появляются рядом со жрецами САНГА и/или ГУДУ^-жрецами.
Видное положение занимала ЭРЕС.ДИНГИР-жрица (‘Владычица
Бога’), 364, который действовал во многих собраниях, особенно во время КИ.Фестиваль ЛАМ, чтобы-
Вместе с королем, королевской четой или наследным принцем. Ее присутствие в анатолийских культах
О дохеттском периоде свидетельствуют упоминания о ДИНГИРЕ.ЭРЕС/ УГБАБТУМ-
жрица в древних ассирийских текстах из Кейнса. 3 ‘” > В текстах из Эбла, датированных
К третьему тысячелетию нашей эры эта категория жриц относится к терре
ДАМ.ДИНГИР ‘Супруга Бога". 30 " В древневавилонский период и позже,
Попко 2001a: 329f.; 2004b; Таггар-Коэн 2006a: 1451
Таггар-Коэн 2006a: 312ff.
Таггар-Коэн 2006a: 229.fl
352 Хоффнер 1996; 2007: 130, Но см. КУБ 59.60: 8’ Л ^САНГА кумран (acc,), Оттен 1992: 37fl; ср.
Также Клингей’ 2003-2005: 641. О кумруме в древних ассирийских текстах из Кейнса см. Сейчас
Крысат 2006а: 1041
Таггар-Коэн 2006a: 335fl
Амантея 1985-1986; Таггар-Коэн 2006a: 384fl; 2006b.
Кт 94/к 804 141; кт 2001/к 325 а/б 11/6,16.44. См. Албайрак 2004: 8fl; Крышат 2006a: 105.
356 Ärchi 1998; Steinkeller 1999: 122ff.
Период
Древний хеттский
ЭРЕС, ДИНГИР/ ЭНТУ(М) 1 i£TT£7-жрицы встречаются в Сирии и Месопотамии в
культ бога Бури Адада. 3 °' Не исключено, что она была жрицей
., 358
Бог Бури в Анатолии тоже, хотя она играла значительную роль в
Культ различных божеств. В древние хеттские времена, по-видимому, был только один
Владычица Бога, проживающая в Столице. В государственном культе она имела равное значение-
Танцуйте как король, председательствуя на церемониях в его отсутствие, а также будучи-
Имеет право пользоваться королевской каретой хулуганни. В свете того, что мы знаем о
ERES.DINGIR / ENTUMI UGBABTUM-священнослужители в Сирии и Месопотамии,
идея о том, что хеттская Госпожа Бога была принцессой царской крови°”‘ привлекательна
Но вряд ли это подтверждается каким-либо из сохранившихся текстов. У Владычицы Бога также был
Важную роль предстоит сыграть в празднике богини Тетешапи, 360 исходя из
Хаттуса Тавинии по этому случаю. 361 Однако в текстах нет ничего, что могло бы
Предположим, что она была “представителем божества на земле” 362.
Другие жрецы и жрицы ограничивали свою деятельность определенными Центрами и
Культ конкретных божеств. Жрец таззели встречается исключительно в культе Зи-
планда;° 6у также хамина, которая часто действует совместно с ГУДУ 12 -
священник, о чем свидетельствует главным образом в этой цитате” " Человек бога бури (ЛЮ У ИСКУР/
D U / ’ ' тархуналла-' 36 °) также должно быть связано с хаттской традицией; он
Участвовал не только в культе, но и совершал магические обряды, особенно для
357 Archi 2001: 25 со ссылками; Швемер 2001: 280 с № 1928 (Мари), 312 (Kis), 357 (Dur*
Rimus? в бассейне Нижней Диялы), 367 (Каркар), 380 (Ур), 466 (храм Адад-Тессуба
В Нузи), 483 (храм бога-быка Тиллы в Нузи), 555ff. (в культе бога бури Бату
И Ишара (написано D ISTAB) в Эмаре). О жрице ЭНТУ в культе Ишары в Кидзу-
Ватна, см. 3,2.6.
Обратите внимание, например, на ее роль в обрядах с быком бога Бури в культе Тетешапи (КБо
KBO 24.98 i 3'ff., KBo 31.194 obv, Iff., Тарача 2002: 14f; Печчиоли Дадди, в печати) и
В КИ.Фестиваль ЛАМ (см. ниже).
S Таггар-Коэн 2006a: 4 1 Iff.; 2006b: 319f.
Печчиоли Дадди 1987a; 1987b; 1988; 1998c.
361 куб. 20.17+куб. 11.32 iii выкл.; ср. Haas 1994a: 731.
Таггар-Коэн 2006a: 385.
363 Пекчиоли Дадди 1982; 264ff.; Попко 1994: 73f.; 1995a: 77: Арикан 2007. Контра Гетце (1947:
N. 16), Хаас (1994a), Клингер (2003-2005), Хагенбухнер-Дрезель (2006: 3) и другие,
Таззели не следует отождествлять с GUDUj 2-pricst. См. Якоб-Эост 1974; теперь также Таггар-
Коэн 2008а: 277.
Попко 1994: 751.; HW 2 III Lfg. 12 с. В.
Ср. Сингер 1983: 64 n. 32: Пекчиоли Дадди 2004: 357.
I 368 Печчиоли Дадди 1982: 32 шт., 8696 т.; Юнал 1998: 67 т.; Шуоль 2004: 175 т.: Таггар-Коэн 2006c: 229ff,
Я
f
:
Хеттская Анатолия.
Элеан.укажите место, участников и предметы, используемые во время культовых церемоний. Сими-
На торжественных мероприятиях присутствовала Женщина бога Сторни“ 67, а также
М ан из Зили
L u Qgo LU 369
зи/алипурияталла-) ' и "виночерпий" (а/экуттара-) (который
Мог бы занять место формета), оба изредка сотрудничают с Человеком из
Бог Бури.
Культовые практики следовали установленному и повторяемому сценарию. Во время более важных
Празднование танта, как у КИ.Фестиваль ЛАМ (см. ниже), состоялось шествие, в
Какие культовые символы, фигуры богов и приношения, предназначенные для них, были перенесены
Через весь город, и жертвенные животные паслись вместе. 373 Помимо основного
Участники - члены королевской семьи, жрецы и жрицы, а также другие
Храмовые и дворцовые чиновники — там были музыканты и певцы обоих полов, не говоря уже о
Упомяните танцоров и акробатов. 871 Если церемония проходила в святилище под открытым небом-
За пределами города были приложены все усилия, чтобы обеспечить божество эн-
Развлечения в форме спортивных состязаний “ и различные формы культовой драмы, такие как
Как ритуальный бой 3 и шоу с лучниками и мужчинами в маскировке диких ани
Малы (фейри, леопарды и волки). 374 Такие шоу предположительно относились к охоте
Магия в их символическом значении.