Планы практических занятий
Тема 1. Психическое развитие личности в онтогенезе: основные понятия, детерминанты, закономерности, механизмы (2 часа)
План
1). Основные понятия и цели психического развития: активность, возраст, возрастные кризисы, высшие психические функции (ВПФ), движущие силы развития, депривация, дизонтогенез, наследственность, среда, онтогенетическое развитие, развитее, развитие психики, созревание, становление (сформировать тезаурус).
2). Проблема детерминант психического развития в зарубежной и отечественной психологии. Ведущие детерминанты развития человека.
3). Основные закономерности психического развития (Л.С. Выготский): неравномерности, цикличность, метаморфозы, сочетания процессов эволюции и инволюции.
4). Механизмы психического развития на разных возрастных этапах личности (имитация, присвоение, интериоризация идентификация, обособление, конформизм, ассимиляция, аккомодация рефлексия).
Тема 2. Психологическое понятие возраста и периодизация психического развития (4 часа)
План
1). Психологическое понятие возраста, его структура и динамика.
2). Проблема периодизации психического развития. Анализ классификационных схем периодизации детского развития в трудах Л.С. Выготского.
3). Теории онтогенетического развития психики в зарубежной психологии
3.1. Концепция рекапитуляции Ст.Холла.
3.2. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.
3.3. Теория психосексуального развития З.Фрейда.
3.4. Генетическая теория развития интеллекта Ж.Пиаже.
3.5. Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона
4). Теории онтогенетического развития психики в отечественной психологии
|
4.1. Концепция культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского.
4.2. Концепция психического развития ребенка Д.Б. Эльконина
Тема 3. Закономерности психического развития и функционирования личности на начальных этапах онтогенеза (4 часа)
План
1). Психическое развитие в период новорожденности. Безусловные и ранние условные рефлексы. Закономерности и нормативы развития (А.В. Гезелл, Н.М. Щелованов). Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления».
2). Психическое развитие в период младенчества. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности и новообразования возраста. Феномен госпитализма. Кризис одного года.
3). Психическое развитие в период раннего детства. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности и новообразования возраста. Кризис трех лет.
4). Психическое развитие дошкольника. Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте. Ведущий вид деятельности и новообразования возраста. Становление личности дошкольника. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет.
5). Психическое развитие младшего школьника. Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема адаптации ребенка к школе. Ведущий вид деятельности и новообразования возраста. Проблема перехода от младшего школьного к подростковому возрасту.
6). Психическое развитие в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития. Ведущий вид деятельности и новообразования возраста. Исследования «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии.
|
Тема 5. Закономерности психического развития и функционирования личности в периоды юношества и зрелости (4 часа)
План
1). Психическое развитие в юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в юности. Ведущий вид деятельности и новообразования возраста. Профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Кризис юношеского возраста.
2). Психическое развитие в период зрелости. Общая характеристика периода зрелости. Проблема выбора оснований для построения периодизации развития в зрелом возрасте. Отсутствие возрастных маркеров взрослости. Периодизация взрослости у мужчин и женщин. Общая характеристика психического развития в период ранней взрослости (20-40 лет). Общая характеристика средней взрослости (40-60 лет). Кризисы зрелости. Возможности бескризисного прохождения периода зрелости.
3). Поздний период жизни. Психологическая характеристика возраста. Безграничность личностного развития человека. Отсутствие четких границ этапа старения. Теории старения. Каскадная модель старения (Биррен). Задачи пожилого возраста (от 60 лет)(Р. Хейвигхерст). Старение и витаукт. Проблема социализации и социально- психологической адаптации пожилых людей. Продуктивное старение. Критические события старости
Тема 6. Основные стратегии и методы исследования психического развития (4 часа)
План