Требование в воспитании – это способ побуждения к тем или иным действиям или поступкам, применяемое ради повышения уровня воспитанности школьников.




По форме предъявления требования бывают прямыми и косвенными.

Прямое требование характеризуется императивностью, определенностью, конкретностью, точностью, понятностью и однозначностью формулировки. Оно относится решительным, уверенным тоном, который, однако, не исключает гамму оттенков, интонаций, мимических и пантомимических усилений.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) опирается не столько на собственно требование, сколько на вызванные им психологические состояния: переживания, стремления, интересы и т.д.

Требование-совет – это апелляция к сознанию воспитанника, которое убеждает его в целесообразности и полезности действий, которые предлагаются. Такой совет учитывается ребенком, когда она видит в своем наставнике старшего более опытного товарища, мнение которого является авторитетным.

Требование-игра базируется на детском стремлении играть, что дает особое воодушевление и удовлетворение от действий, которые выполняются. Таким образом, незаметно для ребенка усваиваются определенные роли и формируются привычки. Это наиболее эффективная и гуманная форма предъявления требований, но она требует высокого мастерства педагога, умения поставить себя на место ребенка.

Требование-просьба работает только на высоком уровне воспитательного взаимодействия людей, которые уважают друг друга. В ее основе лежат дружеские отношения между детьми и детей с воспитателем, культура их общения и сотрудничества.

Требование-намек целесообразен при воспитании старшеклассников, когда им не надо все досконально объяснять, а достаточно лишь намекнуть о желаемых действиях. Оно базируется на полном согласии участников воспитательного процесса.

Требование-одобрение действует как сильный стимул совершенствования деятельности, которая выполняется. Оно поддерживается положительными эмоциями и желанием питомца стать лучшим.

По способу предъявления требования бывают непосредственными (прямыми) (когда воспитатель ставит их сам) и опосредованными (когда требования вследствие воспитательного воздействия выдвигают дети друг к другу). Последнее A.C. Макаренко назвал методом параллельного действия.

Традиция является следствием жизни и деятельности определенной социальной общности, действенным средством приучения к нормам общественного поведения. Традиции воспринимаются и придерживаются детьми безапелляционно. Особенно дорожат они традициями, которые начинаются в собственном коллективе. Поэтому создание традиций является одним из самых эффективных способов сплочения детской сообщества. Важную роль в формировании и появлении традиций играет внешнее их оформление в виде определенных атрибутов: формы одежды, знаков различия, девизов, гимнов и т.д.

Этикет как совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, является весомым рычагом влияния воспитательной среды. В ее состав входят нормы обращений членов сообщества друг к другу: старших к младшим и наоборот, детей между собой, заинтересованных и незаинтересованных лиц и т.д., общие правила дисциплины – учебной, рекреационной, бытовой, правила разрешения конфликтов, правила использования помещения и оборудования, соблюдение чистоты и порядка.

Специальная ситуация, которая создается с воспитательными целями, требует от питомца самостоятельного выбора варианта решения проблемы. Такая ситуация не может быть надуманной, она должна отражать реальную жизнь со всеми ее противоречиями и осложнениями. Школьная практика имеет множество таких ситуаций. Они могут быть как заранее спланированными (участие в акции милосердия и благотворительности), так и спонтанными (мгновенная реакция на слово, предложение, поступок). Значительную роль в эффективном применении метода играет его неожиданность для питомца. Так, ребенок, ждет определенной реакции педагога на свой поступок, заранее готовится к сопротивлению, и убедить его бывает трудно. Неожиданная же реакция повышает вероятность быстрой смены позиции. Буянов, например, разоружает великодушие, если оно воспринимается как гуманное проявление, а не слабость и неуверенность воспитателя. В отдельных случаях имеет смысл невмешательства воспитателя в критической ситуации, или наоборот, ее существенная коррекция со стороны педагога. Такие ситуации направлены на формирование качеств, которых не хватает воспитаннику или на сдерживание негативных проявлений ребенка.

Разновидностью специальной ситуации является так называемый «метод взрыва», отработанный и описанный AC Макаренко. Его смысл заключается в мгновенном разрушении старой негативной позиции воспитанника, поставленного перед необходимостью сразу же занять новую, позитивную. Особенностью его применения является большой эмоциональный заряд и неожиданность для питомца. В своем преобразующем движении, несмотря на разрушительную установку, «взрыв» обязательно должен опираться на позитив. Этот метод имеет большую разрушительную силу, поэтому пользоваться им надо крайне осторожно и применять только в тех случаях, когда другие методы не дали желаемого результата.

В качестве примера применения метода взрыва в практике A.C. Макаренко можно привести ситуацию пополнения колонии новыми воспитанниками, что повторялась неоднократно, и ни разу не дала сбоя. Происходило это в виде педагогически спланированных облав на бездомных, которые часто оседали на железнодорожном вокзале. Начинались они работой передового отряда наиболее сильных и ловких старших колонистов, с помощью специально изготовленных металлических крючков «выскребали» из угольных баков под вагонами «социальный хлам», что сопротивлялся, грубо ругался и даже кусался, защищая свою романтическую свободу. Отловленные таким образом бездомные содержались под милицейским надзором в специально оборудованной комнате до прихода колонии, которая в это время парадным маршем под звуки духового оркестра направлялась к Харьковскому вокзалу. В ходе встречи с будущими воспитанниками колонна перестраивалась, оставляя им место в середине и не оставляя им возможности самовольно выйти из-под почетного караула (колонисты шли бок о бок). Первый час марша злой, грязный и голодный ребенок щеголял своей независимостью перед организованной, чистой, сытой, доброжелательной стражей. В ход шла унизительная брань, что наталкивалась на добродушные улыбки колонистов, мол, поговорите. Затем, увидев безрезультатность своих попыток разозлить сопровождение, дети притихли, притомились и, в конце концов, начали замечать разницу в положении: сытые - голодные, чистые - грязные, добродушные - злые, уверенные в будущем.... Нормальные человеческие потребности побеждали: хотелось есть по-человечески, спать в постели с белыми простынями, надевать чистую одежду, избавиться от вшей и тому подобное. Они постепенно теряли свою агрессивность и уже были готовы (хотя бы на время) принять новую жизнь. Прошлая позиция пошатнулась.

Колония их встретила баней, парикмахером, сытным обедом. А вечером – общий костер, в котором сгорели вместе с вшивыми лохмотьями то, что называлось одеждой, и все упоминания о прошлых проблемах. Это был закон: с этого момента никогда не попрекать ребенка прошлым, не напоминать о совершенных преступлениях, дать возможность писать свою жизнь с чистого листа. Старая позиция была разрушена за несколько часов. Но педагогическая общественность колонии была далека от мысли о том, что за несколько часов можно в корне изменить бездомного. Поэтому с этого момента каждый из вновь прибывших становился воспитанником, которому еще иногда можно будет нарушить законы совместной жизни – не дорос еще. И только через некоторое время в результате тщательной работы над собой под пристальным присмотром и с дружественной помощью всех колонистов воспитанник станет колонистом. Он получит это звание как высокую награду и доверие, которое нельзя изменить, которое надо достойно пронести через всю жизнь.

Метод взрыва является составляющей процесса перевоспитания, что по своему смыслу состоит из двух процессов: разрушение старого (отрицательного) и построения нового (положительного) в сознании и поведении питомца. Если первый из них проходит довольно быстро (разрушать, не строить), то второй представляет собой кропотливую длительную работу по восстановлению личности, что не выходит за пределы основных закономерностей воспитания, а. значит, опирается на традиционные методы воспитательной работы. Но в применении последних следует отметить специфику их использования при работе с трудновоспитуемыми. Дело в том, что для детей, нуждающихся в перевоспитании, основные средства воспитательной работы – слово и дело – неравнозначны. Так сложилось, что они уже потеряли доверие к словам других и не гнушаются ложью сами. Поэтому в начале перевоспитания отдавать приоритет методам формирования сознания, в основе которых лежит слово, достаточно опрометчиво. Целесообразнее включить их в определенный вид деятельности, где дети способны проявить имеющийся позитив (работа кружка, трудовой десант, группы срочной помощи и т.д.). Это поможет наладить воспитательные отношения, восстановит доверие к воспитателю и только тогда слово последнего наберет определенный вес в сознании воспитанника, а воспитатель сможет адекватно им пользоваться в общении с учеником. Когда он скажет «как тебе не стыдно», ребенок действительно покраснеет от стыда, а не засмеется в глаза. Вследствие указанного процесс перевоспитания методически обеспечивается всеми методами воспитания, но их приоритеты меняются в соответствии с целями перевоспитания, существующих воспитательных взаимоотношений и уровня воспитанности школьников. В общем виде эти приоритеты можно отметить по следующей схеме:

1. Методы формирования сознания. 3

2.Методы формирования опыта поведения. 2

3.Методы перевоспитания. 1

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: