Организационные формы воспитания




Универсальной организационной формой воспитания является воспитательное мероприятие (ВМ). В отличие от урока, технологически отработанных классификаций воспитательных мероприятий немного. Мы можем предложить вам только две: по способу их проведения и по направлениям воспитания.

Классификация воспитательных мероприятий по направлениям воспитания включает в себя: интеллектуально-познавательные, эстетические, нравственные, физические, национальные, правовые, экологические, валеологические, трудовые и т.п. Конечно, каждое из таких мероприятий сочетает в себе несколько направлений, что отражается в его целях. Так, культпоход в театр несет единовременно эстетическую, нравственную, познавательную и коммуникативную нагрузку, субботник решает трудовые, коммуникативные, этические, эстетические и другие задачи. Поэтому целесообразно говорить о комплексном характере целеполагания в воспитательном процессе, а классификацию можно еще назвать по целевой доминанте.

Классификация воспитательных мероприятий по способу проведения включает в себя информативные (лекции, конференции, беседы), соревновательные (викторины, конкурсы, соревнования), коммуникативные (пресс-конференции, диспуты, устные журналы), театрализованные (представления, вечера, концерты), исследовательские (социометрические срезы, экологическая тропа и т.д.), путешествия (мнимые: по стране изучаемого языка; тропинкой любви и тому подобное; реальные: походы, экскурсии и др.).

По аналогии с уроком каждая из предложенных классификаций может быть положена в основу типологии воспитательных мероприятий, тогда другая будет говорить об их видах. Например, если типы определить по направлениям воспитания, а виды – по способу проведения воспитательных мероприятий, то эстетические мероприятия (тип), можно провести в информативном, соревновательном, театрализованном, исследовательском виде. Или наоборот, когда типологию определить по способам проведения, а виды воспитательных мероприятий – по направлениям воспитания, то соревнования (тип ВМ) можно провести интеллектуальные, физические, экологические и т.п.

Технология подготовки и проведения воспитательного мероприятия включает в себя отработку следующих этапов:

1) выбор и обоснование темы воспитательного мероприятия;

2) формулировка его целей;

3) определение формы проведения;

4) подготовительная работа,

5) проведение мероприятия,

6) подведение итогов.

Содержательно тема может соответствовать как традиционным и календарным праздникам (Новый год, 8 Марта, выпускной бал, первоапрельская Юморина и т.д.), так и насущным проблемам определенного детского сообщества (культура речи, поведения, традиции школы и др.). Ее выбор происходит в результате тщательного изучения детского сообщества в целом и каждого воспитанника в частности; определения, чего им не хватает, что нужно пополнить, какие личностные качества и отношения воспитать, социальные роли сформировать и т.п.

Прогностические суждения относительно указанного ложатся в основу целеформулирования. Несмотря на то, что результатом воспитания является культура (культурологическая модель выпускника), а распредмеченная культура представляет собой социальный опыт, для определения целей воспитательного мероприятия целесообразно воспользоваться таблицей «Целеполагание в педагогическом процессе», конкретизировав ее по воспитательному мероприятию и определенному детскому сообществу. В отличие от целей урока, которые формулируются в соответствии с составляющими социального опыта в прямом порядке: знания - способы деятельности - опыт творческой деятельности - опыт эмоционально-ценностных отношений (1, 2, 3, 4), цели воспитательного мероприятия формулируются в обратном направлении: опыт эмоционально-ценностных

отношений - опыт творческой деятельности - способы деятельности - знания (4, 3, 2, 1). Таким образом, на первое место ставятся проблемы формирования отношений (то есть личности) и творчества, а такими, которые обеспечивают эти процессы, становятся цели, касающиеся первых двух компонентов социального опыта – знаний и умений. Поэтому последние формулируются несколько мягче: не добиться усвоения (текстов песен, например, идя на концерт), а ознакомить, подчеркнуть, обратить внимание, сравнить и тому подобное.

Форма проведения воспитательного мероприятия (беседа, лекция, соревнования, диспут, путешествие и т.д.) выбирается в соответствии с темой, возрастными, индивидуальными, типологическими особенностями детей, уровнем их воспитанности и сплоченности детского сообщества, воспитательными возможностями школы, класса, «воспитателя и тому подобное. Неуместно обсуждать или читать лекции в первом классе, вести на экскурсию детей, которые не знают правил поведения в общественных местах, рассказывать прописные истины старшеклассникам.

Каждая форма воспитательного мероприятия, имеет свои особенности и требует соблюдения определенных правил проведения, усвоение которых тоже представляет собой воспитательную задачу. Но следует делать так, чтобы оно не стало самоцелью (концерт ради концерта, соревнование ради соревнования), а сознательно направлялось на восполнение персональных и групповых недостатков.

Подготовительная работа в воспитании имеет не меньшее значение, чем проведение воспитательного мероприятия, а иногда даже больше. Например, класс готовит 15-минутное выступление на школьном фестивале. Подготовка к нему длится две недели, в течение которых усваиваются определенные роли, формируются умения, корректируются личностные качества, то есть достигаются цели воспитания. Само же воспитательное мероприятие выступает в качестве отчета о качестве проведенной подготовки, освещая проблемы, над которыми еще нужно работать.

Подготовительная работа к воспитательному мероприятию проводится детьми под руководством учителя или специально выбранного актива. Она содержит в себе работу по:

1) определению темы и формы проведения ВМ (если это не сделано заранее),

2) созданию актива,

3) отработке сценария,

4) заключению и реализации плана подготовки,

5) распределению обязанностей,

6) созданию микрогрупп для выполнения поручений,

7) организации контроля качества их выполнения и т.п.

Проведение ВМ – это маленький спектакль, который характеризуется логичностью и стройностью построения, согласованностью действий участников, содержательной и технологической завершенностью действия. В ней каждый играет свою роль, от качества выполнения которой зависит общий успех и воспитательный эффект мероприятия. Воспитатель, который в подготовке активно сотрудничал с детьми, во время проведения воспитательного мероприятия занимает позицию заинтересованного, доброжелательного наблюдателя. Он видит и оценивает все (что удалось, что нет, как себя проявляют воспитанники, чего им не хватает и т.п.), то есть делает определенный срез воспитанности каждого ученика и всей общности, на основе которого может прогнозировать следующее продвижение вперед.

Подведение итогов – обязательная составляющая воспитательного мероприятия. Пренебрежение ею приводит к потере смысла воспитательного процесса. Когда дети не видят своего движения к совершенству, не осознают смысла каждого шага на этом пути, они теряют не только интерес к коллективному росту, но и внутреннюю потребность совершенствования.

В зависимости от возраста детей и характера воспитательного мероприятия подведение его итогов может проводиться в различной форме (беседа, стенгазета, обсуждения, огонек т.д.) и в разное время (в конце самого мероприятия, на следующий день, через день-два после него, но не позднее). Оценивать результаты воспитательного мероприятия может учитель (в начальных классах), сами дети (в средних и старших) или специально избранное жюри, в состав которого могут входить как дети, воспитатели, так и приглашенные лица.

Содержательно этот этап решает три основные задачи: что получилось на славу и кого за это надо поблагодарить; что не удалось и почему (не переходя на личности) что надо учесть в будущем.

В работе воспитателя следствием каждого воспитательного мероприятия является:

• определение изменений, произошедших в каждом ученике, в том числе, и в детском сообществе в целом,

• определение педагогических проблем, требующих дальнейшего решения,

• прогнозирование путей дальнейшего воспитания школьников.

Анализ воспитательного мероприятия представляет собой развернутую, мотивированную его оценку с предложениями относительно возможного совершенствования воспитательного процесса.

В его основе лежат перечисленные выше составляющие воспитательного мероприятия, которые оцениваются с позиции их целесообразности, полноты, логичности, завершенности, содержательной насыщенности и методической грамотности. На каждом из этапов воспитательного мероприятия оценивается роль воспитателя и участие школьников.

Пишется анализ воспитательного мероприятия в произвольной форме в виде связного изложения, где отражаются следующие моменты.

1. Актуальность, обоснованность и своевременность рассмотрения темы. Ее соответствие возрастным особенностям и интересам детей. Степень участия воспитанников в подборе темы воспитательного мероприятия.

2. Целесообразность выбранной формы проведения ВМ, ее соответствие возрасту и возможностям детей и воспитательной среды.

3. Грамотность целеформулирования, конкретность и полнота поставленных целей, степень их достижения (недостижения), причины этого.

4. Качество оформления, методического обеспечения, использование наглядности.

5. Качество проведения подготовительной работы Наличие плана или программы подготовки воспитательного мероприятия. Охват детей подготовительной деятельностью. Конкретность и посильность поручений, их соответствие индивидуальным воспитательным целям. Контроль за исполнением.

6. Содержание воспитательного мероприятия, логичность построения сценария, связанность его составных частей. Содержательная и эмоциональная насыщенность ВМ.

7. Организация проведения воспитательного мероприятия. Своевременность, содержательность, эстетичность объявления. Подготовка помещения. Организационная четкость начала и конца воспитательного мероприятия, плавность переходов между его частями. Качество выполнения плановых (внеплановых) ролей.

8. Активность, самостоятельность, заинтересованность школьников и степень участия воспитателя в подготовке и проведении ВМ. Культура межличностных отношений участников на всех этапах подготовки и проведения ВМ.

9. Эстетика воспитательного мероприятия.

10. Качество подведения итогов ВМ.

11. Выводы, замечания, предложения. Достигнуты ли поставленные цели. Основные достоинства и недостатки ВМ, пути преодоления последних.

12. Общая оценка воспитательного мероприятия и рекомендации по совершенствованию воспитательного процесса.

3. Сравнение основных организационных форм обучения и воспитания представлено в таблице. С целью достижения целей педагогического процесса, благодаря своей специфике они дополняют друг друга, чем создают условия для получения детьми полноценного образования.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Кроме традиционной системы воспитания, реализуемой за счет проведения воспитательных мероприятий в дополнение к учебным занятиям, и отрабатываемой в каждой школе на своем уровне, в последние десятилетия приобрела популярность коммунарская система воспитания по Иванову. В ее основе лежат воспитательные идеи A.C. Макаренко, адаптированные И.П. Ивановым к условиям современного воспитания и обобщенные в виде методики коллективного творческого воспитания (КТВ). Воспитывающая деятельность взрослых и детей в ней происходит на уровне сотрудничества, сотворчества и содружества участников.

Базовой идеей методики является коллективная организация деятельности (КОД), состоящая из коллективного творческого планирования, организации и подведения итогов каждого дела. В соответствии с направлениями деятельности, формы воспитания в ней делятся на три группы:

1 творческое товарищеское обучение, реализуется за счет творческих занятий, коллективных поручений творческого характера, касающиеся обучения, и личных творческих поручений;

2 творческое товарищеское содружество, что происходит в виде коллективных творческих дел (КТД), коллективных творческих праздников (КТП), коллективных творческих игр (КТИ) и чередования творческих поручений (ЧТП);

3 творческое товарищеское общение во время повседневного взаимодействия воспитанников между собой, творческие встречи с интересными людьми и повседневное общение детей с взрослыми.

Среди перечисленного, что, конечно, интегрируется в процессе жизни детского коллектива, особое место занимает коллективное творческое дело. Методика его организации состоит из семи этапов.

 

Сравнительная таблица организационных форм обучения и воспитания
Урок Воспитательное мероприятие
Продолжительность
Четко регламентирован, начинается и заканчивается звонком, проводится по стабильному расписанию, главным образом в первой половине дня Определяется тематикой и формой проведения ВМ (лекция, рассказ, поход), проводится по плану воспитательной работы не чаще одного раза в неделю, главным образом во второй половине дня
Личностная нагрузка
Главным образом, интеллектуальная Главным образом, эмоционально-волевая
Место проведения
Классная комната Без ограничений
Присутствие детей
Обязательное Добровольное, по желанию
Целеполагание
1, 2, 3, 4 4, 3, 2, 1 4 и 3 цели – главные 1 и 2 - вспомогательные
Подготовительная работа
Проводится учителем вне видимости детей Проводится учащимися, имеет такое же значение, как и само воспитательное мероприятие (а иногда и большее) учитель - помогает
Проведение
Главная фигура - учитель Главные участники – дети учитель – наблюдает, регулирует при необходимости
Результативность
Усвоение учебного материала Формирование личности и ее социализация
Показывают оценки Показывает заинтересованность детей и их желание продолжать ВМ

 

1. Предварительная работа воспитателя, имеет целью:

• выявление воспитательных проблем, на решение которых следует направить коллективную деятельность (происходит в результате изучения детского сообщества);

• отбор конкретных дел (с вариантами), которые можно предложить детям для решения поставленных проблем.

1. Стартовая беседа, которая привлекает детей и ставит их перед выбором творческого дела. Это выход на «свой» микроколлектив, где можно поразмышлять о жизни, что нравится, а что – нет, чего хотелось бы, чего – нет.... В нужный момент, не навязывая своей позиции (когда в соседней школе..., в мои студенческие годы...), предложить несколько дел, отметив интересную перспективу (будет весело..., поможем..., испытаем себя...). Дети, как правило, подхватывают и продолжают этот перечень, выбирая наиболее подходящее для себя.

2. Коллективное планирование предусматривает:

• разветвление детского сообщества на микроколлективы, каждый из которых предложит свои идеи по выполнению дела. Во время обсуждения в группах каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, оценить другие, а все участники – прийти к согласию относительно общих предложений;

• предъявление и обсуждение предложений каждого микроколлектива на соревновательной основе. Главное здесь – внимательно выслушать и реально оценить каждое предложение и направить детский поиск на отбор лучших идей, которые лягут в основу плана проведения коллективного творческого дела;

выборы совета дела – руководящего органа подготовки и проведения творческого дела. В совет могут войти представители всех микроколлективов, один микроколлектив, предложивший наиболее интересные идеи, представители тех микроколлективов, которые были наиболее конструктивными при обсуждении и тому подобное. (Целесообразно периодически менять принцип создания совета дела). Воспитатель обязательно входит в состав совета, имея совещательный голос в нем.

• Создание советом программы или плана подготовки и проведения КТС.

Подготовительная работа

Со стороны совета дела:

• доведение составленного плана до сведения всех участников;

• распределение поручений между микроколлективами. Важно, чтобы они сочетали различные виды деятельности, были интересными и желанными группам, имели место для творческого исполнения (оригинальное музыкальное и художественное оформление, подготовка сюрпризов, секретность выполнения и т.д.);

· контроль за своевременностью и качеством выполнения поручений.

Позиция воспитателя: дойти до каждого ученика, стимулировать активность, поддерживать интерес, направлять усилия.

4. Проведение КТД – дело всего коллектива, которое происходит под четким руководством совета дела. Роль учителя состоит в том, чтобы в случае необходимости помочь, подбодрить, а когда надо, и осадить. Главное правило для него: не подменять собой своих питомцев. Даже когда они попали в трудную ситуацию, пусть попробуют выбраться сами. Если не удастся – не беда, разберутся, подводя итоги. Это их научит значительно лучше, чем любая помощь.

5. Подведение итогов решает три задачи: чего и благодаря кому достигли; что не удалось и почему (не переходя на персоналии) что учтем на будущее или возьмем в традицию. Позиция воспитателя на этом этапе КТД состоит в том, чтобы:

• обеспечить каждому возможность высказать свое мнение, что будет всеми выслушана и принята во внимание;

• обобщить детские высказывания;

• в случае необходимости внести целесообразные мотивированные коррективы.

Формы итогового обсуждения коллективного творческой дела могут быть различными – от беседы до огонька у костра (интервью, стенгазета, творческие рапорты, фотогазеты, обзоры, огоньки и т.д.). Часто они представляют собой не менее эффективное воспитательное мероприятие, чем творческая дело.

6. Последействие – обязательная составляющая коммунарской методики воспитания. Она обеспечивает преемственность в воспитании и непрерывное движение к совершенству, как каждого воспитанника, так и коллектива в целом. Ее смысл заключается в использовании наработанного положительного опыта в своей будущей деятельности и в деятельности других коллективов.

ТЕМА. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

1. Определение. Термин «коллектив» в переводе с греческого означает сборный и показывает самую высокую стадию добровольно организованного человеческого сообщества. В педагогической теории и практике детский коллектив несет существенную нагрузку. Он выступает как условие индивидуального развития ребенка, инструмент и субъект ее воспитания, как среда и способ социализации личности воспитанника, а также как объект воспитательного воздействия и цель воспитательной работы. Это говорит о том, что объединение детей в коллектив имеет большое значение в теории и практике воспитания.

Наиболее полную педагогическую теорию коллектива создал A.C. Макаренко. Ее жизнеспособность обусловлена тем, что она возникла в результате обобщения практической деятельности великого педагога.

Признаками коллектива являются:

1) наличие личностно и социально значимой цели, которую осознают все члены детского сообщества;

2) совместная общественно-полезная деятельность, направленная на достижение этой цели;

3) отношения взаимной зависимости, система подчинения и ответственности за себя и других;

4) психологический климат: чувство эмоционального комфорта, мажорный тон существования (живость, возвышенность, радость, удовольствие, неравнодушие и т.д.), соотнесение активности со сдержанностью (достоинство);

5) традиции, ритуалы, атрибуты, появляются во время жизнедеятельности детского коллектива, и лежат в основе преемственности его развития.

Если детское сообщество не соответствует перечисленным признакам, то оно не является коллективом, и воспитатель должен направить свои усилия на его создание.

2. Закон жизни коллектива заключается в его развитии, когда последнее прекращается, разрушаются связи, сплачивающие детей, то есть разрушается сам коллектив. Чтобы такого не произошло, нужно постоянное движение вперед, которое происходит благодаря реализации системы перспективных линий. A.C. Макаренко в работе по сплочению детского коллектива выделял три перспективы: ближнюю, среднюю и дальнюю. Ближняя перспектива (или завтрашняя радость) – это ежедневный путь к лучшему, желаемому, интересному, ведущему от личных достижений к коллективному успеху. Средняя перспектива – это цель, более отсроченная во времени, достичь которую можно только совместными усилиями. Таких ориентиров в год должно быть 2-3. Например, если в классе за первое полугодие не будет неуспевающих учеников, то на зимних каникулах мы поедем на экскурсию. Дальняя перспектива достигает большого времени и пространства. Она касается профессиональной и семейной (семейной) самореализации, судьбы школы, села, страны, земли, вселенной.

Идя ступенями перечисленных перспектив, дети учатся планировать свое настоящее и прогнозировать будущее. Очень важно, чтобы в этом походе не терялась ни одна из перспектив. Если ребенок не научится радоваться каждому дню, не будет счастлив, и не будет делать счастливыми других ежедневно, не прогнозировать будущего благополучия, он не реализует себя.

Перспективы не выдумываются, они рождаются как в реальных потребностях детей, так и в их мечтах. К сожалению, по результатам опроса, мечты большинства школьников сегодня не доходят дальше окончания школы. Они не видят себя в будущем, не задумываются над судьбой семьи, страны, вселенной, не создают планы будущего, достойного человека. В воспитательном плане это та ниша, заполнение которой даст новый толчок для активизации воспитательной работы и достижения ее результативности.

3. Этапы развития коллектива A.C. Макаренко определял по требованиям, которые выдвигаются детям. На первом этапе педагог предъявляет требования всем и каждому; на второмактиву, а активвсем и каждому, на третьемвсе (коллектив) предъявляют требования каждому, а каждыйвсем (коллективу), на четвертомкаждый сам предъявляет требования себе, то есть требования коллектива становятся его личными требованиями; пятый этап характеризуется связью коллектива как определенного единства с другими коллективами.

Используя метод моделирования, эти же этапы развития детского коллектива А.М. Лутошкин раскрыл в виде образов:

1) песчаная россыпь, когда связей между детьми еще нет, а вместе они держатся благодаря внешним воздействиям (как песок в ладонях);

2) мягкая глина, когда между воспитанниками появляются непрочные связи, которые можно легко изменить и даже разрушить;

3) мерцающий маяк – появление привлекательной, зовущей цели;

4) алый парус как символ движения для ее достижения;

5) горящий факел, когда коллектив, как определенное сплоченное единство, освещает дорогу другим и согревает всех своим теплом.

4. Пути развития детского коллектива определяются условиями и возможностями общения воспитателя с воспитанниками и воспитанников между собой; особенностями их взаимоотношений, стилем педагогического взаимодействия между участниками воспитательного процесса, их личностными качествами, индивидуальными характеристиками, опытом предыдущей работы и воспитания. С учетом ранее указанных моментов, таковыми могут быть: организация системы требований, воспитание актива, организация перспективных линий; формирование здорового общественного мнения; создание традиций, эмоционального климата, система взаимопомощи и тому подобное.

Следует отметить относительность такого распределения, поскольку идя каждым из указанных путей, обязательно реализуются и другие, то есть пути развития коллектива определяются доминирующей направленностью воспитательной работы, что не только не отрицает другие направления, но и интегрирует их как свои составляющие.

Подытоживая, целесообразно отметить, что развитие коллектива не мешает развитию личности, а наоборот, обеспечивает оптимальность этого процесса – с одной стороны, а с другой – именно благодаря развитию всех личностей развивается коллектив, представляющий собой их интегрированную совокупность. То есть, мы не видим противоречия в развитии личности и коллектива и считаем бессмысленным их противопоставление и поиски ответа на вопрос: что важнее в воспитательной работе, коллектив или личность. Это снова попытка противопоставить целое и его часть, что, конечно, приведет к разрушению обоих.

5. Характеристика классного коллектива представляет собой итоговый документ воспитательной работы, благодаря которому можно отследить ее динамику. Она составляется классным руководителем как следствие изучения учащихся класса (как в частности, так и вместе) с целью педагогического руководства развитием коллектива и личности. При написании характеристики каждый из пунктов в следующей схеме рассматривается с трех позиций: что есть (результат изучения, констатация), почему (выявление причинно-следственных связей, детерминация), что нужно сделать, чтобы усовершенствовать... (прогнозирование последующего развития).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: