Рассмотрим некоторые принципы закаливания.




Из опыта работы

«Особенности проведения закаливающих процедур в ясельной группе»

Подготовила педагог

Высшей категории Кульпина Н.В.

Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребенка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изме­нения температуры атмосферного давления, магнитных и элек­трических полей Земли и др. не вызывали у детей резких откло­нений в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.

У детей раннего возраста еще не в полной мере сформированы терморегуляция и иммунная система, поэтому малыши чувствительны к температурным колебаниям и восприимчивы к инфекциям. Закаливающие процедуры в группах с детьми третьего года жизни чрезвычайно важны. Но не следует стремиться к проведению специальных закаливающих процедур. Надо в полной мере использовать действие воздуха в сочетании с гигиеническими водными местными процедурами в ходе повседневных обязательных естественных дел ребенка (уход за телом, игра, сон, естественная двигательная ак­тивность и т. п.).

Конечная цель всех этих мероприятий — расширение стереотипа действий ребенка по укреплению своего организма и доведение этих действий до уровня привычки.

Основное внимание в дошкольных учреждениях и в семье на­правлено на закаливание холодом. Однако систематические закаливающие процедуры создают возможность организму лег­ко переносить не только холод, но и жару.

Любые закаливающие мероприятия оказывают эффектив­ное воздействие, если учитываются особенности терморегуля­ции организма малыша и соблюдаются принципы закалива­ния.

Напомним основные особенности терморегуляционной си­стемы ребенка раннего возраста:

1. Незрелость нервной системы. Этим объясняется еще не­достаточно четкая ее деятельность в регуляции тепла. Напри­мер, когда у ребенка при действии одинаковых факторов быва­ет температура тела выше, чем у взрослого.

2. Кожа ребенка отличается нежностью и незрелостью всех слоев (в частности, мышечного). Вследствие этого до 2,5 лет у детей можно не наблюдать так называемой гусиной кожи, об­разующейся для уменьшения теплоотдачи и профилактики переохлаждения.

3. По сравнению со взрослым кожа малыша имеет большую поверхность (0,069 кв. м у ребенка и 0,025 кв. м у взрослого на 1 кг массы тела), поэтому детский организм в одних и тех же условиях быстрее охлаждается, чем взрослый.

Рассмотрим некоторые принципы закаливания.

1. Принцип постепенности увеличения закаливающих воз­действий, известный еще со времен Гиппократа. При закали­вании организма недопустимо форсированное снижение тем­пературы или увеличение продолжительности процедуры. Это особенно важно учитывать в работе с детьми раннего возраста. У них реакция на воздействие закаливающей процедуры мо­жет проявиться не сразу, а только через 2—3 дня.

2.Систематичность закаливания — это регулярное повто­рение закаливающих воздействий (начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни). Следует помнить, что закалить ребенка, как говорится, наперед, навсегда невозможно, какие бы усилия к этому ни прилагались. Даже у взрослого прекра­щение закаливающих процедур снижает устойчивость организ­ма к холоду через 2—3 недели, а у ребенка это происходит в еще более короткие сроки, через 5—7 дней.

Закаливание подготавливает организм малыша к переходу от одного сезона к другому, тренирует его защитные и приспо­собительные механизмы, чтобы они могли оптимально противостоять колебаниям интенсивности действия факторов внеш­ней среды.

Все мероприятия по закаливанию детей будут эффективны­ми только тогда, когда потребность в закаливающей процеду­ре станет такой же, как в еде, сне и др.

3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей орга­низма ребенка: состояния его здоровья, физического и психи­ческого развития, типологических особенностей нервной сис­темы, чувствительности к действиям закаливающих агентов. В соответствии с этими особенностями назначается закалива­ющая нагрузка.

4. Наличие обязательной эмоционально-положительной реакции малыша на любую закаливающую процедуру.

4. Многофакторность закаливания — использование раз­ных физических агентов: холода, тепла, механического воздей­ствия движения воздуха, воды и др. (нельзя закалить ребенка, только, например, водными процедурами, так же как нельзя заменить прогулку никакими другими средствами в целях за­каливания).

6.Полиградационностъ закаливания — применение раз­дражителей, разных по силе и времени воздействия (слабые, сильные, быстрые, медленные, средние). Цель такого закали­вания — не дать организму привыкнуть только к одному стереотипу закаленности (если действовать, например, только контрастным душем). При условии полиградационности в за­каливании вырабатывается готовность организма без отклоне­ний воспринимать различные естественные термические воз­действия, встречающиеся в жизни.

7. Сочетаемость общих и местных охлаждений. Оптимальная устойчивость организма ребенка достига­ется при чередовании общих закаливающих процедур с мест­ными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

8. Выполнение закаливающих процедур для повышения ус­тойчивости организма к термическим воздействиям в разном состоянии его терморегуляции, как в покое, так и при различ­ной двигательной активности ребенка.

9. Состояние организма — учет предшествующей деятель­ности. Интенсивные, непривычные мышечные нагрузки могут затормозить течение термовосстановительного процесса после охлаждения даже у закаленных детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: