Для нормирования труда применяют аналитический и суммарный метод.




Суммарный метод нормирования предполагает установление нормы времени на ту или иную операцию в целом, без анализа и расчленения ее на составляющие элементы. Суммарный метод, в зависимости от способа определения нормы времени, делится на опытный, статистический и сравнительный. Опытный метод подразумевает установление норм на основе личного опыта нормировщика; статистический — с учетом статистических данных о фактических затратах времени на выполнение работ в прошлом; сравнительный — на основе сравнения нормируемых процессов с аналогичными, на которые нормы времени уже установлены.

Нормы, установленные суммарным методом, являются приблизительными и не способствуют повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции. Эти нормы получили название опытно-статистических.

При аналитическом методе нормирования технически обоснованную норму времени рассчитывают, опираясь на детальный анализ производственных возможностей рабочего места и оборудования. Анализу подвергается как нормируемая операция и ее составляющие элементы, так и условия выполнения работы: организация рабочего места, труда и т. д. На основе проведенного анализа проектируют рациональный режим эксплуатации машин и механизмов, разрабатывают оптимальный состав и последовательность элементов нормируемой операции с использованием передового опыта. В заключение рассчитывают основное (технологическое) время на операцию по переходам или приемам, а также вспомогательное время с учетом возможных его перекрытий в процессе работы оборудования. В результате устанавливают нормы штучного и штучно-калькуляционного времени. При аналитическом методе нормирования обязательным является подготовка организационно-технических мероприятий, обеспечивающих успешное внедрение разработанных норм.

Существуют две разновидности аналитического метода нормирования: расчетный и исследовательский. При расчетном методе основное (технологическое) время определяется по формулам с применением таблиц нормативов (для станочных работ — нормативов режимов резания, для ручных работ — нормативов времени). Другие составляющие нормы времени уточняют по соответствующим таблицам нормативов времени. При исследовательском методе все составляющие нормы времени устанавливают непосредственным наблюдением и измерением затрат времени. Этот метод нормирования благодаря обширному конкретному материалу обеспечивает разработку более обоснованных технических норм по сравнению с расчетным. Однако его применение требует больших затрат времени, поэтому он не нашел широкого применения в условиях мелкосерийного и единичного производства и, в частности, при нормировании работ по ремонту автомобилей на автотранспортных и авторемонтных предприятиях. Тем не менее исследовательский метод может применяться на крупных АТП при нормировании работ по ЕО, ТО-1 и ТО-2, особенно при разработке и внедрении новых прогрессивных методов их выполнения.

На автотранспортных и авторемонтных предприятиях стремятся упростить методы технического нормирования и, следовательно, снизить затраты времени и средств на эту регламентную процедуру. В связи с этим заслуживает внимания разработка типовых технологических процессов, операций, типовой организации труда рабочего.

В этом случае, исходя из типовых условий работы, типовые нормы рассчитывают не на каждую деталь, а на группу однородных (по их конструктивным и технологическим признакам) деталей, по одной или двум деталям из данной группы. В результате упрощается и сокращается нормировочная работа, уменьшается количество норм. Кроме того, внедряются укрупненные нормативы. Они рассчитываются на выполнение отдельных технологических переходов в целом. В соответствии с этим операции расчленяются только до технологических переходов.

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

Задачей технического нормирования труда водителей является определение норм выработки водителей в тонно-километрах и тоннах; пассажиро-километрах и пассажирах; автомобиле-часах; платных километрах в зависимости от эксплуатационных условий. На автомобильном транспорте для водителей грузовых автомобилей применяется сдельная система оплаты труда на основе единых государственных норм выработки, наличие которых не исключает необходимости нормирования труда водителей. Последнее обусловливается тем, что единые государственные нормы на пробег автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы не позволяют учесть разнообразия эксплуатационных условий и особенностей организации работы на всех АТП. Поэтому необходимы тщательная проверка и изучение фактических затрат рабочего времени с учетом характера перевозок и условий эксплуатации.

Для водителей грузовых автомобилей в принципе отпадает необходимость установления технических норм выработки, поэтому для них определяют сменные нормы выработки на основании единых норм времени на пробег автомобилей и норм времени на простой под погрузочно-разгрузочными работами. Нормы времени на пробег автомобилей установлены для городских и загородных перевозок в зависимости от грузоподъемности автомобилей и группы дорог. При этом для загородных условий перевозок установлены три группы дорог; для городских — нормы времени не зависят от дорожного покрытия.

Нормы времени на простой автомобиля под погрузочно-разгрузочными операциями зависят от грузоподъемности подвижного состава, способа выполнения работ и рода груза.

На автомобильном транспорте технически обоснованные нормы времени и нормы выработки устанавливаются аналитическим (расчетным) методом технического нормирования.

В соответствии с классификацией затрат рабочего времени, принятой в практике технического нормирования, баланс рабочего времени водителя состоит из четырех частей:

1) подготовительно-заключительного времени;

2) оперативного времени;

3) времени обслуживания рабочего места (автомобиля);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: