ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА




Это еще одна воспитательная технология, которая пронизывает все современные личностно ориентированные технологии. Она является воплощением нового педагогического мышления, которое возникло в тридцатые годы XX века. Название этой технологии дано группой учителей-новаторов, которые обобщили передовой опыт советской и зарубежной школы.

Цель технологии: разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности личности, перестроить учебно-воспитательный процесс на основе гуманистических субъект-субъектных отношений между учителем и учениками.

Педагогика сотрудничества имеет следующие характеристики:

- общепедагогическая,

- гуманистическая,

- общеобразовательная,

- комплексная,

- гармоничная,

- гуманно-личностная.

Концептуальные положения:

- преобразование школы Знаний в школу Воспитания;

- помещение личности ученика в центр воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания;

- развитие творческих способностей ребенка;

- сохранение национальных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка сложной (тяжелой) цели.

Направления педагогики сотрудничества:

- дидактический активизирующий и развивающий комплекс (Шаталов – опорные сигналы, Занков – интеллектуальное развитие, Волков – развитие творчества, Эрдниев – крупные блоки);

- гуманно-личностный подход к ребенку;

- педагогизация среды (семья, окружение ученика).

Как одно из направлений педагогики сотрудничества рассмотрим гуманно-личностный подход, разработанный Ш. Амонашвили (технология «школа жизни»).

Цель:

- облагораживание души ребенка;

- развитие познавательных сил;

- обеспечение условий для расширения и углубления объема знаний и умений учащегося;

- самовоспитание детей.

Концептуальные положения:

1. Все названные выше.

2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

3. Ребенок – высшее творение природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.

4. Целостная психика ребенка включает три страсти: развитие, взросление, свободу.

Важнейшие умения и способности:

- познавательное чтение;

- письменно-речевая деятельность;

- лингвистическая чувствительность;

- математическая воображение;

- осмысление математических понятий;

- постижение прекрасного;

- планирование деятельности;

- смелость и выдержка;

- общение;

- иностранный язык;

-шахматы;

- духовная жизнь.

Методические приемы:

- гуманизм;

- индивидуальный подход;

- мастерство общения;

- атмосфера романтики;

- семейная педагогика;

- литературное творчество детей;

- оценки без выставления оценочных баллов, только качественная оценка и самооценка.

 

4. ТЕХНОЛОГИЯ «СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА» (авторА.С. Белкин)

Истоки этой технологии лежат в педагогической деятельности А.С. Макаренко, который разрабатывал идею «завтрашней радости», В. А. Сухомлинского, который создал «Школу радости».

Ситуация успеха – это субъективное психологическое состояние удовлетворения следствием физического или морального напряжения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок признает этот результат как успех. Возникает у субъекта после преодоления своей робости, неумения, незнания, психологического поражения и тому подобное.

Цель: создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы.

Концептуальная основа:

- успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека, придает ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности или даже отвращение к ней;

- успех в учебе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни, на выбор им профессии, на его социальный статус;

- успешность в обучении тесно связана с его гуманизацией и индивидуализацией.

Задача педагога – помочь личности ребенка вырасти в успехе, дать почувствовать радость от преодоления трудностей, понять, что зря в жизни ничего не дается – надо приложить усилия, и успех будет эквивалентным затраченным усилиям.

Реализация технологии «создание ситуации успеха» производит ценное человеческое качество – стойкость в борьбе с трудностями. Создание ситуации успеха носит искусственный характер, поскольку педагог на определенное время (в определенный момент) усиливает оценочный акцент на достойный труд ученика, при этом, не обращая внимания на недостатки. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Это результат продуманной и подготовленной стратегии и тактики учителя, семьи. Педагог понимает временный характер создаваемой ситуации, которая в дальнейшем корректируется. Когда ребенок поверит в свои силы, можно указывать на недостатки, постепенно их исправляя совместно и самостоятельно.

Педагогическая технология «создание ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости, использование приемов работы с различными категориями учащихся. Эти приемы – творчество воспитателя:

- «эмоциональное поглаживание» – улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;

- анонсирование – предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;

- «гадкий утенок» – создание возможностей для расцвета ребенка;

- «мышь в сметане» – вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;

- «лестница» – постепенное ведение питомца лестницей знаний, психологического самоопределения;

- «даю шанс» – подготовка педагогом ситуации, в которой ребенок раскрывает свои возможности;

- «умышленная ошибка» – активизация внимания учащихся и присущей им активной жизненной позиции.

Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой суггестивного воздействия через языковые средства педагогической техники, относиться к ребенку как к формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой, иметь психологическую компетентность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: