ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ




Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) — сборник нормативных документов, где содержатся квалификационные характеристики работ и профессий, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. По каждой отрасли народного хозяйства издаются отдельные справочники, которые и служат основным ориентиром.

1. Тарифные разряды — характеризуют уровень квалификации рабочих и сложности работ. В большинстве отраслей работы тарифицируются по 6 разрядам, реже по 8 разрядам, редко по 8—10-му разряду и очень редко по 10—12-му разряду.

2. Тарифные сетки отражают соотношения в оплате труда рабочих различных разрядов (с учетом специфики отрасли производства и условий труда).

3. Тарифная ставка — абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих за единицу времени. Различают часовую, дневную или месячную оплату труда. Тарифные ставки служат основой для повременной оплаты труда и определения расценки за единицу продукции (при сдельной оплате).

Руководители АТП по согласованию с профсоюзной организацией, в зависимости от конкретных условий и характера работы, вводят ту систему оплаты труда (и для водителей, и для ремонтных рабочих), которая обеспечивает наибольшую ее производительность в пределах утвержденного фонда заработной платы.

В случае необходимости допускается совмещение профессий с соответствующей доплатой в зависимости от сложности, характера и объема работы, выполняемой по другой профессии. Это допускается, если в результате совмещения профессий сокращается численность рабочих по сравнению с рассчитанной по нормативам.

«Типовое положение о премировании работников предпри-ятий автомобильного транспорта» предусматривает материальное стимулирование рабочих и служащих за выполнение и перевыполнение плана грузовых и пассажирских перевозок, увеличение прибыли (доходов) предприятия, повышение производительности труда и рентабельности. Премирование водителей и ремонтных рабочих может осуществляться из фонда заработной платы и фонда материального поощрения, который образуется за счет отчислений от прибыли.

Для оплаты труда водителей и кондукторов установлены часовые тарифные ставки, являющиеся едиными для сдельщиков и повременщиков, а также размеры надбавок и доплат. Часовые тарифные ставки водителей грузовых, специализированных и специальных автомобилей установлены по трем группам автомобилей в зависимости от их типа, назначения и по девяти группам в зависимости от грузоподъемности. Такая дифференциация позволяет предусмотреть тяжесть, сложность, вредность и другие особые условия труда водителей.

К первой группе отнесены бортовые автомобили; ко второй — большинство специальных и специализированных автомобилей (учитывается сложность труда водителей и совмещение ими работ по обслуживанию дополнительных механизмов, приспособлений или оборудования); к третьей — специальные автомобили с вредными или особыми условиями труда водителей.

Тарифные ставки водителей автобусов устанавливаются в зависимости от типа транспортного средства и его габаритной длины. Они учитывают тяжесть и сложность труда, а также работу на регулярных линиях городов численностью 500 тыс. чел. и более. Для водителей, работающих на легковых автомобилях (в том числе и специальных), предусмотрены часовые тарифные ставки в зависимости от класса автомобиля и рабочего объема двигателя.

Для водителей, работающих на автомобилях скорой медицинской помощи и легковых оперативных автомобилях, оборудованных специальным сигналом, установлены повышенные часовые тарифные ставки вследствие большой ответственности водителей при работе на этих автомобилях.

Труд водителей-перегонщиков оплачивается по тарифным ставкам водителей, которые работают на автомобилях основного для данного предприятия типа.

Для дифференциации заработной платы ремонтных рабочих в зависимости от их квалификации и условий труда применяется тарифная система, состоящая из трех взаимосвязанных частей:

1) тарифной ставки;

2) тарифной сетки;

3) тарифно-квалификационного справочника.

Тарифная система позволяет оценить и сопоставить как качество, так и условия труда.

Тарифные ставки рабочего I разряда — ключевой элемент тарифной системы оплаты труда, на их основе определяют минимальную оплату простого труда в единицу времени. Эти ставки подразделяются на часовые и дневные и дифференцируются в зависимости от условий труда, его напряженности, интенсивности и формы оплаты. Тарифная сетка представляет собой совокупность нескольких тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она позволяет дифференцировать оплату труда рабочих в зависимости от их квалификации. Тарифный разряд указывает на соответствующую квалификацию рабочих, степень сложности выполненных работ. Тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты труда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты простейших работ, которые причисляются к I разряду. Поскольку основная тарифная сетка не учитывает характера и условий труда, для различных условий работы применяются различные тарифные сетки: для рабочих, занятых на горячих работах; на работах с вредными условиями труда; на работах с нормальными условиями труда. Работы тяжелые и с вредными условиями труда оплачиваются выше, чем работы с нормальными условиями труда. Кроме того, существуют тарифные сетки для рабочих-бездельников и рабочих-повременщиков. Тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим осуществляются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником для рабочих автотранспортных предприятий и Единым тарифно-квалификационным справочником для рабочих «сквозных» профессий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: