1 55
степи в это время фактически не наблюдаются междоусобные войны. Мирная жизнь способствовала расцвету хозяйства, расширению торговли и градостроительства. Археологическими исследованиями в Центральном и Западном Казахстане, а также в Семиречье выявлены многочисленные города, с культовыми и общественными постройками. Выгодное положение Казахстана на стыке оседло-земледельческого и кочевого мира, на перекрестке магистральных, торговых и дипломатических путей сделали его центром хгаяйственно-культур-ной и политической жизни Евразии. Особенный расцвет градостроительства замечен на юге Казахстана /в Хорезме и Средней Азии/ и в низовьях Жайыка /Урала/ - центрах оседлости и администрации улусов. Эти факты говорят об ошибочности распространенной точки зрения о несовместимости оседлой городской культуры и степной, скотоводческой. Именно благодаря тесному союзу города и степи, бурному развитию ремесла образовался тот специфический экономический потенциал, который на долгие годы обеспечил мощь степных улусов, созданных чингизидами.
Главной отраслью хозяйства степных племен, как и в прошлом, являлось кочевое скотоводство с преобладающей ролью коневодства. Как в самом центре степи /в Восточном Дешт-и-Кыпчаке/, так и на ее окраинах, в самом широком смысле слова, имеет место оседлость и полуоседлость. Это характерно для тюрков Южной Сибири /бассейн реки Иртыш/, восточной окраины Золотой Орды /бассейн реки Жайык /Урала//, вдоль течения рек Сырдарьи, Таласа и Чу - на юге. Таким образом, хозяйственно-культурный комплекс охватывает три типа хозяйства: кочевое скотоводство, оседлое земледелие, полуоседлое комплексное хозяйство - на севере.
Кризис монголо-тюркского степного мира наступил в конце XIV в., после смерти Аз Жанибек-хана в Золотой Орде, и после смерти Урус-хана в Ак Орде. Тяжелой политической ситуацией в степи воспользовался Тимур. Сильная степь была постоянной угрозой политическим и экономическим интере-
сам Мавереннахра. Тимур был заинтересован в перемещении политического центра и международных торговых путей на юг. Поэтому он вначале поддерживал всякую оппозицию к центральной власти в Великой степи /Токтамыс, Едигей и т.дУ. Подобно тому, как он сначала поддерживал молодого Токта-мыса против Урус-хана и Мамая, он в дальнейшем поддерживает Тимур Кутлуга и Едыге против Токтамыса, и в конце своей жизни того же Токтамыса - против Едите, ставшего полновластным правителем Великой степи.
В ходе похода Тимура в Золотую Орду /1395-1397 гг./ были подвергнуты беспощадному разгрому все основные улусы с наиболее развитой системой городов и торговых путей. В Великой степи снова наступил хаос.
5. Новое время
Собственно, границы новой истории определены нами также условно, как и средневековой истории. Необязательно всю нашу историю сопрягать с европейской, а также с историей Востока. Евразийские степи в такой же мере субъект исторического процесса как Запад и Восток. Более того, в рассматриваемое время, как и раньше, Евразийский степной мир не отказывался от той миссии структурообразования в силу особого жизненного уклада в мировой системе.
Но реалии европейской истории в новое время меняются. Особенно это заметно в конце эпохи Золотой Орды. Это последнее, мощное имперское образование кочевников является одновременно последней попыткой структурирования Евразийской истории. Несмотря на сравнительную слабость этого пассионарного толчка для Европы, на Востоке ее влияние ощутимо. Восток в начале нового времени в начале ощущает двойное влияние: со стороны Европы - в виде первых шагов колониальной экспансии и со степи - в виде продолжающихся процессов движения кочевых племен. Влияние Европы проявляется в активном колониальном проникновении и налажива-
157
нии торговых связей. Но, несмотря на это, традиционная структура Востока при этом еще не претерпевает кардинальных изменений и до начала XIX в. мы наблюдаем типичные отношения.
Таким образом, период с XV до начала XIX вв. - как бы инерционный период, когда продолжали действовать традиционные закономерности, выражающиеся в активном давлении евразийских кочевников на Восток и отчасти на Восточную Европу. Одновременно, начало этого периода совпадает с распадом Золотой Орды, в результате чего на просторах Великой Степи образовался ряд государственных объединений кочевников. Одним из таких новообразований является и Казахское ханство. С историей Казахского ханства, как основного объекта нашего исследования, мы будем связывать историю Нового времени.
В эпоху Золотой Орды на территории Дешт-и-Кыпчака сложилась новая этнополитическая общность тюрко-монголь-ских племен. В казахских источниках она известна под названием «нотшы», или «нотшыньщауыр ж%)т»: Нояшльшьщауыр журт Абдырыды, айлапды, Айнанып кещс тагтады. Нояшльшьщауыр журт Баяу жаткан крйран журт /102. - С.89,91/.
В этой связи Ч.Валиханов пишет: «По /преданиям/ своим, киргизы /казахи-Ж.А./ почитают себя /потомками/ татар Золотой Орды, которая в героических поэмах - джирах - называется «нотйлыньщауыр журт», а героем всех их поэм - золо-тоордынских ногаев: Идыгей, его бегство к Тамерлану и изгнание им». Вероятно, мы можем вести речь о формировании новой суперэтнической общности.
В основе эпических сказаний об Едите лежат исторические события конца XIV - начала XV вв. Основная событийная канва связана с борьбой между Тохтамышем-чингизидом и Едите, знаменитым предводителем «нояжтыньщ ауыр журт». Соглас-
159
но восточным источникам, отец Токтамыша - Тули-ходжа /Гуй-ходжа-оглан/, брат или дальний родственник Урус-хана, правил в Мангышлаке /Манкыстау/. Вскоре после воцарения Урус казнил Тули-ходжу за непослушание и сепаратизм, за отказ от участия в походе в Поволжье. Его наследник Токтамыш нашел убежище у Тимура и с его помощью начал борьбу за Ак Орду. С воцарением Токтамыша в Золотой Орде /в Сарае/ и появляется фигура Едите /вероятно, он один из тех, кто поддержал Токтамыша против Урус-хана/.
Об Едите как о правителе /де факто/ говорят почти все западные и восточные источники. По одним данным /Абульга-зы/, Едиге происходил из мангытов 1ак мацгыт!, по другим /Ибн Арабшах/ - из племени конырат.*
Ибн-Арабшах называет Едите «одним из главных эмиров левой стороны». Как известно, племена левого крыла тюрко-монголов обитали западнее основных групп /т.е., в составе Ак Орды/.
Мангьпы, коныраты, джалаиры и другие племена, сыгравшие значительную /порою главную/ роль в золотоордынской истории в эпохальных событиях начала ХШ-XV вв., составили стержень этнополитического сообщества «ногайлы». Широкое географическое распространение ногайлинского эпоса /«Едиге батыр» и другие сказания ногайлинского цикла/ от Крыма до Алтая и Сибири, включая Среднюю Азию /и алатауских киргиз/, соответствует той территории, где в монгольскую эпоху сформировался ногайлинский суперэтнос. Легендарные мотивы об Едиге, а также джир о нем распространились не в связи с распадом и расселением ногайлинцев, золотоордынских кочевников в XVI-XVII вв. /104. - С.377/. Все основные тюрко-монгольские племена были составляющими этого имперского образования. Ч.Валиханов, возможно, был первым, кто обна-
*Вероятно, такое противоречие связано с тем, что в составе племени конырат Среднего жуза казахов есть подразделение «мангытай» Щоцырат-Кетенш1-Сан1Ы,1-Мафытай//21. - C.21S/. В целом, казахские источники неизменно употребляют термин «Мангыт» по отношению к населению Ногайской Орды.
ружил это явление. «Довольно странно и замечательно, что все почти кочевые народы среднеазиатских степей все древнее приписывают ногаям и многие почитают их своими предками. Так говорят каракалпаки, дикокаменные киргизы, которые, судя по скудным фактам истории этого народа, особенного родства и соседства иметь не могли»* /65. - С.1255/.
С распадом ногайлинского единства связаны Великие миграции кочевников Нового времени. Вероятно, в ногайлинскую эпоху, когда все степные племена, как свидетельствуют казахские предания, испытывали блаженство, благосостояние и счастье, возрастала их численность. В степи начинается переход к оседлости и земледелию, что особенно заметно в полупустынных районах. В казахском шежире памятники ранней земледельческой культуры /арыки, поля, водосборные сооружения в степи/ связываются с ногайлы: «Сарыаркадагы жары терен, суы аз езендер сол замандагы ногайлардыц егш салу ушш каздырган арыгы екен». «Шщерт! деген езеннщ аягында «Акжар», «Сасай» деген жерлер ногайлардын кент салып, так курган, Букар, К,ок,ан хандары сыкылды орда жасаткдн жер! екен... Еол, Нуранын арасында Тоганастыц токсан ею кет -ногайлардьщ епн салган келдегл... /142. - С.47/**.
*Письмо молодого Ч. Валиханова, написанное в адрес профессора И. Н.Березина является чрезвычайно важными ценным исследованием по Золотой Орде. Как говорит автор, его высказывания основаны «на расспросе старых киргизов /казахов - Ж.А./. «Название «Золотая Орда» бьию малоупотребительно в те годы, в официальной переписке речь шла об «Улуг улус», который в преданиях народных означает /часть/ целой страны или народа; киргизы говорят: «ногайлынынауыр журт», где Улуг заменяется «тяжелым юртом»: Валиханов Ч, Письмо профессору И.Н.Березину//Собр. соч. в 5 томах. -Алма-Ата, 1984. -Т.1. - С.166.
""Основные тексты этих исторических сведений, сообщаемых М.-Ж.Копейулы, опубликованы в книге: «Сарыарканьщкшдтекендгггту-ралы» - Казан, 1907. К сожалению, в позднейших публикациях его трудов, по политическим соображениям, сведения из этой книжки выпали. Само название «Кому исторически принадлежит Сарыарка» всегда настораживало цензуры царизма и большевиков.
Кризис и распад «ношйлыныц ауыр журт» наступает в середине XV в. Никак не следует это путать с распадом и передвижением племен Ногайской Орды в XVI-XVII вв.*.
Из единого массива степных тюрко-монгольских племен выделились несколько крупных ветвей; Ногайская Орда - на западе, Узбекский улус - в центральных степях Евразии, ойра-ты /джунгары/ - на востоке. Это определило разновекторность направления миграции степняков. Ногайская Орда была в тесных связях с Западом. В значительном количестве они обитали на Северном Кавказе и в Причерноморских степях. «Еще до распада Ногайской Орды ногайцы уходили в причерноморские степи вплоть до Днепра», - отмечает Б.-А.Кочекаев /140. -С. 107/. Здесь происходило смешение ногайцев с более древним кипчакским /татарским/ населением, восходящим к половецким и печенежским субстратам. В XV-начале XVI вв. в нижней части Бессарабии образовалась Буджакская Орда. Движения ногайских племен в междуречье Дуная и Днестра возглавляли братья мурзы Урак улу и Ормамбет улу, прежде кочевавшие в Поволжье.
В середине XVI в. в прикавказских степях образовалась Малая Ногайская Орда, основателем которой являлся Казы-мурза, сын Урака и противник Исмаила. Территориальные границы этого ногайского образования охватывали степи между Кабардой и Азовом, и далее северные владения Крымского ханства. При этом, ногайские племена занимали земли по р.Терек, как «старые ногайские кочевища». Таким образом, расширение кочевий в сторону Северного Кавказа ногаи считали закономерным процессом. С другой стороны, в этническом составе ногай было достаточное количество западно-кипчакских половецких родов. Ногайцы из состава Малой Ногайской Орды /Казн улусы/ позднее получили этническое название «карано-
* Начало разброда в Ногайской Орде было положено обострившейся борьбой между Юсуфом /Жует/и Исмайыяом /Алшы Смайыл/, родными братьями, в середине XVI в.
161
гайдев». Основным фактором ногайского кризиса является вторжение ойратов-калмыков в начале XVII в. Другая причина движения ногайских племен на Запад связано с усилением казахов. Уже в период обострения борьбы между Юсуфом и Исмаилом, сторонники первого искали опору у казахских владетелей. Восточные группы ногайских племён имели тесные экономические связи со Средней Азией. «Твои люди ходят торговать в Бухару, а мои люди ходят к Москве», - говорил Исма-ил своему брату Юсуфу /140. - С.780/. В этом действительно скрываются корни противоречий, которые, в конце концов, привели это государство к разорению и гибели. После смерти Юсуфа /1555г./ «дети» и «внуки» его были изгнаны из Большой Ногайской Орды и присоединились к «Джембойлукским ногаям» /в казахских источниках их называют «алты улдьщ pibicbv>, поскольку предводителями алтыульских ногаев были дети Ших Мамая во главе с Касай мурза; всего было шесть братьев/. Тот же источник /Исмаил/, сообщает о тесных связях между этой группой ногайцев с казахами: «А Шихмамае-вы дети Касай мурза с братьею кочуют на реке Сыре, а Казацкой Орде... Да племянники ж мои от нас отстали ныне за Яиком, а приложилися к Кшатцкому царю». Тем не менее, ал-тыульцы сохранили относительную самостоятельность до конца XVI в. Об этом свидетельствует письмо Тауекел хана к своему племяннику, Оразмухаммеду /123. - С.3-13/.
В дальнейшем территориальная близость и, самое главное, родство ногайцев и казахов привело к смешению и полной ассимиляции первых. В этническом составе Ногайской орды были те же племена, что и у казахов.
В ногайских движениях на Запад участвовало, вероятно, не менее миллиона степных жителей. Еще в середине XVI в. в различных источниках, посвященных ногаям, называются большие цифры. Например, Юсуф-мурза говорил о том, что у него «триста тысяч рати», кроме того, у каждого из его восьми сыновей «по десять тысяч... своих людей». Однако, он, видимо, не включал в это число независимых от него улусов других ногайских владетелей. Исмаил, после смерти Юсуфа ставший
главным лицом в Ногайской Орде, говорил о своих воинских людях «двухсот тысяч ногайцев писменных». Если предположить, что каждая семья в среднем могла выставить по одному воину, при среднем составе семьи 6-7 человек, то тогда общая численность Ногайской Орды превышала миллион человек.
Миграция на запад ногайских племен под усиливающимся;адвлением с востока, со стороны казахов и калмыков разбивалось в мощные барьеры, поставленные Московским государством, Османской империей, Польшей и т.д.
Русские правители XVI-XVTI вв. /Иван IV, Борис Годунов и др./ вели по отношению к ногаям великодержавную политику, поддерживая в Ногайской Орде «разброд, неприязнь и вражду среди мурз, чтобы руководители Орды... постоянно чувствовали свою зависимость от Московского правительства» /191.-С.57/. Раздробленные и лишившиеся центрального, авторитетного властного центра ногайские племена, оставив свои старинные кочевья в Поволжье, так и не смогли освоить новые пространства. В скитаниях по прикаспийским и причерноморским степям они потеряли основную часть населения, лишились жизненно важных политических традиций и необходимых институтов этносоциальной структуры. Разбросанные в огромном степном пространстве от Дуная до Аральского моря, ногайские племена оказались беззащитными перед лицом сильных в военно-стратегическом отношении оседлых государств, в первую очередь, России /Московское царство/, Османской империи и Крымского ханства/. Продвигаясь вглубь Европы, в ходе Великого движения кочевников, они оказались со всех сторон окруженными превосходящими их в военном отношении противниками и практически нигде не смогли найти опору. Миссии степных народов Евразии со времен древних энео-литических коневодов по структуризации обитаемого пространства пришел конец. Запад в эту эпоху начал вынашивать новые альтернативные планы, ограничивающие жизненные пространства и энергии степных народов.
«В итоге, Европа на западе вздохнула с облегчением, - пи-
\ 63
шет Ф.Бродель, рассказывая о последних вспышках активности степных народов Евразии. Наметилось ослабление давления кочевников на юге России, и это облегчило продвижение русских в черноземные области Поволжья, Дона и Днестра» /56. - С.111/. Наступило начало грандиозного движения людей с запада на восток и в просторы Центральной Азии.
Большие передвижения ногайских племен носили стихийный характер. Под сильнейшим натиском калмыков в поисках новых кочевий или же спасаясь от голода и неурядиц, они вторгались на территории западных стран. Ногайские племена фактически были лишены возможности концентрации сил и выработки новой идеологии, что обычно предшествовало к прорыву в оседлые регионы.
Наиболее сильным и выдержанным в старых традициях было движение узбекских племен в Новое время на юг. Масштабы, радиусы движения степных кочевников конца XV- начала XVI вв., а также охватываемые ими территории и последствия, на наш взгляд, сравнимы с миграциями конца II тыс, до н.э., так называемыми арийскими переселениями.
Появление узбекского союза было закономерным результатом распада ногайлинского /можно сказать, имперского/ суперэтнического сообщества. Это объясняется кризисом последней империи кочевников Евразии - Золотой Орды. Восточные источники начало формирования узбекского союза связывают с религиозным фактором, с распространением ислама в среде степного населения.
В анонимном сочинении «Шаджарат ал-атрак» /XV в./ содержатся следующие данные: «Говорят, что после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он /Узбек-хан-Ж.А./ проводил жизнь со своим илем и улусом в странах северного /Арка/ Дешт-и-Кипчака, так как /ему/ нравились /вода и воздух/ тех стран и обилие охоты /дичи/. Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида... святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он
/Узбек/в месяцах 720 г. хиджры/12.11.1320-30.11.1321/, соответствующего тюркскому году Курицы, удостоился принять ислам» /221. -С.206/.
Узбеками, по данным этого источника, стали называть тех кочевников, которые приняли ислам в 20-е гг. XIV в. в годы правления Узбек-хана. Во-вторых, место обитания племён узбекского союза указано очень точно - это северная часть Дешт-и-Кыпчака: Арка /вся Северо-Центральная и Западная территория современного Казахстана, включая и юг России от При-уралья до оз. Чаны-куль в Сибири.
Казахские племена, тогда известные больше под названием «Алаш мыцы», в качестве отдельного автономного образования были в составе узбекской федерации. В казахских версиях ногайлинских преданий и эпических поэм постоянно присутствует отдельная казахская общность «¥ш жуз алпыс отау казак». В поэме «Едиге батыр», в основных его вариантах, мы также встречаем это название. После поражения от Тимура /Са-Тем1рхан/ Токтамыс-хан обращается с песней прощания к своему народу:
Алаша та Алаш болтнда, Алаша хан болтнда, Аязды кунде аршындап Арасат оты жантнда.
Такими словами начинается песня отчаяния Токтамыса. Примечательно, что авторство данного речитатива, начинающегося словами об Алаше, приписывается легендарному Сы-пыра-жырау: «туршнжуртыньщалдында Сыпыра жыраудъщ бастап айткан жырът айтып, токпакжалды торшаны ал-дырды. То1ызквздгкгреукеткид1...»1\№..- С. 108/. Далее следует более конкретное указание на наличие казахского союза среди ногайлы /в данном случае под словом «байтах» - подразумевается обширная страна, суперэтнос и т.д./
Он сан елш нотйлы,
Сет-дат аядырттым.
Он сан ноты iiuinde
Yiu ж уз алпыс отау казагым,
Сет-дат алдырттым,
Ал аман бол менен соц.
Как активная политическая сила узбеки начинают проявлять себя в годы правления Урус-хана /1368-1375 гг./. В «Зафар наме», в одном из самых обстоятельных восточных источников районы обитания кочевых племён Восточного Дешт-и-Кыпчака называютш «областью узбЪков».Нагфимер:<<Кутлуг-Бука, сын царя Урус-хана узбекского, повёл войско и много сражался с Токтамыш-огланом» /211.- С. 106/.
Абд-ар-Раззак Самарканда расказывая, о сложных политических отношениях на территории Дешт-и-Кыпчака эту страну часто называет «Узбекскими владениями», или же, «Узбекским улусом»: «Барак-оглан бежавший из улуса узбеков, пришел искать убежища» /в 1420 г./, или «Из Дешт-и-Кигтчака, от Мухаммед-хана, царя Узбекской страны прибыли Алим-шейх-оглан и Пулад, которые через посредство старших эмиров поднесли /Шахруху/ охотничьих птиц, лошадей и прочие редкости».
Вскоре мирные отношения между Мавереннахром, где правили многочисленные потомки Тимура, и Дешт-и-Кыпчаком, где власть перешла в руки Барак-хана, сына Уруса, переросли в военные столкновения. Поводом послужило требование Ба-рак-оглана, сына Урус-хана о возвращении узбекам г. Сыгнака. «Пастбища Сыгнака по закону и обычному праву принадлежат мне, так как дед мой Урус-хан в Сыгнаке воздвиг постройку», -заявил он мирза Улугбеку. В 1427 г. состоялась битва между войсками Мавереннахра и Дешт-и-Кыпчака /Ак Орды/, где степным войскам удалось взять реванш за все поражения, выпавшие им во времена Тимура. «Войско, чьим лозунгом и превосходным качеством были постоянно победа и одоление, бе-
жало и было ограблено. Узбеки, которым образ победы /даже/ в зеркале воображения казался невозможным, своими глазами увидели ее, и в руки им досталась огромная добыча», - пишет автор/221.-С.106/.
Вероятно, движение узбекских племен на территорию Ма-вереннахра начинается после этой победы, являющейся знаковым во взаимоотношениях степных племен Дешт-и-Кыпчака и оседлого населения тимуридских владений Средней Азии.
В начале 30-х гг. XV в. движение узбеков получило новый импульс благодаря объединению под властью хана Абулхаира бывших улусов Орда Ежена и Шайбана. Фактически образовалась широкая коалиция воинственных степных племен, устремившихся первым делом на юг Казахстана и в Среднюю Азию. Границы этого этнополитического образования простирались от Иртыша до Волги на западе, а по меридианали - от южной Сибири до среднего течения Сырдарьи. В исторических источниках оно получило название Узбекский улус.
Согласно Кухистани, автору сочинения «Тарих-и Абу-л-хайр хани», Абулхаир-хан, преодолев в упорной борьбе сопротивление многих степных владетелей /Махмуд-Ходжа-хан, Мус-тафа-хан и др./, вступил в борьбу за присырдарьинские города и Хорезм. «Я хочу, приведя в порядок войско, приют победы, отправиться на жестокую битву с хакимом Хорезма», - заявил в 1430 г. Абулхаир-хан. Это означало начало борьбы узбеков с тимуридами, владевшими огромными просторами Азии: «Молва о владычестве и величии Шухрух-султана, наследника государя Тимур-курэкана и обладателя трона Самарканда и Хорасана, распространилась из конца в конец мира и все земли от границ Рума до дальних стран Хинда, Персидского и Арабского Ирака, Азербайджана, Хорасана, Мааереннахра и Туркестана /а также до пределов Кашгара и Бадахшана/, находятся во владении наместников этого высокопоставленного падишаха, Хорезм также, относился/к/дивану этого шаха...»/178.-С.150/
Таким образом, узбеки, начав с Хорезма, в 30-х гг. XV в. через одно десятилетие плотно утвердились уже в районах Сырдарьи. В1446 г. город Сыгнак стал столицей Узбекского
167
ханства. Победа на юге позволила степным племенам провести значительную работу по концентрации сил и формированию дальнейших политических планов. В первую очередь ставилась задача расширения захваченного плацдарма и зоны влияния. Поражение войск Абулхаир-хана в 1457 г. от ойратов-кал-маков во главе с Уз-Тимур-тайшы и борьба против казахов, решившихся отделиться от Абулхаир-хана, только на время задержали движение племен Дешт-и-Кыпчака.
Государство кочевых узбеков располагалось в непосредственной близости от Мавереннахра и моментально реагировало на те или иные политические осложнения в этом оазисе. При всяком удобном случае узбеки совершали нападения на приграничные поселения и все больше углублялись в Среднюю Азию. Еще во времена Абулхаир-хана из-за внутренних междоусобиц тимуриды часто обращались к помощи узбеков, что давало формальный повод для вторжения. Так, в 855 г. хиджры /1451 -1452 гг./ к узбекам обращается Султан Абу-Саид-мурза: «Абульхаир-хан воспользовался вниманием его величества, с величайшей поспешностью отправился в путь и присоединился к высочайшей орде». Как описывает автор: «на лик судьбы мирзы Султан-Абдаллаха /правителя Самарканда -Ж. А. /во время битвы легла пыль несчастья, и, попавшись в сеть беды, он был убит». Победителям досталась большая добыча, т.е. «грабеж и опустошения превратили всякого бедняка в богача» /221. -С.200/.
Окончательное завоевание Средней Азии произошло при внуке Абулхаир-хана Мухаммеде Шайбани. После многих лет скитаний /казачества/ по Дешт-и-Кыпчаку ему с помощью хана Моголистана Султан Махмуд-хана удалось захватить Самарканд и Бухару. Об этом важном и решающем событии Новой истории Среднеазиатского региона подробно пишет Мурза Хайдар, по его мнению «от этого события моголы и жители Самарканда ведут отчет времени».
После победы в конце XV в. над тимуридами его /Мухаммед Шайбани - Шахибек/ войско, по восточным источникам, «достигло и пятидесяти тысяч /человек/ и везде, где /только/
были узбеки, они присоединялись к нему». Под общим собирательным названием «узбек» подразумевались многочисленные кочевые племена Дешт-и-Кипчака передвигавшиеся в покорённые области Средней Азии. В казахских источниках обычно состав «Улуса узбек» определяется как конфедерация 92 племен - «92 баулы хьтшак». В свей основе этногенез большинства племён был связан, по всей видимости, с кыпчаксим субстратом. В поэтическом варианте казахского шежире, принадлежащего перу Нуржана Наушайбайулы, есть следующие строки:
kim квптн дегендермен даулы кьтша
Бетндегг пормымен жауды кыпшак..
Sip Токупардьщбаласы беспганбалы,
Демей ме «ток,сан екг баулы
Исследователь по средневековой истории Т.И.Султанов, исходя из количества войск у Шайбани-хана, предполагает, что общая масса мигрантов составила не менее 300 тыс, человек. «Если полагать, что все или почти все эти «боевые всадники» шибанидов откочевали вместе с семьями /что наиболее вероятно/, то, принимая в среднем 6 человек на семью-кибитку, общую численность эмигрировавших из степи людей к концу первого десятилетия XVI в. можно /приблизительно/ определить в 240-360 тыс.», - пишет он /228. - С.20-21/. Вероятно, если Мухаммед Шайбани еще в конце XV в. имел не менее 50 тыс. узбекских воинов, то в ходе расширения узбекской экспансии численность узбеков увеличивалась. Тот же Мирза Хайдар пишет о том, что в составе военных формирований узбеков находилось очень много моголов. Согласно Мирза Хайдару, моголы особенно симпатизировали Махмуд Султану /брату Мухаммеда Шайбани/. Под его началом служило около 30 тыс. могольских воинов. Вероятно, исходя из такого расклада сил и симпатии, Мухаммед Шайбани вначале пощадил могольских ханов /Султан Махмуд-хана и Ахмед Султан-хана/, попавших в плен» /95. - С.147/.
Другая причина, способствовавшая активности узбекских
племен и их первым успехам на территории Средней Азии, -все наступающий кризис династии Тимура. Как известно, первые противоречия возникли в державе сразу же после смерти великого завоевателя. В скором времени империя, на создание которой эмир Тимур потратил всю свою жизнь и пожертвовал огромным количеством человеческих жизней, рассыпалась как карточный домик. Отсутствие общединастийных моральных принципов и ценностей /в отличие от потомков Чингисхана/ демонстрирует судьба внука Тимура, великого Улугбека, который был убит своим собственным сыном в конце XV в. Одновременно, смерть настигла правителя Мавереннахра - Султан Абу Саид-мирзу и правителя Андижана и Ферганы - Умар Шайх-мирзу, власть перешла к его малолетнему сыну Бабур-падишаху. Вслед за ними умер Султан Ахмад-мирза, сын Султана Абу Саид-мирзы правивший в Самарканде. Политический кризис, охвативший тимуридские владения в связи со смертью великих государей, стал началом активизации в северных и восточных районах степных племен. Вначале это хаотическое пространство притянуло моголов, традиционных противников чагатайских правителей. Примечательно содержание письма Султан Махмуд-хану Мухаммеда Шайбани, только вступившего на стезю борьбы за Среднюю Азию: «Целесообразно было бы посоветоваться с нами, взять помощь и вести войну. Так как вы пошли необдуманно, вы и потерпели это поражение»/178.-С.122/.
Завоевание Мавереннахра и подчинение Туркестана позволило Мухаммеду Шайбани перестроить свои отношения с верховной властью узбекских племен и одновременно наладить систему управления на завоеванных территориях. В принципе, в этот период мы наблюдаем формирование новой имперской идеологии, она быстро охватывает узбекское население, настраивая их на дальнейшие завоевания.
Первоначально в состав государства вошли «вилайет Туркестан, который был вверен Кучкунджи-султану, в Ташкенте был назначен его брат Суйунчи-Ходжа-султан. Районом Андижана повелел /править/ Джанибек-султану. В Шахрухии и ее
районах повелел /править/ Эмир Иакуб Вафадару, богом хранимая столица Самарканд была вверена Ахмад-султану. Область Хисара и подчиненные ей /территории/ он определил Хамза-султану и его брату Махди-султану; в область Термеза был назначен Сайид Мухаммад-султан...; Кундуз представлен эмиру Канбар... И дела областей были полностью устроены...», - пишет автор Шайбани-наме /178. - С.127/.
Абдаллах Балхи в сочинении «Зубдат ал-асар» еще точнее указывает границы узбеков. Это, в первую очередь, Туркестан и Мавереннахр, а затем Тохаристан, Бадахшан, Кандахар, За-бул, Хорезм, Астрабад и территории вплоть до Ирака, Хорасана. Как известно, основная часть этих стран была покорена в 1506-1509 гг. В 1507 г. Шайбани осадил и взял Балх, в 1508 г. -Герат, а затем все горные области в верхнем течении Амуда-рьи. Несмотря на ряд неудач /смерть Мухаммеда Шайбани в 1510 г У, узбеки упорно шли на южные и юго-восточные районы Азии. Одновременно, для безопасности тыла, как говорил Убей-доллах-султан, были предприняты несколько походов против казахских улусов.