а)если пропущена какая-то сумма;
|
б)если сумма проводки занижена
3)»Красная сторона»
Красный цвет применяется для отрицательных чисел (записей). Случаи применения:
а)проводка и сумма не обоснованы
б)проводка правильная, но сумма завышена (сторона делится на сумму завышения)
в)неправильно сделана проводка – в этом случае запись исправляется и затем делается правильная запись
Дополнительные... записи могут использ.с целью сокрытия преступлений. Под видом дополнит.записей делаются бездокументальные проводки.
Делаются многократные... записи с целью запутать учет и отвлечь проверяющих. «Односторонняя сторона» - означает, что запись не двойная. В одном счете делается запись по дебету красным, а в др.счете тоже по дебету, но обычным цветом.
Проверка проводится путем взаимного контроля первичных док-ов и бух.проверок, иногда требуется восстановить учет.
Исправления должны оформляться бух.справкой (содержит все реквизиты первичного док-та)
Формы и этапы бухгалтерской работы. Права и обязанности главного бухгалтера.
Учетная работа состоит из этапов:
1 этап – поступление первичного док-та в бухгалтерию. Производится проверка док-ов по форме, т.е наличие подписей и др.реквизитов, и по существу (законность и т.д.). В бухгалтерии док-т подвергается обработке (цены, рассчит-ся сумма) Док-т группируется по однородным признакам. Делается бух.проводка (запись), т.е на самом док-те, или на отдельном, выставляется проводка. Проводка означает распоряжение гл.бухгалтера принять док-т к учету и отразить на соотв.счетах.... док-ты гасятся штампами «получено» и «оплачено». На этом этапе можно установить круг лиц, причастных к принятию подложного док-та.
|
2 этап – внесение записей в учетные регистры
Учетные регистры – это док-ты, которые принимаются для обобщения данных бух.учета. Они могут быть:
а)хронологические, т.е регистрация ведется по времени поступления док-та (регистрационный журнал)
б)систематические – записи ведутся по опред.системе, т.е по однородным признакам. Они делятся на 2 вида:
-синтетические – обобщенные регистры (гл.книга)
-аналитические – разделение на группы (карточка складского учета)
Учетные регистры делятся на виды:
-книги (кассовая и др)
-карточки (карт-а учета матер-ов)
-свободные листы (ведомости большого формата)
-.................... (распечатка с комп-ра)
-экранные док-ты (хранят в электр.виде)
3 этап - обобщение данных и составление бух.баланса
Контролируются бух.записи, выявляются и исправляются ошибки, составляется оборотно-сальдовая ведомость (рабочий отчет, который позволяет проконтролировать правильность бух.расчетов) Крупный баланс. Оборотная ведомость имеет св-ва равенства между итогами по кредиту и дебету всех счетов.
4 этап – передача информации пользователям
Права и обязанности главного бухгалтера
Главный бухгалтер несет ответственность:
-за формирование учетной политики;
-обеспечение контроля и отражение на счетах учета совершения хозяйственных операций;
-предоставление оперативной информации;
-составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;
-проведение совместно с другими службами экономического анализа.
Главный бухгалтер совместно с руководителем организации подписывает документы, служащие для приема и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные документы. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются.
|
Главный бухгалтер не имеет права принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим финансовую и договорную дисциплину. О таких документах главный бухгалтер в письменном виде сообщает руководителю.
С главным бухгалтером согласовывается назначение и перемещение материально ответственных лиц. Их перечень, а также перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждается руководителем организации также по согласованию с главным бухгалтером.
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению документов в бухгалтерскую службу обязательны для всех работников организации.
На главного бухгалтера не могут возлагаться обязанности, непосредственно связанные с материальной ответственностью. Ему не разрешается получать по чекам и другим документам денежные средства и товарно-материальные ценности. В небольших организациях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер по письменному распоряжению руководителя организации.
При освобождении главного бухгалтера от должности дела сдаются вновь назначенному главному бухгалтеру (при отсутствии последнего – работнику, назначенному приказом руководителя). Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерской отчетности и достоверности данных. После проверки составляется акт, который утверждается руководителем организации.