Хаттские богини солнца-задолго до того периода, из которого исходят наши источники.
Культ
В древних хеттских текстах содержится немного подробной информации о храмах,
Оборудование и персонал, социальный статус священников и внутренняя иерархия
Эта группа. Ничего не известно ни о ежедневном культе и его организации, ни о том, как
Хетты классифицировали культовые церемонии в этот период. Что мы знаем о фестивалях
Празднуется в Хаттусе или в provinci.es является очень ограниченным и неполным, потому что
О малочисленности и фрагментарности сохранившихся древнехеттских
Тексты. Документы периода империи являются гораздо более ценным блюдом для
Изучение этих вопросов; они также дают представление о том, как хетты понимали эс-
Ощущение божественности (3.2,6). Предполагая, что принципы хеттского мировоззрения на религ-
Ион и традиции местных культов в центральной и северной Анатолии не изменились
Любым фундаментальным образом на протяжении всего existen.ee хеттского государства, затем в
Сведения о местных культах, содержащиеся в более поздних текстах, могут быть частично использованы для старых
Хеттский период тоже.
Haas 1994a: 6 i 1 f.; Попко 1995a: 73, 1131: ср. также Йошида 1996: 99 с комментариями rei.
HlTTITE АНАТОЛИЯ
Бог мог принимать антропоморфную или зооморфную форму, но также мог быть
почитается в другой, аниконической форме”." 1 Божество отождествлялось со своим изображением. Anth.ro-
Помойные фигурки обычно были не выше 20-30 см, что облегчало их переноску
Вокруг во время церемоний и в процессиях или связанных с культом джумейе. Боги были
Умытый и одетый, регулярно накормленный и почтительный. Единственные описания
Божественные представления относятся к периоду Империи,” 0”, но фигуры бога являются
Весьма вероятно, что в древние хеттские времена они выглядели примерно так же. Многие из них де-
Изобразил бога, стоящего на священном животном. Описания подтверждают, что боги войны
У львов, у богов-хранителей были олени, а у богинь природы, обычно изображаемых сидящими, были
Горный козел и/или птица. Фигурки животных также могли стоять в адитуме
Рядом с другими символами и атрибутами данного божества.
Богам бури иногда поклонялись в виде быка.' Это было то, что
Многие из местных богов бури были похожи. Текст с упоминанием периода империи
Статуэтки быков как культовые предметы, изготовленные из посеребренного 308 или консервированного дерева” 0”, а также из
Железо 310 или серебро; 311 иногда серебряный бык мог быть позолочен, как в случае с
Шторм-бог Небес в Каране, которому поклонялись там в поздней империи.
Риод вместе с богиней Солнца Аринной как часть государственного культа.' Шторм-
Богов, представленных статуей быка, можно увидеть, среди прочего, на культовой вазе из
В андиктепе (см. ниже) и на рельефе у ворот Сфинкса в Алачахейюке (3.2.6).
Живые животные также играли определенную роль в культе. Священный бык бога Бури был
Содержался в специальном загоне и сопровождался церемониальной процессией во время некоторых
Фестивали. 313 Более поздний текст содержит информацию о культе оленя. В тринадцатом веке до нашей эры,
Ср. Гютербок 1983; Попко 1993; Хазенбос 2003: 173 и далее со ссылками; Коллинз 2005.
Von Brandenstein 1943; Jakob-Rost 1961; 1963; van Loon 1985: 30t; Hazenbos 2003: 176ff.
О зооморфных культах и животных богов см., в целом, Лебрен 1986.
Гютербок 1983: 211т Фрагментов терракотовых фигур быка и сосудов в форме быка
Известны из Хаттузы, Инандиктепе, Магста Хойюка и Кугакли; ср. Алаура 2001: Если. с
п. 5-9 (список литературы). На каменных статуэтках быка из (Джадир Хойюк и Али§ар, см. Ниже.
КуТ 27 об. 14’, Хейзенбос 1996: 100.
KOB 38,6 iv 15 (с дубликатом KUB 38,10 iv 1), Якоб-Рост 1961: 188, 196; KBo 2,1 i 28,
Картер 1962: 52, 61,
310 КБо 2,1 ii 9-iii 8, iv lff„ Картер 1962: 54ff„ 58, 68ff„ 68; »оффнер 2002: 68t; КБо 2,13 об. 21,
Картер 1962: 107, 112.
КБо 2.1 i 34, Картер 1962: 52, 61. J
312 KUB 38.12 ii 12t, Güterbock 1983: 211.
313 Тарача 2002: 13ff. Ср. также КУБ 20.10 iv 9'ffi, ‘гонг быков’, исполненный женщинами Нерика
В культе местного бога Бури во время процессии (?) с участием короля Хааса
1970: 272ff; Гроддек 2ÖÖ4f: 20; Шуоль 2004: 40f., 136; Стивала 2007: 222ff.;|
Древнехеттский период 61
Вольер для оленей был частью культового места под открытым небом (?) на Пи/ускурунуве
Гора. Программа весеннего фестиваля завода AN.DAH.SUM (см. 3.2.6)
Ожидал визита короля на эту гору, где он совершил жертвенное возлияние, чтобы
олень. 3 * 4 Обетный текст времен правления Хаттусили III предполагает, что аналогичная
В Аринне существовал храм священного оленя богини Солнца” 10.
Риты животных или головы животных также использовались в культовых практиках. 316 Два серебряных быка
Головные сосуды служили во время ритуалов, проводимых в честь бога Бури и
Васеззили во время КИ.Фестиваль ЛАМ, в то время как суда в форме леопарда и кабана играли