Задание 1. Заполните таблицу «Особенности мочевыделительной системы у детей»
АФО мочевыделительной системы | Клиническое значение |
Задание 2. Заполните таблицу «Возрастные показатели суточного диуреза и удельной плотности мочи у детей».
Возраст | Суточный диурез | Удельная плотность мочи |
Задание 3. Заполните кроссворд «Мочевой синдром». При заполнении кроссворда в строчке по горизонтали (под номером 7) вы прочитаете термин, обозначающий симптом, являющийся признаком острой почечной недостаточности. Напишите данный симптом._________________
1. Наличие эритроцитов в мочевом осадке
2. Наличие белка в мочевом осадке
3. Наличие бактерий в мочевом осадке
4. Наличие лейкоцитов в мочевом осадке
5. Наличие цилиндров в мочевом осадке
6. Наличие солей в мочевом осадке
Задание 4. Заполните структурно – логическую схему «Функции почек».
Функции почек |
Задание 5. Заполните структурно – логическую схему «Экстраренальные синдромы при патологии почек у детей».
Экстраренальные синдромы |
Синдром |
Синдром |
Синдром |
Синдром |
Синдром |
Симптомы |
Симптомы |
Симптомы |
Симптомы |
Симптомы |
Рекомендуемая литература
Основная: отсутствует.
Дополнительная:
1. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. Р.Р. Кильдияровой, В.И. Макаровой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 – 680с. – С. 390- 427.
Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных).
1. https://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970416723-0021/345.html?SSr=280133a136130743723e576pediatleshstom, Пропедевтика детских болезней: учебник / Калмыкова А.С., Ткачева Н.В., Климов Л.Я. и др.; Под ред. А.С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. https://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970423936-0011.html?SSr=280133a136130743723e576pediatleshstom, Пропедевтика детских болезней: учебник / Под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
ТЕМА: ПИЕЛОНЕФРИТ И ГЛОМЕРУЛОНЕФРИТ У ДЕТЕЙ. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. РОЛЬ ОЧАГОВ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНФЕКЦИИ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЧЕК.
Цель занятия: в рамках формирования общекультурной (ОК-1) и профессиональных компетенций (ОПК-4, ПК-6, ПК-10) выпускника лечебного факультета студенты должны изучить этиопатогенез, методы диагностики и принципы терапии заболеваний почек у детей.
Аннотация. Мочевыделительная система является важнейшей в поддержании гомеостаза организма. Заболеваниям органов мочевой системы в детском возрасте уделяют значительное внимание в связи с частотой этой патологии, значительным числом хронических форм и их серьёзным прогнозом.
Студент должен знать:
1. Этиопатогенез, современную классификацию, эпидемиологию, клинические особенности, методы диагностики и лечения пиелонефритов и гломерулонефритов у детей.
2. Принципы реабилитации и диспансеризации детей с заболеваниями почек.
Студент должен уметь:
1. Провести клиническое обследование мочевыделительной системы ребенка.
2. Интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследований мочевыделительной системы.
3. Назначить план диагностических и лечебных мероприятий при пиелонефритах и гломерулонефритах у детей.
4. Составить план реабилитационных мероприятий при пиелонефритах и гломерулонефритах у детей.
Студент должен владеть:
1. Владеть методикой клинического осмотра мочевыделительной системы ребенка.
2. Владеть навыками диагностики пиелонефритов и гломерулонефритов у детей.
3. Владеть навыками интерпретациеи результатов лабораторных и инструментальных методов исследования мочевыделительной системы у детей.
4. Владеть алгоритмом лечения пиелонефритов и гломерулонефритов у детей.
Вопросыдля самоподготовки.
1. Классификация заболеваний почек у детей.
2. Этиология, патогенез, клиника, диагностика пиелонефрита.
3. Лечение и диспансерное наблюдение детей с пиелонефритом.
4. Гломерулонефрит. Этиология, патогенез, клиника, диагностика.
5. Ггломерулонефрит. Лечение, диспансерное наблюдение.
6. Диетотерапия заболеваний почек у детей.
ПИСЬМЕННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание 1.
Задача.
Мальчик, 10 лет. Две недели назад перенес катаральную ангину. При обращении к врачу жалуется на отечность век, головную боль, изменение цвета мочи (мясных помоев). АД 130/90 мм.рт.ст. В анализе мочи: к-во 50 мл., цвет красный, реакция кислая, белок 2 г/л, цилиндры гиалиновые 2-3 в п.зр. Анализ крови: Эр 3,9х1012/л, Нв 100 г/л, цв.показ. 0,9, лейкоциты 13х109/л, Э-3, П-3, С-67, М-5, СОЭ 33 мм.час.
Задание:
1.Выделите симптомы и синдромы заболевания.
2.Какой предварительный диагноз можно поставить?
3.Оцените результаты лабораторных исследований.
4.Какое еще обследование необходимо провести для уточнения диагноза?
Задание 2.
Заполните схему «Факторы, предрасполагающие к развитию пиелонефрита».
Факторы, предрасполагающие к развитию пиелонефрита |
Эндогенные факторы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Экзогенные: 1. 2. 3. 4. 5. |
Задание 3.
Заполните кроссворд «Лекарственные средства, используемые для лечения пиелонефрита». В строках необходимо указать название лекарственного средства используемого для лечения пиелонефрита, в которых имеются данные буквы.
П | ||
И | ||
Е | ||
Л | ||
О | ||
Н | ||
Е | ||
Ф | ||
Р | ||
И | ||
Т |
Задание 4. Заполните схему «Клинические проявления острого пиелонефрита».
Клиника острого пиелонефрита |
Синдром интоксикации |
Болевой синдром |
Мочевой синдром |
Дизурический синдром |
Симптомы: |
Симптомы: |
Симптомы: |
Симптомы: |
Задание 5. Заполните кроссворд «Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение гломерулонефрита у детей». По горизонтали впишите слова, в которых имеются данная буква.
Г | ||
Л | ||
О | ||
М | ||
Е | ||
Р | ||
У | ||
Л | ||
О | ||
Н | ||
Е | ||
Ф | ||
Р | ||
И | ||
Т |
Задание 6. Заполните структурно – логическую схему «Диспансерное наблюдение детей с пиелонефритом, гломерулонефритом.
Диспансерное наблюдение детей |
Пиелонефрит |
Гломерулонефрит |
Срок наблюдения |
Частота осмотров педиатром, узкими специалистами |
Параклинические исследования, частота |
Формы оздоровления |
Срок наблюдения |
Частота осмотров педиатром, узкими специалистами |
Параклинические исследования, частота |
Формы оздоровления |
Задание 7. Заполните схему «Клинические проявления острого гломерулонефрита».
Клиника острогогломерулонефрита
Синдром интоксикации
Болевой синдром
Мочевой синдром
Гипертензионный синдром
Симптомы:
Симптомы:
Симптомы:
Симптомы:
Отечный синдром
Симптомы:
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Детские болезни / под ред. Н.П. Шабалова. - СПб.: Спецлит, 2006. – Ч.2. – 736с. – С. 122 – 170; 186 – 207.
Дополнительная: отсутствует.
Иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса, в т.ч. электронно-библиотечные системы и электронно-образовательные ресурсы (электронные издания и информационные базы данных).
1. https://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970409718-0023.html?SSr=100133a1391068fdc7f0576pediatleshstom, Детская урология / Пугачев А.Г. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
2. https://www.studmedlib.ru/ru/doc/ISBN9785970429488-0009/000.html?SSr=100133a1391068fdc7f0576pediatleshstom, Детские болезни:учебник / под ред. Р. Р. Кильдияровой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
ТЕМА: ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ. ХРОНИЧЕСКИЙ ГАСТРИТ, ГАСТРОДУОДЕНИТ. ЯЗВЕННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И 12-ПЕРСТНОЙ КИШКИ. ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА, ЛЕЧЕНИЕ, ПРОФИЛАКТИКА. ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Цель занятия: в рамках формирования общекультурной (ОК-1) и профессиональных компетенций (ОПК-4, ПК-6, ПК-10) выпускника лечебного факультета научить студентов семиотике патологии желудочно – кишечного тракта, параклиническим методам исследования, навыкам современной диагностики, лечения и реабилитации хронического гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
Аннотация заболевания пищеварительной системы у детей занимают 2-3 место по распространенности. Знание клиники, принципов лечения хронического гастрита, гастродуоденита необходимо для врача любого профиля.
Студенты должны знать:
1. Семиотику поражения заболеваний желудочно – кишечного тракта у детей.
2. Этиологию, патогенез, классификацию, клинику, диагностику хронического гастродуоденита.
3. Этиологию, патогенез, классификацию, клинику, диагностику язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
4. Принципы терапии хронического гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
5. Основные препараты, применяемые для лечения хронического гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
6. Принципы реабилитации детей, страдающих хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки.
Студент должен уметь:
1. Провести клиническое обследование пищеварительной системы ребенка.
2. Правильно интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов обследования.
3. Организовать уход за детьми с патологией желудочно – кишечного тракта.
4. Поставить предварительный и клинический диагноз хронического гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки с учетом современной классификации.
5. Назначить лечение и диету ребенку с хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки.
6. Определить тактику реабилитации пациента с хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки в период ремиссии.
Студент должен владеть:
1. Владеть методикой клинического осмотра пищеварительной системы ребенка.
2. Владеть навыками диагностики хронического гастрита, гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
3. Владеть навыками интерпретации результатов ЭФГДС, УЗИ абоминального у детей.
4. Владеть навыками интерпретацией результатов биохимического анализа крови, копрограммы у детей.
5. Владеть алгоритмом назначения лекарственных средств для лечения хронического гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
Вопросы для самоподготовки.
1. Семиотика поражения заболеваний желудочно–кишечного тракта у детей.
2. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика хронического гастродуоденита у детей.
3. Этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
4. Принципы терапии хронического гастродуоденита, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки у детей.
5. Принципы реабилитации детей, страдающих хроническим гастродуоденитом, язвенной болезнью желудка и 12-перстной кишки.