Управление культуры Белгородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Белгородский государственный институт искусств и культуры»
Кафедра социально-культурной деятельности
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Экологическая культура личности»
Направление подготовки
07180003.62 «Социально-культурная деятельность»
Профили подготовки
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная (сок. срок)
Белгород – 2013
Автор:
Канд. с.-х. наук, доцент, кафедры СКД __________ Е.А. Пендюрин
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры социально-культурной деятельности
«______» _______________ 201__ г., протокол № _______
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент ____________ О.Н. Гененко
«______» _______________ 201__ г., протокол № _______
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент ____________ О.Н. Гененко
«______» _______________ 201__ г., протокол № _______
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент ____________ О.Н. Гененко
«______» _______________ 201__ г., протокол № _______
Зав. кафедрой канд. пед. наук, доцент ____________ О.Н. Гененко
Содержание УМД
1. Рабочая программа дисциплины (модуля) | |
2. Учебно-методические материалы | |
3. Материалы тестовых заданий | |
4. Глоссарий |
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫБЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
Кафедра социально-культурной деятельности
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета социально-культурной и
Библиотечно-информационной деятельности
_________________ Ефремова Н.В.
«______»______________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ(МОДУЛЯ)
«Экологическая культура личности»
Направление подготовки
07180003.62 «Социально-культурная деятельность»
Профили подготовки
«Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Заочная (сок. срок)
Белгород – 2011
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля)
Дисциплина «Экологическая культура личности», входящая в математический и естественнонаучный цикл базовой части Федерального государственного образовательного стандарта дисциплины по выбору по направлению подготовки 07180003.62 «Социально-культурная деятельность», представляет собой дисциплину, призванную дать бакалаврам знания, теоретических и практических основ экологической культуры в высшем учебном заведении культуры и искусств.
Изучение данной дисциплины позволяет познакомить студентов с элементарной экологической культурой и сознанием, экологическим поведением и воспитанием, как фактором формирования духовных ценностей и ролью экологических движений в экокультуре.
В настоящее время проблема окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества воздействуют на биосферу и нарушают процесс естественной эволюции. Как отмечают специалисты, выход из экологического кризиса с помощью технических средств невозможен. Следовательно, формирование экологической культуры выступает одним из необходимых условий преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и регулятором отношений в системе «человек – окружающая среда».
Проблема взаимоотношения человека и окружающей среды многосторонняя и сложная. Негативные воздействия человека на природу проявляются уже сейчас, изменением климата планеты, загрязнением мирового океана, опустыниванием земель, уничтожением леса и водных систем, поэтому изучения дисциплины экологическая культура в настоящее время весьма актуальна.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «Об образовании» (1992) создана правовая база для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Во исполнение Декларации Конференции ООН по окружающей среде Указа Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития общества» формирование экологической культуры молодого поколения следует признать одной из первоочередных задач. Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно- экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Поэтому ответы на экологические проблемы следует искать в области культуры, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные ценности или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: взаимодействие человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Формирование у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек – природа». Тот или иной уровень экологической культуры личности – это результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого подрастающее поколение должно овладеть системой нравственных норм по отношению к миру, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в природе, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Исследование педагогической феноменологии экологической культуры молодежи потребовало определиться в ключевых понятиях. Так, исходным пониманием в педагогических исследованиях экологии служит представление о ней не столько как об области биологического и природоохранного знания, сколько как о синтезе знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия человека с окружающей его средой – природной и социальной. Экологическая культура оперирует качественно новыми понятиями «ценности – отношение – поведение», тогда как экологическое образование определяется понятиями «сознание – мышление – знание – деятельность». Очевидно, что на современном этапе развития общества возрастает значимость экологически культурной, а не только экологически образованной личности.
Задачи дисциплины:
приобретение знаний, теоретических и практических основ экологической культуры в высшем учебном заведении культуры и искусств.
прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде,
восстановления утраченного равновесие и гармонии в отношениях «человек – природа»,
оптимизация решений для экологически безопасного устойчивого развития общества,
подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире,
понимание рассуждений и доказательств, характерных для естественнонаучного стиля мышления.