Известно, что этнический состав казахов представляет собой чрезвычайно сложный клубок племен и родов, в основном древнего и средневекового происхождения. Никто не отрицает того, что в составе казахов имеются осколки древнейших степных народов Евразии. Но никто не может отрицать и того факта, что в большинстве они имели автохтонное происхождение, т.е. испокон веков жили на территории Казахстана.
К сожалению, вывод Н.А. Аристова, продиктованный, возможно, бедностью письменного материала о казахских родах, находит своих сторонников и по сей день. Зависимость научной историографии от письменных источников Востока /Ки-
тай/ и Запада /античный/ не позволяет раскрыть истинную картину этнических процессов древнего периода. То же самое по отношению к средневековому периоду, частично освещенному китайскими источниками, а также арабо-персидскими, византийскими и тд. В целом, мы имеем фрагментарную картину этнических процессов, иллюстрирующую этнические процессы на перифериях Казахстана, оставляя незатронутой центральную часть. В результате, складывается впечатление, что территория Казахстана была необжитой, необитаемой и заселение ее происходило только благодаря активному движению племен с Востока в тюркский период истории Евразии. Это глубокое заблуждение.
Мы не будем повторять то, что мы изложили в предыдущих параграфах о ранних периодах истории. Одно неопровержимо: в эпоху неолита, когда совершалась величайшая революция в истории человечества, когда осуществлялся коренной перелом в связи с переходом к земледелию и скотоводству, территория Казахстана была достаточно плотно заселена. Пре-полагается, что именно на этих огромных степных просторах люди переходят первыми к одомашниванию лошади, и коневодство становится доминирующим видом хозяйственной деятельности. Мы также знаем о том, что одновременно во многих районах земного шара, особенно на территории Передней Азии, активно распространяется земледелие, как базовая отрасль хозяйства.
При существующих природно-климатических услових формирующееся скотоводческое хозяйство требовало подвижности. Про лошадей кочевники говорят «туар мал» /Жалаир/ «аякупы мал» - «они любят двигаться» /Ф.Щербина/ и, следовательно, первые коневоды также подчинились этой закономерности. Скот требовал новых пастбищ и хорошего травостоя, обмена. Таким образом, уже в эпоху позднего неолита и энеолита большинство занятого в скотоводстве населения в той или иной степени ведёт подвижный образ жизни.
Вероятно, в тех северных регионах, Ботай и др. поселения, где практиковалось табунное коневодство, сформировалось
своеобразное распределение пастбищ. В зимний период лошадей держали в лесостепных районах, там, где обнаруживается в наше время большинство поселений этого периода, а в летний период они паслись в степных пастбищах ближе к югу /современные границы Сары Арки/. Подобная система коневодческого хозяйства существовала у казахов в XVIII - и в начале ХГХ вв. в Северном и Северо-Восточном Казахстане. Различные архивные документы свидетельствуют о том, что большое количество табунов на зимнюю пастьбу отгонялись в правобережье р. Иртыш /в Кулундинские степи/.
Наиболее известный у поздних кочевников и, возможно, самый рациональный путь ведения кочевого хозяйства связан с Великим меридианальным путем /по маршруту север-юг/. В золотоордынское и постзолотоордьшское время этой системой было охвачено, на наш взгляд, не менее миллиона человек, находящихся в состоянии постоянных перекочевок с севера на юг и обратно. Вероятно, по меридианальным путям двигались еще в эпоху неолита охотничьи племена, следующие за стадами диких лошадей, куланов, сайги, лосей, каракуйрыков и т д. В процессе доместикации лошади, этот маршрут стал основополагающим в формировании хозяйственно-культурного типа степных кочевников.
Несколько параллелей для иллюстрации вышесказанного из жизни казахов второй половины XIX в. Мне представляется, что этот период относительно больше подходит для ретроспективного анализа древнего комплексного хозяйства. Так, казахи северных уездов Акмолинской и Семипалатинской областей зимовали в более северных широтах, а летом кочевали южнее. В то же время, южные уезды указанных областей зимовали за р. Сарысу и летом поднимались на север. О сложившейся системе степных передвижений племен пишет В.К. фон Герн:«... по дорогам от р. Сарысу до р. Чу летом нельзя встретить аулов киргиз Акмолинского уезда, потому что Чуйская, Мунглинская и Атасуйская волости, зимующие вблизи обеих дорог, летом уходят к северу от р. Сарысу имея летние стойбища близ берегов р. Сюрту и вокруг Конэк» /80 - С. 11/.
По наблюдениям В.К. фон Герна, волости, зимующие южнее р. Сарысу, переходят эту реку по направлению к зимовкам, в конце августа, а те которые зимуют на р. Чу - в октябре приходят со своими стадами к северным границам пустыни Бет-пакдала, с тем, чтобы при первой возможности воспользоваться для перехода через эту пустыню. Одновременно, этот маршрут служит основным маршрутом сезонных миграций диких животных. В.К. фон Герн пишет о табунах диких лошадей, часто встречающихся по пути через Бетпакдалу. Он лично застрелил из большого косяка шесть диких куланов. /89. - С.21/. Один из выдающихся этнографов XIX в. М.Чорманов в своих заметках писал о казахских родах, в продолжение всего года охотящихся за дикими лошадьми. В большом употреблении были у охотничьих групп казы и карта куланов, приготовляемых в соответствии с общераспространенными рецептами. Примечательны также слова М.Чорманова о некоторых необходимых условиях коневодства: «Без теплых зимовок табуно-водство существовать не может. Оттого эта отрасль скотоводства процветает только в тех уездах, которые имеют наиболее мест удобных для зимних стойбищ» /253. - С.20/.
Выгодность и преимущество меридианального пути прямо связано с близостью на юге развитого земледельческого региона. К Мавераннахрскому очагу оседлой культуры примыкал связанной с Великой степью маргинальный Туркестано-Таш-кентский оазис. Вероятно, еще в поздненеолитическую эпоху, когда на юге действовали Намазги, Джейтун и др., на юге Казахстана, на стыке двух хозяйственно-культурных типов, появились первые городские поселения. Вряд ли стоит доказывать, что причиной появления ранних городов в Туркестано-Ташкентском оазисе /по р. Сырдарья/ была торговля и обмен между кочевниками и земледельцами юга. Именно торговля рассматривается нами как основной градообразующий фактор в указанной маргинальной территории. Город растет, в первую очередь, как пункт торговли, во-вторых, как центр ремесленного производства, и в-третьих, как административный центр.
Хозяйственное освоение меридиональных путей /север-юг/ местным населением, вероятно, относится ко времени возникновения и формирования коневодства, т.е. к эпохе позднего неолита. В различных архаических вариантах древних сказаний параллельно встречаются как охотничьи, так и коневодческие сюжеты. Так, в сказке «Ер Твстгк» главный герой ищет своих братьев пешком: «Кемтр-ишлт ац мен к,устьщ етщ к,актап уйт бередг де, TecmiK жолт шышды. Белше садак, байтнады, крлына темгр таякалады, аягыяа темгр emm Kitedi. Аи журеЫ, жыл журедъ талой елЫ, талой жерЫаралайды. Жолдасы да - садагы, азьны да - садагы, жольи^да кез-келген ацды атып жеп отырады...Олдгм-талдым деп келт, may т шьщса, трауыткан крлын жычкьг кергнедг. Жылкыт келсе, жьии&тьщ шшде mizyni туртн кцра крс тур. Крска трсе, йгул1 бакыр тур. EaKjjipdbiffiuii тскен етпен толы екен».
Наиболее важным из магистральных дорог, пересекающих пустыню Бетпакдала, был путь из среднего течения Сырдарьи в Степь. В народе эта магистраль в зависимости от некоторых вариаций в пути следования имеет различные названия: Дже-тыкорунская, Уванаская и т.д. /в XIX - начале XX вв. отличали «Таракты жолы», «Тама жолы» /по названиям родов/. В целом, основной маршрут проходил по долине р. Сарысу, основной и единственной водной магистрали, пересекающей Бетпакдалу. Наиболее тяжелой частью этой дороги, по мнению академика А.Х.Маргулана «считался участок безводной пустыни, расположенный между долиной р. Чу и Сорбулаком, имеющий протяжение около 180 км» /168. - С.21/. Этот участок практически лишен всякой растительности и представляет собой бесплодную и безжизненную пустыню.
В различных источниках отмечается, что более или менее сносный корм и питьевую воду можно найти лишь после Сор-булака /в урочищах Жидели кудык/. В дневнике своей поездки через Бетпакдалу в 1883 г. В.К. фон Герн писал: «заросли сексе-ула встречаются к северу от пустыни Бетпакдала за Сорула-ком, увеличивается, по направлению прямо к северу от него и,
достигая значительных перелесков по направлению к оврагу Кок тас». /80. - С.4/. В описываемое время казахи Чуйской волости Акмолинского уезда в зимнее время, во время буранов свои табуны лошадей сохраняли в этих сексеуловых зарослях. Наиболее подвижные группы родов, несмотря на трудности, переходили поздней осенью указанные пустынные участки в направлении на юг. Примечательно, что вдоль этой трассы археологами обнаружены древние стоянки и многочисленные остатки кремневых орудий.
Этот тяжелый и мучительный путь по безводной и голой пустыне был овеян легендами еще в древности. В выше упомянутой сказке «Ер Твстгк» местом изначально проклятым называется Соркудук, находящийся на границе Бетпакдалы. Отец Кенжекей предупреждает свою дочь следующим напутствием: «Кртзыма евшем айт, Соркудыктьщбасына квшт кон-дырмасын, кондырса кейр болады». Но старый Ерназар, отец Ер Тостыка, не склонен принимать чужие советы, из-за чего в скором времени начались несчастья и приключения этой семьи. Попав в сети оборотня 1жалмауыз кемтр/, Ерназар жертвует своим любимым сыном: «Твстт жылкыдан анты аякты ала атты мтт, жетг аякты жирен атты жетегте альт келе жатканда, алдынан Кенжекей шытып мынаны айтады:
Соркудыктьщбасына
Сорт бола конды атом.
Жамауызт жалгызын
Жанынан корпит 6epdi атом».
В эпоху бронзы меридиональный путь, по которому двигались племена охотников и коневодов, превратился в крупную торговую артерию между цивилизациями Востока и Великой степью. В последнем широко развивается производство меди, олова и других цветных металлов. По самым приблизительным оценкам размеры добычи медной руды достигали милли-оннов тонн и фактически обеспечивали не столько внутренние потребности, сколько внешние запросы. Экспортно было ориентировано не только готовая медь, но и технология получения бронзы и других сплавов. В непосредственной связке, ве-
роятно, следует рассматривать запоздалое появление бронзы в других регионах /Передняя Азия, Китай и др./.
Наряду с возникновением в центральных степных регионах древней металлургии и протогородских поселений, одновременно на юге появились крупные перевалочные станции и города специализирующиеся в торговле металлом. Медь, олово и другие металлы, добываемые в Центральном Казахстане, поступали в виде слитков в города по р. Сырдарья, оттуда переправлялись в Переднюю Азию, в Северную Индию и т.д. Один из крупных городов среднего течения Сырдарьи назывался Дизроин /город меди/. М.Кашгари пишет о том, что это название произошло от крепости. Вероятно, такая интерпретация не полностью раскрывает первоначальное значение города: «Кейбгреулер букйг Мауреннахрды Турт елг den me есеп-meudi. Ол Янгитнттен басталады. Оныцтагыб1раты-Дизроин Мыс шаЬары. Еерштгте байланысты солай аталшн. Бул Букараш жак?>т. Осы жерде Афрасияптьщ кьгзы Каздын Kyueyi Сияуыш ттгршген. Мажусилер жыл сайын сонда 6ip кун жиналып, курмандык, шалып, кабгрте к.анын шашады» /127. - С. 1 II. Меридиональные пути через южные пустыни служили и для отправляющихся в дальние миграции степных племен. Так, у казахов как Западного, так и Центрального Казахстана еще в XIX в. были живы смутные воспоминания о народах, покинувших Великую степь в древности. Часто встречаются высказывания в речитативе: «Букрныс~жет1 журттан калган коныс, ноюйдын квшт талаксалшн к,оныс» /92/. В записях М.Ж.Купеева, в принципе, также повествование идет в этом духе: «Сонанб1рнешежурткелт, нешежурткелт,а%ыр ая1ы мык деген бгр журт uenemnmi, о да Keminmi. Illupeuiui деген 6ip журт ueneninmi, о да Keminmi Бул екеутен соцнотй иеленттг. Олардан калтн белгг бар, эр жерде кцлган улг1 бар».
Переход к постоянным маршрутам и стабилизация мест зимних стоянок племен связывается с наступлением сакской эпохи. По мнению К. Акишева, лучшие из стоянок не менялись «за весь период существования кочевого скотоводства на территории Казахстана»/!5.-С.ЗЗ/.
Речь идет о формировании не столько стабильных маршрутов, а скорее всего, комплексного хозяйственно-культурного уклада, сочетавшего кочевое скотоводство в северных регионах и оседл ое-земледельческое на юге. Временами, в силу каких-либо внутренних причин, или под давлением внешних обстоятельств, происходит выплескивание части племен за пределы Великого степного пояса Евразии. Эти, так называемые элитные движения, оказывали кардинальное воздействие на судьбы оседлых культур Востока и Запада. В то же время, для большинства из них характерна обратимость. Так, легендарный предводитель кочевников Огуз-хан после каждого похода возвращается в свой коренной юрт, в горы Эрь-таг и Герь-таг/т.е., в Центральный Казахстан/: «Прожив много лет в завоеванных странах, Угуз-хан уничтожил врагов, облаготворил друзей, во всех областях, которым голова Сирам, а ноги Египет, поставив правителей, возвратился в свой юрт» /6. - С.23/.
В начале первого тысячелетия до н.э. окончательно сформировались этногенетические предания о происхождении народа Алаш, коренного субстрата степных племен. Эти древние мифы зафиксировали характер этнической структуры кочевников, во главе которых стоят сыновья или приближенные великого родоначальника народов Великого степного пояса Евразии Алаша-хана. Очевидно, стабилизация, наступившая в начале I тыс. до н.э., привела к формированию единых форм материальной культуры /как повозка, юрта, конская сбруя, костюм/.
В последующем, несмотря на различные перипетии судьбы, преемственность в этнокультурном развитии Великого степного пояса Евразии фактически не меняется и наследуется в XV в. казахскими племенами. Наиболее наглядным доказательством этого факта является предпринятое казахами строительство в XV - начале XVI вв. /вероятно при Касым-хане/ мавзолея Алаша-хана. При наступлении тотального кризиса степной номадической культуры и потери политического лидерства степные племена обратились к этой легендарной культовой
фигуре первопредка, олицетворяющего единства мира кочевников Евразии.
Меридиональный путь с древнейших времен стал служить культурно-духовным целям народов Центральной Азии. В отрогах Великих возвышенностей Улытау появляются первые проповедники зороастрийской веры, и пророк Зороастр не раз путешествовал через Бетпакдалу, распространяя духовные ценности веры. С тех древних лет сложилось священное отношение к земле, как к колыбели человеческой, как к основополога-ющей субстанции. Арка, суровые величайшие равнины и степной мелкосопочник, назывался отцовским юртом lama журт], животворный, благодатный, жаркий юг назывался материнским юртом /ана журт!. Такая ориентация для казахов стала спасательной в годы различных бедствий /босу/.
Так сложилась ось Великой степной культуры Евразии. Несмотря на все потрясения, выпавшие на долю кочевников ядровая территория служила началом и фундаментом этнич-ности, стержнем этнокультурных традиций. Основная ось, по которой функционировала жизненная энергия степного мира, была связана с Великим меридиональным путем. Эпицентр системы координат Евразийского степного мира находился в Сарыарке, известной как политический и культовый центр, как отчий дом. Здесь вызревали наиболее сложные процессы в истории кочевничества и наиболее остро ощущалось нарушение мировой гармонии, по зову которой стремились степные пассионарии.
Список литературы:
1. Эбшгазы. Турш шеж1рес1. /Кене турж тшшен аударган Б.Эбшкасы-мов.-Алматы, 1991.
2. Абаев В.И. К вопросу о прародине и древнейших традициях индоиранских народов//Древний Восток и античный мир. - М., 1972, С.26-37.
3. Абенов Е. Цивилизационные основы казахстанской государственности //Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. -1996. -№3.-С.91-109.
4. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. -Л., 1972.
5. Абрамзон С.М., Потапов Л.П. Народная этногония как один из источников для изучения этнической и социальной истории /на материалах тюр-коязычных кочевников// Советская этнография. -1975. - №6. - С.28-41.
6. Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. Сочинение Абуль-Гази, хивинского хана. /Пер. и предисловие Г.С.Саблукова, с послеслов. и прим. Н.Ф.Катанова. - Казань, 1906.
7. Абусеитова М.Х. Казахстан и Центральная Азия в XV-XVII вв.: история, политика, дипломатия. - Алматы, 1998.
8. Авеста. Избранные гимны. Из Видевдата /Перевод с авестийского И.Стеблин-Каменского. - М., 1993.
9. Авдиев В.И. История древнего Востока. 3-е изд. - М., 1970.
10. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. - Ашхабад, 1969.
11. Агаджанов С.Г. Государство Сельджуков и Средняя Азия в XI-XII вв.-М., 1991.
12. Аджигали С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана /на основе исследования малых форм/. -Алматы, 1994.
13. Айдаров Г. Орхон ескертюштершщ текст!. -Алматы, 1990.
14. Акимушкин О.Ф. Хронология правителей восточной части чагатайского улуса /линия Туглук-Тимур хана// Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. - М., 1984.
15. Акишев К. А. К проблеме происхождения номадизма в аридной зоне древнего Казахстана//Поиски и раскопки в Казахстане. - Алма-Ата, 1972. С.31-46.
16. Аддаспан. XV-XVIII гасырлардагы казак акын-жырауларынын шыгармалар жинагы. К,УРасть1РУшы М.Магауин. - Алматы, 1971.
17. Алимбай Н., Муканов М.С., Аргынбаев Х.Традиционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории. - Алматы, 1998.
18. Алпысбаев Х.А. Памятники нижнего палеолита Южного Казахстана /о древнейшем заселении Казахстана первобытным человеком/. - Алма-Ата, 1979.
19. Алпысбесулы М А. Этнологическая интерпретация истории Казахстана по материалам шежире казахов. - Караганда, 2000.
20. Андрианов Б.В. Неоседлое население мира /историко-этнографи-ческое исследование/. - М.,1985.
21. Аргынбаев X., Муканов М., Востров В. К,азак uieatipeci хакында (кураст.: Э.П1рманов). - Алматы, 2000.
22. Аристов Н. А.Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. - СПб., 1897.
23. Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о родовых тамгах, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований // Живая старина. - Вып. III-IV. - Спб., 1894.-С391-486.
24. Артыкбаев Ж.О. Казак, этнографиясы: этнос жэне когам. XVIII гасыр. - Караганды, 1995.
25. Артыкбаев Ж.О. К^зах. мемлекет!: сипаты, курылымы жэне кызмет //Казак мемлекеттшгшц калыптасу кезендер! мен тарихи тагдырлары. Халыкаралак, гылыми -теориялык Маргулан окулары конференциясынын гылыми жинагы. Жезказган, 1998. - С.20-27.
26. Артыкбаев Ж.О.История Казахстана. Прикосновение к истории равносильно осознанию вечности. - Астана. 1999.
27. Артыкбаев Ж.О. Казахское государство: к проблеме методологии. // Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы: Материалы Международной конференции. Отв. ред. М.Х. Абусеитова.-Алматы, 1999.-С.37^7.
28. Артыкбаев Ж.О., Алпысбесулы М. Казахское шежире: к проблеме методологии /Ютантарихы.-1999. -№ 2. -С.5-10.
29. Артыкбаев Ж.О., Ибрагимов Ж.И. 1916 жыл:хандык билжтщжа-щыруы // Отан тарихы. -1999, № 2. - С.5-10
30. Артыкбаев Ж.О. Кдзакстан тарихы: окулык-хрестоматия. - Астана, 2000.
31. Артыкбаев Ж.О. Алаша хан/Казахское шежире об эпохе Алаша хана/ // Кдзакстандагы тарихи - мэдени урдатердщ еткеш, бупш мен болашагы. Маргулан окуларьшыдгъшыми жинагы.-Жезкдзган, 2000. -С. 12-18.
32. Артыкбаев Ж.О.Материалы к истории правящего дома казахов. -Алматы, 2001.
33. Арутюнов С. А., Чебоксаров Н.Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества //Расы и народы. - Вып.2- М., 1972. - С.19-29.
34. Асфендиаров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. -М.-Алма-Ата, 1935.
35. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. - Алма-Ата, 1989.
36. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. - М., 1965.
37. БазыдханБ. Монгол-казах толь. Монголша-кдзакшасездж. -Удал-батьф - блгий, 1984.
38. Баранов Х.К. Арабско-русский словарь. -М., 1989.
39. Бартольд В.В. Двенадцать лекции по истории турецких народов Средней Азии//Соч.-Т.5.-М., 1968.
40. Бартольд В.В. История турецко-монгольских народов // Соч. - Т.5. -М., 1968.
41. Белицкий М. Забытый мир шумеров. /Пер. с польского/. Послесл. Й.С.Ключкова.-М, 1986.
42. Бенвенист Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терминов. -М., 1995.
43. Бердыев О. Древнейшие земледельцы южного Туркменистана. -Ашхабад, 1969.
44. Бернштам А.Н. Очерки истории гуннов. - Л., 1951.
45. Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейс-ких турок VI-VIII вв. - М. - Л., 1946.
46. Бибикова В.И. К изучению древнейших древнейших животных Восточной Европы// Бюллетень МОИГ Отд. биологии. - Вып.З. - Т.22. -1967.
47. Бибикова В.И. Фауна Дереивки и ее особенности //Новейшие открытия советских археологов. - Киев, 1975. - 4.1.
48. Бикенов А.Х. Дестурл! мемлекет epeKuiemKTepi // К,азак,тарихы. -2001,№4-33-36 б.
49. Бичурин /Иакинф/ Н.Я. Собрание сведений о народах обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1-2. - М., 1950.
50. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка. /Перевод Е.М. Лысенко. Примечания А.Я.Гуревича. - М., 1973.
51. Богораз-Тан В.Г. Распространение культуры на земле: Основы этнографии. - М - Л., 1928.
52. Богоявленский С.К. Материалы по истории калмыков в первой половине XVII века//Исторические записки. -Т.5.-1939.
53. Бойс Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи, /Пер. с англ. И.М. Стамблин-Каменского. Послесл. Э.А.Грантовского. - М., 19S7.
54. Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии./Пер. с англ, и прим. П.А. Грязневича. - М., 1971.
55. Бекейханов Э. Шыгармалар. - Алматы, 1994.
56. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / /Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. /Перевод Л.Е. Куббеля. Вступит, статья и ред. Ф.Н.Афанасьев.-Т.1.-М., 1986.
57. Броневский С.Б. Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кай-саках Средней Орды// Отечественные записки. - СПб., 1830. - Ч. 41,42,43.
58. БудаговЛ.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий: в 2-х томах. 2-е изд. (на стереотипе).-М., 1960.
59. Букейханов А.Н. Избранное. /Гл. ред. Р.Нургалиев. - Алматы, 1995.
60. Букинич Д.Д. История первобытного орошаемого земледелия в Закаспийской области в связи с происхождением земледелия и скотоводства //Хлопковое дело. - 1924, №3-4. - С.93-121.
61. Вайнберг Б.Г. Этнография Турана в древности. VII в. до н.э.-VIII в. до н.э.-М., 1999.
62. Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. -М., 1991.
63. Валиханов Ч.Ч. Оформах казахской народной поэзии// Собр. соч. в 5 т. - Алма-Ата, 1984. - Т. 1. - С.280-286.
64. Валиханов Ч.Ч. Заметки по истории южно-сибирских племен // Собр. соч. в 5т. - Алма-Ата, 1984. - С.294-305.
65. Валиханов Ч.Ч. Киргизское родословие//Собр. соч. в 5 т. -. Алма-Ата, 1985.- Т2.- С. 148-166.
66. Валиханов Ч.Ч. Очерки Джунгарии // Собр. соч. в 5 т. - Алма-Ата, 1985.-Т.З.-С.325-357.
67. Вамбери А. Введение в сочинение А.Вамбери «Первобытная культура тюрко-татарских народов». // ЗЗСОРГО. - Омск, 1884. - Кн.IV. -С. 1-49.
68. Варга Домокош. Древний Восток. - Будапешт, 1985.
69. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. -М., 1976.
70. Васильев Л.С. История Востока. В 2-х т. - М., 1998. 71.ВеберА. Избранное. Кризис европейской культуры.-СПб., 1998.
72. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. - Алма-Ата, 1989.
73. Владимирцов Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. - Л., 1934.
74. Вундт Вильгельм. Социальные законы // Философия истории: Антология. Сост., ред. ивступ. ст. Ю.А.Кимелева. - М., 1995.
75. Гамкрелидзе Т.В. Индоевропейский язык и индоевропейские миграции / К вопросу о индоевропейском праязыке и индоевропейской прародине/ Культурное наследие Востока: проблемы, поиски, суждения. - Л., 1985. - С.356-363.
76. Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В. Первые индоевропейцы в истории: предки тохар в древней Передней Азии//ВДИ, 1989, № 1,-С. 14-29.
77. Ганковский Ю.В. Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы.-М., 1958.
78. Гаффаров М.А. Персидско-русский словарь: В 2-х т., 2-е изд. /в стереотипе/.-М., 1976.
79. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.-М., 1972.
80. Герн фон В.К. Поездка на р.Чу к ее устью через пустыню Бетпак дала в сентябре 1883 Г.//ЗЗСОИРГО. - Кн. X. - Омск, 1889.
81. Геродот. История в девяти книгах. /Перевод с греческого Ф.Г.Мищенко. Изд. 2-е. - М., 1888.
82. Грантовский Э. А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. -М., 1970.
83. Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. - М., 1980.
84. Григорьев В.В. Об отношениях между кочевыми народами и оседлыми государствами // ЖМНП. -1875, март.
85. Гундогдиев О. Прошлое туркмен. - М., 1998.
86. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1967.
87. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1972.
88. Гуревич Е.П. Международные отношения в Центральной Азии в XVII - первой половине XIX вв. - М., 1979.
89. Дахшлейгер Г.Ф. О периодизации дореволюционной истории Ка-захстана//МНС. -Ташкент, 1955. -С.457^64.
90. Диваев А. Алача-хан. // Туркестанские ведомости. -1902, № 90.
91. Диваев А. Тарту./K,Ypacr., аягы сезш жене тусшж жазган Ф.Ораза-ева.-Алматы, 1992.
92. Досмухамедулы X. Аламан. /К,ураст., алгы сез! жэые туошк Г.Эне-сов, А.Мектепов, Ш.Кер1мов. - Алматы, 1991.
93. Древнетюркский словарь. -Л., 1969.
94. Дулат. Замана сазы: влендер мен дастандар. /Кураст., баспага эз!рле-ген К.вм1рвлиея. - Алматы, 1991.
95. Дулати М.-Х. Тарих- и Рашиди. Рашидова история. /Пер. с персид. языка, 2-е изд. дополн. - Алматы, 1999.
96. Дьяконов И.М. Прародина индоевропейцев (по поводу книги Е.Е. Кузьминой «Откуда пришли индоарии?». - М., 1994) // 8ДИ. -1995, №1.-С. 123-130.
97. Дьяконов И.М. История Мидии. - М.-Л., 1956.
98. Дьяконов М.М. Очерки истории Древнего Ирана. - М., 1961.
99. Егер О. Древний мир//Всемирная история. - Т.1. - СПб., 1903.
100. Егоров В. Л. Государственное и административное устройство Золотой Орды // Вопросы истории. -1972, №7. - С.32-42.
101. Егоров В.Л. Историческая география Золотой ОрдывХИ-XIV вв.-М., 1985.
ЮЗ.ЕрЕд1ге//Еддгебатыр.-Алматы, 1996.
104. Ермолова Н.М. Остатки млекопитающих эпохи бронзы из городища Алтын-депе //Новые археологические открытия в Туркменистане. -Ашхабад, 1982.
105. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. - Л., 1974.
106. Жданко Т.А. Номадизм в Средней Азии и Казахстане /некоторые исторические и этнографические проблемы // История, археология и этнография Средней Азии. - М., 1968. - С.274-282.
106. Жданко Т.А. Этнические общности и этнические процессы в дореволюционной России //Современные этнические процессы в СССР. -М., 1975.-С.33-84.
107. Зайберт В.Д. Динамика взаимодействия природно-экологических и социально-экономических факторов в процессе становления и развития производящего хозяйства в степях Казахстана//Взаимодействие кочевых культур и оседлых цивилизаций. - Алма-Ата, 1989. - С. 171 -179.
108. Зайберт В.Ф. Энеолит Урало-Иртышского междуречья. - Петропавловск, 1993.
109. Златкин В.Ф. Некоторые проблемы социально-экономической истории кочевых народов. //Проблемы алтаистики и монголоведения. Материалы Всесоюзной конференции.-Вып. 1.-Элиста, 1974.-С.28-35.
110. Ибн Халдун. О причинах упадка цивилизационной жизни //Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Б.С.Ерасов. - М., 1998. - C.I91-192.
111. Иванин М. О военном искусстве при Чингисхане и Тамерлане./ 2-е изд. - Алматы, 1998.
112. Иллич-Свитыч В.М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь. Т.1-3. - М., 1971-1984.
113. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. /Вступ. статья, перевод, комментарий Е.Ч.Скрижинской. - М., 1960.
114. Ирмуханов Б.Б. Прошлое Казахстана в письменных источниках V в. до н.э. (извлечения из источников). - Алматы, 1997.
115. История древнего Востока. /Под ред. В.И. Кузищина. 2-е изд. -М., 1988.
116. История древнего мира./Под ред.И.М.Дьяконова,В.Д.Нероновой, И.С.Свеницкой.Т.1. Ранняя древность. - М., 1982.; Т.П. Расцвет древних обществ. - М., 1983.; ТЛИ. Упадок древних обществ. - М., 1983.
117. История Ирана (с древнейших времен до конца XVIII в.). М.. 1958.