В целом, движение узбекских племен /племен Дешта/, на наш взгляд, нарастало постепенно /начиная с 20-х гг. XV вУ, и все больше расширяя ареалы влияния и расселения. В ходе этого движения происходило территориально-этническое размежевание кочевых народов Евразии. В связи с распадом этнопо-литической общности узбеков этническое название «узбек» прикрепилось к откочевавшим из Дешт-и-Кыпчака /Арка/ племенам. Племена, оставшиеся в просторах Арки и входящие в сообщество «Ллаш мыцы», образовали новую этническую общность - ащак.
Сложные этнополитические процессы XV-XVI вв., сопровождавшиеся крупнейшими передвижениями племён, кровопролитными схватками и столкновениями, оставили в народной памяти казахов неизгладимые впечатления. Особенно тяжело переживались события, связанные с распадом единого в этнокультурном и социальном отношении кочевого мира Ев-
171
разии на казахов и ногайцев, на казахов и узбеков и т.д. «Знаменитый в степях «плач», посвященный разделению казахов и ногайцев, играется до сих пор степными музыкантами /на кобызе/ и вызывает слезы у старых аксакалов. «Когда сто тысяч /он сан/ ногайцев взволновались, когда Урмамбет-бий умер и самые черные леса загорелись» - поет степной Боян» -пишет Ч.Валиханов - такие переживания были еще живы в середине XIX в.
Распад узбекского союза и боль прощания с соплеменниками решившимися следовать в неведомые края сохранили материалы казахского шежире. Отмеченный еше Ч.Валихановым как один из лучших знатоков древних сказаний и исторического наследия, от Шал акын /К,улыкеулы/ остались разрозненные отрывки*.
Третьим очагом пассионарности степных племен в период распада Монгольской империи стала территория Восточного Алтая и Тарбагатая. В историографии часто обсуждаются вопросы, связанные с возникновением союза племен «ойрат» /дур-
* «Говорят, что Чал в своем джире собрал все народные сказания, относящиеся к происхождению киргиз, и составил генеалогию ханов, родоначальников племен, произошедших от Алача...», - пишет Ч.Валиханов /65. -С. 158/.
Токсан баулы айтайтын тер езбект!,
Заманында мал бтсен зор езбект!
Пайгамбардын батасы тиген дейд!,
Соньщ ушш байыган сол езбекп.
взбекш ел бар ма татам елде,
взбектЫескеш о л осы белде.
Ток;сан баулы езбек айрылыпты
Танбалынын* моласы деген жерде.
Тацбалы /Танбалы Нура, Танбалы мола/ находится на южных границах Сарыарки /см. «Буланты шайкдсы». - Караганды, 1988/.
бен ойрат/*. Предполагается, что этот союз западно-монгольских племен появился после падения монгольской династии Юань в Китае и острием направлен якобы против восточных монголов /халха/. На наш взгляд, чтобы определить происхождение термина «ойрат», следует обратиться к более древним источникам, особенно восточным.
Со слов Рашид ад-Дина, однако, известно, что во времена Мункэ-кагана /1251-1259 гг./ один из ойратов управлял Ираном и Закавказьем. «В Иране и Туране было и есть множество /людей/ из числа эмиров ойратского племени, - пишет Рашид ад-Дин, - из их числа был эмир Аргун ака» /211. - Т. 1. - Кн. 1. -С.51/. Вероятно, мы можем говорить об ойратах, как об одном из политических союзов времен Чингисхана. Основная масса ойратов Чингисханом передана в улус его третьему сыну, Уге-дею, ставка которого находилась в районе Чугучака. В ойратс-кий союз входили: торгоуыты, дэрбэты, хошоуыты, чоросы и ряд мелких племен. Во второй половине XIV в. хошоуыты кочевали в районе современного города Урумчи, торгоуыты - в Тарбагатае, дэрбэты - в истоках Иртыша iKfipa Epmic/, а чоросы /хойты/ претендовавшие на верховенство в этом союзе обитали в верховьях реки Или**.
"Дурбэн/дербен/- в переводе с монгольского означает «четыре». Транскрипция выглядит таким образом: «дервуул» - твртеу, «дервеед» -тврттей/121. - С. 192/.
**Вероятно, первоначально хойоты представляли отдельное племя. В «Шара туджи» /монгольская летопись XVII в./говорится о следующем составе ойратов:
Один из них хошут, торгут, джунгар-
четверо, соединившиеся в одно.
Один из них Барагу, Багатут, Хойт
- Вот четыре тумена ойратов.
В этой же рукописи дается следующее сведение о происхождении хой-тов: «Хойты - потомки Дзабахан Мэргэна. Сыну хойтского Хутага бэки Инэлчи Чингисхан отдал в жены свою дочь Цэцэкэн; старшему брату Инэл-чи Туру'ти отдал в жены дочь Джучи по имени Холойхан...». Речьидетоб одном из привилегированных племен в составе ойратов.
173
Кризис и брожение среди монгольских племен наступает в связи с крушением Юаньской династии /в 1368г./ и изгнанием монголов из Китая. Отсутствие сильной централизованной власти, оторванность от Китайского рынка, усугубили положение монгольских племен, и это привело к обострению взаимной борьбы. С середины XIV в. начались ожесточенные столкновения между восточными и западными монголами за влияние в стране. Ситуация среди степных племен обострилась в связи с запретными мерами правителей династии Мин, которые не были заинтересованы в широких торговых контактах с кочевыми соседями. Ограничение торговли привело к поиску иных методов, т.е. насильственных, для получения необходимых продуктов земледелия и ремесленных изделий.
В этой ситуации еще в 20-х гг. XV в. среди ойратов выдвинулся энергичный деятель Тогон-нойон, которому выпала честь на время объединить всю Монголию и объявить о своих претензиях Китаю. В 1434 г. Тогон, вступая в переговоры с правительством Китая, добивался узаконения свободной торговли для монголов и ойратов вдоль границы. Но эти предложения были отклонены китайцами, что привело к обострению отношений между соседями. В разгар подготовки к войне в 1439 г. Тогон умер. Место Тогона занял его сын Эсен-тайшы. При нем, как и при его отце, формальным единодержавным правителем всех монголов был Дайсунхан, потомок Чингисхана. Но фактически власть находилась в руках Эсен-тайшы. Став во главе всех монголов, Эсен начал налаживать торговые отношения весьма своеобразно: он начал отправлять в Китай посольства, которые по пути следования в Пекин сбывали скот и покупали нужные товары для кочевников. Тогда минские власти начали строго ограничивать численность посольств Эсена-тайшы и занижать цены на монгольских лошадей. Это противостояние в скором времени переросло в большую войну.
Отношения, сложившиеся между монголами /включая ойратов/ и династией Мин в XIV в., отчасти напоминают взаимоотношения ногайцев и русских. В обоих случаях посольства
175
выполняют не дипломатическую, а скорее торговую миссию. В документах о ногайских посольствах содержатся данные о многотысячных караванах, пригоняющих в Москву десятки тысяч лошадей, другие виды скота и привозящих сырье*.
В1449 г. объединенная монгольская армия во главе с Эсе-ном вступила в переделы Китая. В генеральном сражении к юго-западу от г. Хуайлай они разгромили китайскую армию и захватили в плен императора Ин-цзуна**. Вскоре начались мирные переговоры, открывшие доступ монголам на китайские рынки. Одновременно, победа Эсена-тайши закрепила привилегированное положение владетельного дома Чорос, что было немаловажно для дальнейшей централизации ойратов, а также всех монгольских племен.
Эсен-тайшы был убит в 1455 г. группой ойратских предводителей во главе с Алаг и Чинсан /ойраты правого крыла/. Вся территория расселения монгольских племен была охвачена междоусобицей и разладом, из-за чего страна оказалась опять в изоляции. В этой ситуации ряд ойратских племен начали ориентироваться на восточно-туркестанские города и налаживать с этим развитым земледельческим регионом тесные контакты. Но доступ к рынкам Средней Азии и Восточного Туркестана преграждали, в первую очередь, Моголистан, а затем государство кочевых узбеков. Поэтому основные события ойратской
*1534 г. 28 августа послы «от Шидяк мирзы и от иных мурз,.„а всего их и с гостями 4700, а коней 50000»; в 1548 г. 7 июля «Ших-Мамай князь... послал большого посла Сары-мурзу, а с ним послов 80 человек, гонцов 30 человек с 16000 лошадей», а в 1555 г. 14 ноября прибыло в Москву посольство от Исмаила Мурзы «всех послов, гонцов и гостей 100(1 человек, а лошадей с ними 20000, а овец 4000»/104. - С.419/.
* *Видимо, император Ин-цзун находился среди монголов довольно долго Лувсан Данзан пишет: «Эсен тайшьтын к&лынан ал/an Кытайдын Жин Тай хаиына Мулы Закаты eciMdi вйелд1 берт, Мутыр Сегусе деген от койып, Иеншебун1цЕсен Сда; оны оны жалшыт усташн адом оаалмайды»/160. -С. 184-185/,
истории XV-XVII вв. связаны, главным образом, с борьбой уже со своими западными соседями.
Известно, что в 1457 г. один из ойратских предводителей Уз-Тимур-тайшы сделал рейд по югу и разбил войска Абулхаи-ра. Последние, после этого поражения искали укрытия за стенами Сыгнака. Автор «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» пишет о том. что «волны калмаков еще раньше, до /заключения/ мира и согласия, разграбили окраины Туркестана, Шахрухии и жителей окрестностей Ташкента, племен и крестьян того вилайета» /178.-С.170/.
Одна из причин могольско-казахского союза, появившегося в середине XV в., в результате которого казахам Керея и Джанибека была передана часть моголъскои территории, взамен которой была дана надежда на помощь казахов в борьбе против калмыков. Как это видно из последующих событий, Есен Бука-хан не ошибся в своих расчетах, казахи «проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах /их/ и на окраинах областей занимались разбоем», - пишет Махмуд бен Эмир Вали.
С Моголистаном ойраты имели всегда очень сложные отношения. Отчасти это объясняется не только территориальной близостью их, но и близостью этнического состава обоих государств. В XIV-XV вв. границы Моголистана достигали верховий р. Иртыш/14. - С.156/. Само название страны «Моголистан» является производным от слова «могол»*.
Главное племя западных монголов - чоросы - первоначально были в составе Моголистана. Известно, что в период борьбы между братьями ханами Иунусом и Есен Бука оставшаяся часть этого племени ушла к Амасанджи-тайши, т.е., ойратам. Вероятно, к ойратам /калмыкам/ присоединились не все чоросы. Мирза Хайдар пишет об этом событии таким образом:
*В Средней Азии, а также у казахов это слово имеет произношение «мун?ыл», «муцул». В народной этимологии связывает это название со словом «муц» - печаль.
111
«Эмиры /племени/ чурас и племени барин ушли к сыну Исака тайши Амасанджи тайши к калмыкам» /95,107/. Чоросы с самых ранних времен постоянно жили в долине р. Жулдыз, т.е. на восточных границах Моголистана.
Таким образом, до начала XVII в. ойратское общество оставалось в окружении нескольких государств /Моголистан, Казахское ханство, восточные монголы/. Наиболее сильную опасность и угрозу порабощению ойратские племена ощутили с востока, со стороны близких им сородичей - восточно-монгольских племен. В 1552 г., 1562 г. ойраты понесли несколько крупных поражений от своих восточных соседей и, бросая родовые пастбища /на р. Орхон, у истоков Иртыша/, отступили на запад. Опасность заставила ойратов объединить свои усилия и вести борьбу за существование во главе с хошоуытским предводителем Байбагыс-тайшы. Отдельные группы ойратов, оказавшиеся ближе к казахским владениям, подчинились казахским ханам. В русско-казахской переписке конца XVI в. Тауекель-хан именуется «царем Казахским и Калмыцким». Посол Тауекель-хана в Москве Кул-Мухаммед сообщает Ораз-мухамеду /двоюродному брату Тауекель-хана/: «Ныне дядя твой Тевкель-царевич царь учинился на Казацкой орде, а брата своего Шахмагметя-царевича посадил на калмаках, а кочуют де поблиску и все в соединенье» /123. - С.З/.
Вместе с тем, мир, наступивший в эпоху правления Тауекель-хана, был временным явлением. Серьезные события назревали в северо-восточных районах Центральной Азии - в маньчжурских кочевьях. В 1636 г, маньчжурский хан АбахаЙ /1626-1643 гг./ разгромив крупнейшие владения западных и южных монголов, добился провозглашения себя ханом Монголии с титулом «богдо-хан» /83. - С.23/. Маньчжурские правители открыто говорили о необходимости полного подчинения монгольских племен, в том числе и ойратов. Так, было положено начало Великому движению джунгаров на запад и в междуречье Урала и Волги, а также на юго-запад - на территорию Средней Азии. Растущая угроза с востока, рост населения в
самих улусах, необходимость разрыва кольца окружения привели к миграции племён на запад, а затем и к консолидации их в одно мощное государство. Значительна заслуга правителя из дома Чоросов Хара-Хула тайши, а затем его сына Батура-хун-тайджи в появлении централизованного государства. Усиление чоросов было связано с успешными войнами ойратов с казахами, а также с халха-монголами. Таким образом, 1636 г., когда Батур, сын Хара Хулы, получил от рук Далай-ламы титул Эрдени-Батур /хунтайджи/, можно считать началом Джунгар-ского ханства. Одним из серьезных факторов, вероятно, следует считать ламаизм, принявший в эти годы форму государственной религии. Ещё в 1615г. по инициативе Байбагыс-тайши из племени хошоуыт все владетельные тайши приняли решение посвятить по одному сыну в монахи. Ойраты получили незамедлительный результат. Один из тех мальчиков - Зая-Панди-та /1599-1662 гг./ - стал великим просветителем ойратов, реформатором старой письменности, инициатором строительства огромного количества монастырей, автором многих книг. Зая-Пандита, а затем и остальные ученые стали выступать арбитрами в различных конфликтах среди монгольских владельцев. Вероятно, не без участия лам, был созван всеойратский съезд 1640 г., принявший так называемые монгольско-ойратские законы «Их Цааз». В ходе ожесточённых столкновений в 30-х гг. XVII в. западная группа ойратов-торгоуытов захватила междуречье Волги и Урала. Дэрбэты под руководством Далай-тайши из-за ряда разногласий с торгоуытскими правителями /в первую очередь, с Хо Урлык/ остались на территории Северо-Цен-трального Казахстана. Люди Изеней-тайши дэрбэт были последовательны до конца с торгоуытами. Таким образом, в течение 25-30 лет передовые группы ойратов /калмыков/, преодолев огромные трудности, сломив сопротивление враждебных народов, обложив данью слабых, вышли к границам Европы. Своеобразно интерпретируются эти передвижения в самих ойратских источниках. «Илэтхэл шастир» пишет, что торгоуыты, первоначально были одним из четырех ойра-
\ 79
тов*. Далее «правители ойратов считали р.Или /1т/ общим достоянием всего народа, но каждый из них управлял своим племенем, и они не зависели друг от друга. Когда джунгары /вероятно имеются в виду чоросы - Ж.A.I стали достаточно могущественными и человек по имени Батур-хунтайджи, обитавший на Алтае, стал притеснять ойратов, правителю тор-гоуытов это не понравилось, и он, взяв своих людей, отправился в Россию. Он обитал на Волге, занимаясь земледелием вблизи большого озера Тэнгис. Местность, где они обитали, называлась Манутохай. На севере она граничит с землями русских, на юге - с землями казахов, на востоке - с землями каракалпаков и на западе - с Турцией» /219. - С.65/.
Как бы то ни было, именно торгоуытам удалось повторить тот путь, который испокон веков совершали кочевники Центральной Азии. Вытеснив Ногайскую Орду с берегов Волги, они создали здесь сильное государство, просуществовавшее несколько веков. По приблизительным подсчетам в Поволжье прикочевало около 80 тыс. калмыцких воинов и 200 тыс. остального калмыцкого населения /52. - С.87/.
В различных российских документах неоднократно гово-
*По материалам многих генеалогических легенд ойратов /калмыков/ родоначальником торгоуытов считается Он-хан. «Сыном Он хана был Арслан, сыном Арслана был Амугулан. сыном Амугулана был Кэйбэн... У Зулзага Орлэга был один сын - Хо Орлэг, который является родоначальником аймака торгоуытов»/219. - С.65/. Речь идёт о Хо-Урлюке, возглавившем движение торгоуытов на Волгу. Мнения о кереитском происхождении торгоуытов /Ван хан-Он-xaii/ придерживался и автор «Шара Туд-жи»: «Торгоуты • потомки кэрэитского Онг-хана». Однако, эта версия требует уточнения, поскольку сама этническая группа торгоуытов появляется не ранее конца XIV-XV вв., но участие в формировании племени торгоуытов каких-то частей кереитского этноса нельзя исключать. Само слово «торгоуыт» встречается в более древних источниках /«Сокровенное сказание»/в значении отряда охраны /кешиктен-турхаут/. Известно, что ставка Чингис хана охранялась отрядом турхаутов. /133. - С. 44-46/.
рится, что летние кочевья Далай-тайшы, верховного правителя дэрбэтов, находились в верховьях р. Ишим/Есът/, а зимние в местностях Казылык/, что находится в Центральном Казахстане /Каркаралинско-Баянаульские горы/, иногда даже гораздо южнее, в Каракумах. Известно, что по оборонительному союзу 1633 г. каждый из главных правителей принял на себя обязательство защищать калмыцкие улусы от главных врагов. Далай-тайшы должен был стоять против Бухарского ханства, Хо Урлкж - против ногайцев, Куйша - против казахов, Батур - против Алтын-хана халхасского /196. -Т.1.-С.58,72/.
Однако уже в 1635 г. Далай-тайшы со своими дэрбэтскими войнами сражается против Хо Урлюка и при этом его действия поддерживаются казахским ханом Джангиром /Салкам Джан-гир/. Одновременно, дэрбэты держали под своим контролем многие регионы Южной Сибири и Приуралья /от Уфы до Тары/ Территория, занятая улусом, позволила Далай-тайши контролировать торговые пути между русским государством и Средней Азией. На протяжении всей истории XVII в. шла взаимная борьба ойратских племен между собой за новые территории и рынки в западных районах. В ней кроме дэрбэтов и торгоуытов участвовали и другие племена. В начале XVII в. были активны хошоуыты во главе с Байбагысом-тайшы и Когонай Ту-беевым были активны. Во всех соглашениях и переговорах с Россией встречаются имена тайшей Далая, Чокура, Урлюка и Байбагыса, Соответственно, мы можем сделать вывод о том, что в западных передвижениях участвовали различные группировки: дэрбэты, чоросы, торгоуыты, хошоуыты. Заняв Поволжье, открыв путь на северный Кавказ и Приазовье, ойраты в конце XVII в. начали постепенно освобождать занятые ими земли казахов в Северо-Центральном Казахстане. Одновременно наблюдается возвращение некоторых групп ойратов на исходные территории /хошоуыты/. Вместе с тем, в конце XVII в., при правлении Галдан Бошокту-хана, усиливается давление ойратов на юг Казахстана и Среднюю Азию. Возможно, это
181
связано с тем, что ставка /урга/ Джунгарских ханов перемешается в верховья р. Или. В начале 80-х гг. ойраты захватили города Таласской долины /Тараз и др./, Ташкентско-Туркестанс-кого оазиса /Сайрам и др./. В скором времени, в зоны влияния Джунгарии попали Бухарское, Кокандское ханства и другие владения на территории Средней Азии. Кочевое население /казахи, киргизы, каракалпаки/ вытеснялось на юг. Особенно тяжелыми были годы, наступившие вскоре после нападения ойратов в 1723 г. на юг Казахстана и на территорию Средней Азии. В киргизских преданиях это время называют образно «кыр/ыз Ыссар /Гиссар/асып, казак, кайын саутн уси<ыт». И в самом деле, наступление джунгаров ранней весной 1723 г. совпало с тяжелейшим джутом. Все это в совокупности определило значительные потери среди казахов. Не менее половины казахского населения последовало через Самарканд, Бухару в более южные районы /в так называемый Жидел! Байсын/ и на правобережье Пянджа и Северного Афганистана /Тесжтау/. Вторая часть, вероятно, более боеспособная, решилась вернуться в степные просторы Арки, вытеснив немногочисленные ойратские группы из своих традиционных кочевий, вновь заняла Сарыарку. В целом, изучая взаимоотношения казахов и ойратов в XVII начале XVIII вв., мы можем сделать ряд важнейших выводов, имеющих непосредственное отношение к воссозданию исторической панорамы Центральной Азии. Ка-захско-джунгарские отношения свидетельствуют о том, что, несмотря на чрезвычайно сложную ситуацию, казахам удалось сохранить свою историческую территорию. В первый период, когда усиливается давление на северные кочевья, казахи отходят на юг, в район Туркестана /на берега Сырдарьи/. Во втором периоде, когда начинается экспансия на юге, казахские племена возвращаются на свои родовые кочевья на север. При этом, безусловно, были довольно масштабные потери. В результате, казахские этнические группы просачиваются как в Иранское нагорье, так и в Северный Афганистан. Особенно солидный контингент казахов осел в районе треугольника Кургантобе-
Байсун-Куляб, и впоследствии стал известен, как этнографическая группа «лакай-марка»*/! 25/.
Как известно, после нашествия чагатайских войск под предводительством Тимура, разграбивших в 1398 г. Дели и другие города Северной Индии, а также с уничтожением значительного количества жителей, государственный строй в Индии переживал кризис. Султаны династий Сайидов и Лоди представляли собой маломощных правителей, власть которых не распространялась далее небольших округов. Коренной перелом наступил только в 1526 г., когда тимурид Бабур с небольшими, но бесстрашными войсками, перевалив через Афганские горы, вступил на территорию Индии.
Само появление Бабура на территории Индии есть следствие великого передвижения дешт-и-кыпчакских племен в конце XV-начале XVI вв. Бабур был сыном правителя Ферганы Умар-шейха, внука Тимура. В ходе завоевания Средней Азии Шей-бани-ханом Бабур тщетно пытался противопоставить против узбеков объединенные силы моголов /племен Семиречья/ и фер-ганцев. Его обращения к другим тимуридам не дали никаких положительных результатов.
Но, постоянно преследуемый шейбанидскими узбеками, Бабур сначала оказался в Кабуле. Оттуда он неоднократно пытался вернуть уделы своего знаменитого деда; ради этой цели он вошел в союз даже с Исмаил шахом. После ряда неудач Бабур решил идти со своими последователями в Индию. В нескольких сражениях, разбив последнего делийского султана и опол-
*Б. X. Карбышева отмечает, что лакайцы, проживающие на юге Узбекистана и Таджикистана, наиболее близки к казахам по культуре, антропологическим и диалектным /языковым/ особенностям /125. - С. 234/. Она объясняет эту близость историческими причинами: «В X VII в. отдельные группы аргынцев могли продвинуться далеко на юг, апозже, после 1723г. к ним могли присоединиться ряд других групп казахов из числа тех, которые входили в Младший жуз...» /125. - С.235/. Историко-этнографические сведения о лакайцах и о казахо-лакайских параллелях см.: Артыкбаев Ж. О. Кзакшеж1рес1-шъшдыкшырайы//Акикат, 1999, №4. - С. 57-62; Его же: Лакай-казакыбэйтерект1н:б1рбутаты//Акикат, 1999, №5.-С.50-55.
1 83
чение раджпутов, он занял значительную часть долины Ганга. Так была основана Великая империя мрголов.
В ходе и после завоевания Бабуром территории Северной Индии ряды его сторонников постоянно пополнялись за счет среднеазиатских выходцев: моголов, узбеков и т.д. Если обратиться к этническому составу его войск то можно увидеть многочисленные родовые группы и представителей почти всех основных степных племен Евразии. В середине XVIII в, Великая империя моголов переживала серьезный кризис. Следствием этого стало появление многих самостоятельных владений, в числе которых была и сильная держава маратхов. Не с мо-гольской армией, а армией маратхов сразился в 1739 г. иранский Надир-шах. Борьбу с маратхами за делийский престол продолжил правитель Афганистана Ахмад-шах /Дуррани/.
Среди соперничающих держав на развалинах Империи великих моголов наиболее сильной оказалась Англия, которая в лице Ост-Индской кампании оттеснила всех претендентов и распорядилась всем наследством империи. В конце XVIII - начале XIX вв. Англия одержала окончательную победу в Индии /в 1803 г. Дели был захвачен англичанами/.
Период новой истории берет свое начало с колониальных экспансий XV-XVI вв. Пионерами этого движения были португальцы и испанцы, начавшие интенсивное освоение южных морей. Несколько позже к ним присоединились голландцы и англичане. В результате чего начинается активное освоение Африки, Америки и Юго-Восточной Азии*.
*Еще в XIV-ХУвв. арабские купцы стали проводить активную торговлю индийскими товарами. Они наладили интенсивную торговлю между Индией и Западом. При них было построено немало морских портов.
Вслед за арабами за сказочными богатствами в Индию потянулись европейские купцы и мореплаватели, гонимые зачастую только жаждой наживы. На рубеже XV-XV! вв. порту гольцы сосредоточили в своих руках контроль за торговыми путями на юге, вмешивались в межплеменные разборки местных правителей. Этот период можно считать началом коренной реструктуризации Индии, где тысячелетиями жизнь поддерживалась пассионарными мигрантами с севера - евразийскими кочевниками.
На раннем периоде /XV в./ европейцы были обеспокоены поисками прямых морских путей в Индию и Китай. Открытие морских путей отрицательно сказалось на состоянии континентальной торговли, и обозначило начало глубокого кризиса в Средней Азии. С другой стороны, борьба между югом и севером /Золотая Орда, Мавереннахр, Иран/ сыграла отрицательную роль в истории степных регионов. Ожесточенная борьба между Тимуром и правителями Золотой Орды /Токтамыс/ велась за контроль над торговыми путями. Тем не менее, Восток ещё оставался оплотом традиционного мира и был мало подвержен модернизации.
В XV-XVI вв., как и в прошлом, Месопотамия стала ареной борьбы кочевников из Великой степи с семитами. Древнее Двуречье в середине XVII в. на короткое время вошло в состав Османской империи. В 1517 г. Египет был завоеван турками и вошел в состав империи в качестве автономной области. В управлении Египтом активно продолжала участвовать местная мамлюкская знать, сформированная из бывших кочевников-тюрков. Сирия, также вошедшая в состав Османской империи, была более адаптирована к административной структуре тюрков. Несмотря на частые завоевания, в Иране, где сохранялись свои культурно-исторические традиции, оплот новых духовных движений и политических течений /сепаратизма/, своеобразно начиналась новая история.
В условиях конца XV в. в Иране произошло слияние идей дервишизма и шиизма, одного из двух основных направлений ислама в Средней Азии. Среди сторонников дервишского ордена Сефевийя было много представителей кочевых тюркских племен. Северные районы Ирана полностью находились под
онтролем тюркских племен «кызыл баш». Таким образом, сформировался воинствующий суфийский
рден Сефевийя. Предполагается, что название «кызыл баш»;вязано с тем, что члены ордена стали носить особую чалму с
2 красными полосками в честь 12 святых имамов.
В1502 г. эти племена /семь кызылбашских племен/ провоз-
гласили начало новой династии /1502-1736 гг./, 15 летний Ис-маил был провозглашен шахин-шахом этой династии. В скором времени Исмаил объединил в одно государство земли Азербайджана, Ирака, Туркмении, Афганистана и часть Армении. При нем в 1510 г. было остановлено на время движение кочевых узбеков под предводительством Шейбани.
При правлении Аббас-шаха Иран претерпел ряд положительных реформ в области военного строительства, финансов, системы земледелия, административного управления и т.д. Система управления при Аббас-шахе находилась в руках коренных персов, а не кызылбашских воинов.
На рубеже XVII-XVIII вв. эта государственная машина, созданная при Аббас-шахе, начала давать сбои, которыми воспользовались соседи Ирана /Турция, Россия и Афганистан/. В этот кризисный для страны период бразды правления государством опять берут в свои руки кочевники-тюрки. В период национально-освободительной войны 20-х гг. XVIII в. особо выделился талантливый полководец из племени афшар Надир, который добился в 1736 г. звания шаха.
Именно при правлении Надир-шаха на территории Хивы столкнулись интересы казахов и персов. В 1740 г. Надир совершил успешный поход в Бухару и Хиву. В1739 г. Надир организовал поход в Индию, ограбив Дели на 500 млн. рупий /в том числе сокровища, драгоценности/.
Афганистан в средние века, как известно, состоял из множества небольших владений - городов-полисов: Герат, Кандагар, Балх, за право владения которыми постоянно соперничали между собой Индия, Иран и Бухарское ханство. Эта страна представляла все еще ворота народов, двигавшихся по всему югу Азии.
Афганские племена составляли в основном кочевники во главе с вождями-ханами. В новое время из афганских племен самыми активными считались абдали и гильзаи. Первые жили в районе Герата, а второе племя - в районе Кандагара. Многие вопросы внутренней жизни и внешние отношения решались в племенном совете старейшин - жырга /жаргы/.
Первое централизованное государство было создано предводителем Абдали Ахмет-ханом. До этого Афганистан в 20-х гг. XVIII в. делал попытки вмешиваться в дела Ирана. Ахмет-хан в молодые годы служил у Надир-шаха, участвовал в Индийском походе. В 1747 г. в джирге он был избран шахом Афганистана, а племя абдали было переименовано в дуррани /жемчужное/. От названия этого племени произошло имя Ах-мета Дуррани, /1747-1773 гг./.
Так появилось государство Дуррани, присоединившее в 60-70-х гг. XVIII в. соседние владения /Кашмир, Синд, Белуджистан, Хорасан, Балх/ и ставшее одной из авторитетных политических структур в мусульманском Востоке. В период захвата китайским войском Восточного Туркестана в середине XVIII в., а также при предполагаемом походе на территорию Средней Азии /такая подготовка действительно велась/, все среднеазиатское мусульманское население обратилось за помощью к Ахмаду Дуррани.
В этой связи следует напомнить о том, что в коалицию мусульманских стран было включено и Казахское ханство. Султан Абылай и Абульмамбет, как старший хан, получали письма из Афганистана через посредничество Нарботы - коканд-ского правителя. К сожалению, многие ньансы этих отношений ещё не изучены в нашей историографии.